Миссионерская православная газета. 2006 г. № 9. Сентябрь.

к 480-летию принятия Христианства вКандалакшской волосги Крест над горой Крестовой 3 0 августа в К а н д а л а кш е прошла региональная богословская историко­ краеведческая онференция - Первые Феодоритовские чтения, - посвященная памяти прп. Феодорита, просветителя Кольского, и 480-летию принятия христианства в Кандалакшской волости К онф е р ен ц и я как бы со сто­ яла из двух частей: п р ак ти ч ес­ кой и теоретической. В 9 утра была с о в е рш е ­ на Божественная Литургия в церкви Рождества И о ан н а Предтечи, затем пр ав ящим архиереем Мурман ской е п а р ­ хии А рхи епи скопом С и м о ­ ном был отслужен молебен с осв ящ ени ем иконы «П р еп о ­ добный Ф е одори т — про св е­ титель Кол ь ский , основатель Кандалакши» с благослове­ нием ее в этот храм. А в 13.00 в городском куль­ турном центре «Нива» Высо- к опр е о с в ящ ен н е йш и й вл а­ ды к а Симон начал вторую, теоретическую , часть к о н ф е ­ ренции . Б л а гочинный Тер­ ского округа, председатель епархиальной ко ми ссии по к ан они за ц и и святых и е р о ­ монах Ми троф ан (Ба д анин ) открыл фотовыставку и вы ­ Влшд лепта в строительство хрлмл ступил с докладом «Вели­ кие просветители Кольского Севера — пр епод обны е Ф е ­ одорит Кол ь ский и Трифон Печенгский . О пы т п р ав о ­ славной ми ссии XVI века». Д ал ее бы л а п р ед ст ав л е­ на первая кни га из серии «Ко л ь ский патерик» —«Ж и ­ тие п р еп о д о бн о г о Ф е о д о р и ­ та, п ро св ети т ел я Кольского» и е р ом о н а х а М и т р оф а н а (Ба - д а н и н а ). А в середине сен тября на вершин е горы Крестовой был установлен пятим етровый п ам я тны й крест, ко торый т е ­ перь виднеется издали при въезде в Кандалакшу. «Канд ал акше н еобходимо вернуть и сторию , — считает Дми тр и й Лоскутов, рук о в о ­ дитель к ан д ал акш ск о й и н и ­ ци ат и вн ой группы по п р о в е ­ д е н ию Феодори т о вски х чте­ ний. —И вот Господь устроил так, что на Крестовой вновь установлен крест Христов, который был здесь осв ящ ен 480 л ет назад (как об этом с о ­ общается в офи ц и а л ь н ом справочном и зд ании для м о ­ реплавателей «Лоция Белого моря» 1913 года)». Виталий СЕКРИЕРУ, секретарь Союза журналистов России Первые Феодоритовские чтении Итоговый документ научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Феодоритовские чтения » Обращение участников Чтений к жителям города Кандалакши, Кандалакшского района и всего Кольского края Д о р о г и е земляки! Друзья — к ан д а л а кш ан е и жи тели К ол ь ск о г о края! В этом году и с п о л н я е т ­ ся 480 л е т со д н я о с н о в а н и я К а н д а л а кш с к о й волости , со д н я р ож д ен и я города К а н ­ д а л а кш и . В 1526 году в е л и ­ к ий п ро св ети т ел ь С е в е р н о ­ го Края, п р еп о д о б ны й Ф е ­ о до ри т К о л ь с к и й п о ст рои л н а берегу р еки Ни вы первую пр ав о сл ав н ую церковь, о с ­ вятив ее в честь Рождества И о а н н а Предтечи . Тогда же им были о б р ащ ены в П р а ­ в о с л авн ую веру и к р ещ ены л о п а р и - я зы ч е с к о е н а с е л е ­ н и е этих мест. До сти гну то е е д ин ст в о веры п о зв оли ло русским п о с е л ен ц ам н а л а ­ д и т ь д о б р о с о с е д с к и е о т н о ­ ш ен и я с к р ещ еным л о п а р ­ с ким народом , и т а ким о б ­ разом было п о л ож е н о о с ­ н о в а н и е п ер в ому русскому п о с е л е н ию и, с л е до в ате л ь ­ но, ны н еш н ем у городу К а н ­ д а л а кш е . Н е с к о л ь к о позже, в 1548 году, п р еп о д о б ны й Ф е ­ о до ри т о сн о вы в а е т на другом берегу р еки Н и вы , «на н а в о ­ локе», муж ск ой Рождества- Б о го р о д и чны й (Кокуев) м о ­ н ас тыр ь и в о згл ав ляет его к ак настоятель. Этот м о н а с ты р ь н адол го с т ано ви т ся ц ен тром п ро св е ти т е л ь с к ой и х о з я й с ­ т в е н н о й жи з н и К а н д а л а кш с ­ кого края. Н есмо т р я н а то, что п р о ­ с в ети т ел ь ск ая д е я те л ьно с ть п р еп о д о б н о г о Ф е о д о р и т а б ы ­ л а н е о бы ч а й н о м асш т а б н ой , к а к го в о ри л о сь в о дн ом л о ­ п ар с ком п р е д ан и и , «Ф е о д о ­ ри т русский ш и р о к о ходит», он всей душ о й был п р и в я з ан и м е н н о к К а н д а л а кш с к им зем л ям , к Кокуеву м о н а с т ы ­ рю. Ж и т е л и э то го кр ая, рус­ с к и е и и н о с т р а н цы , п р и х о д и ­ ли к Ко л ь с к ом у старцу в К а н ­ д а л а кш у за мудрым советом , н а духовную беседу, п р и б е г а ­ л и к его автори тету в с п о рны х вопро с ах и ж и з н и , и истории . Не сл у ч айн о п р еп о д о бны й Ф е о д о р и т в в о с п ом и н а н и я х с о в р ем е н н и к о в уп ом и н а е т с я не ин ач е, к а к «русский ф и ­ л о с о ф Ф е о д о р из К а н д а л а к ­ ши». Д о к о н ц а своей дол гой , д е в я н о с т о л е т н ей ж и з н и п р е ­ п о д о б ны й Ф е о д о р и т духовно о к о рм л я л К а н д а л а кш с к и й и П е ч е н г с к и й м о н а с ты р и , н е ­ у с т анн о за бо ти л с я о к р ещ е ­ н ом им л о п а р с к ом н арод е, о п р о с в ещ е н и и края. ..dčMS. Образ прп. Феодорита просветителя Кольского, основателя города Кандалакша. Икона написана тщанием Успенского прихода с. Варзуга в Кандалакшский храм Рождества Иоанна Предтечи к 480-летию основания г. Кандалакши и к открытию первых Феодоритовских чтений 1 7 /3 0 августа 2006 от P. X Т аким обр а зом , мы видим , что и стория города К а н д а л а к ­ ши не т о л ь к о уходит св оими к о р н ям и в ср е дни е века, но и имеет св оим о т ц ом -о с н о в а т е - л ем в е ли ко го русско го с в я т о ­ го XVI века, п ро св ети теля с е ­ в е р ных н ар о д о в — п р еп о д о б ­ н о го Ф е о д о р и т а Кольско го. И с т о ри я К а н д а л а кш с к и х земель — это и ст ори я с т о й ­ к ости , мужества и веры русс­ ко го н арод а, к о то ры е давали си лы н аш им п р ед к ам з а к р е ­ пи ть ся и вы с то ят ь на этих су ­ ровых берегах. Н е о д н о к р а т н о К а н д а л а кш с к а я волость и м о ­ н а с ты р ь на реке Ниве п о д в е р ­ г али сь же с т о ким р азо р ен и ям . Земля К а н д а л а кш с к а я о б и л ь ­ но п о л и та к ро в ью тех м уж ес­ т в ен ны х первых посе л енц е в, что п о л ожи л и с в ои души за хри с т и ан с к ую веру и р о с с и й ­ скую державу. Но русские люди удержались н а этой земле и, более того, породили удивительную о б ­ щ н о ст ь и сф о рмир о в а л и о с о ­ бое братство мореплавателей. Это было братство поморов, людей , для ко торых еж едн ев­ ная смер тельная оп асно сть в о с п ри н им а л а с ь как норма жи зни . Здесь, на северных б е ­ регах Св ятой Руси, в о с п и т а ­ л ась особ ая г ен ерация п р а в о ­ сл авных христиан , которые были сп о с о бны с самого м ал о ­ летства, д е н ь за дн ем , д о в е р ­ чиво и буднично вручать ж и з ­ ни свои в руки Божьи. Им е н н о здесь всем сердцем постига­ л ас ь мудрость пом ор ск ой п о ­ говорки: «Кто в море не хажи ­ вал, тот Богу не маливался». О п и с а н и я м о р ск о го пути (ло ции поморо в) н е и зм е н н о н ач и н а л и с ь м оли твой ко Все­ вышн ему : «Все упо вани е на Тебя, Господи, возлагаем...». Также и само п р и г о то в л ени е к п л а в ан ию п ом о р а н а ч и н а л о с ь с у к л а ды в а н и я в карбас под т р а н е ц чи с той белой рубахи - «на смерть». Такое п о н и м а н и е бы с т р о ­ т е чн о с ти ч е л о в е ч е с к о й ж и з ­ ни и вн у т р е н н я я го то вно с ть уже с е г одн я п ред стать перед Господом и дать ответ за все п р ожи т о е во с п и ты в а л и уди- в и -т е л ь н о вы с о к и е н р а в с ­ т в е н ны е к ач ества поморов. С р ан н е г о детства ф о р м и р о ­ в а ли сь о т л и ч и т е л ь ны е черты п ом о р с к о г о характера: ч е ст­ ность, п р ям о т а , в е рно сть с л о ­ ву, в з а им о вы -р у ч к а , м уж ес т­ во. Н е в е р о я т н о е х л а д н о к р о ­ вие и с т о й к о с т ь п ом о р а перед л и ц о м см е р т е л ь н ой о п а с ­ н ости н е и з м е н н о восхищали к аждого, кто побывал в этих краях. Все это дает нам о с н о ­ в ани е за я ви ть , что аб солю т н о н е в о зм ож н о , чтобы п о том ки т а к о г о н арод а не им ели д о ­ ст о й н о г о будущего, не у в аж а­ ли св ою и с т о р ию , не хр анили веру предков. В н а с т о ящ е е время ж и з н ь в К а н д а л а кш е о с ущ е с т в л я е т ­ ся, может быть, гораздо о б о с ­ т р е н н е е , чем в других р е г и о ­ нах. Н аряду с р а с п р о с т р а н е ­ н и ем п ь я н с т в а и н а р к о м а н и и , н а р а с т ан и ем к р и м и н о г е н н о й си т у ац и и а к т и в и з и р о в а л а с ь д е я т е л ь н о с т ь р а з ли ч н о г о р о ­ д а сект. Но мы знаем : чем я в с ­ т в ен н е е с в я ты н я , тем н е и с т о ­ вее и а к т и в н е й про я в л я е тс я в этом месте зло. Зачастую мы п р и вы к л и упо ва ть т о л ь к о н а с о б с т в е н ­ ны е силы , даже в тех случаях, ко гд а мы всего острее н уж д а ­ ем ся и м е н н о в п о м ощ и Б ожи - ей. Б о л ьш о е дело , что в К а н ­ д а л а кш е п о ст ро ен храм. Во с ­ требуйте его, п риб е г ай те к св я ты н е . Не стыди т ес ь п о к а ­ я н и я , не с тыди т ес ь п о с ещ а т ь ц ерковь . Не м н е н и я других лю д е й здесь н ужн о с т р аш и т ь ­ ся, а греха - его у м е рщ в л яю ­ щ ей г и б е л ь н ой силы . Им е ем ведь мы п р им е р б л а ­ гоч е сти я не т о л ь к о в в е ликом с в я том Ф е о д о ри т е Ко л ь с к ом , но и н аш и пр е д к и под аю т нам т а к о й п рим е р . Не о п о р о ч им же их п ам я ть , не и ст р ебим их св етлых н ад ежд на нас, н а бу ­ дущее п о к о л е н и е . Обращение единогласно принято участ никам и Первых Ф еодоритовских чтений 3 0 август а 2006 года На сопке в р айон е дом а 17 по ул. Кооп е р ат и вн ой р а з в о р а ч и ­ ваются работы по во звед ению Мурм ан с ко го подворья Т р иф о ­ нов Печенгского монастыря, которое станет одним из главных очагов духовной жи з н и мурманчан. Приглашаем наших читателей внести свою лепту в в о з­ ведение новой святыни . С т р о ящ и й с я храм о д н о в р ем ен ­ но станет и архитектурной жемч ужин ой столицы З а п о л я ­ рья. П о с т ро енный из бревен, он будет достигать в вы с о ­ ту 30 метров и издалека будет виден при въезде в Мурманск. Новый храм станет своеобразной ви зи т ной к ар точкой города. Средства на строительство подворья м ож ­ но п еречислить на р асчетный счет обители, а ж е л ающи е потрудить­ ся во славу Б ож ию могут о б р а ­ щаться л и ч н о к и е р о д и а к о н у Геннадию (Чудневичу ) по тел.: 8 -911 -329 -77-34 Банковские реквизиты : Православная религиоз­ ная организация Трифонов Печенгский мужской епархи­ альный монастырь М урманс­ кой и Мончегорской Епар­ хии Русской Православной Церкви, р /сч. 4 07 0 38 1 0 14 1 06 0 00 0 00 5 ИНН 5109700419 КПП 51090100 Мурманское 0СБ 8627 г. Мурманск БИК 044 7 05 6 1 5 К /с 3 01 0 18 1 0 30 0 00 0 00 0 61 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz