Миссионерская православная газета. 2006 г. № 12. Декабрь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Родом из города Вифсаиды (Гали­ лея). Был глубоким знатоком Священ­ ного Писания. Пос­ ле Пятидесятницы проповедовал Евангелие в Га­ лилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Ему сопутствовали сестра его Ма- риамна и апостол Варфоломей. В городе Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Святой Филипп силой молитвы умертвил ехидну, ис- шшшттшт Апостол ФИЛИПП целил многих уку­ шенных змеями. В числе исцеленных была жена правите­ л я города, которая впоследствии при­ няла христианство. Узнав об этом, правитель схватил апос­ толов и распял их. Началось землетрясение, и многих язы ч­ ников засыпало землей. Святой Филипп молился оспасенииму­ чителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекраще­ ния казни. Апостол Варфоло­ мей, ещеживым снятый с крес­ та, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп скончался на кресте. Отрывок из проповеди архимандрита Павла (ГРУЗДЕВА) № 12, ДЕКАБРЬ 2006 МР.Ш от Матфея гл. X, стт. 1-4. ей ч ас пост. П о с т телу чи стота, п о ст душе кр ас о та, пост Ан гелов р адо в а н и е , пост б е со в горе. Что бы тебе не поститься? Одн а живешь. К то тебе чего сделает? Да ник то . Хоть редьки ешь, али св еклы , али капусты. Уж к а к теперь не поститься — тол ь ко постись. Н о надо помнить: будьте мудры я к о змея, а целы я к о голубие. Два дц а тый век. П о с л о в и ­ ца есть: п л яш и враже, я к пан каже. Предл агаемое да ешьте. П р и ж и з н и святителя Тихона был у него в м о ­ н астыре Кузьма. Вот перед С т р ас тной неделей в Ве­ л и к о м посте Кузьма идет в церковь. А егонный п р и ­ ятель н есет судака. Гово­ рит: — Отец Кузьма, я т е ­ бе судака несу н а Вербное воскресенье. — Д ай тебе, Господи, здоровья! Н а ц елковый . Судака отнес домой , о п ять идет в церковь. Вота! Я к о в , прияте л ь егонный , 20 годов не видалися. — Я к о в , к а к ты поп ал сюда? — А вот т а к попал. П р и ­ шел п рощ аться, мы с тобой больше не увидимся. Из П и тер а приехал к тебе. «Пост. А чего я пощуся? По ст еще будет, а Я к о в а я больше не увижу». Бегом воротился, судака о ч и с ­ тил, из головы и потрохов уху сварил, а это зажарил. Поставил. Родные мои! Суд ак в печке стоит. П ош ­ л и в ц ерко вь с Як о в ом п о ­ молиться. —Я к о в , пойдем! У меня есть. А дверь-то не заперли. Сидят, едят судака-то. Р ас­ к рывается келья, дверь, входит святитель Тихон. Они ему в ноги: — Владыка, прости! — Робята! Ешьте! Л ю ­ бовь п р евышает пост. Ты п оследнее ему зажарил и отдал. Ешьте на здоровье! И сам, а он в еликий п о с т н и к был, святитель Тихон, и кусок ры бы съел и ухи похлебал. И вы также. Слушай , а к ак же с в я ­ титель Ми тр оф ан гово ­ рит: употреби труд, имей мерность, не объедайся, не опи в ай ся — здоров бу­ дешь. А всего шибче: твори благо, избегай злаго —с п а ­ сен будешь! Вот так. Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное все п р и л ож и т ­ ся. Пол егон ечку , п о м а л е ­ нечку. И при зв а в д в ен а дц а ть у ч е н и к о в Св оих , Он дал им власть над н еч и стыми духами чтобы и з г он я т ь их и врачевать всякую б ол е зн ь и вс як ую н ем ощ ь. Д в е н а д ц а т и же Апо столо в им е н а суть сии: п е р вы й С и м о н , н а зы в а емы й Петром , и Андр ей , брат его, И а к о в З евед еев и И о а н н , братего , Ф и л и п п и В а рф олом ей , Ф ом а и М а тф е й мытарь, И ак о в Алфее в и Ле в в ей , п р о з в а н ны й Ф а д е ем , Сим о н К а н а н и т и Иуда Иск ариот, к о т о ры й и пред ал Его. Пост для человека, а не человек для поста Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ (1807 - 1867). Очищенный постом - смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен принятию Божественной благодати. * * # Молитва - обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва - плач падшего и кающегося человека пе­ ред Богом. Молитва - излияние сердечных желаний, про­ шений, воздыханий падшего, убитого грехом человека перед Богом. * * * Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Все другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым, признавай не свойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих и об освобождении - как из темницы и оков - из порабощения страстям. ейчас С в я та я Ц е р к о в ь находится в ожи д ан и и светлого п р а з д н и к а — Рождества Господа и Сп а си т е л я наш е го Иисуса Христа. Это событи е предваряется Р ож д е с т в ен с ­ ким, или , к ак его ин ач е н а ­ зывают, Ф и л и п п о вы м п о с ­ том. Этот пост установл ен в в о с п оми н а н и е того, к а к Сы н Божий , по н еи зглагол анному Своему милосердию к ч е л о ­ веческому роду, благовлил со- делаться человеком , избавить нас от работы диаволу, п р и м и ­ рить со Отцем и даровать нам Своим пришестви ем всё с п а ­ сительное. Рождественский пост был подобен посту пророк а и Бо- говидца Мои сея, ко торый постился с оро к дней и ночей перед получением Ветхозавет­ ного Закон а, нач ер танно го на к ам енных скрижалях. Мы же, постясь с оро к дн ей , встреч а­ ем Жив ущее Слово, р о д и вш е ­ еся и вопло тившееся от Девы , и п ри общ а ем ся Его Бож е ст­ венн ейш ей плоти. Первой заповедью, д а н н о й вновь со творенному человеку, была заповедь о посте. З а п о ­ ведь о посте подтверждается и в Евангелии. «Внемлите же себе, да не когда отягчают се р ­ дц а ваша объядением и п ь я н с ­ твом» (Лк. 21, 34). Вот что п и ­ шет о посте святитель И гн а тий (Брянч анинов ): «Глава до б р о ­ детелей —молитва, их о сн о в а ­ н и е - п о с т . П о с т е с т ь п о с т о я н ­ ная умеренность в пищ е с бл а­ горазумной разборчивостью в ней. Закон поста, будучи по наружности за кон ом для чр е­ ва, в сущности, есть закон для ума. Ум —это царь в человеке, если желает вступить в права своего самод ерж авия и сохра­ ни ть их, долж ен п о дч и н и т ь ­ ся за кон у поста. Только то г­ да он будет п о с т о я н н о бодр и светел; тол ь ко тогда он может властвовать над п ож е л ани ями сердца и тела; тол ь ко при п о с ­ т о я н н о й трезвости он может изучать заповеди ев ан гель ­ с ки е и последовать им. О с н о ­ вание доб родетелей — пост». Р ож д е с т в е н с к и й п о с т ,п р о ­ до лж ающ и й с я 40 д н е й , с т о ч ­ ки з р е н и я о г р а н и ч е н и я в п и ­ ще, о т н о с и т с я , н аряду с П е т ­ р о вым , к числу «лёгких». Во в т о р н и к , четверг, субботу и в о с к р е с е н ь е н а трап езе р а з ­ реш а ет ся рыба. П о н е д е л ь ­ н и к , среда, п я т н и ц а о т н о с я т ­ ся к д н я м строго поста. Но суть поста не исч ерпы вае тс я о г р а н и ч е н и ям и в колич естве и качестве п ищ и . Но мно ги е п р ав о сл ав ны е не могут в ы ­ держать дли т ел ьн о г о поста по своему бо л е зн ен н ом у с о ­ ст о янию . Д л я та ких людей 69 пр ави ло Св ятых Апостолов допуск ает о сл а бл ени е поста в силу их н емощи . Мн о г и е н а ­ кла ды вают на себя н е ум е р е н ­ ный пост и не т ол ь ко не п о ­ лучают п ользы , а вред своей душе и своему телу: «Н еум е­ р е н ны й пост, т. е. п р о д о лж и ­ тельное и зл иш н е е в о зд ерж а­ ни е в пищ е, не одобряется св ятыми отцами : о т б е зм е р ­ ного в о зд ерж ани я и п р о и с х о ­ д ящ е г о о т него и з н ем ож ен и я че ло в е к делается н е с п о с о б ­ ным к духовным подвигам , часто впадает в страсть п р е ­ в о з н ош е н и я и гордости», — предупреждает н ас святитель И гн а тий . Кон е чн о , у каждого ч е ло в е к а своя ж и з н е н н а я с и ­ туация, ко торая требует к о н к ­ ретно го р азр еш ен и я . П о д о б ­ ные вопро сы необходимо р а з ­ реш а ть со с в ящ е н н и к ом , но не требуя от него к он кр е тно г о бл а го сло вения , так к а к мера поста - дело совести каждого хри ст и анин а . Всегда нужно п ом н и т ь о том , что по ст имс я мы перед Богом , а не перед людьми . Об этом н ам говорит Сам С п а ­ ситель: «Также когда п о с т и ­ тесь, не будьте унылы , к ак л и ­ ц ем еры , ибо они п ри н им аю т на себя мр ачны е ли ц а , чтобы п ок азаться людям п о с т ящ и ­ мися. И с т и н н о говорю вам, что о н и уже получают награду свою. А т ы , когда п остишься, п ом аж ь голову тв ою и умой л и ц о твоё, чтобы яви ться п о с ­ т ящ и м с я не перед людьми , но перед Отцом тв оим , Ко торый втайне; и Отец твой , вид ящий т айн о е воздаст тебе я в н о (Мф . 6, 16-18)». Пост, непр еменно со ­ един ённый с молитвой, п о ­ могает человеку увидеть свои скрытые грехи и раскаяться, принести их н а исповедь и п о ­ лучив разрешение причастить­ ся Святых Христовых Тайн. Надо сказать, что П р а в о ­ с л а вн а я Ц е р к о в ь н и к о г о не п рин ужд ае т к посту, т а к к ак Г о с п одьн ад ели лч е ло в ек ас в о - бодн ой волей, и тот волен сам решать, к а к ему относиться к Богу и ц е р к о вным у станов­ л е н и ям . Н о к р ещ ё н ны й ч е­ ло в е к , п р ен е бр ежи т ел ьн о о т ­ н о с ящ и й с я к посту и Ц е р к о в ­ ным Таинствам отлучает себя от о бщ е н и я с Богом и стоит за о градой Ц ер к ви , л иш ь ф о р ­ м ал ьн о я в л я я с ь к р ещ ен ным человеком . г о т о в и л иеромонах Тарисии (ПЕРОВ)*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz