Миссионерская православная газета. 2006 г. № 7. Июль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7, ИЮЛЬ 2006 5 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА « РОДНИК » В ит а л и н Сем ено ви ч Ма с лов. Ф р а гм е нты из к н и г и «На к о ст р е м о е го г р е х а » Наследство для нескольких поколений МАСЛОВ Виталий Семенович (1935-2001) Замечательный сын Поморья, сын Русского . Севера, сын России. Он был моряком и писателем, просветителем и крупным общественным деятелем. Он оставил нам ка десяток томов - рассказов, о ч е р к о в , эссе, статей, стихотворений. Хватит для раздумий, для исследований - на несколько поколений Виктор Тимофеев, писатель Осень. Гудит осень! Дождь, не сверху падая, а из подуго- рья вместе с п ен ой м о р с к о й и с п еском на обры в взлетая, по стенам лупит, к он оп а т к у с т а ­ рую в пазах н ас к в о зь п р ош и ­ вает. Бол е знью к дому п р и в я ­ зан ны й , один я в д е р ев н е, и на де ся тки к и лом ет ро в — ни доро ги к ближ айш ем у жилу, ни тр о пы , —т ол ь ко вот р а з ­ ве морем. А ведь начало-то осени, п о ­ ка не остался один, такое вы ­ далось доброе, веселое даже, если по большому счету. Более двадцати лет до этого, после «неперспективного» разоре­ нья, кланялись безрезультат­ но сёмжане властям пред ер­ жащим : верните Сёмжу* из небытия официального! А т е ­ перь н акон ец -то плюнули и перед тем, как на зиму по го­ родам и весям разлететься, собрались и избрали сельсо­ вет. Самостийно. Гудит! Но только ли море гу­ дит? А может, это сошли сь на свое великое вечевое м н о го ­ вековое собрание те, кто не дожил до собрания с е г одн яш ­ него, может, это взывают к нам те, которые пришли сюда п е р ­ выми, которые завещали нам эту землю, поименовав и ее Россией -матушкой? Может, это их духом лепесток л а м ­ падный, далеко в глуби киота отражаясь, чуть потрескивая, колеблется? Ф Ф Ф Кое-ч то в нижеск азанном будет, вероятно, понятнее, если, предваряя, скажу о сне, привид евшемся мне в ночь п е­ ред началом работы. Это был долгий, очень долгий , но не и знуряющий сон, беседовал я со звонарем старым — из тех, кто и после семнадцатого года о ткрыто говорил о Боге как о Спасителе, кто сумел пройти не с ломи вши сь и воды и тру­ бы. Он рассуждал, убеждал, предупреждал, что нын ешн ее залповое возвращение хра­ мов и монастырей под руку Православной Церкви со в ер ­ шается ради окончательно го ни звержения Православия. И потрясла внутренней глуби­ ной последняя фраза зв он а ­ ря, ради которой я должен был проснуться, чтобы записать: он прои знес задумчиво, к ак бы прощаясь, что будет по вт о ­ рять это «пока горит душа моя на костре моего греха»... «П о к а гори т душ а моя на к остре моего греха»... Такой вот б е с к о н е ч н ы й по в р ем е ни за рок . Ф Ф Ф «К северу от Вологды — по- лудикость и самая настоящая дикость...»** И сколько раз повторялось это, что вроде уже и в к ам ень врубать впору ( а может, уже и выбито?). И разумелось при этом, что у нас здесь, на самом краешке све­ та, —тем более дикость, п о с ­ кольку дальше некуда... — На месте Вениаминова дом а что до 1926 года было? — спрашиваю . —Старый дом Фомы С т еп а ­ новича. Изба-прихожая н ев е­ ли к а , зато горница на первом этаже —большая такая, рояль стоял. —Что-что? — Рояль. Как пи ан и н о те­ перь, но побольше. Праб а­ бушка твоя, Настасья Гаври­ ловна, играла, бабы Ли зы ма- ти. Она и р еб ятишек читать- писать учила, и своих, и чужих —у кого своей бабки не было. И об этом я узнаю впервые, когда мне за пятьдесят! О странной , вековой д а в ­ ности, жалобе на то, что «се- месския старухи» сплош ь вы ­ сокограмотные, я писал, о пении по крюкам — тоже, но чтобы рояль у прадеда Фомы в двадцатидворовой д ерев уш ­ ке того времени? Уже хотя бы потому н ев ероятным кажется, что доставить в Сёмжу рояль, и при ныц еш н ей -т о технике, и то представляется со в ер ­ ш енн о н евозможным . Ф b Ф Говоря о нашем прошлом , всегда в спомин аю и буду в спо­ минать прежде всего времена для России бл агоприятные, а фа кты из жи зни ее — прежде всего радостные и светлые. При том , что делается с е й ­ час, надо любой ценой хотя бы чуть-чуть подшевелить в нашей н ацион а л ьной п ам я ­ ти им енно светлую сторону, с этого начнется возврат н а ­ цион ального само с о зн ания , в этом — спасение Руси. Ибо сказать, что наше н ац и он а л ь ­ ное созн ани е сейчас на нуле, значит быть благодушным н е ­ поправимо. Ниже нуля! Наша «самокритика» давно уже о б ­ ратилась в проповедь н е н а ­ висти ко всему русскому, уже породила эту ненависть н е­ редко даже среди русских. Да и могло ли быть иначе? Ведь утверждения вроде «к с е ­ веру от Вологды» вдалблива­ ли сь в нас с яслей и садиков... Может ли в нын ешн ем мире быть что-либо для народа б о ­ лее страшное? Им енн о п о э ­ тому, помня обо всем, плохом и хорошем , надо подч ер ки ­ вать хорошее, учить гордить­ ся этим хорошим и делать все приемлемое духовно для н а ­ шего духовного пробуждения, очищ ени я и возрождения. Ф Ф Ф Б л е с т ящ е з а к о н ч и в и ш к о ­ лу, и уни в е р си те т, Ко л я , Н и ­ к о л а й Ф е д о р о в и ч М а сло в стал р аб о та ть в ин ст и ту те я д е р н о й ф и з и к и . Всего л иш ь три года успел порабо тать... В о т л и ч и е о т мн о ги х уч еных его п р о ф и л я , он счи тал : ч е ­ л о в е к у не выр а ст и вы с о к о к а к человеку, не устоять на ветрах б е з в р ем е н ь я , ес ли нет у н его к о р н я в р о д н о й земле. И на первые сверхурочные рубли купил не очень старый, небольшой , но требующий с е ­ рьезного ремонта дом в н е в о ­ образимо дальней , почти н е ­ доступной , спи с анн ой и за­ душ енн ой деревне — там, где могилы его прапрадедов. Я имел радостную возможность наблюдать, к ак обретал он — почти стремительно — нр ав с­ твенную самостоятельность, внутреннюю особую о с т о й чи ­ вость и совестливость на гра­ ни самосуда. И вот приехал он в т о л ь к о что к у п л е н ны й дом . И — и с ­ чез. М ен ее чем ч е р ез час и с ­ чез. К а к с к в о з ь землю . С н а ­ чал а р о д с т в е н н и к и , потом все, кто в д е р е в н е бы л , д о п о ­ лу с о т н и ч е л о в е к , п р о ч е с а л и к а к г р е б е н к о й , за р о с л и д р е ­ мучих трав, о б е з о б р а з и вш и х н еж и лы е к о н цы д е р е в н и , о б ­ ш а р и л и р уш ащ и е с я х л ам и ны д о м о в , п р о я к о р и л и все в о д о ­ емы в д е р е в е н с к о й о к р е с т ­ ности . П о т о м ,п о с к о л ь к у и н ­ ститут я д е рн о й ф и з и к и , а тут и н о с т р а н н ы е суда на р ейд е в дв ух -трех м и л я х стоят, п о д ­ к лю ч и л и с ь к п о и с к ам п о г р а ­ н и ч н и к и —весь Л е н и н г р а д с ­ кий в о е н ны й окру г с а в и а ц и ­ ей. Безрезультатно! А потом выяснилось, и вправду —скво зь землю . С п е р ­ ва кто-то из старых людей вспомнил каклегенду, ч т о бы л когда-то посреди деревни к о ­ лодец, из которого, из ст р аш ­ ной глубины, доставали лед, если умирал кто-то летом... И вот... Крохотное, не шире, чем с тазик, с ушат, отверстие, за­ тянутое полевой травой, —ни колыш к а близ него. Когда-то был завален колодец до с ам о ­ го верха старьем и навозом, и глубина была теперь не более десяти сажен, зато ши рин а сруба на глубине — что к о м ­ ната просторная... Разглядели в темноте —спи ч ечный к о р о ­ бок новенький плавает. Так вот отомстила земля за свою заброшенность, за свое разорени е и запустение. И как всегда —месть слепа. Ф Ф Ф Старое семженское кладби ­ ще позади прав осл авной ц е р ­ кви. И правосл авное, и с т ар о ­ обрядческое. Прежде тут бы ­ л и г робницы —общи е, на весь род, крытые строения над м о ­ г и л а м и—Ми три евско го рода, Н и кол ь ск о го рода... Мне казалось, что этот м о ­ гучий крест, ст о ящий к ак бы в ши р о ч е н ных воротах м еж ­ ду двумя т а кими же могучими л и с т в ен н и ч ным и столбами под общей для креста и ворот крыш ей , — остаток одной из таких гробниц. Крест вместе со ст о л б ами -б о к о ви н ам и п о ­ косился, нес кол ь ко те сниц на крыше истлели, но в таком вот с о с то янии я видел все это и полвека назад, с тех пор как п омню себя. — Нет, — сказала мне в н ы ­ н ешн ем году старая ж е нщин а, чья память глубже моей лет на двадцать, добавляя в к ади ль ­ ницу смесь еловой серы, в о с­ ковой свечи и ладана. (Продолжение на стр. 7) Первые Феодоритовские чтения К 480-летию принятия Христианства в Кандалакшской волости 30 августа 2006 г., в день памя­ ти прп. Феодорита Кольского, просветителя Кольского Севе­ ра, Мурманская и Мончегорс­ кая епархия совместно с Ад­ министрацией г. Кандалакши и Центральной Кандалакшской библиотекой организует регио­ нальную научно-богословскую историко-краеведческую кон­ ференцию. Конференция будет посвяще- 1 на памяти выдающегося хрис­ тианского подвижника, замеча­ тельного богослова и истори­ ка - прп. Феодорита Кольского («русского философа Феодо­ ра»), пришедшего в начале XVI века на берега реки Нивы с про­ поведью веры Христовой и про­ светившего Евангельским све- . том земли Кольского Севера. Конференция откроется праз- 1 дничным молебном с освящени- I ем иконы «Преподобный Феодо- 1 рит просветитель Кольский, ос­ нователь Кандалакши», которая і затем займет свое место в храме Рождества Иоанна Предтечи. Пленарное заседания откро­ ется в Городском культурном центре «Нива» приветственным словом Архиепископа Мурман­ ского и Мончегорского Симона. Доклад председателя Комиссии по канонизации святых Мур­ манской епархии иеромонаха Митрофана (Баданина) «Рус­ ский философ Федор из Кан­ далакши» и его роль в истории края» завершится презентаци­ ей книги «Житие преподобного Феодорита, просветителя Коль­ ского», которая готовится к пе­ чати в Издательстве Мурманс­ кой епархии. Завершится кон­ ференция принятием итогового документа. По замыслу органи­ заторов, эти чтения станут тра­ диционными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz