Миссионерская православная газета. 2006 г. № 5. Май.

Ха 5, МАИ 2006 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА \ И8Т0РИЯ для детей //? V ; Исцеление расслабленного jj— дин человек не мог ходить. Ц р Хочет согнуть ноги, а они О не гнутся. Хочет сесть, а сил нет. Он был такой сл а­ бый, что его так и н азыва­ ли —расслабленный. Мать кормила его с л ож ­ ки и умывала, как маленького ребенка. И еше у него были дру­ зья, которые часто навещали его и очень любили. Вдруг друзья узнали, что в их город пришел Господь Иисус. Они уже с лыш а­ ли, что Он творит чудеса. Друзья тотчас положили расслабленно­ го на носилки и понесли. fifTANh, ЕОЗЬ/ИИ постель СВОЮ II годи Они хотели занести его в дом, где остановился Христос. Но не тут-то было. В дом набилось столько лю ­ дей, что пройти было нево з­ можно. —Пропустите нас, —говорили друзья. — Посмотрите, какого больного человека мы несем. Но ник то их не слушал. Все только толкались. Тогда они з а ­ брались на крышу дома и сдела­ ли там большую дыру. Носилки с расслабленным подняли на веревках наверх. А затем начали опускать в дом через эту дыру. Снизу закричали: — Что вы делаете? Зачем с ло ­ мали крышу? Вы уроните его на нас! Но было уже поздно. Бо л ь н о ­ го опустили у самых ног С п а с и ­ теля. А вслед за ним в комнату спрыгнули и его друзья. Господь, видя, к ак они верят Ему, сказал расслабленному ч е­ ловеку: — Встань, возьми свою п о с ­ тель и ходи. И он тут же встал. Потом поднял с пола свои носилки. Сделал несколько шагов. Ноги ходили, руки стали сильными и крепкими. Человек засмеял ­ ся от радости. И пошел домой, славя Бога. Наутро он взял инструменты и пришел к хозяину дома, где вчера был Иисус. Целый день он чинил ему крышу. @ Пересказ М. А. Кучерской, 2001 В череде воскресных еван­ гельских чтений за Божест­ венной литургией мы дваж­ ды становимся свидетелями того, как Иисус исцеляет па­ рализованного человека: в 4-е воскресение по Пасхе и в дни Великого Поста. Эти два рас­ сказа, которые нам передают евангелисты Марк и Иоанн, хорошо известны всем. Дейс­ твие одного из них проис­ ходит у купальни Вифезда, неподалеку от Иерусалимс­ кого храма, где сегодня воз­ вышается церковь св. Анны. Другой рассказ врезается в память тем обстоятельством, что больной проникает в дом не через дверь, а через... о т­ верстие, которое прокопали в кровле. Вам легко предста­ вить, как кто-то проделывает отверстие в крыше вашего дома, чтобы проникнуть вов­ нутрь? В Палестине многие дома имеют непокатые кров­ ли, на такой террасе летом можно спать ночью. Сегод­ ня их делают из бетона, а во времена Иисуса Христа их делали из глины, смешанной с пальмовыми ветвями или прессованным тростником. И сегодня на такую кровлю снаружи можно подняться по лестнице. Самое интересное в этих историях не столько само чудо, сколько споры, кото­ рые разгораются вокруг л и ч ­ ности Иисуса, Его учения и власти, дарованной Ему: Он не просто способен исцелять недуги, Ему дарована власть прощать грехи. В Каперна­ уме Иисус останавливается в доме Симона-Петра, куда собирается множество лю ­ дей, жаждущих услышать Его проповедь, и вдруг четверо людей приносят на носилках больного, спускают его с по ­ толка в самую середину соб­ рания. В некотором смысле несчастный, разбитый пара­ личом, просто падает с неба и оказывается прямо у ног Иисуса, который прерывает речь и властно говорит ему: «Дитя мое, прощаются тебе грехи твои». Легко предста­ вить смущение и негодова­ ние знатоков Закона, кото­ рые сидят тут же: «Что это Он говорит там? За кого это Он себя тут выдает? Да Он же кощунствует! Только Бог имеет власть прощать или не прощать грехи». Признаюсь, что если бы я в этот момент оказался в Капернауме, то, как правоверный богослов того времени, отреагировал бы примерно так же. Это о с­ тается непреложным и по сей ШНГШ от Марка, гл. II, стт. 1-12 И когда Он снова вошел в Капернаум, прослышали, что Он дома. 2И собралось много народа, так что не было места даж е возле самой двери; и Он говорил им слово. 3И пришли к Нему с параличным, которого вчетвером не­ сли на руках; 4и не смогли из-за многолюдства пробиться к Нему, разобрали они кровлю над тем местом, где Он на­ ходился, и, сделав дыру, спускают в нее постель, на ко­ торой леж а л параличный. 5Увидев их веру, Иисус говорит параличному: «Чадо, прощены грехи твои!» 6А были там кое-кто из книжников, и они сидели и думали про себя: 7«Что такое Он говорит? Это же кощунство!...» Иисус говорит им: «К чему вы такое думаете про себя? 9Что легче: сказать параличному: прощены грехи твои, или сказать: вставай, бери твою постель и ходи? юНо что­ бы вы знали, что есть у Сына Человеческого власть про­ щать на земле грехи», - тут Он говорит параличному : 1 «Тебе говорю, вставай, бери твою кровать и ступай к себе домой!» 12И тот встал и тотчас же на глазах у всех вышел с крова­ тью на плечах, так что все были вне себя от изумления славили Бога, говоря, что, мол, такого мы еще никогда не видали. @ Перевод С. С. Аверинцева день: только Бог имеет право отпускать грехи, только Бог по Своей благодати имеет право оправдать человека. Однако история на этом не заканчивается. Иисус добав­ ляет: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть здесь, на этой земле, прощать грехи». В Священном писании и в духовной жизни болезнь чаще всего связана с грехом, здравие тела непосредствен­ но зависит от здравия души. Бог хочет спасти человечес­ кое существо целиком: и дух, и душу, и тело. Но что из трех более всего нуждается в ис­ целении? Господь исцеляет душу, а тело исцеляется как бы в подтверждение божест­ венного достоинства Иисуса. Все это повествование про­ низано светом пасхальной тайны. Дважды Иисус пове­ левает несчастному человеку: «Встань, воскресни». Это оз­ начает, что отныне ты осво­ бождаешься от власти греха и смерти тем самым Христом- победителем, которого Отец Небесный воскресит силой Святого Духа. Здесь народ видит расслаб­ ленного, которому прощены грехи, который встает и хо­ дит. Наше изумление тут бес­ конечно превосходит простое удивление от происшедшего чуда. Вместе с этим народом воздадим хвалу и благодаре­ ние Богу: «Никогда ничего та­ кого мы не видали!». Аминь. в Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО Протопресвитер Александр ШМЕМАН бозншиие Господне Слово «вознесение» треп е­ щет радостью, оно как бы бросает вызов всем законам природы , влекущим вниз, ни зводящим , п ораб ощаю ­ щим , закону тяжести, п ри т я ­ жения, падения. В нём живёт легкость, полёт, бесконечная устремленность к небу. Вознесение Господне праз­ днуется через 40 дней после Пасхи. Накануне, в среду, по церковному уставу со в ерш а­ ется так называемое отдание Пасхи, как бы прощание с нею. С в ящ ен н и к кадит весь храм с пасхальным трисвеч- ником в руках, и несётся р а­ достное «Христос воскресе». Прощаемся с Пасхой, «от­ даём» её до следующего года. И как будто должно было быть грустно на душе. Од­ нако вместо грусти н и сп о ­ сылается нам новая радость. Радость созерцания Возне­ сения Господня. О самом этом событии в Евангелии рассказано так. Дав учени ­ кам последние наставления, Господь вывел их из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда бла­ гословлял их, стал отдалять­ ся от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой. О чём эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удиви­ тельным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь это был день разлуки. Впере­ ди долгий путь проповеди, го­ нений, мучений, соблазнов; до самых краёв полна ими история Церкви. Кончилась, как будто, радость земно­ го, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его божества. Но, конечно, не уход Хрис­ та празднует Церковь. Господь сказал: «Я с вами до сконча­ ния века», и вся радость хрис­ тианской веры —от сознания Его присутствия. Праздник Вознесения —это праздник неба, открытого че­ ловеку, неба как нового и веч­ ного дома, нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земны ­ ми, низменными, к земле об­ ращенными и землей одной живущими. Грех —это преда­ тельство неба в душе. Им е н ­ но в этот день, в праздник Вознесения, мы не можем не ужаснуться этому отречению. Весь мир пронизан им. Ч е­ ловек с гордостью и важнос­ тью объявляет, что он только материя и что нет ничего, кроме материи. И он даже как будто радуется этому, и с презрением говорит о тех, кто ещё верит в «небо». Ведь «наверху», на небе —нет того, о чём говорят верующие. Но на этот вопрос пусть ответит свт. Иоанн Златоуст. Говоря о небесном, он восклицает: «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом...» Пусть ответят наши предки, назвав­ шие храм небом на земле. И все эти ответы сводятся, в сущности, к одному: небо — наше подлинное призвание, небо — это последняя правда о земле. Нет, не о запланетном п р о ­ странстве, не о неведомом космосе идёт речь. А о небе, возвращённом нам Христом, о небе, которое мы потеряли в своём грехе и гордыне, в своих земных науках и идео­ логиях, и которое вернул нам Христос. Небо — это царс­ тво вечной жи зни , царство истины, добра и красоты. Небо — это полное одухот­ ворение человека, это победа над смертью, это торжество любви: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце ч е­ ловеку, что уготовал Бог лю ­ бящим Его». «Бог, —говорит свт. Афан а­ сий Великий, —стал челове­ ком, чтобы человек стал Бо ­ гом». Бог спустился на зем ­ лю, чтобы мы вознеслись на небо! В этом свет праздника Вознесения, его несказан ­ ная радость. Если Христос на небе, и если мы верим в Него и любим Его, то и мы с Ним там, за Его трапезой, в Его царстве. Всё окружающее нас тянет вниз. Но я смотрю на Божественную плоть, во зно ­ сящуюся на небо, на Христа, восходящего «во гласе труб­ ном», и говорю себе и миру: тут правда о мире и о чело­ веке, тут то, к чему извечно призывает нас Бог. Исполнив всё, задуманное о нас. Соединив земное с небесным. Вознёсся Ты во славе, Христе Боже, Никак не отлучаясь. Но пребывая неотступно, И говоришь любящим Тебя: Я с вами, и никто же на вас...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz