Миссионерская православная газета. 2006 г. № 7. Июль.
№ 7, ИЮЛЬ 2006 ж< Ф МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Традиционно праздник ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ называют летней Пасхой или Богоявлением. Евангелие доносит до нас воспоминание о событии, которое происходит ночью, когда Иисус уединяется для того, чтобы войти в сокровенное молитвенное общение с Отцом Небесным. Для апостолов Петра, Иакова и Иоанна, которые оказались в этот момент рядом с Господом, и для первых христиан оно имело исключительное значение, поэтому о нем рассказывается в трех Евангелиях, а евангелист Марк подчеркивает его кульминационный характер тем, что помещает этот эпизод точно посередине своей книги. 0 нем говорится и во Втором послании апостола Петра, которое мы слышим за богослужением в этот день. fio Свете Твоеж S/зрш свет Извержение Божественного света, подлинное Богоявле ние, как в момент крещения Господня на Иордане, проис ходит теперь на вершине горы, в преддверии крестных мук и воскресения, которые оно та инственно собой предобража- ет. Но оно же возвещает и П а рус ию — грядущее возвраще ния Христа, когда все творение будет осияно божественной славой Отца. Как и многие другие повест вования Нового Завета, рассказ о Преображении невозможно понять, не зная Священных писаний Ветхого Завета. Ал люзии здесь многочисленны. Прежде всего, высокая гора, будь-то Фавор в Галилее или, что наиболее вероятно, гора Ермон, неподалеку от Цезареи Филипповой, того места, где апостол Петр впервые испо ведует Иисуса долгожданным Мессией, Христом. Воспоми нание о Синае и Хориве к он к ретизируется появлением М о исея и Илии. Евангелист Лука также сообщает о двух мужах в одеждах блистающих и пас хальным утром у пустого гроба (Лк 24, 4) и в д е н ь Вознесения (Деян 1, 10). Иногда говорят, что эти два небесных послан ника олицетворяют собой За кон и Пророков, и это дейс твительно так. Но куда важнее — они олицетворяют собой незабываемый опыт познания божественной славы, которого они были удостоены уже в сво ей земной жизни. И тот, и дру гой пережили момент ослепи тельного присутствия Божия. И они свидетельствуют о нем. Накануне вечером за бого служением звучат три ветхо заветных чтения. Моисей на горе по истечении шести дней входит в сияющее облако и пребывает в нем сорок дней и ночей (Исх 24, 12-18). «И гово рил Господь с Моисеем линем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33, 11-23). Какая близость к Богу! Моисей умоляет: «Яви мне славу Твою!» Какое неимоверное стремле ние! Какая неутолимая жажда живет в его сердце! И Господь отвечает: «Я про веду пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Господне ШНГШ от Лук и, гл. IX, стт. 28-3 6 28 И было дней через восемь после слов этих: взяв с С о бою Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору для мо литвы . 19 И когда молился Он, вид лица Его сде лался иным, и одежда Его стала белой д о блистания . 30 И вот, двое беседовали с Ним, и были то Моисей и Илия : 31 явившись во славе, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме . 32 А Петр и те, кто были с ним, забылись дремой, а когда очнулись, увидели славу Его Самого и двух мужей, с Ним стоящих . 33 И было, когда мужи эти стали от Него удаляться, сказал Петр Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии», - не зная и сам, что говорил . 34 И когда он еще не кончил этих своих слов, вот облако осенило их; и устрашились они, когда вошли в то облако . 35 И был из облака голос, говорящий: «Это есть Сын Мой избранный, слушайте Его!» 36 И когда умолк голос, оказалось, что Иисус один. И они промолчали и никому не поведали в те дни ни о чем из то го, что увидели. @ Перевод С. С. Аверинцева пред тобою... Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не прой ду... И прошел Господь пред ли- цем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюби вый и милосердый, долготер пеливый и многомилостивый и истинный» (Исх 34, 4. 8). «При сошествии с горы Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх 34, 29). И оно ос талось таким, поэтому покрыл Моисей лицо свое покрыва лом, которое снимал всякий раз, когда входил в скинию, чтобы говорить с Господом. Моисей преображенный! Мы слышали также историю пророка Илии на горе Хорив, где у входа в пещеру он узнает о том, что рядом проходит Гос подь, в «шепоте тихого ветра», в безмолвии (3 Цар 19, 12). Эти моменты божественного присутствия в жизни Моисея и пророка Илии открывают нам, что Преображение на верши не горы происходит благодаря молитвенной близости Иису са к Отцу, и сияющее облако — знак этого таинственного присутствия. Ведь человек не может увидеть Бога и при этом остаться в живых. И тем не ме нее Бог позволяет приблизить ся, Он являет Свою славу и вводит человеческое существо в ее сияние, чтобы с ним раз делить эту славу. Но в рассказе есть еще одна деталь, которая восходит к Ветхому Завету. О Моисее сообщается, что он входит в светоносное облако «по исте чении шести дней», но не ск а зано, после какого именно со бытия. Это косвенное указание на праздник Кущей (Суккот), ликующий и любимый наро дом праздник. Он начинался на шестой день после велико го Дня Умилостивления (Йом Киппур) и продолжался семь дней (Лев 23, 34-36). Петр, к о торый не может сдержать уста всякий раз, когда происходит нечто чрезвычайное важное, восклицает: «Господи, хоро шо нам здесь быть. Поставим три кущи, одну для тебя, одну для Моисея, одну для Илии». Евангелисты при этом добав ляют: «Он говорил, и не знал, что говорит, потому что был в исступлении». Может, это событие произошло в тот мо мент, когда Иисус праздновал со своими учениками Суккот? Это вполне вероятно. И тогда на седьмой день праздника Ку- еокАЛжение Евангельская история для де тей ж к"< . - 'Л Ж ' # ' /; • .• г ч с т ь в Галилее о д н а го р а —Ф а в о р . О н а п о к р ы т а з е л е н о й т р а в о й и л е с о м . К а к - т о р а з Господь в зя л П е т р а , И а к о в а и И о а н н а , С в о и х л ю б и м ы х у ч е н и к о в , и п о в е л н а э ту гору. Долго шли они и дошли до Ученики открыли глаза и самой вершины. Далеко вни- увидели, что Христос стоит зу лежали деревни, виднелись в Своей обычной одежде, а маленькие домики, маслись белые овеч ки, были распаханы коричневые поля. Иисус смотрел на небо и молился Богу. Вдруг лицо Его за сияло, как солнце. Одежды стали белее, чем первый снег. Небо раскрылось, и два древних п роро ка стали беседовать с Иисусом. - Как хорошо! — сказал Петр. —Д а вайте сделаем шала ши и останемся здесь навсегда. И тут на них опустилось об лако. Из облака раздался го лос: —Вот Сын Мой Возлюблен ный. Слушайте Его во всем. Голос был как гром. Облако сияло. От страха ученики упа ли на землю. Они закрыли го ловы руками и не шевелились. Но Господь коснулся их и ск а зал: «Встаньте, не бойтесь». рядом с Ним никого нет. О б л ако исчезло. Небо затвори лось, к ак дверь. — Никому не говорите, что вы видели,—велел им Господь. — Еще рано говорить об этом людям. Это великая тайна. Петр, Иоанн и Иаков п ос лушались своего Учителя. И пока не стали никому р асск а зывать, что случилось с ними на горе Фавор. @ Пересказ М. А. Кучерской, 2001 шеи наступает момент великого ликования: народ танцует вок руг свитка Торы, которая ста новится символом живого при сутствия Бога, ее возвещают, обнимают и целуют, ибо Тора — невеста Израиля. В заключе нии праздника один из учите лей, которому назначена роль «жениха Торы» торжественно читает вслух первые стихи К н и ги Бытия. Господь наш Иисус Христос — новая Тора, новый Закон. Его надлежит слушать. Он явил Себя преображенным сиянием Божественной славы в момент молитвенного общения с Отцом. Какой силы достига ет эта молитва, когда в Его ус тах звучат слова: «Авва, Отче!». Итак, Преображение — это, прежде всего, свет молитвы: Иисус как бы переступает через телесную границу, которая Его как бы отделяет от мира божест венного, и гора становится сим волическим местом сокровен ной встречи человека с Богом. Это соприкосновение челове ческого с божественным было настолько сильным и реаль ным, что слава Божия просияла на лице и одеждах Иисуса. На мгновение разверзаются небе са, и слышится глас с неба: «Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте». Вот божествен ный зов: слушать, следовать за Иисусом. Затем видение рассе ивается, Иисус остается один, и ученики замирают в безмолвии. Но после воскресения, при званные в Галилею на вершину горы, посланные ко всем наро дам, апостолы возвестят: «Этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на свя той горе... Он как светильник, сияющий в темном месте, док о ле не начнет рассветать новый день и не взойдет утренняя звез да в сердцах наших». Да, имен но в наших сердцах! Слушайте Сына Божия, и ваша жизнь пре образиться! Аминь. I Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz