Миссионерская православная газета. 2006 г. № 2. Февраль.

____________________________________________________________________________ £ !. _______________________________________________________________________ /% МИССИОНЕ РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 2, ФЕВРАЛЬ 2006 J .. -»иіг-ст= Церковь и образование Воспою Господа в животе моем ...«Нет истины вернее, что от Бога» - вечер с таким названием прошел в Центральной городской библиотеке г. Мончегорска Готовится законопроект о преподавании Православия в школе В Госдуме готовится за­ конопроект о введении «Основ православной куль­ туры» в программу средних школ. Об этом сообщил зампред президиума поли­ тсовета партии «Родина» Михаил Мирный на «круг­ лом столе» в Уфе. Авторы законопроекта надеются, что преподавание в школе традиционных нравствен­ ных и религиозных ценнос­ тей, в частности, защитит детей от влияния улицы, от наркомании и преступ­ ности. В нем учитываются права представителей дру­ гих религий и не исключает аналогичные предметы для детей мусульман, иудеев и буддистов. Преподавание православия, разумеется, будет вестись исключитель­ но на добровольной основе. На этот счет руководители мусульманскихорганизаций уже высказывают опасения относительно возможной христианизации детей пос­ ледователей других религий в случае введения в школе этого предмета. Весной пройдет V Пасхальный фестиваль Пятый московский П а с ­ хальный фестиваль пройдет с 23 апреля по 9 мая в 17 городах России. Впервые участников фестиваля будут принимать Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Колом ­ на и Серпухов. Всего в дни Пасхального фестиваля запланировано более 90 выступлений, в которых будут задействованы более тысячи исполнителей из одиннадцати стран. При содействии Москов­ ской Патриархии на фес­ тивале будет представлена разнообразная хоровая программа, лучшие звонари страны продемонстрируют свое искусство в рамках «Звонильной недели» на 50- ти колокольнях московских храмов. Благотворительные концерты фестиваля прой ­ дут в городских больницах, реабилитационных ц ен ­ трах, Домах ветеранов. А в День Победы состоится традиционный открытый концерт Мариинского ор ­ кестра на Поклонной горе. На пресс-конференции руководитель Федерально­ го агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил, что за пять лет Московский п ас­ хальный фестиваль стал крупнейшим культурным событием в России. 30 января в г. Мочегорске прошли первые Рождественские чтения. В них принял участие настоятель Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Мончегорска, протоиерей Иоанн Баюр и хор певчих. В свете конц епции меж­ дународной организации «ЮНЕСКО», которая объяви ­ ла этот год — годом науки и культуры имени Д.С. Лихаче­ ва, такой «выход» к людям, к читателям библиотеки не слу­ чаен. В тишине читальных за­ лов обычно собираются люди думающие, жаждущие просве­ щения и знаний, ищущие от­ веты на свои вопросы. Именно таким людям интересны бы ­ ли и предыдущие мероприя­ тия центральной библиотеки: «Магия рождественской све­ чи», вечер русской классики и русской готической прозы, а также вечер для юношества «Таинство святочной поры». В этот же ряд встает прошедший в Мончегорске весной 2005 го­ да под патронажем Владыки Симона концерт Объединен­ ного церковного хора епархии. А не так давно —осенью — во Дворце Культуры Металлургов состоялась встреча старшек­ лассников с очень известной личностью: профессором Мо с­ ковской Духовной академии, дьяконом Андреем Кураевым. И вот теперь —Рождественские чтения. Подобные встречи слу­ жителей Церкви с молодежью, с читателями города становят­ ся знаком нашего времени, вызванного необходимостью уберечь умы людей от негатив­ ного воздействия различного рода информации , выливаю ­ щейся грязным потоком с э к ­ ранов телевизоров, всемирной паутины интернета и с газет­ ных страниц. Идет бесконеч­ ная война и суть ее в том, что всегда «брань видимая есть отражение брани невидимой, не прекращающейся борьбы Света и Тьмы, борьбы Добра и Зла». Тем дороже в такое время подвижническая деятельность наших духовных наставников, священнослужителей и пев­ чих, несущих послушание. — Сегодняшние Рождест­ венские чтения, — начал про­ тоиерей, отец Иоанн , —о ткры ­ лись не т.олько в Мончегорске. В Москве они проходят тоже. В них принимают участие н е­ сколько митрополитов, архи­ епископов и патриарх Алексий II. У нас это пробный камень. Я надеюсь, что на следующий год такие отношения получат свое развитие. Отец Иоанн обозначил три о сновные темы, которые пред­ ложил обсудить в читальном зале: 1. История праздника Рождества Христова. 2. Р аз­ мышл ения о вере, о Боге и н а ­ шем о тношении к нему. 3. Ц ер ­ ковь и школа. Встреча с настоятелем и хором Вознесенского собо­ ра была настолько интересна людям, что стульев в читаль­ ном зале для всех желающих не хватило. Н о хозяйки зала и организаторы мероприятия В. Н. Павлова и Н. С. Брюхано­ ва лично позаботились, чтобы усадить всех пришедших на эту встречу, чтобы всем бы ­ ло удобно, чтобы каждый мог почувствовать себя важным участником знаменательного события. В своем докладе отец Иоанн объяснил слушателям, почему возникло разночтение в датах празднования Рождества; ск а­ зал, что трудно исповедовать веру Христову, не принимая участия в жи зни церкви, что сейчас идет отчуждение от бо ­ га. Люди порой не дают себе отчета, зачем они крестились. Забывают, что нужно подде­ рживать о тношения с церко ­ вью. Поэтому участие духо­ венства в воспитании подрас­ тающего поколения является важным условием создания будущего России. Что им ен ­ но церковь, как один из стол­ пов духовной жи зни народа, должна показать юному чело­ веку Красоту, созданного Б о ­ гом мира, заложить Любовь к Отечеству, к Творческому тру­ ду. А частью мировой красоты и культуры является музыкаль­ ное наследие России, тесно связанное с Православием, так к ак большинство композито ­ ров были верующими людьми. Пение колядок от празднова­ ния Рождества до праздника Крещения — давняя народная традиция. «Колядки, —сказал отец Иоанн, —это песнопения, в которых люди прославляют рождение Христа, радуются и веселятся». Далее отец Иоанн представил слушателям хор певчих Вознесенского собора. Многие мончегорцы быва­ ли в церкви, слышали духов­ ные песнопения, и сполняе­ мые во время богослужений, но немногие знают, что когда- то службы проходили б е зу ч ас­ тия церковного хора. В старом деревянном молельном доме, первым протоиереем которо­ го был отец Георгий Данилец, долгое время существовало «народное пение». Группа ве­ рующих, первых устроителей и прихожанок Трифоновской церкви, пела « по слуху». Настоящий профессио­ нальный хор сложился лиш ь в 1995 году. История его созда­ ния имеет свое чудесное н ача­ ло. Однажды учитель музыки Наталья Ивановна Кулешова н а дороге увидела необычный предмет — ш ари к из желтого металла, выполн енный в тра­ дициях русского ювелирного искусства, так называемого в и ­ тья из проволочек, скани. Она м ашинально подобрала наход­ ку и положила ее в кошелек. Позднее знакомая женщина, верующая, объяснила ей, что это пуговица с облачения св я­ щ енника. Расценив находку как знак свыше, Наталья И в а ­ новна приняла близко к сердцу и слова верующей ж енщины , о том, что матушка И рин а давно ищет музыкантов, которые бы могли в полной мере озвучить Литургию, или Всенощное бдение. Начался поиск и с­ полнителей. Богослужебное пение —4-х голосно, поэтому согласия еще двух учителей — Людмилы Матвеевны Евгра­ фовой и Елены Дмитриевны Макаренко — было недоста­ точно, и само собой разуме­ ется, что басовую партию ж е н ­ щины петь не могли. Путем переговоров, проб и ошибок образовался первый квартет. Мужскую партию в нем пел Сергей Игоревич Кочкин , к о ­ торый был тогда студентом му­ зыкального отделения педаго­ гического института. Первые годы работу регента выполня­ ла Елена Дмитриевна М а к а­ ренко, но из-за сложившейся церковной традиции, когда женщин а не может заходить в алтарь, стали возникать опре­ деленные трудности в отправ­ л ении службы. Эти трудности мешали во время приезда на кафедру Владыки Симона. Нужно было согласовывать некоторые особенности архи­ ерейского служения. Сам со ­ бой встал вопрос, что регентом должен быть мужчина. К тому времени состав хора обновил­ ся, появились новые певцы — Андрей Николаевич Красиков, Андрей Герцевич Артемьев и Андрей Борисович Победимс- кий. По благословению отца Иоанна регентом становится А. Победимский. Соглашаясь на это нелегкое послушание, Андрей Борисович понимал, какая ответственность ложит­ ся на него. Но теперь он, пожа­ луй, уже не представляет себя без этой важной в его судьбе и такой необходимой в творчес­ кой жизни хора деятельности. Сейчас состав хора «помоло­ дел». В него пришли Е. Абра­ мова, учитель музыки лицея им. Сизова, М. Михайлова, учитель 5-ой средней ш к о ­ лы, а также тенора А. Гудков и Р. Клевцов. Не сразу приняли профессиональное звучание хора старые прихожане. «Что это за оперу вы тут развели?» —часто слышали певчие в свой адрес. Видимо, для прихожа­ нок «седая старина предков» была дороже профессиональ­ ного культурного достижения. Но время все расставило по своим местам. Конечно же, пение в церк ­ ви не должно отвлекать людей от молитвы. Это закон. Выве­ ренный, одухотворенный звук церковного пения нельзя срав­ нить ни с академическим, ни с народным звучанием. Это осо ­ бое звучание, в котором есть отстраненность от чувствен­ ности, от бытовой трактовки священных слов. Именно к та­ кому звучанию стремится хор Свято-Вознесенского собора. Регент хора А. Б. Победимс­ кий предложил гостям читаль­ ного зала послушать Тропарь и Кондак Рождества. (Тропа­ рями и кондаками называют­ ся особые духовные гимны, в которых прославляется праз­ дник, которому они посвяще­ ны). Торжественно прозвучал тропарь Рождества, напи сан ­ ный талантливым крепостным графа Шереметьева — Ст. Д е­ гтяревым. И совершенно в дру­ гой манере знаменным распе­ вом —исполнили певчие кон ­ дак Великого праздника ком­ позитора А. Лядова. Далее на русском и украинском языках зазвучали колядки: «Рождест­ венская ночь», «Небо и земля ныне торжествуют», «К яслям прибежали пастухи», «Що т о за предиво» - с запевом солисток Н. Кулешовой и Е. Макаренко (обработка украинского ком ­ позитора Леонтовича), и лю ­ бимая колядка Владыки С и ­ мона «Добрый вечер тобі, пане Господарю». — Колядки, — пояснил ре­ гент А. Победимский, — это песни-игры, распространен­ ные в Малороссии и Белорус­ сии. Они поражают глубиной религиозного раздумья и кра­ сотой воспевания Великого события. Встреча эта для чита­ телей центральной библиотеки оказалась очень плодотворной. Слушая настоятеля Вознесенс­ кого собора и хор певчих, каж­ дый легко представил себе, что Вечность упразднила Время, что само Небо сошло на землю, что Господь - Хлеб Жи зни - всегда среди нас. Три вещи за­ ключены в этом Хлебе: мука с закваской, означающая Душу, вода, означающая Крешение, и соль, знаменующая ум и уче­ ние Слова. ■К Людмила ЕВГРАФОВА, преподаватель ДШИ г. Мончегорска

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz