Миссионерская православная газета. 2006 г. № 1. Январь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1, ЯНВАРЬ 2006 К а л е н д а р ь Когда приходит Новый год В результате реформы Юлия Цезаря Римская империя п е решла с лунного на солнечный календарь. Однако у разных народов еще долго сохранялся древний обычай отмечать н ача ло нового года в день весеннего равноденствия. Наши предки и после принятия христианства встречали Новый год весной. В этот день сначала гасили все огни в очагах, затем трением добывали «живой» огонь, п е к ли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступа ющий год. В конце XV века на Руси многие ждали, что в 7000 г. от сотворения мира (то есть в 1492 г. от P. X.) наступит Суд ный День, поэтому даты Пасхи рассчитывали только до этой даты. Едва миновал «роковой» срок, в сентябре 1492 г., на со боре в Москве утвердили п ас халию на последующие годы и дата новолетия была перене сена с марта на 1 сентября. Это было удобно для сбора подати: j как раз в первые осенние дни собирали урожай и платили в государеву казну. Поэтому до сих пор в некоторых деревнях колядовать на Святки ходят ; под видом «сеятелей», броса- ■ ют в красный угол горсть зерна > и желают хозяевам здоровья и ] богатого урожая. Этот обычай ! сохранился, несмотря на ка- ■ лендарную реформу Петра I, j перенесшего общероссийское ; празднование Нового года на ; 1 января. j Несмотря на все усилия по • борьбе с языческими традици- ями, уклад жизни не менял- ; ся. Как рассказывает историк С. Соловьев, был издан такой ; указ: «В воскресенье, господские праздники и великих святых при ходить в церковь и стоять смир но, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на каче лях не качаться, на досках не ска кать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить бато гами: домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь». По решению большевист ского правительства Россия перешла с юлианского на гри горианский календарь, и в 1919 году Новый год наступил на 13 дней раньше, чем обычно. Однако в разгар гражданской войны на это мало кто обра тил внимание. Так появился • уникальный российский праз- ’ дник — Старый Новый год, который празднуется в ночь на 14 января. Церковь и общество Полемические заметки на тему: культура и православие М одное в наше время сло во толерантность имеет несколько значений, одно из которых: «терпимость к чужим мнениям , верованиям, пове дению». И христианство учит тер пению — умению не унывать, стойко переносить все и спы тания и трудности, быть терпи мым к чужим мыслям, чужим идеям — ведь «без терпения, нет спасения». Только обидно, что наше демократическое об щество равнодушно относит ся к традиционной религии России — православию. Ведь это только на экранах телеви зора мы видим чиновников в храмах, да и то, на мой взгляд, это дань моде и зн ак уважения к президенту, но не дай Бог, наша исконная религия будет о себе проповедовать больше положенного, — не обидятся ли другие конфессии? Б оим ся мы ввести православие и в курс школьной программы: у нас, дескать, Церковь отделе на от государства, а граждане свободны в выборе верои спо ведания. Строятся новые цер кви, открываются приходы, однако увеличивается ли столь же стремительно число истин но верующих, соблюдающих пост, причащающихся, живу щих по Законам Божьим? Пассивность государства и православных христиан может привести к губительным пос ледствиям, ведь через несколь ко десятилетий всемирной р е лигией может стать ислам. В сентябре прошлого года вышла в свет книга Елены Чудино вой «Мечеть Парижской Бо гоматери», действие в которой происходит во Ф р анции в 2048 году: ислам стал государствен ной религией, а христиане, не пожелавшие жить по законам шариата, за гнаны в гетто. «Буду щее России и Европы состоит в выборе меж ду крестом и полуме сяцем. А люди, выби рающие атеизм ли, аг ностицизм ли, другое ли что в этом духе, без борьбы отдают победу полумесяцу». Елена Чудинова не п ри зы вает к борьбе с исл а мом, она призывает к активной п ропове ди христианства, призывает вернуться ко Христу. Этой же теме посвящена книга Андрея Волоса «Маскавская Мекка»: власть в России захвачена му сульманами, и сияют «на ку полах Новодевичьего кладби ща золоченые полумесяцы». Я не склонна к драматизации исторического процесса, но хочется выступить в защиту православия, которое впитало в себя и особенности нашего национального характера, и воспоминания об исконном язычестве, и особенности рус ского быта... Нередко атеисты, пы тающи еся прийти к вере, ищут ответы на свои вопросы в книгах, но мне кажется, что живое общ е ние с духовенством принесло бы гораздо большую пользу. Но в нашем обществе для Цер кви нет возможности открыто бороться за души неверующих или инаковерующих. Бытует общераспространенное м н е ние, что человек сам должен прийти к Богу, что п омощь ему не нужна, и общаться со священнослу жителем он дол жен один на один, и вопросы, кото рые его волнуют, он может задать сам. Но не все лю ди доходят до хра ма, хотя их души жаждут живой ве ры. На мой взгляд, после долгой э п о хи атеизма нашему обществу жи зн енно необходи мо религиозное просвещение, о формах этого просвещения можно дискутировать, но то, что религиозные знания нуж ны, необходимы, сомнений быть не может. В прошлом году Мурманс кая и Мончегорская епархия предприняла ряд шагов, что бы упрочить свои позиции, рассказать и заявить о себе, и я была очень рада, когда отец Дмитрий Си зоненко обратил ся к нам, в Областную научную библиотеку, с идеей выстав ки православных фотографов «Сим победиши!» (К 60-летию Победы в Великой Отечест венной войне). Ее открывал Владыка Симон , был отслужен молебен, библиотека получила в свои фонды четыре красоч ных альбома, посвященных 10-летию Мурманской и М о н чегорской епархии. Выставка вызвала интерес и среди веру ющих читателей, и среди ж и телей города Мурманска, с ней познакомились по нашей ста тистике больше 500 читателей. Одновременно с этим по инициативе Русской Право славной Церкви наш народ отмечал 625-летие Куликовс кой битвы, и в конференц-зале нашей библиотеки секретарь епархии по внешнецерковным связям провел беседу «Святые заступники земли русской» о прп. Сергии Радонежском и вел. кн. Димитрии Донском. В рамках юбилейных торжеств проводился конкурс на участие во Всероссийском фестивале детского творчества «Любовью и единением спасемся», отбо рочный и заключительный тур которого прошел в мае 2005 г. в нашей библиотеке. В нем при няли участие школьники Мур манска и области. Главным о р ганизатором этого замечатель ного н ачинания был регент архиерейского хора Геннадий Буздуган, и я уверена, что в сердцах молодых участников фестиваля загорались искорки православной веры. В заключение хотелось бы пожелать нашей епархии про цветания, доброй и верной паствы, расширения сфер вли яния, благих деяний по укреп л ению православной веры. К Ирина КНЯЗЕВА главный библиотекарь Мурманской областной научной библиотеки «Нередко атеисты, пытающиеся прийти к вере, ищут ответы на свои вопросы в книгах, но живое общение с духовенством принесло бы гораздо большую пользу» Детский праздник в ДК «Аврора» 12 ян в а р я с. г. Архи епи с коп Мурм ан с кий и М он ч егор ский С им о н сов ершил о св ящ ени е Д в орц а культуры Л е н и н с к о г о а д м и н и с т р ативного округа (бы вший кино теа тр «Ав рора»). После м олебн а Владыка поздравил всех собравшихся с Рождеством и вручил п р аздни ч ны е подарки. В заключ ени е учас т н и к ам вечера была п о к азан а к о нц ер тн а я программа, под го то в л енн ая сил ами детских тв орч е ских колл ективов. Это событие стало результатом сотруднич ества адм и ни с тр ац и и Д в орц а культуры с М урм ан с кой и М о н ч е гор ской епархией в рамках программы «Дети Кол ь ск ой земли». Выставка старинных итальянских презепе Ш 14 янва р я Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил выстав ку итальянских презепе в му зее Храма Христа Спасителя. Презепе —аналог наших рож дественских вертепов, скуль птурное изображение сцены Рождества. По преданию, пер вый презепе устроил св. Ф р а н циск Ассизский. В рождест венскую ночь 1223 г. в пещере он приготовил ясли с сеном для Богомладенца. привел гу да быка, осла и для множества собравшихся людей отслужил рождественскую мессу. Традиция итальянских п ре зепе впервые столь полно представлена в России. На выставке можно увидеть про и зведения разных художес твенных школ, передающих особ енности духовной куль туры областей страны. В этом году планируется провести ответную выставку, которая расскажет и тальян цам о Храме Христа Сп а си т е ля, его истории и святынях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz