Миссионерская православная газета. 2006 г. № 2. Февраль.

№ 2, ФЕВРАЛЬ 2006 ; МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Подготовлен законопроект о введении в армии института священнослужителей Е> В феврале, высту­ пая на Совете Федерации, главный военный прокурор А. Савенков объявил, что во­ енной прокуратурой будет подготовлен законопроект о военных священниках. Те­ перь предложения сформу­ лированы и 10 февраля н а­ правлены в Минобороны, Генштаб, соответствующие комитеты Совета Федера­ ции и Госдумы. Подготовка законопроекта о военных священниках вызвана тре­ бованиями сегодняшнего дня. Законопроект нацелен на повышение нравственно­ го, культурного воспитания военнослужащих, на борьбу с неуставными о тн ош ени я­ ми. Сроки предполагаемого введения института военного духовенства не назывались, поскольку это будет длитель­ ный процесс. Начинается подготовка к празднованию 300-летия Саровской пустыни И С 25 июля по 1 ав­ густа 2006 г. будут проходить юбилейные торжества в Ди- веево, в них примет участие Святейший Патриарх Атек- сий II. Подготовительный к о ­ митет планирует пребывание от 15 до 30 тыс. паломников. На месте монастыря некогда находился татарский городок Сараклыч, а в XVI в. здесь п о ­ являются первые пустынни­ ки, спасавшиеся в вырытых ими пещерах. Правила обите­ ли были самыми строгими, в духе древних монастырей, на протяжении истории обитель прославилась именами мно­ гих великих аскетов и стар­ цев, самым почитаемым из которых стал преподобный Серафим. Всемирный русский народный собор обсудит миссию России в XXI веке ■fe 4 апреля в Храме Христа Спасителя под пред­ седательством Святейшего Патриарха Алексия откро­ ется X юбилейный Всемир­ ный русский народный собор — влиятельный церковно-об- щественный форум. Он был образован в 1993 г. и с того времени играет важную роль в формировании гражданско­ го общества России. В его ра­ боте традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры обще­ ственных объединений, вы­ сшее духовенство традицион­ ных религий, представители крупнейших учебных заведе­ ний, науки и культуры, деле­ гаты русских общин из ближ­ него и дальнего зарубежья, представители молодежи. Со ­ бору предоставлен консульта­ тивный статус при ООН. Единство в многообразии Записки участника X I V Международных Рождественских образовательных чтений П р о л о г Когда я воскрешаю в своей п а ­ мяти биение идей и выплески эмоций , сотрясавшие секцию «Православие и молодежная субкультура», то невольно о б ­ ращаюсь к блоковским строч­ кам: «Пускай же все пройдет н еспешно, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума». Через эти «инстанции» на заседании секции проходили проблемы о тношения Церкви к таким атрибутам молодежной суб­ культуры, как рок -музык а и ди скотеки . Однако обсужде­ ние острых тем составляло лиш ь верхушку айсберга. Речь — на уровне подтекста, порой переходящего в «открытый текст», — шла об изменении Церкви, о придании ей все большей степени о тк ры то с­ ти. о возможных в связи с этим соблазнах и и скуш е­ ниях. Расширение границ и форм социального служения РПЦ — процесс объективный и необратимый , и принятые в 2000-м году на Архиерейском соборе «Основы Социальной к онц епции Русской П р ав о ­ славной Церкви» подч ер ки ­ вают такую тенденцию . Но на этом пути миссионеров, выступающих п о ср е дни к а­ ми между Церковью и о бщ е ­ ством, подстерегает серьезная опасность. Как, будучи «с э л ­ л ин ами как эллин, с иудеями как иудей», не увлечься «ду­ хом века сего», не поступить­ ся собственным духовным уровнем? Безусловно, в плане л и ч ­ ного спасения благотворней и действенней уединенная молитва где-нибудь в скиту. Незабвенные образы русских исихастов — прп. Нила Сор- ского и заволжских старцев — согревают наше сердце как светочи духовности. Н асель­ ники открытого миру Волоц- кого монастыря представляли собой иной тип религиозного служения. Они не отличались той степенью внутренней с о ­ средоточенности, что была присуща последователям прп. Нила Сорского. И, несмотря на суровые н ак азания (до трех тысяч поклонов), которые н а ­ значал своим монахам гтрп. И о сиф Волоцкий, те иногда не могли не избежать грехопа­ дений. Но в неурожайный год они спасли от голодной см е р ­ ти семь тысяч человек. Полемика, разгоревшаяся на заседании секции , к о н е ч ­ но. не походила на спор и о ­ сифлян и нестяжателен, хотя некоторые точки с о п р и к о с ­ новения при желании можно найти. Правда, я оценивала все происходящее с иных п о ­ зиций. Дело в том, что, го­ товясь к участию в Рождест­ венских чтениях, мы с отцом Димитрием Си зоненко прове­ ли небольшое научно -практи ­ ческое исследование «Эстети­ ческая теодицея как богослов­ ско-педагогическая проблема (на опыте деятельности мо ­ лодежного прихода храма св. вмч. Георгия Победоносца)». Поскольку отец Димитрий о т ­ правился в командировку, вы ­ ступить с докладом пришлось мне — на второй день работы секции, когда накал страстей заметно снизился. Вот поче­ му многое, происходившее в первый день, я рассматривала через призму поставленных, но не разрешенных до конца в нашем докладе вопросов, а именно: на каких основаниях возможно создание п рак ти ­ ческого богословия, ключом к которому могут стать слова блаж. Августина: «Если бы я увидел себя, я увидел бы Те­ бя?» Путь блаж. Августина к Богѵ (дорога искушений и страстей, то есть опыт нега­ тивной св о бо ды )я в л я ет собой исключение из правил или достаточно устойчивую т е н ­ денцию? Возможна ли эсте­ тическая теодицея не по Л е й б ­ ницу? Напомню , что Лейбниц считал зло условием красоты и многообразия сущего. Если бы в мире существовало толь­ ко добро, полагал он, жизнь стала бы слишком скучной, серой и пресной. Поэтому, будучи не в силах объять необъятное, о станов­ люсь лиш ь на темах, которые тогда были созвучны моему внутреннему настрою. Путь отца Сергия ( Рыбко) Первым серьезным к о н ­ цептуальным выступлением на секции стал доклад нас то я­ теля храма Сошествия С в я т о ­ го Духа на Лазаревском клад­ бище игумена Сергия ( Рыбко) «Использование музыки и иных н аправлений искусства в ми ссион ерской деяте л ьно с­ ти». Очень и ск р енний и и с­ поведальный доклад. Защита возможностей рок -му зыки в ми ссион ерских целях имела эк зи стенци альное о сн о в а­ ние: отец Сергий говорил о своем пути к Богу, знаковом для поколения родившихся в 1960-х. «Мы шли к Богу очень и з­ вилистыми путями. Никто нам не помогал в нашем п о ­ иске. Но большинство все же пришло к Православию . Д у ­ ховенство тех времен, и само гонимое, о тносилось к нам с п оним ани ем и сочувствием. Нам часто протягивали руку и бережно помогали пересту­ пить порог храма. И если ѵж мы переступали этот порог, то оставались в храме насов­ сем, на всю жизнь... И мне не стыдно, что я принадлежу к поколению хиппи. Мы гак ис- Диакои Андрей Кураев кали, это был наш путь, и мы нашли. Никому из нас сейчас не стыдно, наоборот, радос­ тно, что мы не стояли в сто ­ роне, а хоть что-то пытались изменить. Вряд ли это поймут и с этим согласятся те, кому посчаст­ ливилось родиться в «малой церкви» — православной с е ­ мье, кто впервые услышал проповедь о Христе еще в к о ­ лыбели, кто освящался п ри ­ общением Святых Христовых Таин еще на руках матери. Мы не имели и не знали ничего из этого. Но мы искали, как могли. Поэтому не судите нас строго ни за д линны е волосы, ни за экстравагантную одеж ­ ду, ни за громкую бунтарскую музыку. Скорей нас поймет поколени е Второй мировой войны , ко торо ео т крыв алодл я себя Бога в окопах Ст алин гр а­ да и мясорубке Курской дуги. С в ящ ен н и к и им енно этого «военного» п околения п р и ­ няли наши первые исповеди и не оттолкнули нас». Это из интервью отца С е р ­ гия газете «Татьянин день» (2003, № 3), но его выступ­ л ение на секции одухотворя­ лось теми же интуициями . Он не отрекался от своей бурной юности, св язанной с рок-му- зыкой и с движени ем хиппи, а осмыслял эпизоды из п ро ­ шлого к ак за коном ерны е э та­ пы духовного роста личности. Поэтому не случайна его забо­ та о воцерковлении рокеров. Ведь они представляют собой тот же человеческий тип, что и хиппи 1970-х,—тип дум ающе­ го, страдающего, ищущего ро ­ мантика. Проводимая отцом Сергием зашита рок -музыки соединяет теоретический и прикладной аспекты: в книге «Современная культура: сата­ низм или богоискательство» он пытается снять с рок-му- зыки клеймо сатанизма, вы ­ ступает с проповедью перед р ок -к онц ер тами , сам пишет православную рок-оперу «Бесценный алмаз», руково ­ дит факультативным классом электрогитары в воскресной школе. Кроме того, отец Сер- ІІротоиерей Максим Козлов гий духовно окормляет музы­ кантов рок-группы «Если» и продюсерского центра «Алек­ сандр Невский», и выступив­ ший перед нами со своими песнями руководитель центра С танислав Бартенев показал образец соединения жесткого ритма с пр ав о сл авно -п а трио ­ тическим содержанием. И тогда у меня — на уров­ не гипотезы — мелькнула д о ­ гадка, что та стратегия ж и з­ ни, которую воплощает отец Сергий и его сторонники , и есть современная версия пути блаж. Августина. О смиренна Промыслом Божиим орга­ низаторы секции выстроили захватывающий сценарий. За тезисом следовал ан ти те­ зис, и интрига становилась все более и более н ап р яж е н ­ ной. Главным оппонентом отца Сергия стал профессор «Гнесинки» Игорь Ал ек санд­ рович Истомин , утонченный и одухотворенный интеллек ­ туал. Не ударяясь в крайность отождествления рок-музыки с сатани змом , он тем не ме­ нее развел ее с высокой духов­ ностью. Ибо энергетическая н аправленность рок-музы - ки, к ак объяснил профессор, противоречит молитвенной сосредоточенности. Молит­ ва — это просьба. Усиленная через д и н ами ки рок -му зык а — требование. В ней нет см и ­ рения, а есть напористые во­ инственные интонации . А мы приходим в Церковь, чтобы смирять наши порывы . Сл е­ довательно, к Богу можно придти не через рок, а вопре­ ки року. На мой взгляд, в пылу по ­ л емики профессор Истомин слишком обобщенно свел смысл молитвы к просьбе и смирению . Многие псалмы Давида —это не шепот, а крик. И красивая молитва св. Ф р а н ­ циска Ассизского «Господи Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего» скорее смелое дерзновение, чем см и ­ рение. ( Продолжение на стр. 4)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz