Миссионерская православная газета. 2006 г. № 9. Сентябрь.
№ 9, СЕНТЯБРЬ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ШЩЛРІЬ воскресных чтений 1.10.05 Неделя 16-я по Пятидесятнице Мф22,35-46 Величайшая заповедь 8.10.05 Неделя 17-я по Пятидесятнице Л к 5 ,1-11 Призвание первых учеников 15.10.05 Неделя 18-я по Пятидесятнице Лк 6, 31-36 О любви к врагам 22.10.05 Неделя 19-я по Пятидесятнице Лк 7 , 11-16 Воскрешение сына Наинской вдовы Идти к (вет^ Символ змеи не столь уж чужд современной нам культуре. Её изображе ние используют в качест ве своей эмблемы медики и представители других профессий, связанных со здравоохранением. Этот образ прохо дит сквозь тысячелетия: в древности её изображали рядом с ассирийской богиней любви и плодородия Иштар, её и сегодня можно видеть на маши нах скорой помощи и в аптеках. Это весьма парадоксальное живот ное! С одной стороны, оно символизирует собой жизнь и мудрость, а с другой стороны —силы смерти и хаоса. Змея спасаетжизнь! Змея приносит смерть! Эти два измерения взаимно дополняют друг дру га. Змея ползет по лону зем ли, легко сбрасывает старую шкуру и одевается в новую, а ее укус бывает смертелен для человека и животных. Когда Господь наш Иисус Христос говорит о змее, Его слушатели сразу же вспо минают хорошо известную всем страницу священной истории, когда в Синайской пустыне народу угрожала неминуемая смерть от укуса ядовитых змеев. Это нашес твие народ истолковал как наказание Божие за мно гочисленные грехи и преступления (Числ 21, 5). И вот народ просит Моисея умолить Бога о пощаде, что бы змеи отступили. Тогда Господь повелевает Моисею сделать змея из бронзы и вознести его на штандарте: «Если человека ужалит змея, он пос мотрит на медного змия и останется в живых». Эта история ничего об щего не имеет с магическими мани пуляциями, потому что еще задолго до Моисея змей был символом ис целения. Знак змеи, обвившей жезл, символизировал собой спасительное присутствие целителя и его заботу о недужном. Считалось, что недуг пе реходит на змея, благодаря чему для человека наступало исцеление. Итак, первое условие выздоровления —это доверие. Человек, ужаленный змея ми, должен смотреть на хоругвь, что шнгш от Иоанна, гл. III, стт. 14-21 14 И как М о и с ѳ й вознес змия в пустыне, так д о л ж н о вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий вНего, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную . 17 Ибо не послал Бог Сына Своего вмир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия . 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что д е л а их были злы ; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились д е л а его, потому что они злы , 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были д е л а его, потому что они в Боге соделаны бы за видимым образом медного змия устремиться мыслью к Единому Богу, единственному, дающему нам жизнь для того, чтобы продолжить путь в безжизненной пустыне. На совре менном языке это можно было бы назвать терапией взгляда. Обращая свой взор на священное изображе ние, человек соприкасается с Сущим! Сыну Человеческому тоже надлежит быть вознесену, как медному змию в пустыне, чтобы «всякий верующий в него имел жизнь вечную». Как и в пустыне, через этот взгляд веры и доверия человеку будет даровано ис целение. Чтобы спастись, надлежит устремить свой взор ко Христу на кресте, люди Божии спасутся, ког да «они узрят Того, кого распяли» (Ин 19, 37). Однако этот взгляд, уповающий на обетованное спасение во Христе, не ограничен исто рией медного змия. В Вос кресшем Христе каждый человек спасен и становит ся причастником жизни вечной. В Синайской пус тыне исцеление было лишь физическим; в Сыне Божи- ем совершается глубинное и полное исцеление. Взор, устремленный ко Христу, ничего общего не имеет с блаженным и отре шенным созерцанием. Он своей силой способен пе ременить всю жизнь! Тот, кто обращает свой взор ко Христу, воистину идет к свету, дабы в его делах про сияли сила Божия. Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО Отвечаем на • вопросы наших читателей ОТ НЕЧЕСТИВОГО ПРАВИТЕЛЯ к мамоне неправедной В одной притче (Лк 16,1-13) Господь расска зывает о богаче, который, как ни странно, превозносит своего управляющего, виновно го в растрате денег и в подлоге документов. При этом еще добавляется: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Зна чит ли это, что бывает «богоугодное» мо шенничество, например, когда надо выйти из затруднительного положения? Не возникает ли тут противоречия между заповедью, за прещающей обманывать, и необходимостью преступить нравственный закон ради физи ческого выживания? Филипп Копелев Нет, никогда и никакая цель не оп равдывает собой средства. И земная жизнь Спасителя является тому яр ким примером: Господь отказывается от помощи ангелов, от помощи апос тола Петра, обнажившего меч, и даже от защиты на суде, положенной Ему по закону. Он мог бы уберечь Себя от распятия, но Сын Божий решительно отказывается от посторонней помощи и кровопролития. Обратимся же еще раз к этой притче. Управляющий имением по доносу от странен от должности, потому что сво ей расточительностью он нанес урон своему патрону. В этот момент ему приходит в голову идея списать часть долгов с должников своего хозяина. Он решил: «Когда я останусь не у дел, они примут меня». В Евангелии при этом сказано: «И похвалил господин управителя неверного ...». Как тут не дивиться: «Вот, дескать, и Господь даже ставит всем в пример мошегіника». Или мы тут что-то не так поняли? Действительно, речь тут идет не о Боге. Эта притча не начинается словами: «Царство Божие подобно...... Господь рассказывает историю прос то из жизни, в которой хозяин хвалит своего управляющего за то, что тот в нужный момент сумел выпутаться из затруднительного положения. Господь не призывает учеников поступать не честно, но Он недоумевает, видя, на сколько мы бываем находчивы в своих земных делах и насколько мы бываем бездарны в делах Царствия. Если бы мы вкладывали столько же сил и энер гии в дела Божии! Об этой притче можно было бы на писать целую книгу. Ведь, например, не только управляющий нечестив, но и само дело управления чужим добром в те времена было нечистым. Чтобы заработать, ему официально разреша лось увеличить размер долга клиентов своего патрона. Однако здесь, умень шая долги, он уменьшает, прежде все го, свой собственный доход. Похвала хозяина потрясает нас своей бескорыс тностью, которая и наводит на мысль, что речь тут идет о самом Боге. В этой притче обыгрывается значе ние слов, созвучных со словом Мамона (однокоренным ему является, напри мер, знакомое всем слово «аминь»). Арамейское слово «мамона» означа ющее богатство и, как мы бы сказали, Отвечаем на вопросы наших читателей Здравствуй, редакц ия! Читаю вашу га зету, а т а кж е выпуск, в котором вы пи сали, что современных паломников охва тила мода на старцев и поэтому многие попадают к мошенникам и сектантам. Поэтому у меня к вам вопрос: а знаете вы, где живут живые современные стар цы и старицы, в каком городе, монасты ре, селе. А если не знаете, то хотя бы скажите, кто знает ответ на мой воп рос, к кому мне обратиться. Ваш ответ для меня очень нужен. Р. Б. Ирина Дорогая Ирина, в поиске духовного отца не следует расчитывать на то, что кто-то Вам даст адресную справку с указанием имени Вашего будущего наставника. Чтобы его найти, нужно просто начать искать, а это значит: —в своих духовных исканиях пре жде всего положиться на Господа и просить Его о помощи; —определить для себя, чего именно Вы ждете от человека, который ста нет Вашим" духовным отцом; — посещая православные монас тыри и храмы, прислушивайтесь к рассказам паломников и прихожан; внимательно присматривайтесь к священникам, их служению, их про поведям, советам, даваемым в лич ном общении; —когда Вы встретите священника, который отвечает Вашим ожидани ям, спросите, смог бы он оказывать Вам душепопечительную помощь; — если в течение определенного времени Вы поймете, что получа ете реальную, действительную по мощь от духовного общения с этим священником, обратитесь к нему с просьбой о духовном окормлении, рассказав ему о том, что Вы подразу меваете под этим; —всегда помните, что духовник —это не человек, который вместо Вас бе рет на себя ответственность за Вашу жизнь и Ваши поступки. Это более опытный спутник в нашем общем шествии ко Христу. обеспеченности. Но кто доверяет ма моне, отделяет себя от доверия Богу и дружеского участия людей. Мамона —это деньги, ставшие идо лом, который узурпировал господство над миром. Конечно, в глазах Бога поклонение деньгам выглядит омер зительным идолопоклонством. Деньги лукавы, обманчивы, они дают лишь иллюзорную стабильность. Но что есть подлинное богатство, которое никогда не обманет? В заключении притчи (стт. 9-13) Гос подь призывает служить неправедно нажитыми деньгами правому делу, по делиться с обездоленным. За это ждет награда «в вечных обителях». Речь здесь не идет о торгашестве («ты мне - я тебе»), а о решимости жить как сыны света, а не как сыны века сего. Почему деньги названы «непра ведными»? Потому что мамона легко оказывается хозяином человека, тогда как сам по себе он всего лишь слуга, и потому что счастье, которое они обе щают, всегда призрачно. Как бы то ни было, в один прекрасный день с ними придется расстаться навсегда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz