Миссионерская православная газета. 2006 г. № 7. Июль.
8 № 7, ИЮЛЬ 2006 Ж' ь I if ;:' * «jS&' ; ! і ; і , г : . _ j МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА А н о н с В ышел в свет очередной номер православного журнала «Фома». Наего страницахсвященнослужите- ли, деятели искусства, науки, студенты обсуждают живот репещущие вопросы совре менности. О правах и досто инстве человека, о радости церковной и «злой радости», о духовничестве. Вместе раз мышляют над страницами Священного писания, какого покаяния Бог в действитель ности ждет от человека, поче му некоторые боятся самого этого слова. Как и предыдущие номера, он рассчитан на тех, кто искренне хочет разобрать- -fgsafc: I s Ы ' И«в »М*руЮШЙМ. ПО b*f}yK»u."S ся и получить ответ на вопросы о смысле жизни, о месте в ней веры, кто хочет понять, зачем при этом обязательно надо хо дить в Церковь. Редактор журнала «Фома» Владимир Лейгода НЕЧТО ЛИРИЧЕСКОЕ редставьте себе, что человек живет в чер но-белом мире, ви дит только эти два цвета, их темные и светлые оттенки. И вдруг в одно мгновение мир вокруг преображается, стано вится цветным, —и он видит, что трава зеленая, небо голу бое; весьмирн аполнен такими цветами и красками, что чело век заново рождается, заново открывает для себя все то, что казалось давно знакомым, хо рошо известным и —что греха таить —нередко унылым и без радостным... Пробуждение веры — про цесс, сравнимый с во зникно вением цветного мировоспри ятия. Вера — не придуманная зачем-то человеком красивая сказка, не образ его фантазий и несбыточных мечтаний, не примитивная “фабрика грез” . Это возможность увидеть по- настоящему тот мир, в кото ром мы живем и который нам дано узнавать и познавать до конца нашего земного сущес твования. Вера позволяет че ловеку иначе взглянуть... на всё. Прежде всего — ощутить величие и красоту творения. Осознать, что коль скоро сол нце встает для всех —как для тех, кого мы привычно счита ем “хорошими” , так и для тех, кого так часто и несправедли во клеймим как “плохих” , ду раков и т. д. —то это “ кому-ни- будь нужно” , и прежде всего Ему; именно Ему нужно было создать Его прекрасный мир для всех нас. Только чтобы по нять это, надо обладать цвет ным зрением... Обретение подлинного взгляда на мир (а это и назы вается верой) не может не р о дить в сердце человеческом любовь. И вот ты уже радостно пытаешься убедить всех, кого встречаешь на своем жи з н ен ном пути, в том, что у травы есть свой цвет, что небо может быть не только серо-грязным, но и ярко-голубым, и глубоко синим... Ты, как любой влюб л енный, не можешь не гово рить о своей возлюбленной; ты ждешь, что ею будут восхи щаться и восхвалять. Но через какое-то время ты вдруг начи наешь недоумевать, а потом и раздражаться —почему это не все признают красоту твоей любимой, почему не все при ходят в восторг от ее ума и д об роты? Ты забываешь, как сам жил в черно-белом мире и не понимал, когда тебе говорили про цветной. Ты теряешь ува жение к тем, кому еще пока не даровано то, что ты уже по лучил —и получил даром. Но как только ты забываешь это, краски мира начинают мер кнуть. По-другому и быть не может. Ибо в любви нет наси лия, любовь терпеливо ждет, когда серая пелена упадет с глаз человеческих и он обнов л енным выйдет к свету, в мир, где непросто жить, ибо любить всегда непросто- Но нет ниче го выше и правильнее любви и радости, ею порождаемой. Эта радость любви и называ ется Церковью. | J P итие прп. Трифона П е чен гско го рас- сказывает о том, как нелегко было свято- I I I му подвижнику начинать свое апостоль ско е служение в дикой Лапландии. И дело не в суровом северном климате. Полярная ночь и прочие особенности Арктики не помешали подвижнику прожить почти сто лет. С ер ь е з ное сопротивление миссионерской деятель ности преподобного оказали колдуны-нойды. Они, как сообщ ает житие Трифона, «разъяри лись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о зем лю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и с ам у смерть примет» Православие и шаманизм кольских саамов П. Е. Котляренко А что мы знаем об этих ной- дах и вообще о традиционных верованиях кольских лопарей или саамов? Почему так нелю безно был принят одинокий русский православный под вижник в этой земле, ставшей ныне нашим домом. Лапл андия —область С евер ной Европы, охватывающая северные территории Ф и н л яндии , Швеции , Норвегии и России. В средневековой Ев ропе жители Лапландии поль зовались дурной с л а в о й .О них говорили, что они п о к лон яю т ся темным силам. Даже Ш е к с п и р е своей «Комедии ошибок» упоминал о «проделках чаро действа... лапландских колду нов». В фин с ком эпосе «Кале вала» так говорится о жителях Лапландии: Не ходи ты, мой сыночек, На поля детей лапландских. Запоет тебя лапландец, По у с та положит в угли, В пламя голову и плечи, В жаркую золу всю руку На каменьях раскаленных. Шведский епископ Олаф Магнус, составивший вXVI ве ке первую карту северной Ев ропы , был поражен л апл анд скими колдунами, «искусны ми в чаровании людей», к о торые «взглядом, словом или к акими -нибуд ь другими д е й с твиями умеют так связывать людей, что те лишаются здра вого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают н еп о нятные поступки». Ялыческое поклонение и жертвоприношение 'кит еля Ишірмии (Из книги шведского исследователя Русской Лапландии X V II в. епископа Иоганна Шеффера) j А ' j L: . В о с ш с н д і д I I I к о д д при Свяіо-Никольском кафедральном соборе г. Мурманска объявляет набор учащихся в подготовительный и 1-й класс - детей в возрасте от б до 9 лет. В школе изучаются Закон Божий, Христианское воспитание, церковнославянский язык, церковное пение.При школе действует дружина православных скаутов-разведчиков. Встреча с учащимися и родителями состоится 10 сентября (воскресенье)в 14.00 в здании школы (3-й этаж). Первое научное описание Лапландии составил в XVII ве ке немецкий ученый Йоханес Шефферус по заказу шведско го правительства. Среди пр о чего он имел целью «правди вое описание возможностей боевой магии и колдовства лапландцев». Шефферус отме чал у лопарей «удивительную склонность ко всяческим суе вериям и легкость общения с демонами». Славой наиболее могущес твенных чародеев пользова лись саамы Кольского полуос трова. В русской истории как минимум дважды встречаются «проделки чародейства л а п ландских колдунов». Именно лопарские волхвы предсказа ли внезапную кончину царя Иоанн а Грозного в 1584 году. А спустя два десятилетия во вре мена Смуты многие современ ники считали Лжедмитрия I, 1 самозванца Гришку Отрепьева, «ведуном, наученном всему ад скому искусству лапландскими волшебниками». Об этом упо минает Н. М. Карамзин. Миросозерцание жителей Лапландии носило магичес кий характер. Магия, или кол довство, —это ритуальные об ряды, с помощью которых ус танавливается контакт с тем ными духами для получения от них помощи. Людей, зани мающихся магией, называют по-разному: колдунами, вол хвами, шаманами, ведунами и т.п. У саамов их называли ной- дами. «Колдовство их [нойдов] не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый», —писал в XX веке этнограф Н. Волков. Некоторые исследо ватели подчеркивали особую роль женщин в магических ри туалах. (О кончание в следующем номере) П р ш ш е н ы й ш « н 1 Іо благословению Высокоиреосвяшеннсйшсто Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона в июне открыл свои двери Православный салон Щ я М Здесь вы найдёте широкий выбор духовной литературы, иконы, молитвословы, ладан, уголь, свечи, предметы церковной утвари і и православного обихода В наступающем учебном году здесь будут проводиться читательские конференции, встречи со священниками, тематические вечера. Мы открыты с 11.00 до 18.00 и ждем Вас по адресу: ул. Ленина, 77 Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете Р Ф по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Тираж 7.000 экз. Заказ № 2730 Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, II, E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Редактор иерей Димитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz