Миссионерская православная газета. 2006 г. № 6. Июнь.

8 № 6, ИЮНЬ 2006 тшёШ'' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Сердце Русского Севера записки паломницы Промыслом Божиим ра сц вело Право­ славие в Заполярье, в краю суровых тундр, долгих зим и полярных ночей. Что значит Кольский полуостров для всей Р о с си и ? Это е ё духовный фор­ пост, значение которого стало о с о ­ бенно очевидным в Великую О течест­ венную войну, когда помощь сою зни ­ ков шла чер ез незамерзающий порт М урм анска. М урм ан ск ая область - пограничная зона России . Д а л е е - страны Зап ад а, и этим всё сказано... Зададим с е б е и такой вопрос: а что значит Свято-Троицкая Трифонов Пе- ченгская обитель для всей нашей о б ­ л а с ти ? Листаю страницы житий, исто­ рических мемуаров и начинаю пони­ мать, что всегда, и в средневековье, и в XIX веке, наш Кольский край процветал только тогда, когда цвела обитель пре ­ подобного Трифона Печенгского. По­ тому всегда так радостно отправляться в паломничество в этот древний м он а с ­ тырь, который, без сомнения, является сердцем Мурмана, как, по словам зна­ менитого историка Сер гея Соловьева, сердцем всей Руси была и остаётся Троице-Сергиева Лавра, На Святую Троицу - к преподобному Трифону Печенгскому Лишь Православие и его о п ­ лот —монастыри —делали Русь Святой и Великой, какой уви­ дел её в XIX в. Иван Никитин: Под большим шатром Голубых небес Вижу — даль степей Зеленеется. ... Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю; ...Это ты,моя Русь державная, Моя родина Православная! Мы, человек 15 п аломников из Мурманска отправились в мо ­ настырь прп. Трифона на Тро­ ицу. Это чудесное путешествие стало возможным благодаря п аломнической службе «Под сенью Трифона». Проехали живописную, весело шумя­ щую белыми пенистыми вол­ нами под мостом реку Колу. «Записки очевидца» Вспомнили по дороге о его ж и ­ тии и подвигах, помянули и бойцов Полярной Дивизии, которые летом 1941 г. в районе р. Западная Лица отбросили от Мурманска немецких егерей. Но вот после Титовки неда­ леко уж и Печенга. До рево­ люции в начале прошлого века несколько тысяч паломников в год посещали Трифоно-Пе- ченгскую обитель. А начина­ лось всё с возрождения опус­ тевшей и совсем почти забытой обители. Я с огромным инте­ ресом прочла уже после поезд­ ки воспоминания послушника монастыря Дмитрия Андрее­ вича Ануфриева «Записки оче­ видца о возобновлении Трифо- но-Печенгского монастыря». В них он живо и подробно расска­ зывает, как добирался до обите­ ли, где было место древнего мо­ настыря, гдебылапустыньТри- фона. Он так и пишет о себе: «Проживая с 1890 г. по насто­ ящее время в возобновляемом на самой отдалённой Северной окраине России близ границы с Норвегией Трифонов-Печенг- ском монастыре как очевидец описываю его постепенное возрождение и события, про ­ исшедшие в нём за это время». На Печенгу он приплыл из Ар­ хангельска морем, когда строи­ тельство монастыря ещё толь­ ко разворачивалось: «Позднею осенью, в конце сентября ме­ сяца 1890 г., ехал я на парохо­ де «Владимир» сначала Белым морем, а затем Северным Ледо­ витым океаном на жительство в Трифоно-Печенгский монас­ тырь. На пароходе ехал тогда же назначенный с 17 сентября 1890 г. строителем сего м он ас­ тыря иеромонах Ионафан, проживший уже год в Печен- ге, помогая предшественнику своему о. Никандру». Интерес­ но читать о маршруте Ануфри­ ева и расположении церквей или памятных мест обители (от Колы до Печенги ехали на п а­ роходе «Мурман»): «Пароход остановился в Печенгской губе против колонии Трифонова ру­ чья, утром со свежими силами отправились мы на монастырс­ ком карбасе Печенгскою губою до колонии Баркино к монас­ тырскому подворью. Подкрепив себя на подворье теплой пищей, отправились мы п ешком совершать 18-верс- тный путь по проезжей к о н н о й , идущей по небольшому л е с ­ ку дороге от колонии Б а р к и ­ но до пустыньки преподобно­ го Трифона. Пройдя версту от Баркино, мы увидели располо ­ женное по обеим сторонам д о ­ роги, приютившееся на п обе­ режье со своими небольшими серенькими домиками селение Княжуха, затем ещё с версту другое селение, расположен ­ ное по подгорью с небольшой церковью прп. Трифона, п ро ­ тив которой находился домик с накрашенной масляными красками вывеской «Мурман ­ ско-Колони стское волост­ ное правление». Это была к о ­ лония Печенга, неправильно населённая на месте древнего монастыря. Близ церкви нахо­ дился холм с деревянным к р ес­ том (могила 116 иноков и труд- ников древней обители). В небольшом недостроенном корпусе встретил нас иеромонах Киприан. Церковь была тог­ да ещё небольшая, старая, н е­ много поправленная, состояла из сеней, в которых стояла рака прп. Германа, и другого отделе­ ния, при входе в которое справа под убогою деревянною сенью находилась рака прп. Трифона, а перед алтарём близ солеи р а­ ка прп. Ионы, у которой справа находился клирос». Так путешествовали при во- зобновителе монастыря архи­ мандрите Ионафане. На могилке Преподобного После монастырской празд­ ничной службы и трапезы мы поехали в колонию Баркино, где ещё совсем недавно стоя­ ло деревянное здание без ку­ пола — бывший Андреевский храм. Теперь здесь стоит толь­ ко крест. Тут же был похоронен у церкви и с в ящ енни к Печ енг­ ского прихода Василий С п а с ­ ский, в 1912 г. освящавший этот храм вместе с отцом И о ­ нафаном . Место это и теперь священно, и Ангел-хранитель разрушенного храма невидимо для нас молится здесь. Наконец мы, повторяя путь послушника Димитрия Ануф ­ риева, доехали до Трифоновой пустыни возле Луостари, где до 1944 г. стоял Сретенский храм, а в нём — рака с мощами св я­ того. Теперь здесь одно толь­ ко поле. Ласково светило сол­ нце, когда паломники узкой тропинкой прошли к большо ­ му кресту с иконкой прп. Три­ фона. Пропели тропарь, про ­ читали молитву, приложились к иконке. Душа явно чувство­ вала благодать: верилось, что Трифон незримо присутствует здесь и слышит наши прош е­ ния. Мне и раньше доводилось бывать тут, и я получала чудес­ ную помощь в болезни, утеше­ ние в печалях. Хотелось бы, чтобы и другие мурманчане п а­ ломничали к Преподобному. Напротив, за речкой, вы ­ сится скалистая громада горы Спасительной, в пещере кото­ рой Преподобный укрывался, когда его преследовали кебуны (языческие жрецы лопарей). Там, на вершине, теперь стоит памятный Крест. Обычно, ес­ ли позволяет время, п ал ом н и ­ ки взбираются на гору. На о б ­ ратном пути мы взошли также на «холм покаяния». С виду это обычная горка, где уже вырос­ ли могучие берёзы. На самом деле горка эта —рукотворная. Один монах, впавший в грех блуда, в знак пок аяния сорок лет пешком носил сюда на с е ­ бе мешки с землёй, и образова­ лась небольшая гора. Прощаясьс обителью, вспом­ нили мы и подвижника XX ве­ ка, новомученика Феодора Аб­ росимова, ставшего послушни­ ком монастыря в 16 лет в 1913 г. По ложному обвинению он был арестован в советское время и умер в концлагере Коми от го­ лода и болезней 2 августа 1941 г. Его икона (фреска) есть в Н и ­ кольском соборе Мурманска. На обратном пути мы заехали в Долину Славы. Её недавно ре­ конструировали и постарались украсить, но жалко было, что по-прежнему нет ни креста, ни часовни —перекреститься не на что. Просто постояли у могил воинов, помолились. Начало Святой Руси, всё христианской просвещение, вся древнерусская культура — это Киево-Печерская Лавра. С XIV века и 'до сего дня сердце России бьётся в Троице-Серги- евой Лавре. Духовное возрож­ дение Кольского Севера не­ возможно без восстановления древней обители во имя Святой Единосущной Живоначальной и Нераздельной Троицы. Ш Галина СИРОТИНСКАЯ Паломническая служба Мурманской и Мончегорской епархии у у Трифонов Печенгский монастырь 11 и 25 июня, 23 и 30 июля, 20 августа Хибиногорский женский монастырь (Мончегорск—Апатиты—Кировск) —8 июля, 12 августа Святыни Терского берега (Кандалакша—Умба—Варзуга) —1-2 июля, 15-16 июля Церковь святых Бориса и Глеба (пос. Борисоглебский) —6 августа Святыни Крыма (г. Севастополь) —16-30 июля Псково-Печерский монастырь 1-4 июня Соловецкий монастырь 14-17 июля Наш адрес: г. Мурманск, ул. Траловая, 22. Телефоны: 28-75-22, 23-96-03, 8 911- 301-15-02 . Часы работы : пн-пт. 10.00 — 16.00, сб. 10.00 — 14.00 Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте ее почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 2382 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz