Миссионерская православная газета. 2006 г. № 5. Май.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА " лмвг № 5, МАЙ 2006 '-Г-M- ..■т ' '■ Ко Дню славянской письменности и культуры Записки участника Славянского хода - 2006 Россия начинается с Севера «Славянский ход д а е т нам ощущение о б л ад а н и я своей с т р ан о й » ,- с к а з а л в одном из выступлений поэт Николай Колычев. В его с л о в а х с о д е рж и т с я глубинный смы с л этой духовно-культурной эк сп едиции Д ей с тви т ел ьн о , участники С л а в ян с к о г о хода проехали по многим городам России , где нас приним а ли как р о д ­ ных и бли зких по духу людей. Везде мы чувствовали себя как дома. Да мы и были у себя дома, в родной и горячо нами любим ой России. Наш автобус с им ен ами Кирил л а и Мефодия, р а в н о ­ апо с тол ьных братьев, и с л о ­ вами «Россия, Рѵсь! Храни с е ­ бя, храни!» на борту разбудил др емлющую р о с сий ск ую глу­ бинку: всюду радо ст н о -уди в- л ен ны е л и ц а людей , в з и р аю ­ щих на этакое чудо! Ко н е чн о ж е ,д е л о не в о д н ом автобусе. Участники С л а в я н ­ ско го Хода-2006 — это и з в е с ­ тны е м урман ски е писатели , по эты , кни гои зд ат ели , му ­ зейные р аб о тни ки , и ст орики и препод аватели русской с л о ­ весности , люди , д ушой б о л е ­ ющие за свое Отечество, к о ­ торы е не жал еют ни в р ем е ­ ни, ни сил, пы таясь сделать все во зможн о е для его в о з ­ рожд ения и проц в е тани я . Их выступл ения в библио теках , пи сатель ских ор г ан и за ц и я х были я р к им и , и с п о л н е н н ы ­ ми п ат ри о ти зм а и п о д л и н ­ ного мастерства слова, а, как мы все знаем , «в начале было Слово». Сл а в я н с к и й Ход п рочн ой ни тью прошил бол ьно е, р а с ­ сл а бл енно е тело Р о ссии и ду ­ ши самих его уч а ст ни ко в , а о сн о в а этой нити —п р а в о с л а ­ вие. Мы ночевали в м о н а с ­ тырях и храмах, п о к л о н я л и с ь св я ты н ям , чудо тв орным и к о ­ нам и мощам святых, в земле ро с с и й с к о й п р о си я вши х , к о ­ торы е н езримо п р и с о е д и н я ­ л и сь к нам и сопро в ожд али нас. Не случ айно первый м о ­ настырь, к о торый мы п о с е ­ тили , — К ем с кий мон астыр ь но в ом у ч ени ко в и и с п о в е д н и ­ ков россий ских. Дело в том , что а к а д ем и к Дми три й Л и ­ хачев говорил, что во зр ож д е­ ние России н ачн ется с Севера по молитвам н о в ом уч ени ко в , пострад авших в годы р е п р е с ­ сий и п о хорон енны х на С о ­ ло вк ах и у нас, на М у рм а н ­ ск ой земле. Их моли твы с о ­ провождали нас во время всей поездки. Следующей духовной вехой был а к вартира свято го п р а ­ ведного И о ан н а Кронш т ад с- кого, где мы п р и л ожи л и с ь к его икон ам , ц ер к о вным п р е д ­ метам, ему п р ин ад л еж авшим , и в завершени е всего — отец Молебен у могилы Николая Рубцова в Вологде Се р гий (духовный р у к о в о ­ ди тель э к с п е д и ц и и ) помазал нас елеем из его л ам п а д ки . При су тствие И о а н н а Крон - шта д с ко го мы ощущ али на п р о т яж ен и и всего пути. Н а ­ пример , в Ф е р ап он то в ом м о ­ настыре, ко торый в 19 веке был ж ен ским , н ас то я т е л ьн и ­ цей была игуменья Таисия, духовная дочь святого. В Вы- тегре, родине поэта Клюева, в музее, расп оложенн ом в части здания ст аринно го храма, мы увидели фо то гр афии и св ид е­ тельства его частого п р ебы в а­ ния там. Наш путь пролегал через город Торжок — родину п р е ­ подобного Трифон а, хозяина Кольской земли, который с самого н ачала был н е зримо с нами вместе с Собором Кол ь ­ ских святых, и зобр аж енных на икон е, которую мы везли в п о ­ д а ро к Патриарху. Н аш приезд объединил местных краеведов и дал толчок к д а л ьн ейшим иссл едованиям . Мы вместе с ними помоли ли с ь у Кресто- воздвижен ского храма, в к о ­ тором служил с в ящ ен н и к ом отец Преподобного. В Москве нас приютил Храм С ош е ств и я Святаго Духа. Две ночи мы ночевали в храме на полу. Это было удивительно. На вторую ночь многие и с п о ­ ведались отцу Сер гию , и н а у т ­ ро на патриаршей службе п р и ­ частились. Это было в день памяти святой блаженной Матроны Мо с ко вс к ой в П о к ­ ровском монастыре, где п о к о ­ ятся ее святые мощи . Им енн о в По кро в ск ом мон астыре поее молитвам , а не в С в я т о -Д ан и - ло вс ком , к ак планировалось, состоялась встреча уч а стни ­ ков Сл а в ян с ко го Хода с П а т ­ риархом Мос ко вс ким и всея Руси Алексием II. Встреча с Патриархом —это н езабываемое событие в ж и з ­ ни каждого участника Хода. Она была н астолько т е п ­ лой и сердечной , что мы бу ­ дем хранить ее в своих сердцах всю жи знь, как и подаренную каждому икону Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. Так Патриарх Ал ек ­ сий II п р и с о е д и н и л с я к н аш е ­ му Ходу, тем более что ему на грудь пи са те ль и р у к о в о д и ­ тель Хода Надежда Б о л ьш а ­ кова п р и к о ло л а зн а ч о к уч а с­ тник а. В Ярославле, помимо п и с а ­ телей, мы встретились с о т­ цом Ал ександром , о сн о в а те ­ лем и смотрителем п р ав осл ав­ ной г имн а зии имени Игнатия Б р я н ч анин о в а, настоятелем храма Похвалы Пресвятой Б о ­ городицы . Тут мы и в с п о м н и ­ ли, что в Москве, в храме С о ­ шествия Святаго Духа, к о р ­ мили нас ж е нщ и ны из об р а зо ­ ванного при нем сестричества в честь И гн атия Б р я н ч а н и н о ­ ва, А дальше нас размещают на ночлег в Толгском жен ск ом монастыре, где покоятся с в я ­ тые м ощи Игнатия Б р я н ч а н и ­ нова, к которым все мы и п р и ­ ложились! Кем же был И гн а тий Б р я н ­ ч а н и н о в в м и р с к о й жи з н и ? Бл е ст ящ е о б р а з о в а н ны й ч е ­ л о в е к , оф и ц е р , ф и л о с оф , и с ­ то р и к , он часто бывал в Л и т е ­ ратурных салон ах , о бщ а л с я с П уш к и ным и Батюшк о вым ... Участники Хода не о б хо ­ дили ни одно го п ам я т н и к а Пушкину : возлагали цветы , чтили п ам я ть поэта. В Воло г­ де п о к л о н и л и с ь п ам я т н и к у Б а тюш к о в а , возложили ц в е ­ ты. Д алее в С п а с о -П р и л у ц - ком Д им и т р о в ом м он астыр е нам п о к аза ли могилу Б а тюш ­ кова, на к о торой о тец Сер гий со в ерши л л и т ию и мы все м о ­ л и л и с ь вместе с ним . А св яти те л я И гн а тия Б р я н ­ ч а н и н о в а смело м ожн о н а ­ звать н еб есным п о к р о в и т е ­ лем п р ав о сл ав н ой и н т е л л и ­ генции . По э т Ни к о л а й Рубцов т а к ­ же был у ч а ст ни ком С л а в я н с ­ кого Хода, н ач и н а я с о т к р ы ­ тия и о с в ящ е н и я п ам я т н и к а ему в Мурм ан с ке и н адпи си на автобусе, ст авш ей н ашим де ви зом , п о с ещ е н и я музеев и ч т ени я его стихов у п а м я т н и ­ ка в Вологде и за к а н чи в а я л и ­ тией на его могиле. На Валдае, на могиле Б о ­ ри са Р ом ан о в а, ко торый был п ер вым се кр ета р ем М у рм а н ­ ск ой пи са те ль ск ой о р г а н и з а ­ ц ии , тоже служил ась л и тия. Он также был вместе с нами и, н ав ерн о е , пор ад о ва лс я д у ­ ховному росту бы вши х с о р а т ­ н и к о в по перу. По в о зв р ащ е ни и нас п р и ­ нял вл а дык а С и м о н , ко торый не т ол ь ко бл а го сло вил С л а ­ в я н с к и й ход-2006, назвав его духовной ми сси ей , но и п р и ­ нимал ак ти в н о е участие при его подготовке. Ему на грудь Надеждой Больш ак о вой был тоже прик р еп л ен значок участника. Мы гіили чай в его т р а п е з ­ ной, д е ли ли сь в п е ч а т л е н и я ­ ми —и на стене все вдруг у ви ­ дели икону Божьей Матери «Знамение» , к чудотворному образу ко торой мы п р и л ож и ­ ли сь в Новгород с кой Софии . Я попы та л ас ь си с т ем а т и з и ­ ровать и передать тол ь ко п е р ­ вые р а змыш л е н и я о событии , духовную зн а чим о сть к о т о р о ­ го н е в о зм ож н о переоценить. В душе зреет чувство б л а ­ годарности и любви к з ам е ­ чательным п опу тчикам , п р о ­ я в и вш им те р п ен и е и доброту друг к другу и ко мне, гр еш ­ ной. У всех нас было чувство л ок т я — мы вместе сделали бол ьшо е хорошее дело. Кроме того, м е н я , к а к , я ду­ маю, и о стальных уч а стников С л а в я н с к о г о хода, п е р е п о л ­ няет вп ечатлени е от красоты увид енных городов, м о н а с ­ тырей и храмов, н е о б ы к н о ­ в енной при роды , закатов на Вологде и О н еж ск ом озере... Все это зовется просто — Россией, начало которой — край северный. А северный значит: се —верный! К ИринаПОЛИВЦЕВА п о д с ш ю т р н ф о н я Паломническая служба Мурманской и Мончегорской епархии ! лдошио скитші жста I ШкШРСША 1 РОСИ : Трифонов Печенгский монастырь I 2В мая, 11 и 25 июня, 23 июля ’ Хибиногорский женский монастырь (Мончегорск—Апатиты—Кировск) —3 июня, 8 июля Святыни Терского берега (Кандалакша—Умба—Варзуга) — 17-18 июня, 15-16 июля : Церковь святых Бориса и Глеба (пос. Борисоглебский) —6 августа Святыни Крыма (г. Севастополь) — 16-30 июня, 1-15 июля, 16-30 июля Псково-Печерский монастырь 1-4 июня Соловецкий монастырь 1-2 июля и 29-30 июля Наш адрес: г. Мурманск, ул. Траловая, 22. Телефоны: 28-75-22, 23-96-03, 8 911- 301 -15-02 . Время работы : вт., ср., чт. 10.00 — 16.00, сб. 10.00 — 14.00

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz