Миссионерская православная газета. 2006 г. № 8. Август.
8 № 8, АВГУСТ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Православие и шаманизм Кольских саамов Окончание. Начало в предыдущем номере Тесную связь с магией имел культ сейдов — диких к ам ней, которым поклонялись саамы, принося им жертвы. Сейды являлись материаль ным воплощением нечистой силы. «Черталопари н азыва ли «сейт», сейталопари пред ставляют как существо н ев и димое, обитающее в скалах, ущельях», —писал в XIX ве ке этнограф А. Ященко. На вопрос о значении сейдов саамы отвечали: «Сейдом у нас раньше считали такие к амни, как будто в них что- то было» (Н. Волков). Взглянув на карту К о л ь ско го полуострова, м ожно увидеть множ ес тво т оп о - продолжал жить среди них. Уже уп ом и н а вш и й с я ф и н с кий пу тешественник, л и н г вист и этно гр аф М. Кастрен писал в середине XIX века: «В обы д енн ой жи зни они [лопари] строго соблюд а ют пр едпи сани я греческой церкви , но под этой хри сти ан с кой вн ешностью с к р ы вается много суеверий. О с о б енно глубоко у кор енил о сь у них вера в колдовство». Авторитет к олдунов-нойдов уживался в со з н ан и и саамов с авторитетом православных с в ящ ен н и к о в , а сейдам п р и носили сь жертвы. Кольская Лап л анди я в ду ховном о тн ош е н и и всегда была местом, где духи тьмы особ енн о упорны в сво- «Дапландские ведьмы имели европейскую сл а в у по своей силе в черном искусстве» Э. Тайлор «Мне часто советовали остерегаться советов русских лопарей, и о собенно женщин их, потому что иногда на них находит род сум асш ествия, в котором они сам и не знают того, что делают» М .Кастр ен нимов, в к лю ч ающи х слово «сейд». Только в Х и б и н с ких и Ло в о зе р с ки х тундрах можно насчитать свыш е 20 с е й д -т о п о н им о в . До сих пор «чертовы» н а з в ан и я были разбро с аны по всему краю. З ловещ ей сл авой п о л ь з о вался у мореходов мыс С в я той Нос. «У этого мыса, — писал в 1557 году ан г л и й с кий п у теш ественник А н то ний Дж е н ки н с он , — л ежит большой камень, которому проходящие лодьи о бы к но венно прино ся т в жертву масло, муку и другие п р и пасы, полагая, что в случае отказа в этом п рин ош ении лодьи и другие суда должны погибнуть, что часто и слу чалось». И звестно, что прп. Варлаам Керетский изгнал беса обитавшего здесь, к ак и еще одного духа обитавшего в районе Абрам-мыса. Рус ские поморы на побережье Кольского полуострова ус тановили много крестов. «Старики выгоняли э т и ми крестами злых духов со скал», —объясняли они. Хотя в XVI-XVII веках с а амы приняли крещени е, м а гизм, а точнее д емони зм . ем неистовстве. Д о ст аточ но в спомни ть жития наших кольских святых, повеству ющих о в о й н е ,о б ъ я в л е н н о й им т емным воинствам , в к о торой были и убитые ин оки , и р азор енны е м он астыри , и окле ве танны е подвижники . В п о сл е дни е годы в о б л а с ти возрождается не только Православие, но и д ревний д емони зм . С а ам ски е п разд ники открываются «выступ л ением» шам ан а, р а сш и р я ется сеть магазинов с с и м в о ли чным н азвани ем «Сейд», зловещи е места края п р и влекают туристов. С а ам ский магизм мно гими с е годня в о спринима етс я как эл ем ен т этни ч ес кой куль туры и не более того. Вспо мин аются слова известного бри тан ско го исследователя Дж. Фрэзера: «Мы д в иж ем ся по т о н к о й корке, к о то рая может в любой момент треснуть под возд ей стви ем д ремлющих подземных сил». На нас, прав осл авных христианах, л еж и т особая о тветственность за с о х р а н е ни е духовной чистоты н а шего края. П. Е. Котляренко Цер к о в ь и м о л о д еж ь Вспоминая о будущем Николай Порцель На одном из сайтов мне попа лось на глаза описание «распо рядка дня идеального парня»: 3 ч а с а на сон, 10 часов на дис котеки с девушками, 7 часов на друзей и 4 ч а с а на отдых.» Смех смехом, но порой кажется, что именно такой образ жизни нам и пытаются навязать. И мы пос лушно «берём от жизни всё», получая максимум удоволь ствия при минимуме усилий. О каком Боге может идти речь, е с ли юность наша проходит меж ду ночными клубами и хмельным угаром? А ведь именно этот об раз жизни нам навязывается в качестве образца... Но оглядитесь вокруг. Поче му тогда мы видим в храмах всё больше и больше м оло дых лиц? Значит, не такое уж и потерянное наше п околе ние, если мы всё же приходим к Богу, приходим не вслед за модой, а по зову сердца... Но всё же нельзя не признать, что часто православные молодые люди сталкиваются с н еп о н и манием со стороны св ерстни ков, привыкших к «дискотеч- но-алкогольному» образу ж и з ни... И возникает перед чело веком вопрос: «А может быть, мне нужно быть таким же, как мои сверстники — отдыхать и развлекаться, не заботясь ни о чём —а о душе подумать я ещё успею?» А тут ещё и сектанты вкупе с Д эн ами Браунами под сказывают: «Церковь о бм аны вает тебя, она скрывает от тебя тайну настоящего спасения...» В молодости человек вооб ще наиболее легко подвержен влиянию извне — чем умело пользовались во все време на как политтехнологи, так и сектанты и просто нечистые на руку люди. Как не поддать ся этому влиянию? «Православная молодёжь: место в современном мире» — такой была тема к о нф е р е н ции, которую провёл М о лодёжный отдел епархии. По жалуй, первое, что бросалось в глаза —то, что большинство выступавших — как раз пред ставители той самой прав о славной молодёжи, о кото рой шла речь. И практически каждый из выступавших рас сказывал о своём опыте р або ты, о том, с чем ему пришлось столкнуться. Так что на к о н ф е р енции обсуждались им ен но насущные, злободневные вопросы, а не производился подсчет числа ангелов на к он це иглы. Темы докладов были самыми различными: от рабо ты скаутского отряда до взаи моотношений Православия и рок-культуры, от молодёжной политики до паломнических поездок. Каждый из выступав ших говорил о своём, но в ходе обсуждений, в ходе дискус сии постепенно выкристал ли зовывался главный вывод конференции : сегодня к аж дый православный вол ей -н е волей является одновременно и м и с с и о н е р о м ,а для молодё жи это справедливо вдвойне. Ведь молодые люди не против Бога как такового: они против того, что им непонятно. А с поним ани ем приходит и при нятие — и то, что ещё вчера казалось непонятным , а по тому пугающим, сегодня уже становится ясным и близким. Так что быть православным — это не только благодать, но и ответственность: ведь по тебе, по твоим делам будут судить и о Церкви в целом. «Хорошая православная рок- музыка — это первый шаг к знаменному распеву» — про звучало в ходе обсуждения од ного из докладов. И, пожалуй, в этой фразе сконцентрирован один из выводов конф ер ен ции. Даже те дела, которые на первый взгляд кажутся сугубо мирскими , в итоге могут стать шагом на пути человека к Цер кви, а могут - шагом от храма. И каждый из нас должен п ом нить об этом. # Ч “ '“ jr* Вшколе изучаются Закон Божий, Христианское воспитание, церковнославянский язык, церковное пение.При школе действует дружина православных скаутов-разведчиков }Г) при Свято-Никольском кафедральном соборе г. Мурманска объявляет набор в подготовительный и 1-й класс детей в возрасте от б до 9 лет Встреча сучащимися и родителями состоится в 14.00 10 сентября(воскресенье) в здании школы (3-й этаж) Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, I I , Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте сс почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 3049 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Иподиаконы и певчие архиерейского хора Фото Евгения Попова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz