Миссионерская православная газета. 2006 г. № 2. Февраль.
№ 2, ФЕВРАЛЬ 2006 - * * - м **'% МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА КЩЦЙРЬ воскресных чтений 5.03.06 Неделя сыропустная. Прощеное воскресение Мфб, 14-21 12.03.06 Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия Ин 1, 43-51 19.03.06 Неделя 2-я Великого Поста. Ин 10, 9-16 26.03.06 Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная Мк 8, 34-9,1 из і рсі янесмя 22 (9) марта - память 40 великомучеников, в Севастийском озере мучившихся З то особенный праздник, один из немногих празд ников, которые всегда вы падают на Великий пост. Он п ос вящен памяти 40 воинам, которые в начале IV века приняли мучени ческий венец в Великой Армении в Севастийском озере за то, что они отказались принести жерт ву идолам, потому что они были христианами. Недаром мученики называются в одном из песнопений «воинс твом Царя Небесного», потому что они своим оружием, а именно, благодатью Божией, которую они стяжали молитвой и терпением, посрамляют мучителей и врагов христианства. Особенно Церковь почитает и любит тех мучеников, которые действительно были воинами на земной военной службе, как и эти 40 мучеников, которые были отрядом римской армии, то есть состояли на службе у языческо го императора. Но хотя Римская империя и была тогда языческой, все равно надо было ее защищать, потому что сохранение этой импе рии было залогом будущего рас пространения христианства по всей вселенной. Они стали как бы символом мученического подвига как такового, и именно поэтому в их честь в Великом посту издрев ле установлен этот особенный праздник. Так свт. Василий Вели кий в слове на этот день говорил: «Скорбящий прибегает к четыре- десятим, веселящийся притекает к ним же: один да обрящет раз решение скорбей, другой да соб- людутся у него благая. Здесь же на благчестивая молится о чадах: просит возвращения отшедшего мужа, недугующему - здравия» Н д ч д л о Б с л и к о г о п о с т д Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Ѵже в течение мясопустной недели, завершающейся Прощеным Воскресением,два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно «великопостные» СЛОВО ПАСТЫРЯ Протоиерей Александр Шмеманн В эти дни не полагается со вершать Божественную л и тургию, а в среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту: Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо се бя, братия, от всякия сквер ны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеко- любче. Наконец наступает п ос ледний день, обычно н азы вающийся «Прощенным Воскресением»; но мы не должны забывать его второ го литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Это название действитель но подводит итог всему под готовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жи зни в раю, для того, чтобы знать Бога и об щаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жи зни , и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним , и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жи знь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобля емся Адаму: Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангель ском чтении говорится об ус ловиях этого освобождения. Первое условие — пост: о тка заться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы н орм альны ми; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим , подлинным , надо, чтобы он не был лицемерным , «показ ным». Мы должны «явиться постящимися не пред людь ми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне» (Мф 6, 18). Второе условие поста — п р о щение; «если вы будете п ро щать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Н е бесный» (Мф 6, 15). Торжест во греха, главный при зн а к его владычества в мире - это ссо ры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению , согласию, лю б ви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить — это значит отвергнуть все сче ты и расчеты человеческих о тношений , предоставив их Христу. Прощени е — н асто ящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир. Пост по-настоящему н ачи нается с вечерни этого вос кресения. И эту единствен ную по своему глубокому з н а чению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах! Однако ничто лучше этой вечерни не п о к а зывает нам «настроения» Ве лико го Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку. Служба начинается к ак то р жественная вечерня; с в ящ ен нослужители в светлых обла чениях. Стихира на ‘Господи, воззвах...» (следующая после «Господи, воззвах») возвеща ет наступающий Пост, а за ним — приближение Пасхи! Постное время светло н а чнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, п ос тимся я коже в снедех от вся кия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в них же совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся. (Постное время светло начнем! Готовясь к ду ховным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и н а сладимся духовными добро детелями. Дабы, усовершенс твовавшись в любви, мы бы ли достойны увидать страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху в духовной р а дости). Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий...» Затем служащий св ящ ен н и к идет на «горнее место», за престолом, и возглашает вечерний Прокимен , кото рый всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней «Великий Прокимен» возвещает н ача ло Поста: Не отврати лиц а Твоего от отрока Твоего, яко скорб лю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. (Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорб лю! Скоро услышь меня, о б рати внимание на душу мою и избавь ее). Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно н а полняющего церковь: «... я скорблю» — и вы поймете исходный пункт Поста: та инственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закон чено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и п е чаль греха, и... «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он мо жет избавить и спасти мою душу. Покаяние, — прежде и больше всего, — отчаянная мольба к этой божественной помощи. Проким ен повторяется пять раз. И вот Пост уже н а ступил! Светлые облачения заменяются темными, пост ными, тушат яркое освеще ние. Когда св ященник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, про ся прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд «прощения», и т.к. Пост начинается именно этим а к том любви, единения и братс тва, хор поет Пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пус тыне Поста, но в конце это го пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова. шіігеж от Матфея, гл. VI, стт. 14-21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут , 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни р ж а не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут , 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Е В А Н Г Е Л Ь С К А Я ИСТО РИ Я ДЛЯ Д Е Т Е Й Чему у ч и л Ии сус Х ри ст о с аньше люди думали так, —объяснял Господь уче никам. Если тебе сделали что-то дурное, то же самое можешь сделать и ты. Только не больше. Называлось это «око за око, зуб за зуб». Люди хотели, чтобы была справедливость, нополуча- лась месть. А нужно жить совсем по-другому. Те бя ударили —а ты не дерись. Тебя дразнят —а ты прости. Будь всегда добрым. Даже к тем, кто тебя обижает. Жалей всех и молись за обидчиков. Еще Он говорил: —Раньше было вот как. Попросил у тебя сосед рубашку —и ты отдал ему рубашку. А на самом деле надо так: просят у тебя рубашку — отдай и куртку. —Тогда мы замерзнем! — зашумели ученики. —Нам не в чем будет ходить. — Не бойтесь, — ответил Иисус. Посмотри те на снегиря, на синичку. Видите, какие у них красивые перышки. И они не мерзнут. Это Гос подь одел их в такую прекрасную одежду. А вы для Него любимые дети. Если будете слушаться Отца Небесного, Он даст вам одежду еще лучше. Еще теплей. @ Пересказ М. А. Кучерской, 2001
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz