Миссионерская православная газета. 2006 г. № 8. Август.

№ 8, АВГУСТ 2006 с\ . МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА «Вера и фанатизм» Монахиня Васса (Васильева) Мир духовный —мир тонкий , но именно там мы бываем о п ­ летены самыми крепкими се­ тями. Попробуем различить в его пространствах, что есть ве­ ра, а что - фанатизм? Фанатизм является им и ­ татором веры, ее подделкой, неким миражом для самого же фанатика, который собс­ твенный горячечный обман искренне принимает за веру. Православные бы сказали, что в данном случае имеет мес­ то нахождение человеческого сознания в сильной степени прелести, т.е. самообмана. Веравсегдаапеллируеткздо- ровой части души, лишенной горячем ности, страстности и нездорового пыла. Там она н а­ ходит свой приют, укрепляясь сама и укрепляя одновремен ­ но душу. Вера рассудительна, покойна и, как настоящая лю ­ бовь, не ищет своего, и пуска­ ет свои корни в Истине и Духе, пытаясь на этой почве н апол ­ ниться плодами по мере срока их созревания. Фанатизм не таков. Он ищет «дрова» для своего огня, пы ­ лающем страстями в больной части души, распаляя эту рану еще больше, пока пожар о к он ­ чательно не затмит ее разум. Имеется ли видимый вне­ шний критерий для различе­ ния веры и фанатизма? Ведь принять смерть за свои убеж­ дения одинаково могут и ис­ тинно верующий и фанатик. И не всегда фанатик проявля­ ет вовне возбудимость. Вне­ шне он может быть выдержан и очень спокоен. Пл амя безу­ мия не всегда видно окружа­ ющим. Несмотря на то, что чаще всего фанатизм все-та­ ки виден непредвзятому оку, применять слово «всегда» бы ­ ло бы неуместно. Скала веры в отличие от ф а ­ натизма не знает разочарова­ ний. Ф ан ати зм же, встретив на своем пути ложь адептов идеологии или религии, кото­ рым он так страстно п о к л о н я ­ ется, впадает или во тьму у ны ­ ния или в неукротимый гнев в о тношении прежних кумиров. У веры же нет кумиров, так как она живет и дыши т И с т и ­ ной и Духом, впитывает соки из тех почв, где не живут ложь и страсть. Ей, к ак ск ал е, нику­ да не нужно распространять­ ся, никого ни в чем убеждать, так как она существует не для того, чтобы «охватить массы», а для того, чтобы объять к аж ­ дого человека изнутри, став его ли чной основой и опорой. Зачастую как мы не осо зн а­ ем в себе здоровье и жизнь, как естественные состояния, точно также мы не о сознаем в себе и веру. Фанати зм же н а­ оборот, возбуждает ум пере­ чнем убеждений, борется за «правду», желает привлечь к себе единомыш л енни ко в , к о ­ торые бы вн ешним образом поддерживали в нем правоту идеалов. Одн ако среди ед и н о ­ мыш л енни к о в ф а н ати к всегда стремится быть первым сре­ ди равных. Вера же сорадует- ся единомы слию безыскусно, радость ее абсолютна и она не имеет цели утвердить себя в других людях. Так, например, друг радуется другу. Думает­ ся, крепость веры осознает- ВЕРА Не агрессивна, ми­ ролюбива. Умеет слушать и слышать. Как ни парадок­ сально, имеет колебания и сомнения, отчего произ­ растают усилия воли к ее укреплению. Не довольс­ твуется усвоенными зна­ ниями, стремится к их под­ тверждению, закреплению и расширению. Не считает, что она есть, видит себя в зачаточном состоянии. Со- радостна проявлению ее в других людях. Безмятежна в моменты проявления. ФАНАТИЗМ Агрессивен, пытается навязать окружа­ ющим свою систему цен­ ностей, а том числе и путем «мягких»уговоров. Слышит только себя. Непоколебим и тверд. Чаще всего само­ достаточен в том, что знает и не имеет нужды в допол­ нительных подтверждени­ ях. Считает себя истинно и крепко верующим. Рев­ нив, если видит в ком-либо «еще более крепкую веру». Вмоменты проявления экс­ татически горд. ся человеком и окруж ающи ­ ми его людьми только тогда, когда кто-нибудь пытается ее сдвинуть. Именн о тогда с к а ­ ла и предстает скалой, остает­ ся недвижимой и не дает рух­ нуть зданию , построенному на ней. Если фан ати зм легко может перечислить свои убеждения, четко разложив их на первое, второе и т.д., то вера, хотя и знает чему верит, проявляется скорее во внутреннем разли ­ ч ении верного и неверного в каждой конкретной ситуации в повседневной жи зни . Это сродни какому-то д о п о л н и ­ тельному органу чувства, к о ­ торый ведет человека по вер­ ному пути. Вера не кричи т с трибун: «Долой!» или «Все на митинг!», он асамодостаточно и тихо живет в человеке, давая силы жить ему самому и всем вокруг него, каки е бы идеалы они не исповедовали. Плдолѵнимеский форум 4 августа с. г. открылся паломнический форум «Духовный образ преподобного Трифона и его значимость для народов, населяющих Баренц-регион» Духовный образ преподобного Трифона Начало на стр. 2 Н е в о з м ож н о п р ед ст ави т ь д у ­ х о вны й о б л и к прп . Т р иф о н а в о тры в е от прп . Ф е о д о р и т а Кол ь с к о г о и с о н м а их у ч е­ н и к о в . Чудо н е о бы ч а й н о г о р асц в е та св ятости в XVI веке бы ло обу сл о вл ено ведь не ус­ п ехами в тор говл е с г о л л а н д ­ с к и м и к у п ц ам и , а с ущ е с т в о ­ вани ем е д и н о г о м о л и т в е н ­ но го п ро с т р ан с т в а во Христе. К о л ь с к и е с в я ты е были е д и ­ ны духом и ед и ны сердцем . С е годн я м ож н о п о р а д о в а т ь ­ ся за л о п а р е й , п о с к о л ь к у они н а п р о т яж е н и е в е ко в о с т аю т ­ ся н е р а зд е л имы со с в о ими п р о с в е т и т е л ям и , в к а к ом -т о смы с л е и м е н н о о н и и п о д а ­ ри л и н ам и прп . Т р иф он а , и прп. Ф е одори т а. Эти св яты е п о я в и л и с ь н а К р а й н ем С е в е ­ ре и м е н н о дл я л о п а р с к о г о н а ­ рода, и теп ер ь мы все п р о н и ­ за ны этой духовностью . Вы ступл ени е Г. Д . Бы с т р о ­ вой бы л о пр о ил л ю с т ри р о в ан о м н о г о ч и с л е н ны м и м а т е р и а ­ л ам и д е с я т и л е т н е й и стории в о с к р е сн о й ш к о лы С в я т о - Т р о и ц к ой ц е р к в и г. З а п о л я р ­ ный . В о с п и т а н н и к и ш к о лы , готовясь к п а л ом н и ч е с к им п о ездк ам по св я тым местам Русского С е ве р а, глубоко изуч ают и ст о рию Т р иф о н о в П еч ен г с к о г о м о н а с ты р я и его м н о г о ч и с л е н ны е св язи с теми о б и т е л ям и , ко торы е им п р и ­ ходится п о сещ ать. Это п о з ­ воляет н а со б с т в ен н ом о п ы ­ те убедиться в сущ ество ван и того ед ин о г о духо вно го п р о ­ стр ан с тва , н е р уш им о й стены с е в е р ны х м о н а с ты р ей , к о т о ­ рые служили Б огу и О те ч ес­ тву, з ащ ищ а л и родн ую землю «от н аш е ст ви я и н о п л ем е н ны х и м еждоу собны я брани». А к туальн ая пр о бл ем а «вре- м енщи ч е ст ва» бы л а з а т р о н у ­ та в вы с ту п л ен и и и з в е с т н о ­ го м у рм а н с к о го и с т о р и к а и жу рн а л и с т а Д. А. Ермол аева. Д о сих пор К о л ь с к и й по л у ­ о стро в о стается к р аем п р и е з ­ жи х люд ей , его н о в о е к о р е н ­ ное н а с е л е н и е т о л ь к о н а ч и ­ н ае т ф о рм и р о в а т ь с я . Сл еды « временщичеств а» мы можем вид еть и в м а те ри а л ь н о й ж и з ­ ни , и в духовной —в о тк азе от и с к о н н о й т р а д и ц и и , за б в е ­ ни е прп . Т р иф он а, ко торое п р о и з ош л о в годы с о в етс к ой власти. Т р аг ич е ский п а р а ­ д о к с со с то и т в том , что в 1921 г. к Ф и н л я н д и и отходили и с ­ к о н н о русские земли , а уже в 1944-м в св одк ах с о в етс к о го и н ф о рм бю р о г о вори ло сь , что мы о св обожд а ем ф и н с к и е д е ­ ревни . В П е ч ен г с к ом р ай он е посл е в о й ны ж и з н ь ф а к т и ­ че ски н а ч и н а л а с ь з ан о в о , о д ­ н а к о до сих п о р по к а к о й -т о гор ьк ой и р о н и и , н ап р им е р , русская р еч к а М а н а , н а к о ­ то р ой был а п о с т р о ен а п е р ­ вая м о н а с ты р с к а я ц ер ко вь , н о си т н а з в ан и е Н ам ай о к и . П р им е ры ф и н с к и х н а з в ан и й м н о г о ч и с л е н ны , и р а в н о д у ­ ш и е к этому ф а к ту со ст о р о ны а д м и н и с т р а ц и и и о бщ е с т в е н ­ н о ст и разве не яв л я е тс я р а з ­ н о в и д н о с т ью того же «вре­ м енщич ества» ? Все о, чем говорилось на ф о ­ руме, имело не тол ь ко «архео­ л о гический» интерес, но им е ­ л о н епосред ственное о т н ош е ­ ни е к пробл емам с е г о д н яш ­ ним . П р еп о д о бны й некогда приш ел на эти земли , чтобы пок ори ть их Христу, чтобы своей духовной победой п р о ­ светить зд ешние народы с в е­ том Евангелия. Он тоже п о я ­ вился здесь как пришел ец , у него за плечами уже был о п ­ ред ел енный ж и з н е н ны й опыт, ко торый ему помогал в суро ­ вых северных краях. Пусть его «исторический» облик в свете недавних о ткры тий п о д л и н ­ ных к ан он о в Сергия Ш е л о ни - н а предстает д ал еким от благо­ честивых фан тазий , но от э то ­ го о соб енно остро м ожн о п о ­ чувствовать, что он был водим Духом Св ятым . И если мы, его н ас л едники , сознаем себя д а ­ л ек о не св ятыми , п риш е л ь ц а ­ ми, «временщиками», кто как не мы нуждаемся в том, чтобы предать себя водительству Д у ­ ха по образу святого п о к р о в и ­ теля Кольской земли? С о в е р ­ шая вместе с прп. Т рифоном свой духовный путь, новые п ок ол ени я п о ст еп енно бу­ дут с тановиться христианами . Его п астыр с кий образ оста­ ется о ри ен тиром для многих и у нас, и в соседних странах; он объединяет р азро зн енны е души и судьбы в единое. Б л а­ годаря н ед авним открытиям история жи зн и п р епод обн о ­ го станови тся д о сто яни ем не тол ь ко благочестивых людей, но и сов р ем енных « р азбойни ­ ков». Его образ являет собой замечательный прим ер для п одражания сегодня для м о ­ лодых людей , которым нелег­ ко обрести себя. Как заметил в за ключи тельном слове вл ады ­ ка, «чтобы все н аши р а з бо й ­ ни ки стано вили сь святыми - вот что сегодня нужно». Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО Слово Владыки Симона после первой Божественной литургии на месте будущего Сретенского храма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz