Миссионерская православная газета. 2006 г. № 6. Июнь.
8 № 6, ИЮНЬ 2006 тшёШ'' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Сердце Русского Севера записки паломницы Промыслом Божиим ра сц вело Право славие в Заполярье, в краю суровых тундр, долгих зим и полярных ночей. Что значит Кольский полуостров для всей Р о с си и ? Это е ё духовный фор пост, значение которого стало о с о бенно очевидным в Великую О течест венную войну, когда помощь сою зни ков шла чер ез незамерзающий порт М урм анска. М урм ан ск ая область - пограничная зона России . Д а л е е - страны Зап ад а, и этим всё сказано... Зададим с е б е и такой вопрос: а что значит Свято-Троицкая Трифонов Пе- ченгская обитель для всей нашей о б л а с ти ? Листаю страницы житий, исто рических мемуаров и начинаю пони мать, что всегда, и в средневековье, и в XIX веке, наш Кольский край процветал только тогда, когда цвела обитель пре подобного Трифона Печенгского. По тому всегда так радостно отправляться в паломничество в этот древний м он а с тырь, который, без сомнения, является сердцем Мурмана, как, по словам зна менитого историка Сер гея Соловьева, сердцем всей Руси была и остаётся Троице-Сергиева Лавра, На Святую Троицу - к преподобному Трифону Печенгскому Лишь Православие и его о п лот —монастыри —делали Русь Святой и Великой, какой уви дел её в XIX в. Иван Никитин: Под большим шатром Голубых небес Вижу — даль степей Зеленеется. ... Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю; ...Это ты,моя Русь державная, Моя родина Православная! Мы, человек 15 п аломников из Мурманска отправились в мо настырь прп. Трифона на Тро ицу. Это чудесное путешествие стало возможным благодаря п аломнической службе «Под сенью Трифона». Проехали живописную, весело шумя щую белыми пенистыми вол нами под мостом реку Колу. «Записки очевидца» Вспомнили по дороге о его ж и тии и подвигах, помянули и бойцов Полярной Дивизии, которые летом 1941 г. в районе р. Западная Лица отбросили от Мурманска немецких егерей. Но вот после Титовки неда леко уж и Печенга. До рево люции в начале прошлого века несколько тысяч паломников в год посещали Трифоно-Пе- ченгскую обитель. А начина лось всё с возрождения опус тевшей и совсем почти забытой обители. Я с огромным инте ресом прочла уже после поезд ки воспоминания послушника монастыря Дмитрия Андрее вича Ануфриева «Записки оче видца о возобновлении Трифо- но-Печенгского монастыря». В них он живо и подробно расска зывает, как добирался до обите ли, где было место древнего мо настыря, гдебылапустыньТри- фона. Он так и пишет о себе: «Проживая с 1890 г. по насто ящее время в возобновляемом на самой отдалённой Северной окраине России близ границы с Норвегией Трифонов-Печенг- ском монастыре как очевидец описываю его постепенное возрождение и события, про исшедшие в нём за это время». На Печенгу он приплыл из Ар хангельска морем, когда строи тельство монастыря ещё толь ко разворачивалось: «Позднею осенью, в конце сентября ме сяца 1890 г., ехал я на парохо де «Владимир» сначала Белым морем, а затем Северным Ледо витым океаном на жительство в Трифоно-Печенгский монас тырь. На пароходе ехал тогда же назначенный с 17 сентября 1890 г. строителем сего м он ас тыря иеромонах Ионафан, проживший уже год в Печен- ге, помогая предшественнику своему о. Никандру». Интерес но читать о маршруте Ануфри ева и расположении церквей или памятных мест обители (от Колы до Печенги ехали на п а роходе «Мурман»): «Пароход остановился в Печенгской губе против колонии Трифонова ру чья, утром со свежими силами отправились мы на монастырс ком карбасе Печенгскою губою до колонии Баркино к монас тырскому подворью. Подкрепив себя на подворье теплой пищей, отправились мы п ешком совершать 18-верс- тный путь по проезжей к о н н о й , идущей по небольшому л е с ку дороге от колонии Б а р к и но до пустыньки преподобно го Трифона. Пройдя версту от Баркино, мы увидели располо женное по обеим сторонам д о роги, приютившееся на п обе режье со своими небольшими серенькими домиками селение Княжуха, затем ещё с версту другое селение, расположен ное по подгорью с небольшой церковью прп. Трифона, п ро тив которой находился домик с накрашенной масляными красками вывеской «Мурман ско-Колони стское волост ное правление». Это была к о лония Печенга, неправильно населённая на месте древнего монастыря. Близ церкви нахо дился холм с деревянным к р ес том (могила 116 иноков и труд- ников древней обители). В небольшом недостроенном корпусе встретил нас иеромонах Киприан. Церковь была тог да ещё небольшая, старая, н е много поправленная, состояла из сеней, в которых стояла рака прп. Германа, и другого отделе ния, при входе в которое справа под убогою деревянною сенью находилась рака прп. Трифона, а перед алтарём близ солеи р а ка прп. Ионы, у которой справа находился клирос». Так путешествовали при во- зобновителе монастыря архи мандрите Ионафане. На могилке Преподобного После монастырской празд ничной службы и трапезы мы поехали в колонию Баркино, где ещё совсем недавно стоя ло деревянное здание без ку пола — бывший Андреевский храм. Теперь здесь стоит толь ко крест. Тут же был похоронен у церкви и с в ящ енни к Печ енг ского прихода Василий С п а с ский, в 1912 г. освящавший этот храм вместе с отцом И о нафаном . Место это и теперь священно, и Ангел-хранитель разрушенного храма невидимо для нас молится здесь. Наконец мы, повторяя путь послушника Димитрия Ануф риева, доехали до Трифоновой пустыни возле Луостари, где до 1944 г. стоял Сретенский храм, а в нём — рака с мощами св я того. Теперь здесь одно толь ко поле. Ласково светило сол нце, когда паломники узкой тропинкой прошли к большо му кресту с иконкой прп. Три фона. Пропели тропарь, про читали молитву, приложились к иконке. Душа явно чувство вала благодать: верилось, что Трифон незримо присутствует здесь и слышит наши прош е ния. Мне и раньше доводилось бывать тут, и я получала чудес ную помощь в болезни, утеше ние в печалях. Хотелось бы, чтобы и другие мурманчане п а ломничали к Преподобному. Напротив, за речкой, вы сится скалистая громада горы Спасительной, в пещере кото рой Преподобный укрывался, когда его преследовали кебуны (языческие жрецы лопарей). Там, на вершине, теперь стоит памятный Крест. Обычно, ес ли позволяет время, п ал ом н и ки взбираются на гору. На о б ратном пути мы взошли также на «холм покаяния». С виду это обычная горка, где уже вырос ли могучие берёзы. На самом деле горка эта —рукотворная. Один монах, впавший в грех блуда, в знак пок аяния сорок лет пешком носил сюда на с е бе мешки с землёй, и образова лась небольшая гора. Прощаясьс обителью, вспом нили мы и подвижника XX ве ка, новомученика Феодора Аб росимова, ставшего послушни ком монастыря в 16 лет в 1913 г. По ложному обвинению он был арестован в советское время и умер в концлагере Коми от го лода и болезней 2 августа 1941 г. Его икона (фреска) есть в Н и кольском соборе Мурманска. На обратном пути мы заехали в Долину Славы. Её недавно ре конструировали и постарались украсить, но жалко было, что по-прежнему нет ни креста, ни часовни —перекреститься не на что. Просто постояли у могил воинов, помолились. Начало Святой Руси, всё христианской просвещение, вся древнерусская культура — это Киево-Печерская Лавра. С XIV века и 'до сего дня сердце России бьётся в Троице-Серги- евой Лавре. Духовное возрож дение Кольского Севера не возможно без восстановления древней обители во имя Святой Единосущной Живоначальной и Нераздельной Троицы. Ш Галина СИРОТИНСКАЯ Паломническая служба Мурманской и Мончегорской епархии у у Трифонов Печенгский монастырь 11 и 25 июня, 23 и 30 июля, 20 августа Хибиногорский женский монастырь (Мончегорск—Апатиты—Кировск) —8 июля, 12 августа Святыни Терского берега (Кандалакша—Умба—Варзуга) —1-2 июля, 15-16 июля Церковь святых Бориса и Глеба (пос. Борисоглебский) —6 августа Святыни Крыма (г. Севастополь) —16-30 июля Псково-Печерский монастырь 1-4 июня Соловецкий монастырь 14-17 июля Наш адрес: г. Мурманск, ул. Траловая, 22. Телефоны: 28-75-22, 23-96-03, 8 911- 301-15-02 . Часы работы : пн-пт. 10.00 — 16.00, сб. 10.00 — 14.00 Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте ее почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 2382 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz