Миссионерская православная газета. 2006 г. № 2. Февраль.
____________________________________________________________________________ £ !. _______________________________________________________________________ /% МИССИОНЕ РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 2, ФЕВРАЛЬ 2006 J .. -»иіг-ст= Церковь и образование Воспою Господа в животе моем ...«Нет истины вернее, что от Бога» - вечер с таким названием прошел в Центральной городской библиотеке г. Мончегорска Готовится законопроект о преподавании Православия в школе В Госдуме готовится за конопроект о введении «Основ православной куль туры» в программу средних школ. Об этом сообщил зампред президиума поли тсовета партии «Родина» Михаил Мирный на «круг лом столе» в Уфе. Авторы законопроекта надеются, что преподавание в школе традиционных нравствен ных и религиозных ценнос тей, в частности, защитит детей от влияния улицы, от наркомании и преступ ности. В нем учитываются права представителей дру гих религий и не исключает аналогичные предметы для детей мусульман, иудеев и буддистов. Преподавание православия, разумеется, будет вестись исключитель но на добровольной основе. На этот счет руководители мусульманскихорганизаций уже высказывают опасения относительно возможной христианизации детей пос ледователей других религий в случае введения в школе этого предмета. Весной пройдет V Пасхальный фестиваль Пятый московский П а с хальный фестиваль пройдет с 23 апреля по 9 мая в 17 городах России. Впервые участников фестиваля будут принимать Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Колом на и Серпухов. Всего в дни Пасхального фестиваля запланировано более 90 выступлений, в которых будут задействованы более тысячи исполнителей из одиннадцати стран. При содействии Москов ской Патриархии на фес тивале будет представлена разнообразная хоровая программа, лучшие звонари страны продемонстрируют свое искусство в рамках «Звонильной недели» на 50- ти колокольнях московских храмов. Благотворительные концерты фестиваля прой дут в городских больницах, реабилитационных ц ен трах, Домах ветеранов. А в День Победы состоится традиционный открытый концерт Мариинского ор кестра на Поклонной горе. На пресс-конференции руководитель Федерально го агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил, что за пять лет Московский п ас хальный фестиваль стал крупнейшим культурным событием в России. 30 января в г. Мочегорске прошли первые Рождественские чтения. В них принял участие настоятель Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Мончегорска, протоиерей Иоанн Баюр и хор певчих. В свете конц епции меж дународной организации «ЮНЕСКО», которая объяви ла этот год — годом науки и культуры имени Д.С. Лихаче ва, такой «выход» к людям, к читателям библиотеки не слу чаен. В тишине читальных за лов обычно собираются люди думающие, жаждущие просве щения и знаний, ищущие от веты на свои вопросы. Именно таким людям интересны бы ли и предыдущие мероприя тия центральной библиотеки: «Магия рождественской све чи», вечер русской классики и русской готической прозы, а также вечер для юношества «Таинство святочной поры». В этот же ряд встает прошедший в Мончегорске весной 2005 го да под патронажем Владыки Симона концерт Объединен ного церковного хора епархии. А не так давно —осенью — во Дворце Культуры Металлургов состоялась встреча старшек лассников с очень известной личностью: профессором Мо с ковской Духовной академии, дьяконом Андреем Кураевым. И вот теперь —Рождественские чтения. Подобные встречи слу жителей Церкви с молодежью, с читателями города становят ся знаком нашего времени, вызванного необходимостью уберечь умы людей от негатив ного воздействия различного рода информации , выливаю щейся грязным потоком с э к ранов телевизоров, всемирной паутины интернета и с газет ных страниц. Идет бесконеч ная война и суть ее в том, что всегда «брань видимая есть отражение брани невидимой, не прекращающейся борьбы Света и Тьмы, борьбы Добра и Зла». Тем дороже в такое время подвижническая деятельность наших духовных наставников, священнослужителей и пев чих, несущих послушание. — Сегодняшние Рождест венские чтения, — начал про тоиерей, отец Иоанн , —о ткры лись не т.олько в Мончегорске. В Москве они проходят тоже. В них принимают участие н е сколько митрополитов, архи епископов и патриарх Алексий II. У нас это пробный камень. Я надеюсь, что на следующий год такие отношения получат свое развитие. Отец Иоанн обозначил три о сновные темы, которые пред ложил обсудить в читальном зале: 1. История праздника Рождества Христова. 2. Р аз мышл ения о вере, о Боге и н а шем о тношении к нему. 3. Ц ер ковь и школа. Встреча с настоятелем и хором Вознесенского собо ра была настолько интересна людям, что стульев в читаль ном зале для всех желающих не хватило. Н о хозяйки зала и организаторы мероприятия В. Н. Павлова и Н. С. Брюхано ва лично позаботились, чтобы усадить всех пришедших на эту встречу, чтобы всем бы ло удобно, чтобы каждый мог почувствовать себя важным участником знаменательного события. В своем докладе отец Иоанн объяснил слушателям, почему возникло разночтение в датах празднования Рождества; ск а зал, что трудно исповедовать веру Христову, не принимая участия в жи зни церкви, что сейчас идет отчуждение от бо га. Люди порой не дают себе отчета, зачем они крестились. Забывают, что нужно подде рживать о тношения с церко вью. Поэтому участие духо венства в воспитании подрас тающего поколения является важным условием создания будущего России. Что им ен но церковь, как один из стол пов духовной жи зни народа, должна показать юному чело веку Красоту, созданного Б о гом мира, заложить Любовь к Отечеству, к Творческому тру ду. А частью мировой красоты и культуры является музыкаль ное наследие России, тесно связанное с Православием, так к ак большинство композито ров были верующими людьми. Пение колядок от празднова ния Рождества до праздника Крещения — давняя народная традиция. «Колядки, —сказал отец Иоанн, —это песнопения, в которых люди прославляют рождение Христа, радуются и веселятся». Далее отец Иоанн представил слушателям хор певчих Вознесенского собора. Многие мончегорцы быва ли в церкви, слышали духов ные песнопения, и сполняе мые во время богослужений, но немногие знают, что когда- то службы проходили б е зу ч ас тия церковного хора. В старом деревянном молельном доме, первым протоиереем которо го был отец Георгий Данилец, долгое время существовало «народное пение». Группа ве рующих, первых устроителей и прихожанок Трифоновской церкви, пела « по слуху». Настоящий профессио нальный хор сложился лиш ь в 1995 году. История его созда ния имеет свое чудесное н ача ло. Однажды учитель музыки Наталья Ивановна Кулешова н а дороге увидела необычный предмет — ш ари к из желтого металла, выполн енный в тра дициях русского ювелирного искусства, так называемого в и тья из проволочек, скани. Она м ашинально подобрала наход ку и положила ее в кошелек. Позднее знакомая женщина, верующая, объяснила ей, что это пуговица с облачения св я щ енника. Расценив находку как знак свыше, Наталья И в а новна приняла близко к сердцу и слова верующей ж енщины , о том, что матушка И рин а давно ищет музыкантов, которые бы могли в полной мере озвучить Литургию, или Всенощное бдение. Начался поиск и с полнителей. Богослужебное пение —4-х голосно, поэтому согласия еще двух учителей — Людмилы Матвеевны Евгра фовой и Елены Дмитриевны Макаренко — было недоста точно, и само собой разуме ется, что басовую партию ж е н щины петь не могли. Путем переговоров, проб и ошибок образовался первый квартет. Мужскую партию в нем пел Сергей Игоревич Кочкин , к о торый был тогда студентом му зыкального отделения педаго гического института. Первые годы работу регента выполня ла Елена Дмитриевна М а к а ренко, но из-за сложившейся церковной традиции, когда женщин а не может заходить в алтарь, стали возникать опре деленные трудности в отправ л ении службы. Эти трудности мешали во время приезда на кафедру Владыки Симона. Нужно было согласовывать некоторые особенности архи ерейского служения. Сам со бой встал вопрос, что регентом должен быть мужчина. К тому времени состав хора обновил ся, появились новые певцы — Андрей Николаевич Красиков, Андрей Герцевич Артемьев и Андрей Борисович Победимс- кий. По благословению отца Иоанна регентом становится А. Победимский. Соглашаясь на это нелегкое послушание, Андрей Борисович понимал, какая ответственность ложит ся на него. Но теперь он, пожа луй, уже не представляет себя без этой важной в его судьбе и такой необходимой в творчес кой жизни хора деятельности. Сейчас состав хора «помоло дел». В него пришли Е. Абра мова, учитель музыки лицея им. Сизова, М. Михайлова, учитель 5-ой средней ш к о лы, а также тенора А. Гудков и Р. Клевцов. Не сразу приняли профессиональное звучание хора старые прихожане. «Что это за оперу вы тут развели?» —часто слышали певчие в свой адрес. Видимо, для прихожа нок «седая старина предков» была дороже профессиональ ного культурного достижения. Но время все расставило по своим местам. Конечно же, пение в церк ви не должно отвлекать людей от молитвы. Это закон. Выве ренный, одухотворенный звук церковного пения нельзя срав нить ни с академическим, ни с народным звучанием. Это осо бое звучание, в котором есть отстраненность от чувствен ности, от бытовой трактовки священных слов. Именно к та кому звучанию стремится хор Свято-Вознесенского собора. Регент хора А. Б. Победимс кий предложил гостям читаль ного зала послушать Тропарь и Кондак Рождества. (Тропа рями и кондаками называют ся особые духовные гимны, в которых прославляется праз дник, которому они посвяще ны). Торжественно прозвучал тропарь Рождества, напи сан ный талантливым крепостным графа Шереметьева — Ст. Д е гтяревым. И совершенно в дру гой манере знаменным распе вом —исполнили певчие кон дак Великого праздника ком позитора А. Лядова. Далее на русском и украинском языках зазвучали колядки: «Рождест венская ночь», «Небо и земля ныне торжествуют», «К яслям прибежали пастухи», «Що т о за предиво» - с запевом солисток Н. Кулешовой и Е. Макаренко (обработка украинского ком позитора Леонтовича), и лю бимая колядка Владыки С и мона «Добрый вечер тобі, пане Господарю». — Колядки, — пояснил ре гент А. Победимский, — это песни-игры, распространен ные в Малороссии и Белорус сии. Они поражают глубиной религиозного раздумья и кра сотой воспевания Великого события. Встреча эта для чита телей центральной библиотеки оказалась очень плодотворной. Слушая настоятеля Вознесенс кого собора и хор певчих, каж дый легко представил себе, что Вечность упразднила Время, что само Небо сошло на землю, что Господь - Хлеб Жи зни - всегда среди нас. Три вещи за ключены в этом Хлебе: мука с закваской, означающая Душу, вода, означающая Крешение, и соль, знаменующая ум и уче ние Слова. ■К Людмила ЕВГРАФОВА, преподаватель ДШИ г. Мончегорска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz