Миссионерская православная газета. 2006 г. № 7. Июль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7, ИЮЛЬ 2006 5 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА « РОДНИК » В ит а л и н Сем ено ви ч Ма с лов. Ф р а гм е нты из к н и г и «На к о ст р е м о е го г р е х а » Наследство для нескольких поколений МАСЛОВ Виталий Семенович (1935-2001) Замечательный сын Поморья, сын Русского . Севера, сын России. Он был моряком и писателем, просветителем и крупным общественным деятелем. Он оставил нам ка десяток томов - рассказов, о ч е р к о в , эссе, статей, стихотворений. Хватит для раздумий, для исследований - на несколько поколений Виктор Тимофеев, писатель Осень. Гудит осень! Дождь, не сверху падая, а из подуго- рья вместе с п ен ой м о р с к о й и с п еском на обры в взлетая, по стенам лупит, к он оп а т к у с т а рую в пазах н ас к в о зь п р ош и вает. Бол е знью к дому п р и в я зан ны й , один я в д е р ев н е, и на де ся тки к и лом ет ро в — ни доро ги к ближ айш ем у жилу, ни тр о пы , —т ол ь ко вот р а з ве морем. А ведь начало-то осени, п о ка не остался один, такое вы далось доброе, веселое даже, если по большому счету. Более двадцати лет до этого, после «неперспективного» разоре нья, кланялись безрезультат но сёмжане властям пред ер жащим : верните Сёмжу* из небытия официального! А т е перь н акон ец -то плюнули и перед тем, как на зиму по го родам и весям разлететься, собрались и избрали сельсо вет. Самостийно. Гудит! Но только ли море гу дит? А может, это сошли сь на свое великое вечевое м н о го вековое собрание те, кто не дожил до собрания с е г одн яш него, может, это взывают к нам те, которые пришли сюда п е р выми, которые завещали нам эту землю, поименовав и ее Россией -матушкой? Может, это их духом лепесток л а м падный, далеко в глуби киота отражаясь, чуть потрескивая, колеблется? Ф Ф Ф Кое-ч то в нижеск азанном будет, вероятно, понятнее, если, предваряя, скажу о сне, привид евшемся мне в ночь п е ред началом работы. Это был долгий, очень долгий , но не и знуряющий сон, беседовал я со звонарем старым — из тех, кто и после семнадцатого года о ткрыто говорил о Боге как о Спасителе, кто сумел пройти не с ломи вши сь и воды и тру бы. Он рассуждал, убеждал, предупреждал, что нын ешн ее залповое возвращение хра мов и монастырей под руку Православной Церкви со в ер шается ради окончательно го ни звержения Православия. И потрясла внутренней глуби ной последняя фраза зв он а ря, ради которой я должен был проснуться, чтобы записать: он прои знес задумчиво, к ак бы прощаясь, что будет по вт о рять это «пока горит душа моя на костре моего греха»... «П о к а гори т душ а моя на к остре моего греха»... Такой вот б е с к о н е ч н ы й по в р ем е ни за рок . Ф Ф Ф «К северу от Вологды — по- лудикость и самая настоящая дикость...»** И сколько раз повторялось это, что вроде уже и в к ам ень врубать впору ( а может, уже и выбито?). И разумелось при этом, что у нас здесь, на самом краешке све та, —тем более дикость, п о с кольку дальше некуда... — На месте Вениаминова дом а что до 1926 года было? — спрашиваю . —Старый дом Фомы С т еп а новича. Изба-прихожая н ев е ли к а , зато горница на первом этаже —большая такая, рояль стоял. —Что-что? — Рояль. Как пи ан и н о те перь, но побольше. Праб а бушка твоя, Настасья Гаври ловна, играла, бабы Ли зы ма- ти. Она и р еб ятишек читать- писать учила, и своих, и чужих —у кого своей бабки не было. И об этом я узнаю впервые, когда мне за пятьдесят! О странной , вековой д а в ности, жалобе на то, что «се- месския старухи» сплош ь вы сокограмотные, я писал, о пении по крюкам — тоже, но чтобы рояль у прадеда Фомы в двадцатидворовой д ерев уш ке того времени? Уже хотя бы потому н ев ероятным кажется, что доставить в Сёмжу рояль, и при ныц еш н ей -т о технике, и то представляется со в ер ш енн о н евозможным . Ф b Ф Говоря о нашем прошлом , всегда в спомин аю и буду в спо минать прежде всего времена для России бл агоприятные, а фа кты из жи зни ее — прежде всего радостные и светлые. При том , что делается с е й час, надо любой ценой хотя бы чуть-чуть подшевелить в нашей н ацион а л ьной п ам я ти им енно светлую сторону, с этого начнется возврат н а цион ального само с о зн ания , в этом — спасение Руси. Ибо сказать, что наше н ац и он а л ь ное созн ани е сейчас на нуле, значит быть благодушным н е поправимо. Ниже нуля! Наша «самокритика» давно уже о б ратилась в проповедь н е н а висти ко всему русскому, уже породила эту ненависть н е редко даже среди русских. Да и могло ли быть иначе? Ведь утверждения вроде «к с е веру от Вологды» вдалблива ли сь в нас с яслей и садиков... Может ли в нын ешн ем мире быть что-либо для народа б о лее страшное? Им енн о п о э тому, помня обо всем, плохом и хорошем , надо подч ер ки вать хорошее, учить гордить ся этим хорошим и делать все приемлемое духовно для н а шего духовного пробуждения, очищ ени я и возрождения. Ф Ф Ф Б л е с т ящ е з а к о н ч и в и ш к о лу, и уни в е р си те т, Ко л я , Н и к о л а й Ф е д о р о в и ч М а сло в стал р аб о та ть в ин ст и ту те я д е р н о й ф и з и к и . Всего л иш ь три года успел порабо тать... В о т л и ч и е о т мн о ги х уч еных его п р о ф и л я , он счи тал : ч е л о в е к у не выр а ст и вы с о к о к а к человеку, не устоять на ветрах б е з в р ем е н ь я , ес ли нет у н его к о р н я в р о д н о й земле. И на первые сверхурочные рубли купил не очень старый, небольшой , но требующий с е рьезного ремонта дом в н е в о образимо дальней , почти н е доступной , спи с анн ой и за душ енн ой деревне — там, где могилы его прапрадедов. Я имел радостную возможность наблюдать, к ак обретал он — почти стремительно — нр ав с твенную самостоятельность, внутреннюю особую о с т о й чи вость и совестливость на гра ни самосуда. И вот приехал он в т о л ь к о что к у п л е н ны й дом . И — и с чез. М ен ее чем ч е р ез час и с чез. К а к с к в о з ь землю . С н а чал а р о д с т в е н н и к и , потом все, кто в д е р е в н е бы л , д о п о лу с о т н и ч е л о в е к , п р о ч е с а л и к а к г р е б е н к о й , за р о с л и д р е мучих трав, о б е з о б р а з и вш и х н еж и лы е к о н цы д е р е в н и , о б ш а р и л и р уш ащ и е с я х л ам и ны д о м о в , п р о я к о р и л и все в о д о емы в д е р е в е н с к о й о к р е с т ности . П о т о м ,п о с к о л ь к у и н ститут я д е рн о й ф и з и к и , а тут и н о с т р а н н ы е суда на р ейд е в дв ух -трех м и л я х стоят, п о д к лю ч и л и с ь к п о и с к ам п о г р а н и ч н и к и —весь Л е н и н г р а д с кий в о е н ны й окру г с а в и а ц и ей. Безрезультатно! А потом выяснилось, и вправду —скво зь землю . С п е р ва кто-то из старых людей вспомнил каклегенду, ч т о бы л когда-то посреди деревни к о лодец, из которого, из ст р аш ной глубины, доставали лед, если умирал кто-то летом... И вот... Крохотное, не шире, чем с тазик, с ушат, отверстие, за тянутое полевой травой, —ни колыш к а близ него. Когда-то был завален колодец до с ам о го верха старьем и навозом, и глубина была теперь не более десяти сажен, зато ши рин а сруба на глубине — что к о м ната просторная... Разглядели в темноте —спи ч ечный к о р о бок новенький плавает. Так вот отомстила земля за свою заброшенность, за свое разорени е и запустение. И как всегда —месть слепа. Ф Ф Ф Старое семженское кладби ще позади прав осл авной ц е р кви. И правосл авное, и с т ар о обрядческое. Прежде тут бы л и г робницы —общи е, на весь род, крытые строения над м о г и л а м и—Ми три евско го рода, Н и кол ь ск о го рода... Мне казалось, что этот м о гучий крест, ст о ящий к ак бы в ши р о ч е н ных воротах м еж ду двумя т а кими же могучими л и с т в ен н и ч ным и столбами под общей для креста и ворот крыш ей , — остаток одной из таких гробниц. Крест вместе со ст о л б ами -б о к о ви н ам и п о косился, нес кол ь ко те сниц на крыше истлели, но в таком вот с о с то янии я видел все это и полвека назад, с тех пор как п омню себя. — Нет, — сказала мне в н ы н ешн ем году старая ж е нщин а, чья память глубже моей лет на двадцать, добавляя в к ади ль ницу смесь еловой серы, в о с ковой свечи и ладана. (Продолжение на стр. 7) Первые Феодоритовские чтения К 480-летию принятия Христианства в Кандалакшской волости 30 августа 2006 г., в день памя ти прп. Феодорита Кольского, просветителя Кольского Севе ра, Мурманская и Мончегорс кая епархия совместно с Ад министрацией г. Кандалакши и Центральной Кандалакшской библиотекой организует регио нальную научно-богословскую историко-краеведческую кон ференцию. Конференция будет посвяще- 1 на памяти выдающегося хрис тианского подвижника, замеча тельного богослова и истори ка - прп. Феодорита Кольского («русского философа Феодо ра»), пришедшего в начале XVI века на берега реки Нивы с про поведью веры Христовой и про светившего Евангельским све- . том земли Кольского Севера. Конференция откроется праз- 1 дничным молебном с освящени- I ем иконы «Преподобный Феодо- 1 рит просветитель Кольский, ос нователь Кандалакши», которая і затем займет свое место в храме Рождества Иоанна Предтечи. Пленарное заседания откро ется в Городском культурном центре «Нива» приветственным словом Архиепископа Мурман ского и Мончегорского Симона. Доклад председателя Комиссии по канонизации святых Мур манской епархии иеромонаха Митрофана (Баданина) «Рус ский философ Федор из Кан далакши» и его роль в истории края» завершится презентаци ей книги «Житие преподобного Феодорита, просветителя Коль ского», которая готовится к пе чати в Издательстве Мурманс кой епархии. Завершится кон ференция принятием итогового документа. По замыслу органи заторов, эти чтения станут тра диционными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz