Миссионерская православная газета. 2006 г. № 1. Январь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1, ЯНВАРЬ 2006 К а л е н д а р ь Когда приходит Новый год В результате реформы Юлия Цезаря Римская империя п е­ решла с лунного на солнечный календарь. Однако у разных народов еще долго сохранялся древний обычай отмечать н ача­ ло нового года в день весеннего равноденствия. Наши предки и после принятия христианства встречали Новый год весной. В этот день сначала гасили все огни в очагах, затем трением добывали «живой» огонь, п е к ­ ли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступа­ ющий год. В конце XV века на Руси многие ждали, что в 7000 г. от сотворения мира (то есть в 1492 г. от P. X.) наступит Суд­ ный День, поэтому даты Пасхи рассчитывали только до этой даты. Едва миновал «роковой» срок, в сентябре 1492 г., на со ­ боре в Москве утвердили п ас­ халию на последующие годы и дата новолетия была перене­ сена с марта на 1 сентября. Это было удобно для сбора подати: j как раз в первые осенние дни собирали урожай и платили в государеву казну. Поэтому до сих пор в некоторых деревнях колядовать на Святки ходят ; под видом «сеятелей», броса- ■ ют в красный угол горсть зерна > и желают хозяевам здоровья и ] богатого урожая. Этот обычай ! сохранился, несмотря на ка- ■ лендарную реформу Петра I, j перенесшего общероссийское ; празднование Нового года на ; 1 января. j Несмотря на все усилия по • борьбе с языческими традици- ями, уклад жизни не менял- ; ся. Как рассказывает историк С. Соловьев, был издан такой ; указ: «В воскресенье, господские праздники и великих святых при­ ходить в церковь и стоять смир­ но, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на каче­ лях не качаться, на досках не ска­ кать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить бато­ гами: домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь». По решению большевист­ ского правительства Россия перешла с юлианского на гри­ горианский календарь, и в 1919 году Новый год наступил на 13 дней раньше, чем обычно. Однако в разгар гражданской войны на это мало кто обра­ тил внимание. Так появился • уникальный российский праз- ’ дник — Старый Новый год, который празднуется в ночь на 14 января. Церковь и общество Полемические заметки на тему: культура и православие М одное в наше время сло­ во толерантность имеет несколько значений, одно из которых: «терпимость к чужим мнениям , верованиям, пове­ дению». И христианство учит тер­ пению — умению не унывать, стойко переносить все и спы ­ тания и трудности, быть терпи ­ мым к чужим мыслям, чужим идеям — ведь «без терпения, нет спасения». Только обидно, что наше демократическое об­ щество равнодушно относит­ ся к традиционной религии России — православию. Ведь это только на экранах телеви­ зора мы видим чиновников в храмах, да и то, на мой взгляд, это дань моде и зн ак уважения к президенту, но не дай Бог, наша исконная религия будет о себе проповедовать больше положенного, — не обидятся ли другие конфессии? Б оим ­ ся мы ввести православие и в курс школьной программы: у нас, дескать, Церковь отделе­ на от государства, а граждане свободны в выборе верои спо ­ ведания. Строятся новые цер­ кви, открываются приходы, однако увеличивается ли столь же стремительно число истин ­ но верующих, соблюдающих пост, причащающихся, живу­ щих по Законам Божьим? Пассивность государства и православных христиан может привести к губительным пос­ ледствиям, ведь через несколь­ ко десятилетий всемирной р е­ лигией может стать ислам. В сентябре прошлого года вышла в свет книга Елены Чудино­ вой «Мечеть Парижской Бо ­ гоматери», действие в которой происходит во Ф р анции в 2048 году: ислам стал государствен­ ной религией, а христиане, не пожелавшие жить по законам шариата, за­ гнаны в гетто. «Буду­ щее России и Европы состоит в выборе меж ­ ду крестом и полуме­ сяцем. А люди, выби ­ рающие атеизм ли, аг­ ностицизм ли, другое ли что в этом духе, без борьбы отдают победу полумесяцу». Елена Чудинова не п ри зы ­ вает к борьбе с исл а­ мом, она призывает к активной п ропове­ ди христианства, призывает вернуться ко Христу. Этой же теме посвящена книга Андрея Волоса «Маскавская Мекка»: власть в России захвачена му­ сульманами, и сияют «на ку­ полах Новодевичьего кладби­ ща золоченые полумесяцы». Я не склонна к драматизации исторического процесса, но хочется выступить в защиту православия, которое впитало в себя и особенности нашего национального характера, и воспоминания об исконном язычестве, и особенности рус­ ского быта... Нередко атеисты, пы тающи ­ еся прийти к вере, ищут ответы на свои вопросы в книгах, но мне кажется, что живое общ е­ ние с духовенством принесло бы гораздо большую пользу. Но в нашем обществе для Цер­ кви нет возможности открыто бороться за души неверующих или инаковерующих. Бытует общераспространенное м н е­ ние, что человек сам должен прийти к Богу, что п омощь ему не нужна, и общаться со священнослу­ жителем он дол ­ жен один на один, и вопросы, кото­ рые его волнуют, он может задать сам. Но не все лю ­ ди доходят до хра­ ма, хотя их души жаждут живой ве­ ры. На мой взгляд, после долгой э п о ­ хи атеизма нашему обществу жи зн енно необходи­ мо религиозное просвещение, о формах этого просвещения можно дискутировать, но то, что религиозные знания нуж­ ны, необходимы, сомнений быть не может. В прошлом году Мурманс­ кая и Мончегорская епархия предприняла ряд шагов, что­ бы упрочить свои позиции, рассказать и заявить о себе, и я была очень рада, когда отец Дмитрий Си зоненко обратил­ ся к нам, в Областную научную библиотеку, с идеей выстав­ ки православных фотографов «Сим победиши!» (К 60-летию Победы в Великой Отечест­ венной войне). Ее открывал Владыка Симон , был отслужен молебен, библиотека получила в свои фонды четыре красоч­ ных альбома, посвященных 10-летию Мурманской и М о н ­ чегорской епархии. Выставка вызвала интерес и среди веру­ ющих читателей, и среди ж и ­ телей города Мурманска, с ней познакомились по нашей ста­ тистике больше 500 читателей. Одновременно с этим по инициативе Русской Право­ славной Церкви наш народ отмечал 625-летие Куликовс­ кой битвы, и в конференц-зале нашей библиотеки секретарь епархии по внешнецерковным связям провел беседу «Святые заступники земли русской» о прп. Сергии Радонежском и вел. кн. Димитрии Донском. В рамках юбилейных торжеств проводился конкурс на участие во Всероссийском фестивале детского творчества «Любовью и единением спасемся», отбо­ рочный и заключительный тур которого прошел в мае 2005 г. в нашей библиотеке. В нем при ­ няли участие школьники Мур­ манска и области. Главным о р ­ ганизатором этого замечатель­ ного н ачинания был регент архиерейского хора Геннадий Буздуган, и я уверена, что в сердцах молодых участников фестиваля загорались искорки православной веры. В заключение хотелось бы пожелать нашей епархии про­ цветания, доброй и верной паствы, расширения сфер вли­ яния, благих деяний по укреп­ л ению православной веры. К Ирина КНЯЗЕВА главный библиотекарь Мурманской областной научной библиотеки «Нередко атеисты, пытающиеся прийти к вере, ищут ответы на свои вопросы в книгах, но живое общение с духовенством принесло бы гораздо большую пользу» Детский праздник в ДК «Аврора» 12 ян в а р я с. г. Архи епи с коп Мурм ан с кий и М он ч егор ский С им о н сов ершил о св ящ ени е Д в орц а культуры Л е н и н с к о г о а д м и н и с т ­ р ативного округа (бы вший кино теа тр «Ав­ рора»). После м олебн а Владыка поздравил всех собравшихся с Рождеством и вручил п р аздни ч ны е подарки. В заключ ени е учас­ т н и к ам вечера была п о к азан а к о нц ер тн а я программа, под го то в л енн ая сил ами детских тв орч е ских колл ективов. Это событие стало результатом сотруднич ества адм и ни с тр ац и и Д в орц а культуры с М урм ан с кой и М о н ч е ­ гор ской епархией в рамках программы «Дети Кол ь ск ой земли». Выставка старинных итальянских презепе Ш 14 янва р я Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил выстав­ ку итальянских презепе в му­ зее Храма Христа Спасителя. Презепе —аналог наших рож ­ дественских вертепов, скуль­ птурное изображение сцены Рождества. По преданию, пер­ вый презепе устроил св. Ф р а н ­ циск Ассизский. В рождест­ венскую ночь 1223 г. в пещере он приготовил ясли с сеном для Богомладенца. привел гу­ да быка, осла и для множества собравшихся людей отслужил рождественскую мессу. Традиция итальянских п ре­ зепе впервые столь полно представлена в России. На выставке можно увидеть про ­ и зведения разных художес­ твенных школ, передающих особ енности духовной куль­ туры областей страны. В этом году планируется провести ответную выставку, которая расскажет и тальян ­ цам о Храме Христа Сп а си т е­ ля, его истории и святынях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz