Миссионерская православная газета. 2006 г. № 5. Май.
МИССИОНЕ РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА * ^ ,r N'J р , МАИ 200с. 3 Государство и Церковь Несвоевременные мысли о сегодняшнем положении дел К проблеме духовного возрождения России Президент России поддерживает инициативу введения в армии института военных священников На традиционной встрече с ветеранами Великой Оте чественной войны. Героями Советского Союза, Героями России и полными кавале рами ордена Славы, которая проходила 8 мая в Кремле, был затронут вопрос о рели гиозном присутствии в армии. В ответ на него Президент России В. В. Путин заявил, что государство никому из своих граждан, в том числе и тем, которые носят военную форму, не должно навязывать никаких убеждений, в том числе религиозных. В то же время, - подчеркнул прези дент, — «государство должно обеспечить условия для о т правления религиозных куль тов тем, кто хочет это делать». Президент отметил, что для решения этого вопроса «можно использовать и зару бежный опыт, и вспомнить наш опыт, который был н е плохим и эффективно всегда работал». Инициатива восстановле ния института военного духо венства в Российской армии до этого получила одобрение Церкви на заседании Св ящ ен ного Синода 11 апреля 2006 г. В связи с неослабевающим вниманием общественности и органов государственной власти к этой проблеме Служ ба коммуникации ОВЦС МП выступила с официальным за явлением. В нем, в частности, отмечается: «Богатый истори ческий и современный отечес твенный опыт, а также зару бежная практика убедительно свидетельствуют о положи тельном влиянии деятельнос ти военного духовенства на повышение морального духа армии и снижение социаль ной напряженности в воин с ких коллективах. Активная общественная дискуссия о роли и месте представителей религиозных = организаций в современных ВС РФ способствовала к о н солидации позиций к он с труктивно настроенных сил и ознаменовалась заявлениями государственных, рели гиоз ных и общественных лидеров о необходимости совместной работы над механизмом реа лизации прав военнослужа щих на свободу вероиспове дания. Идеи, высказанные П р е зидентом России, рассматри ваются многими православ ными верующими как готов ность государства приступить к диалогу по данной пробле ме. Результатом этого ди а л о га должно стать дальнейшее укрепление сотрудничества религиозных организаций с Российской армией, в том числе и по воссозданию в н а шем Отечестве института во енного духовенства». «В XXI веке для России и наро- доврусскогомира важными, ес ли не первостепенными вопро сами будут оставаться вопросы научно-технического, э к он о мического и социального раз вития. Однако очевидно, что энергию для любого вида че ловеческой деятельности воз можно почерпнуть только в ду ховной сфере. Поэтому успеш ное решение этих задач будет очень сильно зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры самобытной циви лизации, которую представля ют собой Россия и весь русский мир». Цитата из программно го доклада митрополита Смо ленского и Калининградского Кирилла на X Всемирном рус ском народном соборе вряд ли нуждается в развернутом обос новании. Первым аргументом в пользу её истинности — д о казательством «от противного» —служат печальные итоги пре образований 1990-х годов. Это горький опыт реформ, которые проводились по западным шаб лонам, без учета национальных традиций, под знаменем л иб е ральной идеологии. Они несли в себе разрушительное начало не только для отечественной экономики , но и для русской духовности, ибо закладывали основания общества, где «чело- векчеловеку —волк» и где вжес- ткой конкурентной борьбе по беждают не самые талантливые и порядочные, а самые хищные и беспринципные. К счастью, в последние годы очень многим из нас стали понятны дикие и губительные последствия тако го социал-дарвинизма. Нравственное возрождение российского общества начи нается, об этом говорит массо вый характер обращения людей к отечественным традициям. к духовным истокам, к право- славно-патриотическим цен ностям. Но можно ли считать процесс необратимым? Очень хотелось бы дать положитель ный ответ, однако вначале по пытаемся взвесить доводы «за» и «против». 30 апреля в городском Доме культуры (бывший кинотеатр «Аврора») состоялся праздник «Пасха светлая». Очень радос тное и насыщенное меропри ятие, на котором раскрылись таланты не только воспитанни ков воскресных школ области, но и творческих коллективов, занимающихся в рамках про екта «Дети Кольской земли». Много неожиданных открытий преподнес зрителям праздник, но остановимся на самом уди вительном из них. Это рожде ние новой воскресной школы, нового творческого коллекти ва и совершенно нового для п о добных мероприятий представ ления. Итак, совсем недавно появилась воскресная школа при храме Спас-на-водах (ру ководители иеродиакон Три фон и О. А. Аркадьева). Юный коллектив сразу же вступил в творческое содружество с кол лективом Свято-Пантелеимо- новской воскресной школы (руководитель Т. Б. Лазарева). Итогом сотрудничества стал за хватывающий мюзикл по «Хро никам Нарнии» К. С. Л ьюи са. Многочисленные зрители праздника приветствовали его криками «Браво!» Восторжен ныеаплодисмен - ты сопровождали выступления и других коллективов —Свято- Ни кол ьс ко й , Бл аго ве ше некой, Мурмашинской воскресной школ, фольклорного ансамбля под управлением Л. Н. Рогатых. Так отдаленный, совсем не э ли тарный район Роста оказался в центре празднования светлого Христова Воскресения. О зна чимости такого явления и о ве личия праздника Пасхи сказал в своем выступлении владыка Симон. Очень хочется, чтобы искренняя детская вера, кото рую мы видели на празднике, не померкла с возрастом, чтобы она сохраняла свой пыл и свою чистоту. Об интересе молодых лю дей к духовным традициям го ворит и опыт обучения студен- тов-теологов в МГТУ. В этом году планируется провести уже третий набор на специальность «Теология», что отражаеттребо- вание времени. Ведь будущим квалифицированным богосло вам предстоит стать посредни ками в диалоге между Церко вью и обществом. Свидетель ством такого диалога служит и состоявшийся Славянский ход, в котором приняли участие представители творческой и н теллигенции, духовенства и об щественных организаций Мур манской области. Но на встрече участников хода с владыкой Симоном в одном из выступлений прозву чала тревожная нота. Поэт Н и колай Колычев, рассказывая о теплой атмосфере гостеп риимства, сопутствовавшей всему мероприятию , обратил внимание на то, что сердеч ность эта исходила от простых людей, а не от государствен ных чиновников. Последние как раз отнеслись к Сл а в ян с кому ходу настороженно (если не враждебно). Прослеживается одна оп а с ная тенденция —скрытое п р о тиводействие «власть имущих» процессу духовного возрож дения России. Причем, речь идет об администрации мес тного уровня. В доказательс тво — три примера. На встре че с участниками Сл авян ско го хода Святейший Патриарх Алексий II выразил надежду на новую встречу с Кольским С е вером. И причина для визита Святейшего в наш город име ется —закладка Сп асо -Преоб - раженского морского кафед рального собора. Однако п о зи ция областной администрации к этому поистине знаковому событию остается весьма ук лончивой. Подчас представители мес тной администрации исполь зуют практику прямого запре та. Так, например, в школе №57 учащиеся и педагоги готови ли сь к пасхальному празднест ву, но Комитет по образованию городской администрации на это мероприятие наложил ве то. Хотя ничего про тиво закон ного его проведение не содер жало бы. Да, школа у нас отде лена от церкви, образование носит светский характер, но праздничная программа, п ос в ященн ая Пасхе, должна была проходить во внеучебное вре мя и нести в себе воспитатель ный заряд. Не всеблагополуч но и в воп росах обучения студентов-тео- логов. Деканат гуманитарного факультета, на котором ведёт ся подготовка будущих теоло гов, всячески пытается взять на себя полномочия, в общем- то не входящие в его компетен цию, и назначать преподавать ди сциплины духовно-религи- озного характера людей, дале ких от Православия. Вот тревожные симп то мы, которые говорят о том. что вопрос о необратимости ду ховного оздоровления общ е ства по-прежнему остаётся от крытым. От редакции П О С В Я Щ А Е Т С Я П О Б Е Д Е В В Е Л И К О Й О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Й В О Й Н Е Марш- бросок Победы 2006 Члены Североморского вело клуба «Пилигримы» 7-8 мая совершили ставший уже тра диционным марш-бросок По беды. В этом году в нем при няли участие 120 человек, ста ло доброй традицией участие православного священника в подобных духовно-патриоти- ческих акциях. В день, пред шествую щ ий мемо риал ьным празднованиям, настоятель Никольской церкви пос. Видя- ево иерей Сергий Шерфетди- нов вместе с ребятами прибыл на 43-й километр Печенгского шоссе, откуда участники п еш ком проделали путь в 30 км. до Долины Славы. По дороге они останавливались у памятников советским воинам, павшим при защите Заполярья в годы Великой Отечественной вой ны для того, чтобы возложени ем цветов и молитвой почтить память погибших. Преимуществом этого марш-броска является его до ступность, для участия в нем не требуется специальной э кипи ровки. Весь путь занимает око ло 5 часов. Однако подобного рода мероприятия воспитыва ют у детей глубокую любовь к своей Родине, к ее историчес кому прошлому, чувство от ветственности за ее настоящий и завтрашний день.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz