Миссионерская православная газета. 2006 г. № 5. Май.
8 № 5, МАЙ 2006 ■г; ‘ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА По своей внешней форме наку- польные кресты нередко отлича ются от привычных нам восьмико нечных. Крест на куполе выража ет идею храма как Дома Божия и Корабля Спасения и имеет соот ветствующую символику Особен но часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение не сет в себе этот символ? Крест с полумесяцем: история и духовный смысл режде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на п рав о славном кресте не имеет н и какого о тн ош е н и я ни к му сульман ской рели гии , ни к победе над мусульманами. Кресты с и зобр аж ени ем цаты (полум есяц а) укр аш али еще д р е в ние храмы: Церковь Покров а на Нерли (1165 год), Д им и т р и е в с к и й собор во Владимире (1 197 год) и другие. Ни о к а кой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полуме сяц с др е вних времен я в л я л ся госуд арственным зн аком Ви зантии , и тол ь ко после 1453 года, когда К о н с т а н т и н о п о л ь был взят турк ами , этот х ри ст и ан с кий символ стал о ф и ц и а л ь ной эмбл емой О см ан с к о й имп ерии . В п р ав осл авной Ви зантии цата с и м в о л и зировала царскую власть. Видимо, п о этому он а п ом ещ ен а как символ в е ли ко кн яж ес ко г о до с то и н с тв а на и зо б р а жении ки евско го к н я зя Ярослава И зяс - лавича в «Ц арственном л ет опи сц е» XVI века. Часто цата (полум ес яц ) и зо б р а жается как часть с в яти те л ьс ко го о б л а чения Святителя Никол а я Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Св ятой Троицы , Сп а си т ел я. Пресвятой Бо городицы . Все это дает праію с ч и тать, что цата на кресте — символ Гос пода Иисуса Христа как Царя и П е р в о с в ящ ен н и к а . Таким обр а зом , установк а креста с цатой на куполе храма н а п о м и нает нам о том , что храм этот п р и н а д л е жит Царю ц арствующих и Господу гос подствующих. Кроме того, из глубокой д р е в н о с ти — от Христа и первых веков хр и с т и анства — к нам пришло и другое значе- ■ I .3 ■. - *■ -4**'-■ ■W *■ * V v ние креста с полуме сяц ем . В одном из своих п о сл аний апостол Павел учит, что хри сти ан е имеют во зм ожн о с ть «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь б е зопасный и крепкий» (Евр 6, 18—19). Этот «якорь», одновременно и сим в о л и чески прикрывающий крест от поруга ния язычников, и о ткрывающий верным христианам свой подлинный смысл — и з бавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный к о рабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жи зни в т и хую пристань жи зни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год). Свято-Троицкого собора Вер хотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: две надцатью звездами на исходящих из ц ен тра лучах и с полумесяцем снизу. С им в о лика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И я в и лось на небе великое знамение: жена, о б лаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Это с им вол Церкви, которая первоначально была собрана из 12 колен Израилевых, а впос ледствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу. Иногда крест на храме (с полумеся цем или без него) бывает не во с ьмико нечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших п р а вославных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой С о фии в Кон стан тинопол е (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Ус пенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле ( 1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III ве ка, когда впервые появились четырехко нечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста р авно честной другим. Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — н апример, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Хри с тово, корабль церковный и купель кре- щальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма. В Эдуард АФАНАСЬЕВ Библейская археология А р х е о л о г и нашли руины б и б л е й с к о г о С о д о м а в И о р д а н и и Можно с уверенностью пред полагать, что комплекс о бн а руженных археологами раз валин в местечке Телль-эль- Хаммам в Иордании имеет отношение к древнему Содо му, о котором рассказывается в Библии. К такому выводу пришла группа американских ученых после семилетнего изучения результатов архео логических раскопок. Руководитель э к сп ед и ции, декан колледжа архео логии и библейской истории при университете штата Нью- Мексико Стивен Коллин з ут верждает, что по данным а р хеологических исследований Содом был самым южным и наиболее крупным горо дом на данной территории, поскольку в Ветхом Завете нередко опускаются имена соседних городов. Археологи установили также, что п ос ле разрушения города его руины оставались в полном запустении на протяжение н ескольких столетий. Резуль таты исследований п р ев зош ли ожид ания ученых: архе ологической группе удалось обнаружить практически н е тронутыми городские ворота, на которых, как описывается в Библии, сидел плем янни к Авраама Лот. По при зн анию ученых, главной путеводной нитью в археологических раскопках им служила Книга Бытия. Если гипотеза о вратах Лота подтвердится, это станет од ним из величайших открытий библейской археологии, под тверждающим научную зн а чимость событий и реалий, о которых свидетельствуется в Св ящ енном писании. ■ ' Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО Иллюстрированная библейская энциклопедия Это универсальный справоч ник по различным областям библейского знания, состав л енный в конце XIX века ар химандритом Никифором на основании современных ему научных исследований, биб лейских словарей. Энцикло педия включает статьи по биб лейской археологии, архитек туре, астрономии, географии, истории, военной науке, ма тематике, минералогии. В ней приводятся биографии всех библейских деятелей и объ яснение необходимых бого словских терминов. Это не только справочник, но и увле кательный рассказ о Св ящ ен ной истории и всех аспектах жизни в библейские времена. Книги, герои, города. Более 5 ООО статей, которые сопро вождаются иллюстрациями творений мастеров западной живописи от эпохи Возрожде ния до начала XX века. Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006 Книга продолжает древних собраний богородичных гим нов, основную ее часть соста вили 56 канонов Божией Ма тери (восьми гласов на каж дый день недели), предна значенных для ежедневного чтения на малом повечерии. В Приложениях даны также несколько молебных канона, Акафист и два канона из служ бы Субботы Похвалы Богоро дице, один из них был переве ден с греческого языка на цер ковнославянский М. М. Бер нацким специально для настоящего издания. Нако нец, завершают Приложения еще два канона Божией Ма тери, составленные почита емыми святыми-гимнотвор- цами православной Церкви, также впервые переведенные на церковнославянский язык. Канон прп. Феодора Студита предназначен для моления во время различных скорбей, а канон свт. Иоанна Евхаитско- го — благодарственный, чита емый по избавлении от скор би или исцелении от болезни. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИ ПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте ее почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 1971 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz