Миссионерская православная газета. 2006 г. № 9. Сентябрь.

№ 9, СЕНТЯБРЬ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Р а з м ы ш л е н и я Бунин и Адвентисты Седьмого Дня Монахиня Васса (Васильева) Какая связь между в е л и к и м русским писателем И в а н о м Але ксеевичем Б у н и н ы м , носителем веры правосла вной , и Адвентистами С е д ь м о г о Д н я ? Д а ни к а к о й с в я з и , к р о м е той, что газета «Скрытое со к р о в ище » наряду со своими рели ги о зными материалами поместила о нем б и о г р афи ч е с к ую заметку Не будем осуждать ад вен ­ тистов за то, что они имеют потребность в великом. Н а ­ ряду с Буниным множество великих людей России че р ­ пали вдохновени е,силы и та­ лан т души именно в вере п ра­ вославной. У Адвентистов Седьмого Д н я такого уровня личностей пока не рожда­ лось. По крайней мере, они неизвестны широкому кругу. Сожалею, что православ­ ные публикации о р азлично­ го рода сектах носят в о сн о в ­ ном уничижительный, враж­ дебный характер. И в самом этом уже есть нечто н еправо ­ славное, потому что в той или иной мере они обидны для людей, исповедующих иные взгляды. Именн о взгляды, потому что православие и с­ поведает не взгляды, а И с ­ тину. Но если от Истины о т­ щипнуть кусочек-другой и приложить к ней нечто иной природы, то она уже И ст и ­ ной являться не будет. К с о ­ жалению, таково уж свойство людей, что они в поисках Б о ­ га проводят с Истиной такого рода эк сперименты , усваивая себе ее уже «надкусанную» и измененную. Слаба человеческая п ри ­ рода. Особенно слаба он а п е ­ ред Словом Божиим. Не умея и не желая вместить Его, не признавая своей пока еще неумелости и неспособности постичь нечто превышающее пока свою новоначальную и незрелую душу, мы чаще п ы ­ таемся усечь Истину до узос­ ти нашей души, чем, поднату­ жившись, дотянуться до нее. Разве с этим мы сталкива­ емся только в сектах? Разве это явление не распростра­ нено и у нас, в православной среде? Ведь наши же святые предупреждали об этом я вл е­ нии, об опасности, которую таит в себе «собственное» понимание Слова Божьего. Разнообразие сект и ересей - вот результат эк сп е р им ен ­ тов с Истиной. Борясь за нее друг с другом, мы все более и более ее теряем. Р азобще­ ние людей, сеяние вражды и непримиримости под видом «борьбы за истину» — разве не диавольская это цель? Нас с сектантами различа­ ет только то, что они пок а не п оним аю т и не р ас к аивают­ ся в т ом ,ч т о Истину не вмес­ тили. Мы же, не вмещая ее во всей полноте (хотя П р а в о ­ славная Церковь ее во всей полноте вмещала, вмещает и будет вмещать до с к он ч ани я дн ей ), хотя бы р ас к аи в а ем ­ ся в этом, в своей н емощи , в узости души. И это с п а с и ­ тельное рас к аяни е п р и н и ­ мается Богом, р асши р яет и укрепляет нас. Им е н н о п о ­ ним ан и е соб ственной н ед о ­ статочности и ущербности в ср а вн ении с Полно той Х р и с ­ та открывает нам спа си т ел ь ­ ную дорогу и заставляет идти к Нему. Посмо трим на себя и, уви ­ дев соб ственное недосто- инство даже называться- то прав осл авными (потому что прав осл авный тот, кто и жи зн ь свою не то, что з а д р у ­ га, а и за врага положи ть го­ тов), будем сни сходи тель­ ны к н ашим по тенци альным братьям и сестрам, которые ищут Бога, пусть пок а еще и не в той стороне. Бл аж енный Августин, отец С е р афим (Роуз) и дру ­ гие п о д в ижни ки , к а к с в я ты е , так и не просл авл енные Ц ер ­ ковью, не сразу и не вдруг приходили к православию . Полагал Господь на их пути поначалу и другие тропы . И, при знавая свое п ерв он ач аль ­ ное заблуждение, о н и все-та- ки не отрицали тех полезных зерен, которые находили на замусоренных за блужд ения­ ми гумнах иных фи л о с оф и й , религий и ересей. Пои ск И с ­ тины , к ак замечательно вы ­ разился по этому поводу отец С е р афим , среди иных ф и л о ­ соф и й и религий ведется как бы в гори зонтальной п л о с­ кости и только после об р е ­ тения себя в православии н а ­ чинается подъем че ловечес­ кой души по вертикали. Что касается богословских споро в и борьбы за чи с то ­ ту в е р ы ,т о Господь собирает для этого Вселенские соборы и поручает дело сие мудрым и п ро св ещ енным мужам. Или и упование на Бога мы тоже потеряли? Закончи ть эту статью хо­ чется строками из когда-то услышанной песни: «Не погуби, пощади, пожалей, возлюби человек человека. И простит ся тебе на земле, И воздаст ся вр агу ...» Думается, Иван Алексее­ вич Бунин с этими строками то же бы согласился. 1 сентября на праздник первоклассников, кото­ рый проходил у стен Дворца культуры Ленинс­ кого административного округа, пришел поздра­ вить ребят и родителей с началом учебного года Высокопреосвященнейший Архиепископ Симон. Первоклассников встретили герои театрализо­ ванного представления - Азбука и Буратино, для детей и родителей силами детских творческих коллективов Дворца Культуры была подготов­ лена концертная программа, Владыка поприветс­ твовал младших школьников и родителей, вру­ чил памятные подарки. Всем участникам празд­ ника особенно запомнились чай и каша, приго­ товленные тут же, на полевой кухне, координа­ тором епархиальной программы «Дети Кольской Земли» В. И. Недзельским. ТОЧКА ЗРЕНИЯ К вопросу о введении Основ православной культуры Светское образование - не атеистическое образование Павел Котляренко С е н т я б р ь—начало нового учеб­ ного года. В некоторых обл а с­ тях России в школах в качестве обязательного введен предмет «Основы православной культу­ ры». Мно гие представители го­ сударственной власти, ч и н о в ­ ники от образования, педагоги школ и тем более православная общественность поддержали это н ачинание. Но п о - п р еж н е ­ му раздаются голоса п р о т и в ни ­ ков. Так, один из руководите­ лей образования Мурманской области заявил, что «Основы православной культуры» н и ­ когда не будут преподаваться в школах области, так к ак это про тиворечит светскому ха­ рактеру ро ссий ской школы . В истории об р а зо в а н и я в ы ­ де л яютс я три ти п а школ , о т л и ­ чающих ся св оим о т н ош е н и ем к р е л и г и и : р ел и г и о зн а я , а т еи с ­ ти ч ес к а я и светская. Р ел и г и о з­ ные школы п о я в и л и с ь в д а л е ­ кой др е вн о с ти и сохраняются до сих пор. Они существовали при храмах, в которых жрецы з а н им а ли с ь не т ол ь ко р е л и г и ­ о зн о й деяте л ьно с тью , но и в е ­ ли н аучно -исследователь скую работу, а н а к о п л е н ны е зн а н и я пер е д а ва ли с ь через шко л ь н о е о б р а зо в ани е новым п о к о л е н и ­ ям. Мож н о сказать, что школ а и наука в о зни к ли в недрах р е ­ л и гии . Первы е ев ро п ей с ки е уни верси теты в о зни к л и в с т е ­ нах ф р а н ц у зс к и х м он астырей и и зн а ч а ль н о готовили б о г о ­ словов. Духовен ств о я в л яло с ь э ли той общества, с о х р а н я ­ ющей культурные ц енн о с ти ци в и л и зации . Н ач альное о б ­ разовани е осущ е ствл яло сь в семье. Здесь с т арши е п о к о л е ­ ния передавали молодежи не толь ко свой п р оф е с с и о н а л ь ­ ный опыт, но и р ели ги о зны е традиции . Ж и з н ь без религии была н емы с л им а на п р о т яж е ­ нии многих ты сяч лет. Р е л и г и ­ о зны е н ормы опр ед ел яли по в ­ се дн евное поведени е людей. По ка зат ел ьн а судьба а н т и ч н о ­ го ф и л о с оф а Сократа. Первое д ем о кр а ти ч е ск о е государство в и ст ории —Афи ны — п ри г о ­ ворило мудреца к смер ти за то, что он не чтил богов, ко торых почитает город, и развращал юношество . Д е л о в том , что Сократ, у тв ержд авший , что и стин а всегда одна, п риш ел к выводу, что и Бо г — один. Когда варвары разруши ­ л и античную цивили зацию , им енно религиозная школа сохранила культуру погрузив­ шейся в дикость Европы . По ­ добное прои зошло и в России в п ериод монголо-татарского ига. Религиозная школ а сто ­ л ет и ями готовила обр а зо в ан ­ н ейших людей своего времени, элиту общества. Педагогика нашего времени уходит своими к орн ями в христианскую педа­ гогику. Образцом у ч и т е л я ,в о с ­ питателя и методиста является Иисус Христос. Как учитель Он обладал глубокими з н а н и ­ ями , которые выражал в самой доступной для д а н н ой аудито­ рии форме. Он четко улавливал уровень подготовки слушате­ лей и объем даваемых Им з н а ­ ний был таким , к аким они мог­ ли впитать. Как воспитатель Он показал пример безгранич­ ной любви и заботы к людям. Вспомним хотя бы Его о т н о ­ шение к падшей женщине. О силе евангельской педагогики говорит масштабность р аспро ­ странения христианства в ус­ ловиях жесточайших гонений на первых христиан. Религио зное образование помогало многим великим ученым быстрее о р и ен т и р о ­ ваться в ситуации , когда новые открытия разрушали устояв­ шуюся кар тину мира. Н а п р и ­ мер, в еличайший ученый И с а ­ ак Ньютон был крупным б о ­ гословом, Альберт Эйнш тейн утверждал, что нев о зможно представить н астоящего уче­ ного без глубокой веры. Атеистическая школа вос­ питала в н аш ей стране тех, ко­ му сейчас за тридцать. Главный упор в ней делался на идеологи­ ческое, атеистическое воспита­ ние, на форми ро в ани е «образа врага» из религии. В этом обр а­ зе соединялись враждебность и невежество. Атеистическая школ а искажала научную к ар­ тину мира, замалчивая неугод­ ные ей теории и факты . До сих пор большинство выпускников школ убеждены, что происхож ­ дение человека из обезьяны д о ­ казано наукой. Но э в о люц и о ­ низм —это всего лиш ь научная теория, такая же, как и к р еа ци ­ они зм , хотя это слово неи звес­ тно многим студентам. Продолжение на стр. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz