Миссионерская православная газета. 2006 г. № 9. Сентябрь.

№ 9, СЕНТЯБРЬ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ШЩЛРІЬ воскресных чтений 1.10.05 Неделя 16-я по Пятидесятнице Мф22,35-46 Величайшая заповедь 8.10.05 Неделя 17-я по Пятидесятнице Л к 5 ,1-11 Призвание первых учеников 15.10.05 Неделя 18-я по Пятидесятнице Лк 6, 31-36 О любви к врагам 22.10.05 Неделя 19-я по Пятидесятнице Лк 7 , 11-16 Воскрешение сына Наинской вдовы Идти к (вет^ Символ змеи не столь уж чужд современной нам культуре. Её изображе­ ние используют в качест­ ве своей эмблемы медики и представители других профессий, связанных со здравоохранением. Этот образ прохо­ дит сквозь тысячелетия: в древности её изображали рядом с ассирийской богиней любви и плодородия Иштар, её и сегодня можно видеть на маши­ нах скорой помощи и в аптеках. Это весьма парадоксальное живот­ ное! С одной стороны, оно символизирует собой жизнь и мудрость, а с другой стороны —силы смерти и хаоса. Змея спасаетжизнь! Змея приносит смерть! Эти два измерения взаимно дополняют друг дру­ га. Змея ползет по лону зем­ ли, легко сбрасывает старую шкуру и одевается в новую, а ее укус бывает смертелен для человека и животных. Когда Господь наш Иисус Христос говорит о змее, Его слушатели сразу же вспо­ минают хорошо известную всем страницу священной истории, когда в Синайской пустыне народу угрожала неминуемая смерть от укуса ядовитых змеев. Это нашес­ твие народ истолковал как наказание Божие за мно­ гочисленные грехи и преступления (Числ 21, 5). И вот народ просит Моисея умолить Бога о пощаде, что­ бы змеи отступили. Тогда Господь повелевает Моисею сделать змея из бронзы и вознести его на штандарте: «Если человека ужалит змея, он пос­ мотрит на медного змия и останется в живых». Эта история ничего об­ щего не имеет с магическими мани­ пуляциями, потому что еще задолго до Моисея змей был символом ис­ целения. Знак змеи, обвившей жезл, символизировал собой спасительное присутствие целителя и его заботу о недужном. Считалось, что недуг пе­ реходит на змея, благодаря чему для человека наступало исцеление. Итак, первое условие выздоровления —это доверие. Человек, ужаленный змея­ ми, должен смотреть на хоругвь, что­ шнгш от Иоанна, гл. III, стт. 14-21 14 И как М о и с ѳ й вознес змия в пустыне, так д о л ж н о вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий вНего, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную . 17 Ибо не послал Бог Сына Своего вмир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия . 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что д е л а их были злы ; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились д е л а его, потому что они злы , 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были д е л а его, потому что они в Боге соделаны бы за видимым образом медного змия устремиться мыслью к Единому Богу, единственному, дающему нам жизнь для того, чтобы продолжить путь в безжизненной пустыне. На совре­ менном языке это можно было бы назвать терапией взгляда. Обращая свой взор на священное изображе­ ние, человек соприкасается с Сущим! Сыну Человеческому тоже надлежит быть вознесену, как медному змию в пустыне, чтобы «всякий верующий в него имел жизнь вечную». Как и в пустыне, через этот взгляд веры и доверия человеку будет даровано ис­ целение. Чтобы спастись, надлежит устремить свой взор ко Христу на кресте, люди Божии спасутся, ког­ да «они узрят Того, кого распяли» (Ин 19, 37). Однако этот взгляд, уповающий на обетованное спасение во Христе, не ограничен исто­ рией медного змия. В Вос­ кресшем Христе каждый человек спасен и становит­ ся причастником жизни вечной. В Синайской пус­ тыне исцеление было лишь физическим; в Сыне Божи- ем совершается глубинное и полное исцеление. Взор, устремленный ко Христу, ничего общего не имеет с блаженным и отре­ шенным созерцанием. Он своей силой способен пе­ ременить всю жизнь! Тот, кто обращает свой взор ко Христу, воистину идет к свету, дабы в его делах про­ сияли сила Божия. Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО Отвечаем на • вопросы наших читателей ОТ НЕЧЕСТИВОГО ПРАВИТЕЛЯ к мамоне неправедной В одной притче (Лк 16,1-13) Господь расска­ зывает о богаче, который, как ни странно, превозносит своего управляющего, виновно­ го в растрате денег и в подлоге документов. При этом еще добавляется: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Зна­ чит ли это, что бывает «богоугодное» мо­ шенничество, например, когда надо выйти из затруднительного положения? Не возникает ли тут противоречия между заповедью, за­ прещающей обманывать, и необходимостью преступить нравственный закон ради физи­ ческого выживания? Филипп Копелев Нет, никогда и никакая цель не оп­ равдывает собой средства. И земная жизнь Спасителя является тому яр­ ким примером: Господь отказывается от помощи ангелов, от помощи апос­ тола Петра, обнажившего меч, и даже от защиты на суде, положенной Ему по закону. Он мог бы уберечь Себя от распятия, но Сын Божий решительно отказывается от посторонней помощи и кровопролития. Обратимся же еще раз к этой притче. Управляющий имением по доносу от­ странен от должности, потому что сво­ ей расточительностью он нанес урон своему патрону. В этот момент ему приходит в голову идея списать часть долгов с должников своего хозяина. Он решил: «Когда я останусь не у дел, они примут меня». В Евангелии при этом сказано: «И похвалил господин управителя неверного ...». Как тут не дивиться: «Вот, дескать, и Господь даже ставит всем в пример мошегіника». Или мы тут что-то не так поняли? Действительно, речь тут идет не о Боге. Эта притча не начинается словами: «Царство Божие подобно...... Господь рассказывает историю прос­ то из жизни, в которой хозяин хвалит своего управляющего за то, что тот в нужный момент сумел выпутаться из затруднительного положения. Господь не призывает учеников поступать не­ честно, но Он недоумевает, видя, на­ сколько мы бываем находчивы в своих земных делах и насколько мы бываем бездарны в делах Царствия. Если бы мы вкладывали столько же сил и энер­ гии в дела Божии! Об этой притче можно было бы на­ писать целую книгу. Ведь, например, не только управляющий нечестив, но и само дело управления чужим добром в те времена было нечистым. Чтобы заработать, ему официально разреша­ лось увеличить размер долга клиентов своего патрона. Однако здесь, умень­ шая долги, он уменьшает, прежде все­ го, свой собственный доход. Похвала хозяина потрясает нас своей бескорыс­ тностью, которая и наводит на мысль, что речь тут идет о самом Боге. В этой притче обыгрывается значе­ ние слов, созвучных со словом Мамона (однокоренным ему является, напри­ мер, знакомое всем слово «аминь»). Арамейское слово «мамона» означа­ ющее богатство и, как мы бы сказали, Отвечаем на вопросы наших читателей Здравствуй, редакц ия! Читаю вашу га­ зету, а т а кж е выпуск, в котором вы пи­ сали, что современных паломников охва­ тила мода на старцев и поэтому многие попадают к мошенникам и сектантам. Поэтому у меня к вам вопрос: а знаете вы, где живут живые современные стар­ цы и старицы, в каком городе, монасты­ ре, селе. А если не знаете, то хотя бы скажите, кто знает ответ на мой воп­ рос, к кому мне обратиться. Ваш ответ для меня очень нужен. Р. Б. Ирина Дорогая Ирина, в поиске духовного отца не следует расчитывать на то, что кто-то Вам даст адресную справку с указанием имени Вашего будущего наставника. Чтобы его найти, нужно просто начать искать, а это значит: —в своих духовных исканиях пре­ жде всего положиться на Господа и просить Его о помощи; —определить для себя, чего именно Вы ждете от человека, который ста­ нет Вашим" духовным отцом; — посещая православные монас­ тыри и храмы, прислушивайтесь к рассказам паломников и прихожан; внимательно присматривайтесь к священникам, их служению, их про­ поведям, советам, даваемым в лич­ ном общении; —когда Вы встретите священника, который отвечает Вашим ожидани­ ям, спросите, смог бы он оказывать Вам душепопечительную помощь; — если в течение определенного времени Вы поймете, что получа­ ете реальную, действительную по­ мощь от духовного общения с этим священником, обратитесь к нему с просьбой о духовном окормлении, рассказав ему о том, что Вы подразу­ меваете под этим; —всегда помните, что духовник —это не человек, который вместо Вас бе­ рет на себя ответственность за Вашу жизнь и Ваши поступки. Это более опытный спутник в нашем общем шествии ко Христу. обеспеченности. Но кто доверяет ма­ моне, отделяет себя от доверия Богу и дружеского участия людей. Мамона —это деньги, ставшие идо­ лом, который узурпировал господство над миром. Конечно, в глазах Бога поклонение деньгам выглядит омер­ зительным идолопоклонством. Деньги лукавы, обманчивы, они дают лишь иллюзорную стабильность. Но что есть подлинное богатство, которое никогда не обманет? В заключении притчи (стт. 9-13) Гос­ подь призывает служить неправедно нажитыми деньгами правому делу, по­ делиться с обездоленным. За это ждет награда «в вечных обителях». Речь здесь не идет о торгашестве («ты мне - я тебе»), а о решимости жить как сыны света, а не как сыны века сего. Почему деньги названы «непра­ ведными»? Потому что мамона легко оказывается хозяином человека, тогда как сам по себе он всего лишь слуга, и потому что счастье, которое они обе­ щают, всегда призрачно. Как бы то ни было, в один прекрасный день с ними придется расстаться навсегда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz