Миссионерская православная газета. 2006 г. № 2. Февраль.

№ 2, ФЕВРАЛЬ 2006 тшяг ■■ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Единство в многообразии Записки участника X I V Международных Рождественских образовательных чтений Первое пленарное заседание X IV Рождественских чтений Радость для души Поучения отцов-пустынников о посте (Начало на стр. 2) Проблема смирения положила* начало спору между главными героями нашей с е к ци и —д и а ­ коном Андреем Кураевым и протоиереем Мак симом К о з ­ ловым . Отец М аксим —н а с т о ­ ятель храма св. мч. Татианы при МГУ, где и проходила р а ­ бота се кции , с в ящ е н н и к , ш и ­ роко известный св оими п уб ­ л и к а ц и ям и и давн ей п о л ем и ­ кой с отцом Андреем Курае­ вым. На заседании се кции эта пол емика обрела форму вы с о ­ коин телл ек туальной , честной и и зяш н о й ди скуссии . Исходная п р едп о сы лк а б ы ­ ла заявл ен а отцом Андреем в следующем тезисе: «Я про тив и зм ен ений в храме, но я за и з­ м ен ения в «о колоц е р ко вном дворике». Думаю , что с этим со гл асили сь многие из п р и ­ сутствовавших. «О к о л о ц е р ­ ко вный дворик» — п о г р а н и ч ­ ная между Церковью и о бщ е ­ ством полоса, и, если ветры перемен , бушующие в с о ц и ­ уме, не коснутся ее, Церковь рискует оказаться в и зол яции . По этому “ о к о л оц е р к о в ный д в о р и к ” должен быть открыт для молодежи. Говоря о м о ­ лодежной субкультуре, отец Андрей пытался снять х ар а к ­ терную для его о п п о н ен т о в тенд енцию др ам ати зиро в ать положени е дел. Никто не собирается вытаскив ать м о ­ нахов на р о к -к он ц е р ты . И в гипотезе, что молодые л ю ­ ди вместо вс ен ощ н ой будут ходить на р о к -к о н ц е р ты с проповедями , присутствует огромная доля натяжки . Но, посмотрев в глаза суровой реальности , следует при зн ать существование цепочки : рок —н арк о ти ки —пь ян ств о —с а ­ танизм . С в ящ е н н и к и , высту ­ пающие перед р о к - к о н ц е р ­ тами, и могут стать «и зол ято ­ рами», з амы к ающ им и первое звено этой цепочки . Но такая духовная стратегия дал ека от смирения . «Почему мы все Х ри с т и а н с ­ тво свели к смирению?» —за ­ дав этот ри тори ч ес кий в о п ­ рос, отец Андрей см о д е л и р о ­ вал такую ситуацию . П р е д ­ ставим себе а рмию Суворова н ак анун е штурма Измаила. П о л ко в ой с в ящ е н н и к п р о и з ­ н о си т перед солд атами п р о ­ поведь: «Сми рим с я , братья, и обним ем с я с турками...» Нет, Правосл авие больше, чем смирение! И когда п р а в о с л а в ­ ные в м ен ьшин с тв е (что мы и п ереживаем сейчас), нуж ­ но не сми р ять ся , а обучаться культуре про тестно го мыш л е ­ ния. Здесь р о к -м у зы к а может стать н аш им с ою зни ком . Восторженное в ним ани е , с к аким аудитория слушала о т ­ ца Андрея Кураева, казалось, говорило о б езо говорочном согл асии с ним . А затем с л о ­ во было предоставл ено отцу М а к симу Козлову. Он начал выступл ени е своей версией п ропове ди пол ко в о го с в я ­ щ е н н и к а перед штурмом И з ­ маила: «Братья! Мы — ничто. Враг силен . Твердыня н е п р е ­ одолима. И если мы будем полагаться толь ко на себя, то ничего не сможем . Но все может хри ст и анин Силою ук р еп л яющ ег о его Господа». Отец М аксим не стал к ом м е н ­ тировать эту проповедь и тем самым дал импульс работе н а ­ шей мысли. Не могу сказать за всю ауди­ торию , но л и ч н о у меня сразу же стало выстраиваться р а з ­ гранич ени е двух модусов с м и ­ рения —в эсхатоло гическом и в соц и а л ьн ом плане. Главное для х р и с т и ан и н а — см и р ени е перед Богом. Но оч ен ь часто нам пытаются внушить, что мы безо го ворочно должны см и р ять ся и перед жи знью , перед обстоятельств ами , п е ­ ред люд ьми , к о торые за ч а с­ тую хотят нас использовать. О трагедии такого см и р ен и я — ром ан Д о ст о ев с ко го «Идиот». Не случ айно в под го то ви тел ь ­ ных материалах к ром ану п и ­ сатель оставил запись: «См и ­ рени е —самая с т р ашн а я вещь, какая тол ь ко может на свете быть». Поэтому, безусловно, прав отец Андрей , пред о ст е­ регающий от аб солю ти зации сми р ени я . Но, н ес омн е нн о , прав отец М а к с им , с о с р е д о ­ то ч ен ный на идее см и р ен и я перед Богом. П р ек р ас но чувствующий си туацию «здесь и сейчас», отец М а к сим тем не менее ус­ тремлен в эсхатологическую перспективу, в в ечность и б е с­ конечность. Его выступл ение осн о вы в а ло с ь на та кой п ред­ посылке: быть прав о сл ав ным — зн ачи т сохранять верность не тол ь ко С в ящ е н н ом у П и с а ­ нию , но и С в ящ е н н ом у П р е ­ д а н ию (иначе мы «опротес- тантимся»). Ц ерковь никогд а не шла за модой, в ц ер ко вной истории не было ан а ло го в т о ­ го, что м ожн о назвать с п е ц и ­ альной м олод ежной п о л и т и ­ кой , выр аж ающ ей с я в н е к о ­ ем п о д с тр аи в ании под вкусы с о в р ем ен н ой молодежи , в под а вл яющ ем бол ьшин ств е да л ек ой от Церкви . Кроме т о ­ го, следует учитывать горький опы т зап адно го христианства, которое с ш естид еся тых годов XX века пыталось следовать «духу века сего». Ка ко в был м и с си он е р с к и й результат? Тысячи за ты сяч ами люди стали п окид ать к атолич ескую церковь Вы ступления отца А н д ­ рея Кураева и отца М а к сим а Ко злов а стали к у л ьм и н а ц и ­ ей в работе се кции . Честно говоря, я пережив ал а д в о й с ­ тв енно е ощущени е: с одной ст ороны , ин теллектуальное и э стетич еское н ас л ажд ени е от разв ерн у вшей ся ди скуссии , с другой — д и с к омф о р т от о т ­ сутствия целостности . С л и ш ­ ком резким казался разрыв между вн у т р и ц е р к о вным и со ц и а л ьным модусами с о в р е ­ м енн о го Пр аво с л ав ия , между м е т афи зи ч е с к им и д и а л е к т и ­ че ским п р и н ц и п ам и в ж и з н и Церк ви . Во зможен ли с и н ­ тез? Продолжение следует. К - Татьяна РЯБИНИНА, прихожанка Свято-Никольского собора, доцент МГТУ Добротолюбие (по греч, •филокалия >, что буквально означает - Любовь к К р а с о ­ те О - так называется библи­ отека душеполезного чте- ний: составленная из лучших духовных произведений: от при. Антония Великого до свт. Григория Паламы. В Авва И о сиф с п р о ­ сил авву П ойм ен а: «Как п р ав ил ьн о поститься?» Авва П о йм ен ответил ему: «Я советую вкушать пищу к аждый день, но есть п о ­ немногу, так, чтобы не о б ­ жираться». Тогда авва И о ­ сиф говорит ему: «А разве когда ты был молод, отче, ты не п о ст и л ся по два дня сряду?» И ст арец ответил ему: «Правда, и даже три д н я , и четыре, и всю н е ­ делю. И все это и спы тан о н аш им и О тц ами . Тем не менее, о н и посчи та ли , что лучше есть к аж дый день, но понемногу. И та к о ткрыли нам ц а р с ки й путь, по к о т о ­ рому л егк о идти». Ш О дн ажды в суббо т­ ний п р а з д н и к случилось так, что братия Ке ллий т р а п е зн и ч а л а в ц ерк ви . И когда п ри н е с л и м олочную кашу, авва И л л а ри о н Ве­ л и к и й разрыд а л ся за с т о ­ лом . Авва И а к о в говорит ему: «Поч ему ты плачешь, отче?» И тот ответил: «П о ­ тому что п р ош л а радость души , за к о н ч и л с я пост, и теп ер ь н ач и н а е тс я усл аж ­ д е н и е тела». Православие и молодежь Молодёжное военно-патрио- тическое объединение “Д ру ­ жина Святого Илии Муром ­ ца" органи зована и действу­ ет при Молодёжном отделе Мурманской и Мончегорской епархии. В Дружине зан им а ­ ются подростки и юноши с 15-летнего возраста. Дружина ставит перед с о ­ бой задачи: —дать молодым людям нр ав с­ твенные и духовные жи зн ен - ныеориентиры на основе Правосл авной веры; — привить верность своему Отечеству, изучая его герои ­ ческое прошлое; Ш Авва Евло гий г о в о ­ ри своему ученику: «Дитя мое, п о ст ар ай ся с пом ощью поста сброси ть свой живот. П о д о б н о тому, как меха рас тягиваю тс я и при этом ист онч аются , т оч но также п рои сходи т и с жив о том , к о торый получает много пищи . Одн а ко если он п о ­ лучает мало, он ум ен ьш а е т ­ ся в размерах и просит все м еньше и меньше. В Авва И сидор П р е ­ свитер говорит: «Если вы д ержи те пост по всем п р а ­ вилам, не прев о зн о си т есь этим . Если п остясь вы ищ е ­ те славы , тогда уж лучше вкушай те мясо. Ибо для че ло ве ка лучше вкушать мясо, чем во зно си ть ся от гордыни и тщесл ави ться. Ш Однажды в Скетии всем было п р ед пи сано в те ч ени е н едели держать пост. И случилось так, что в эти дни к авве Мои сею п риш л и братья из Египта, и тот стал готовить для них ужин. Увидев дым , соседи п риш л и пожа ло ватьс я с в я ­ щ ен н и к ам : «Смотрите, а в ­ ва Мои с ей нарушил п р е д ­ п и с а н и е и готовит в своей к еллии пищу». На что с в я ­ щ е н н и к и ответили: «Мы сами п о го ворим с ним, когда он придет». Наступил суббо тний день. З н а я о том, что авва М о и с ей был в е ­ л и к и м п о д в иж н и к ом , они объ я ви л и всему собранию : «О, авва М о и с ей , ты п р е ­ небрег п р ед п и с а н и ем ч е ­ л о в е ч е с к им , но и сп олни л п р е д п и с а н и е Божие». — воспитать готовность и умение защитить Родину и её святыни. Подготовка идёт на основе программы горных стрелков и рассчитана на 3 года. Изучаемые дисциплины : —Основы Православия, —История Русской армии, —Рукопашный бой. —Горная подготовка. —Стрелковая подготовка, —Уставы Вооружённых сил. Дружина ведёт подготовку инструкторских кадров для отрядов скаутов-разведчиков. Контактный телефон: 43-87-83 (храм Спаса-на-водах, иеродиакон Трифон). ш ш ш Дружина имени святого Илии Муромца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz