Миссионерская православная газета. 2006 г. № 9. Сентябрь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА - щ ч ; , № 9, СЕНТЯБРЬ 2006 Анонс Мурманск и мурманчане f потоке (релѵми К н и га Мурманск и мурманчане в потоке времени Сост. Е.Дудакова, Л .Ж у р и н . Мурманск: АНО «Культура и образование», 2 0 0 6 . В этом году Мурманску исполняется 90 лет. Для города это возраст н еболь шой, но за эти годы см е нилось не одно поколение мурманчан. Дл я многих приехавших сюда или р о дившихся здесь и тех, кого судьба потом разбросала по другим городам и странам, Мурманск остается самым родным и любимым мес том на Земле. П о кол ениям мурманчан, переплетению их судеб с жи знью родного города и посв ящен а недав но изданная книга-альбом. Особ енно п риятно , что сама идея этой кни ги р о дилась у прихожан Свято- Никольско го к афедраль ного собора. В ней кратко обознач ены осно вны е вехи истории Мурманска при помощи фо то гр афий разных лет. Сравнивая с ним ки , можно увидеть и разительные вн ешни е п е ремены , и н еи зменность многих жи з н ен ных ситуа ций. Прошлое со п ри к а с а ется с н ас то ящим в едином потоке времени и о тража ется уже в но вой форме. Взглядитесь в л и ц а лю дей на фотографиях. Это немногие из многих мур манчан, сделавших наш город за Пол ярным Кру гом таким теплым. Ведь каждый из нас вписывает свою, пусть небольшую страничку в летопись род ного города, а значит, в н о сит и частичку своей души. Авторы -составители п о старались, чтобы к н иж к а получилась ин тересной и каждый читатель узнал что-то новое о М у рм ан с ке. Несомн енно , он а вы зовет у читателей желание познакомиться с и сторией города подробней, взгля нуть на его судьбу по -н о - вому, пробудит светлые ностальгические чувства, а где-то вызовет грустную, добрую улыбку. ХРАМЫ ГОРОДА МУРМАНСКА Храм был -.задуман еще до о і ром *>^а.ьстна лі ѵ , :..а;ака Морской собор уже объединяет людей — Ма ло кто знает, — р а с ск а зыва ет мне к андид ат и ст ори ч е ски х наук Юлия Бардилева, — что п ом им о С в я т о -Н и к о л ь с к о г о с о б о ра, с за кл ад к ой которого, со б ст в енн о , и св я за н о о ф и ц и ал ьн о е о сн о в ан и е об л а с тно го центра, в будущем го- род е -п ор те п л ан и р о в а л о с ь по ст рои ть еще одну ц е р ковь. И не просто ц ер ко вь — в е л и ч ес тв енный собор, р а с с ч и т а н ны й н а ты сяч у м о л ящи х ся . Р еш ен и е об этом было п р и н я т о 12 ф евраля 1917 года н а за сед ании с п е ци ал ьн о го государственного ор ган а — Особого м ежд у в е дом ственно го с о в ещ а н и я по у строению и разви тию Русского Севера. Идею п о д держал п о сл е дний русский имп ер ат о р — Н и к о л а й В то рой , н а ч е р т а вш и й на с о о т ветствующем докл ад е С о в е щ ания : “ Вполне сочувствую этой м ы с л и ” . Собор долж ен был стать х р ам ом -п ам я т н и - ком всем п а вш им в Первой ми ро в ой войн е, а та кж е т ру до в ому подвигу строител ей Мурм ан с ко й ж е л е зн о й д о роги. Уже создали к оми те т по его строительству, о бъ я в и л и в с е р о с си й с к и й сбор средств. Н о грянула р е в о лю ц и я , п е р е ро сш а я затем в Гражданскую войну, и п л аны не в оп ло ти ли с ь в жи знь. К идее сооруж ени я с о б о ра в ернули сь спустя д е с я т и л ет и я — в д е в ян о с ты е годы XX века, после о бр а зо в ани я на Ко л ь ск ом Севере своей епархии. — Когд а выби р али место, хотели, чтобы он о было х о р ош о видно с мор я, — г о в о ри т нас то ят ел ь м урман ского храма Сп а с на Водах п р о т о и ерей Андрей Амелин . —Со- бор -то м ор ск ой , и м о р я ки , в о зв р ащ а я с ь в порт, о б я з а те л ьно до лж ны его видеть. Со здали о бщ и н у С п а со - Пр ео б р аж ен с ко г о м орско го к аф е др а льно го собора, н а чали строительство. Идеей со о руж ени я храма загорелся п ер вый м э р Мурм ан с к а Олег Найд ен о в. Но то ли у г о р о д а не хватило средств, то ли существовали еще к а к и е -т о п р и ч и ны — вместо С п а со - Пр ео б р аж ен с ко г о собора получился храм С п а са на Водах. Храм хор ош и й , слов нет. Но по разме р ам своим я в н о не мо гущий п р ет енд о вать на зв ани е гл авной ц е р кви — к аф е др а льн о го собора епархии. В итоге р еши ли , что он войдет в с об орный Неосуществленный проект Морского собора к омп л е к с в качестве в т оро го храма, в архитектурном со е дин е нии с главным , к о торый еще пред стоит п о с т роить. —Мы буквально задыхаем ся от нехватки места, —п р о должает отец Андрей. —И на обычных -то службах порой я блоку негде упасть. Что же говорить о п раздник ах, ко г да храм п ер е по л н ен м о л я щ ими с я и люди вынуждены стоять в притворе, где почти ничего не видно и не с л ы ш но, а то и просто на улице. Кром е того, ло ги чн о , на мой взгляд, что кафе др а льный собор долж ен находиться в центре Мурм ан ска, а не ютиться н а о к р аин е, к ак это происходит сейчас. По ст роит ь самый север ный в России к аф е др а льный собор планируется к ст ол е т ию областного центра. Эту дату одобрил н ес кол ь ко лет назад Патриарх М о с к о в с к ий и всея Руси Алек сий II. П о к а же “ М у рм а н с к п р ом п р о е к т ” ведет про ек тны е работы , осуществляемые к о л л е к т и вом под руководством глав ного архитектора Александра Якимчук а. По замыслу храм будет вмещать о к оло полу тора ты сяч человек. Мно ги е необходимые службы, в к лю чая библиотеку, трапезную и крестильное п ом ещ ен и е с неб ол ьшим бассейном , будут рас по л ож е ны в о бш и рн ом ц ок ольном этаже. С моря ц ер ко вь будет видна к аж до му кораблю . Но главное все же не в этом. — Удивительным образом , а я бы сказал Божьим п р о мы слом , сложило сь так, что наш не п о ст ро енный пока еще собор уже объединяет людей , — утверждает отец Андрей. — Судите сами: это х р ам -п ам я т н и к в честь п о гибших в годы П ер вой м и ровой , в честь строителей же л езной доро ги , то есть в честь собы тий , благодаря ко торым и п оявил ся на к а р те Мурм ан с к —город, где мы с вами живем . Кр ом е того, рядом с местом п редпол ага емого р асп о л ож ени я собора, к ак пок аза ли и ссл едования И в ан а Ф е доро в и ч а Уша кова, п р о и зош л а в феврале 1920 года последняя схватка белых и красных. А теперь здесь сов ершается п р и м и рени е людей с Бо гом и друг другом. И н а к он ец , собор станет С п а с о -П р е о б р аж е н с ким . С им в о л и к а этого н а з в а н и я понятна: преображ ени е каждого человека, п р е о б р а жени е края, преображение, возрождение России. Храмы н а Руси и сп о к о н века строили сь всем миром. И грядущее строительство не станет исключени ем . С т о и мость тол ь ко про ек тных р а бот —5 ми л л и о н о в 245 тысяч рублей. Такую сумму общ и н а храма Сп а са н а Водах может собрать только с п ом ощью бл а го твори тел ей . Ш- Дмитрий ЕРМОЛАЕВ Банковские реквизиты для внесения пожертвований на строительство собора: ИНН/КПП 190306900/519001001 Приход Спасо-Преображенского морского кафедрального собора г. Мурманска Мурманское 0СБ №8627 Р/сч №40703810641020005016 БИК 044705615 Сч. №30101810300000000615 Назначение платежа: благотворительный взнос. Владимир Шапошник — Каково Вашеличное впечат ление от того, что в городе воз веден и действует новый храм ? —Храм строился на пожерт вования, но значительнуюдолю трудов и затрат понес комбинат «Апатит». Мое личное ощущ е ние таково, что построили его очень вовремя. Прошло бы еще лет 10-15, и было бы поздно п е редавать духовные традиции нашей молодежи. Сохранение преемственности поколений — важнейшая задача, а сохранять эту преемственность очень и очень непросто. — Вы могли бы назвать себя верующим человеком? — Если говорить о внешних атрибутах, то, пожалуй, нет. Но с точки зрения общечеловечес кой полагаю, что нет абсолют но неверующих людей. Чело веку иногда бывает страшно и одиноко, особенно если уходят из жи зни близкие люди. И у м е ня тоже живет в душе свое о т нош ени е к Богу. — А был ли в Вашей жизни слу чай, когда Вы обращались к Богу за помощью? —Да, такой случай был. Я п о лучил сильное отравление. Это прои зошло вдали от насел ен ных пунктов, и меня достав ляли в больницу на вертолете. Думал, не довезут. Вот тогда я и молился Богу, чтобы выжить. И выжил. — В Вашей семье есть верую щие люди? —Обе бабушки мои были н а божные, часто ходили в ц е р ковь, молились. Один дедушка рано ушел из жи зни , и я его не помню. А второй был атеистом, прошел войну, к вере относился скептически. — Что бы Вы хотели сказать, завершая нашу беседу, читате лям Православной газеты? — Я люблю свою работу. Она мне интересна, хотя трудна и забирает все мое время. А у церкви я прошу молитв, чтобы в нашем городе рождалось п о больше детей и поменьше лю дей уходило в расцвете сил. Записала монахиня Васса (ВАСИЛЬЕВА) Интервью с мэром города Кировска Нет неверующих людей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz