Миссионерская православная газета. 2006 г. № 5. Май.

8 № 5, МАЙ 2006 ■г; ‘ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА По своей внешней форме наку- польные кресты нередко отлича­ ются от привычных нам восьмико­ нечных. Крест на куполе выража­ ет идею храма как Дома Божия и Корабля Спасения и имеет соот­ ветствующую символику Особен ­ но часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение не­ сет в себе этот символ? Крест с полумесяцем: история и духовный смысл режде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на п рав о ­ славном кресте не имеет н и ­ какого о тн ош е н и я ни к му­ сульман ской рели гии , ни к победе над мусульманами. Кресты с и зобр аж ени ем цаты (полум есяц а) укр аш али еще д р е в ­ ние храмы: Церковь Покров а на Нерли (1165 год), Д им и т р и е в с к и й собор во Владимире (1 197 год) и другие. Ни о к а ­ кой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полуме сяц с др е вних времен я в л я л ­ ся госуд арственным зн аком Ви зантии , и тол ь ко после 1453 года, когда К о н с ­ т а н т и н о п о л ь был взят турк ами , этот х ри ст и ан с кий символ стал о ф и ц и а л ь ­ ной эмбл емой О см ан с к о й имп ерии . В п р ав осл авной Ви зантии цата с и м в о л и ­ зировала царскую власть. Видимо, п о ­ этому он а п ом ещ ен а как символ в е ли ­ ко кн яж ес ко г о до с то и н с тв а на и зо б р а ­ жении ки евско го к н я зя Ярослава И зяс - лавича в «Ц арственном л ет опи сц е» XVI века. Часто цата (полум ес яц ) и зо б р а ­ жается как часть с в яти те л ьс ко го о б л а ­ чения Святителя Никол а я Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Св ятой Троицы , Сп а си т ел я. Пресвятой Бо городицы . Все это дает праію с ч и ­ тать, что цата на кресте — символ Гос­ пода Иисуса Христа как Царя и П е р в о ­ с в ящ ен н и к а . Таким обр а зом , установк а креста с цатой на куполе храма н а п о м и ­ нает нам о том , что храм этот п р и н а д л е ­ жит Царю ц арствующих и Господу гос­ подствующих. Кроме того, из глубокой д р е в н о с ­ ти — от Христа и первых веков хр и с т и ­ анства — к нам пришло и другое значе- ■ I .3 ■. - *■ -4**'-■ ■W *■ * V v ние креста с полуме сяц ем . В одном из своих п о сл аний апостол Павел учит, что хри сти ан е имеют во зм ожн о с ть «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь б е­ зопасный и крепкий» (Евр 6, 18—19). Этот «якорь», одновременно и сим в о л и ­ чески прикрывающий крест от поруга­ ния язычников, и о ткрывающий верным христианам свой подлинный смысл — и з­ бавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный к о ­ рабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жи зни в т и ­ хую пристань жи зни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год). Свято-Троицкого собора Вер­ хотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: две­ надцатью звездами на исходящих из ц ен ­ тра лучах и с полумесяцем снизу. С им в о ­ лика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И я в и ­ лось на небе великое знамение: жена, о б ­ лаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Это с им ­ вол Церкви, которая первоначально была собрана из 12 колен Израилевых, а впос­ ледствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу. Иногда крест на храме (с полумеся­ цем или без него) бывает не во с ьмико ­ нечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших п р а ­ вославных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой С о ­ фии в Кон стан тинопол е (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Ус­ пенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле ( 1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III ве­ ка, когда впервые появились четырехко­ нечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста р авно ­ честной другим. Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — н апример, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Хри с­ тово, корабль церковный и купель кре- щальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма. В Эдуард АФАНАСЬЕВ Библейская археология А р х е о л о г и нашли руины б и б л е й с к о г о С о д о м а в И о р д а н и и Можно с уверенностью пред­ полагать, что комплекс о бн а­ руженных археологами раз­ валин в местечке Телль-эль- Хаммам в Иордании имеет отношение к древнему Содо­ му, о котором рассказывается в Библии. К такому выводу пришла группа американских ученых после семилетнего изучения результатов архео­ логических раскопок. Руководитель э к сп ед и ­ ции, декан колледжа архео­ логии и библейской истории при университете штата Нью- Мексико Стивен Коллин з ут­ верждает, что по данным а р ­ хеологических исследований Содом был самым южным и наиболее крупным горо­ дом на данной территории, поскольку в Ветхом Завете нередко опускаются имена соседних городов. Археологи установили также, что п ос­ ле разрушения города его руины оставались в полном запустении на протяжение н ескольких столетий. Резуль­ таты исследований п р ев зош ­ ли ожид ания ученых: архе­ ологической группе удалось обнаружить практически н е ­ тронутыми городские ворота, на которых, как описывается в Библии, сидел плем янни к Авраама Лот. По при зн анию ученых, главной путеводной нитью в археологических раскопках им служила Книга Бытия. Если гипотеза о вратах Лота подтвердится, это станет од­ ним из величайших открытий библейской археологии, под­ тверждающим научную зн а­ чимость событий и реалий, о которых свидетельствуется в Св ящ енном писании. ■ ' Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО Иллюстрированная библейская энциклопедия Это универсальный справоч­ ник по различным областям библейского знания, состав­ л енный в конце XIX века ар­ химандритом Никифором на основании современных ему научных исследований, биб­ лейских словарей. Энцикло­ педия включает статьи по биб­ лейской археологии, архитек­ туре, астрономии, географии, истории, военной науке, ма­ тематике, минералогии. В ней приводятся биографии всех библейских деятелей и объ­ яснение необходимых бого­ словских терминов. Это не только справочник, но и увле­ кательный рассказ о Св ящ ен ­ ной истории и всех аспектах жизни в библейские времена. Книги, герои, города. Более 5 ООО статей, которые сопро­ вождаются иллюстрациями творений мастеров западной живописи от эпохи Возрожде­ ния до начала XX века. Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006 Книга продолжает древних собраний богородичных гим­ нов, основную ее часть соста­ вили 56 канонов Божией Ма­ тери (восьми гласов на каж­ дый день недели), предна­ значенных для ежедневного чтения на малом повечерии. В Приложениях даны также несколько молебных канона, Акафист и два канона из служ­ бы Субботы Похвалы Богоро­ дице, один из них был переве­ ден с греческого языка на цер­ ковнославянский М. М. Бер­ нацким специально для настоящего издания. Нако­ нец, завершают Приложения еще два канона Божией Ма­ тери, составленные почита­ емыми святыми-гимнотвор- цами православной Церкви, также впервые переведенные на церковнославянский язык. Канон прп. Феодора Студита предназначен для моления во время различных скорбей, а канон свт. Иоанна Евхаитско- го — благодарственный, чита­ емый по избавлении от скор­ би или исцелении от болезни. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Газета зарегистрирована Дорогие братья и сестры! Московского Патриархата. в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. для хозяйственных целей. Если она Вам E-mail: murmansk eparchy@mail.ru Отпечатано в ОАО МИ ПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. больше не нужна, дайте ее почитать другому Редактор иерей Димитрий Сизоненко. Тираж 7.000 экз. Заказ № 1971 или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz