Миссионерская православная газета. 2006 г. № 8. Август.

8 № 8, АВГУСТ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Православие и шаманизм Кольских саамов Окончание. Начало в предыдущем номере Тесную связь с магией имел культ сейдов — диких к ам ­ ней, которым поклонялись саамы, принося им жертвы. Сейды являлись материаль­ ным воплощением нечистой силы. «Черталопари н азыва­ ли «сейт», сейталопари пред­ ставляют как существо н ев и ­ димое, обитающее в скалах, ущельях», —писал в XIX ве­ ке этнограф А. Ященко. На вопрос о значении сейдов саамы отвечали: «Сейдом у нас раньше считали такие к амни, как будто в них что- то было» (Н. Волков). Взглянув на карту К о л ь ­ ско го полуострова, м ожно увидеть множ ес тво т оп о - продолжал жить среди них. Уже уп ом и н а вш и й с я ф и н с ­ кий пу тешественник, л и н г ­ вист и этно гр аф М. Кастрен писал в середине XIX века: «В обы д енн ой жи зни они [лопари] строго соблюд а­ ют пр едпи сани я греческой церкви , но под этой хри сти ­ ан с кой вн ешностью с к р ы ­ вается много суеверий. О с о ­ б енно глубоко у кор енил о сь у них вера в колдовство». Авторитет к олдунов-нойдов уживался в со з н ан и и саамов с авторитетом православных с в ящ ен н и к о в , а сейдам п р и ­ носили сь жертвы. Кольская Лап л анди я в ду­ ховном о тн ош е н и и всегда была местом, где духи тьмы особ енн о упорны в сво- «Дапландские ведьмы имели европейскую сл а в у по своей силе в черном искусстве» Э. Тайлор «Мне часто советовали остерегаться советов русских лопарей, и о собенно женщин их, потому что иногда на них находит род сум асш ествия, в котором они сам и не знают того, что делают» М .Кастр ен нимов, в к лю ч ающи х слово «сейд». Только в Х и б и н с ­ ких и Ло в о зе р с ки х тундрах можно насчитать свыш е 20 с е й д -т о п о н им о в . До сих пор «чертовы» н а з в ан и я были разбро с аны по всему краю. З ловещ ей сл авой п о л ь з о ­ вался у мореходов мыс С в я ­ той Нос. «У этого мыса, — писал в 1557 году ан г л и й с ­ кий п у теш ественник А н то ­ ний Дж е н ки н с он , — л ежит большой камень, которому проходящие лодьи о бы к ­ но венно прино ся т в жертву масло, муку и другие п р и ­ пасы, полагая, что в случае отказа в этом п рин ош ении лодьи и другие суда должны погибнуть, что часто и слу­ чалось». И звестно, что прп. Варлаам Керетский изгнал беса обитавшего здесь, к ак и еще одного духа обитавшего в районе Абрам-мыса. Рус­ ские поморы на побережье Кольского полуострова ус­ тановили много крестов. «Старики выгоняли э т и ­ ми крестами злых духов со скал», —объясняли они. Хотя в XVI-XVII веках с а ­ амы приняли крещени е, м а ­ гизм, а точнее д емони зм . ем неистовстве. Д о ст аточ ­ но в спомни ть жития наших кольских святых, повеству­ ющих о в о й н е ,о б ъ я в л е н н о й им т емным воинствам , в к о ­ торой были и убитые ин оки , и р азор енны е м он астыри , и окле ве танны е подвижники . В п о сл е дни е годы в о б л а с ­ ти возрождается не только Православие, но и д ревний д емони зм . С а ам ски е п разд­ ники открываются «выступ ­ л ением» шам ан а, р а сш и р я ­ ется сеть магазинов с с и м в о ­ ли чным н азвани ем «Сейд», зловещи е места края п р и ­ влекают туристов. С а ам ­ ский магизм мно гими с е ­ годня в о спринима етс я как эл ем ен т этни ч ес кой куль­ туры и не более того. Вспо­ мин аются слова известного бри тан ско го исследователя Дж. Фрэзера: «Мы д в иж ем ­ ся по т о н к о й корке, к о то ­ рая может в любой момент треснуть под возд ей стви ­ ем д ремлющих подземных сил». На нас, прав осл авных христианах, л еж и т особая о тветственность за с о х р а н е ­ ни е духовной чистоты н а ­ шего края. П. Е. Котляренко Цер к о в ь и м о л о д еж ь Вспоминая о будущем Николай Порцель На одном из сайтов мне попа­ лось на глаза описание «распо­ рядка дня идеального парня»: 3 ч а с а на сон, 10 часов на дис­ котеки с девушками, 7 часов на друзей и 4 ч а с а на отдых.» Смех смехом, но порой кажется, что именно такой образ жизни нам и пытаются навязать. И мы пос­ лушно «берём от жизни всё», получая максимум удоволь­ ствия при минимуме усилий. О каком Боге может идти речь, е с ­ ли юность наша проходит меж­ ду ночными клубами и хмельным угаром? А ведь именно этот об­ раз жизни нам навязывается в качестве образца... Но оглядитесь вокруг. Поче­ му тогда мы видим в храмах всё больше и больше м оло­ дых лиц? Значит, не такое уж и потерянное наше п околе­ ние, если мы всё же приходим к Богу, приходим не вслед за модой, а по зову сердца... Но всё же нельзя не признать, что часто православные молодые люди сталкиваются с н еп о н и ­ манием со стороны св ерстни ­ ков, привыкших к «дискотеч- но-алкогольному» образу ж и з ­ ни... И возникает перед чело ­ веком вопрос: «А может быть, мне нужно быть таким же, как мои сверстники — отдыхать и развлекаться, не заботясь ни о чём —а о душе подумать я ещё успею?» А тут ещё и сектанты вкупе с Д эн ами Браунами под­ сказывают: «Церковь о бм аны ­ вает тебя, она скрывает от тебя тайну настоящего спасения...» В молодости человек вооб­ ще наиболее легко подвержен влиянию извне — чем умело пользовались во все време­ на как политтехнологи, так и сектанты и просто нечистые на руку люди. Как не поддать­ ся этому влиянию? «Православная молодёжь: место в современном мире» — такой была тема к о нф е р е н ­ ции, которую провёл М о ­ лодёжный отдел епархии. По ­ жалуй, первое, что бросалось в глаза —то, что большинство выступавших — как раз пред­ ставители той самой прав о ­ славной молодёжи, о кото­ рой шла речь. И практически каждый из выступавших рас­ сказывал о своём опыте р або ­ ты, о том, с чем ему пришлось столкнуться. Так что на к о н ­ ф е р енции обсуждались им ен ­ но насущные, злободневные вопросы, а не производился подсчет числа ангелов на к он ­ це иглы. Темы докладов были самыми различными: от рабо­ ты скаутского отряда до взаи­ моотношений Православия и рок-культуры, от молодёжной политики до паломнических поездок. Каждый из выступав­ ших говорил о своём, но в ходе обсуждений, в ходе дискус­ сии постепенно выкристал­ ли зовывался главный вывод конференции : сегодня к аж ­ дый православный вол ей -н е­ волей является одновременно и м и с с и о н е р о м ,а для молодё­ жи это справедливо вдвойне. Ведь молодые люди не против Бога как такового: они против того, что им непонятно. А с поним ани ем приходит и при ­ нятие — и то, что ещё вчера казалось непонятным , а по ­ тому пугающим, сегодня уже становится ясным и близким. Так что быть православным — это не только благодать, но и ответственность: ведь по тебе, по твоим делам будут судить и о Церкви в целом. «Хорошая православная рок- музыка — это первый шаг к знаменному распеву» — про ­ звучало в ходе обсуждения од­ ного из докладов. И, пожалуй, в этой фразе сконцентрирован один из выводов конф ер ен ­ ции. Даже те дела, которые на первый взгляд кажутся сугубо мирскими , в итоге могут стать шагом на пути человека к Цер­ кви, а могут - шагом от храма. И каждый из нас должен п ом ­ нить об этом. # Ч “ '“ jr* Вшколе изучаются Закон Божий, Христианское воспитание, церковнославянский язык, церковное пение.При школе действует дружина православных скаутов-разведчиков }Г) при Свято-Никольском кафедральном соборе г. Мурманска объявляет набор в подготовительный и 1-й класс детей в возрасте от б до 9 лет Встреча сучащимися и родителями состоится в 14.00 10 сентября(воскресенье) в здании школы (3-й этаж) Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, I I , Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте сс почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 3049 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Иподиаконы и певчие архиерейского хора Фото Евгения Попова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz