Миссионерская православная газета. 2006 г. № 8. Август.
№ 8, АВГУСТ 2006 - 4 . « Г МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ТИ Б ш т Дорога в Иерусалим... Ск ол ьк о раз за время земного с лужения Господь ходил по этой дороге! Она Ему была хорошо знакома! Однако в Евангелии дорога в Иерусалим это не просто географичес кое указание, это путь, который ведет нас к храму-Христу, в святая святых нашей веры. Это не дорога лирических и злияний , это путь, который отмечен страданиями, ранами и переломами жизни. По ней идут десять несчастных боль ных, одержимых неисцелимым недугом. Они отвергнуты сопл еменниками , они отвратительны самим себе. П ро к аж ен ные, к ак известно, были обречены на вечный карантин; и не столько из страха заразиться фи зич ески , сколько заразиться тем п р о к л я тием, которое зн аменовала с о бой эта болезнь. Проказа счи та лась знаком возмездия Божия за совершенные грехи. На что рассчитывают эти н е счастные, приближаясь к Ии - раздавленного под тяжестью страдании, это молитва псалмопевца, в которой сливается крик отчаяния и последние проблески доверия и надежды: «П оми луй мя!» В ответ Господь не произносит высокоумных речей о зле и грехе, Он берет это зло на Себя, исцеляя раны, возвращая человеческий облик тому, кто было чудовищно обезображен этим страшным недугом. Он вдыхает дыха ние братской любви в души, ол ед енев шие от человеческой отчужденности и ненависти. И вот Он посылает их п о казаться с в ящ енни к ам , чтобы о тв ер гнутых, их вновь п риняли в общение, чтобы отлученные, они смогли бы вер нуться в свои семьи. Десять больных поступили по слову Учителя. Они отправились в путь и по дороге исцелились. Девять из них т е перь полностью удовлетворены , они получили даже больше, чем надеялись. Им нечего было терять, а теперь у них есть всё, они кладут в карман хороший шнгш от Луки, гл. XVII, стт. 11-19 сусу? На что они еще способны надеяться? Конечно , они были н аслышаны о чудесных и сц е л е ниях, они ведь ничем не ри с к у ют, если издали попросят о п о мощи. Из их сердца вырываются слова, на которые еще остаются способны люди, непоправимо искалеченные жизнью : «П оми луй!» Это не простые слова, это вопль человека, совершенно 11И было, по пути к Иерусалиму проходил Он вдоль рубежа Самарии и Галилеи; и 12 когда входил Он внекое селение, вышли Емунавстречудесять человек прокаженных, которые, став поодаль , 13 возвысили голоса: «Иисусе, Наставник, помилуй нас !»14 И Он, увидев их сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!» И было, пока они шли, проказа оставила их . 15 А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога , 16 и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность: и это был самарянин . 17 И сказал на это Иисус: «Разве не десять человек избавлены от проказы? Где же девять ? Ужели никого не нашлось , 10 кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»19и сказал Он ему: «Встань, иди; твоявера тебя спасла!» @ Перевод С. С. Аверинцева куш и исчезают в тумане. Им больше н е чего сказать Богу, они воспользовались Им как люди, которые играют в лото. Десятый был ер е тик -сам арянин , тог д ашни е иудеи сказали бы попросту «выродок». Он тоже не и сполни т того, что ему было сказано , к с в ящ енни к ам он не пойдет. Он разворачивается на 180°, он обращается в веру, в его жи зни совершается реши тельный переворот! Выздоровление для него это еще не все, это только начало. Его история на этом только начинается! Если по молитве д е сяти п рок аженных свершилось исц ел е ние, то молитва благодарения приноси т сам а р янин у спасение: «Вера твоя сп а с л а тебя!» Р аны зарубцевались, гниение прекратилось, уродство л и ц а исчезло. Он не просто избавился от болезни, для него начинается новая жизнь, которая будет н аполнена восхвалениями Бога, ибо ему открылась Божия любовь. Что может сравниться с радостью человека, который испытывает на себе эту живую любовь Бога? Простое исцеление, выздо ровление способно вернуть человека к норм ал ьн ой ж и з ни. Но зато, когда ты чувству ешь, что тебя п о -н аст о ящ ем у любят, перед тобой вн езапно о ткрываются б езграничны е п росторы жи зни . Ведь не зря говорят, что любов ь н а п о л н я ет сердце п ени ем , дает к р ы лья, в о зно си т к звездам! С а м ар янин не перестает во сп е вать Бога и уже не в кам енных стенах древнего Иерусалима, а в Храме Ново го Иерусалима, разруш енно го смертью и в о с стан о вл енн о го на третий день в Воскресении Христа. Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО Отвечаем на вопросы наших читателей РАЙ НА НЕБЕ или в человеческих сердцах? Во времена моего детства, лет 50 назад, когда кто-нибудь умирал в семье, детям говорили: «Он или она теперь на небе». Но сегодня образ неба настолько замусорен всевозможными спутниками, самолетами и ракетами, что нашему внуку, когда умерла его бабушка, кто-то сказал: «Она живет в твоем сердце». Это были прекрасные слова, но все-таки мне показалось, что это как-то обедняет образ той вечной жизни, о которой говорится в Евангелии. Денис Глазков Вы все-таки несколько предвзяты в св о ем суждении. Уже в христианской др е в ности отцы Церкви говорили о том, что небо —это и есть сердце верующих. Для православных христиан «потус торонний мир» существует, это —живая реальность, но для нас загробная жи знь не должна становиться предметом ф а н тазий или досужих вымыслов, это пред мет нашего упования, нашей надежды. В разные эпохи, на Востоке и на Западе, по разному себе представляли Н еб ес ный Иерусалим, о котором говорится в книге Откровения И о анн а Богослова. Например, в европейской религиозной живописи рай изображается как город с золочеными стенами в окружении бе с крайних цветущих луговин... Для всех поколений христиан Царствие Н еб ес ное это реальное место, которое они представляли себе, прибегая к образам и реалиям земной жи зни . Сегодня о нем чаще говорят к ак о месте встречи. По-своему замечательно это пок азано в фильме «При зрак Любви». Главные ге рои — пара влюбленных. Увы, молодой человек становится жертвой убийства на глазах своей возлюбленной... В тот момент, когда в конце фил ьм а он д о л жен покину ть ее навсегда, он п р о и зн о сит удивительные слова: «Какое чудо! Свою любовь мы уносим с собой». И она отвечает ему: «До встречи!» Ничто не исчезает бесследно из того, что было проникну то любовью . О дн аж ды нам откроется, что мы ни минуты в этой жи зни не любили напрасно. П ере фразируя знамени тый аф ори зм , можно сказать: «Да, рай —это друг ие». Хри сти анская вера дает твердый ответ на в оп рос, что нас ожидает в Царствии Н е бесном: благодаря тому, что Спаситель воскрес, однажды мы своими глазами увидим блаженство жи зни с Воскрес шим Христом. В ХРАМЕ или по ТВ? Зачем каждый воскресный день ходить в храм, если можно помолиться и дома, и при этом никто тебя не будет отвлекать, тол каться? Зачем слушать скучные проповеди в наших храмах, если теперь по радио и теле видению можно услушать выступления луч ших пастырей и проповедников? Разве не льзя в некоторых случаях обойтись кассетой с записями богослужения, купленной в храме? Арина Кузнецова Своего рода а к с и ом ой духовной жизни является то, что невозможно познавать Бога, закрываясь в своем коконе. К Богу можно идти только вместе с Его н аро дом, вместе со своими ближними (каки ми бы они ни были). Только участвуя в общей молитве Церкви, можно достичь истинного Богообшения . Недаром Тер- туллиан, уже в III веке говорил о «таинс тве брата». Божественная литургия —это таинство воплощения Бога: приносимые хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Поэтому Церковь собирает своих чад каждое воскресение в храм для того, чтобы в литургическом служении встре тить Бога, Который преподносится нам в таинстве Причащения. Никакие видео- или аудиозаписи не могут заменить ж и вого общения с Богом, лицом к лицу. А н о н с Беседы с евангелистом Иоанном М.: Библейско-богословский институт апостола Андрея Первозванного, 2006 приложение к журналу «Мир Библии» Представьте себе, что святого евангелиста И о анн а Богосло ва пригласили для того, что бы он сам рассказал о своем евангелии и о том, чему он был свидетелем. Таков замы сел известного ученого-биб- леиста Р. Брауна. Четвертое Евангелие заключает в себе совершенно особое п оним а ние тайны Иисуса Христа, читая его, как будто слышишь неповторимую музыку. Книга получилась необы чайно интересной благода ря жанру «живого диалога», который евангелист ведет одновременно со своими слу шателями и со своим пере водчиком. Он ведь не владеет современными языками, по этому ему нужен переводчик. В качестве последнего вы ступает сам автор. В помощь он дает гостю канонический текст Нового Завета, кото рый при жи зни евангелиста, разумеется, еще не сложил ся. Этот литературный прием позволяет преподнести Еван гелие от И о анн а в н еповтори мом свете живого предания. В рассказе евангелиста Гос подь предстает как Послан н и к Отца, как Слово Божие, ставшее плотью, поэтому Его речь торжественна и полна поэзии. По ходу чтения читатель знакомится с тем, как в об щине, основанной апостолом Иоанном , понимали тайну Церкви, природу таинств и роль Святого Духа, который назван здесь греческим сло вом Параклит (если пере водить дословно, получится нечто вроде «генерального адвоката»). Дух Святой и с полняет все, что обещал Гос подь Своим ученикам за Тай ной Вечерей. Не удивительно, что самые прекрасные страницы пос вящены теме христианской любви. Книга построена на изумительной игре нюансов между апостольским преда нием и тем, как мы его истол ковываем сегодня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz