Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.
/UlKCHOHfffKAX П^В>ОШ&Н4Я Г#3«Т4 . J h ’ j m m № 9, «нтяк^ь, 2005 7 АНОНСЫ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЛІит^ополит йнтоний о стдшстве По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II продюсерский центр «Корабль» выпустил документальный фильм о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне В фильме показаны и прокомментированы ред кие кадры хроники военных лет, запечатлевшие на кинопленке события, происходившие на тер ритории нашей страны по обе стороны лини фронта. Используются также воспоминания ныне здравствующих священнослужителей, пере живших войну и фашистскую оккупацию. С по мощью консультантов фильма протоиереев Ди митрия Смирнова и Георгия Митрофанова дела ется попытка еше раз взвешенно и сбалансировано оценить ту заметную роль, которую играла в годы войны Русская Православная Церковь, как в лице своей иерархии, так и в лице населения СССР, значительная часть которого оказалась после ста линского антирелигиозного террора под немецкой оккупацией. Война показала и как тяжелое испы тание, постигшее нашу страну в 1941-1945 гг. и за ставившее население России вспомнить о молитве и о своей православной вере, и как исторически уникальный момент, когда богоненавистнический стати некий режим был вынужден «смягчить» анти религиозный террор и дать возможность не только воевать за Родину, но и молиться всем за ее подлин ное спасение. Фильм издан в формате DVD Антоний, Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. СПб., 2005. Судьбе русских священников времен Второй мировой войны посвящен новый совместный кинопроект Русской православной церкви и государства О его начале 12 сентября 2005 г. объявил руководи тель Федерального агентства по культуре и кинема тографии Михаил Швыдкой во время дискуссии «Православие: книга и кино», состоявшейся на XVIII Московской международной книжной вы ставке-ярмарке. По словам Михаила Швыдкого, свое согласие стать режиссером художественной ленты и ее телеверсии дал известный мастер кино Владимир Хотиненко. Фильм посвящен так на зываемому Псковскому движению православного духовенства. Во время Великой Отечественной войны священники мужественно совершали свое служение на оккупированной территории. По мне нию создателей фильма «эту работу надо делать, потому что она расскажет о русском человеке, о русском характере». Старчество в том виде, в котором мы его знаем в лице последних оптинских старцев, — явление, можно сказать, чисто русское. Но само старчество, традиция, из ко торой выросло русское старчество, уходит корнями в святую древ ность. Когда первые подвижники покидали мир, христианский мир, который перестал быть местом под вига, свидетельства и верности и начал разлагаться, и уходили в пус тыню, они не от мира убегали, они уходили на единоборство с дьяво лом, с силами тьмы, со всей тьмой, которая кроется в человеческом сердце, и со всей тьмой, которая принадлежит аду. Это были люди сильные, мужественные. Одно из присловий этого поколения было: «Пролей кровь и получишь дух». Они не укрывались от гонений, они шли на худшее. И уходили эти люди с тем, чтобы стоять в пустыне без всякой опоры человеческой, не поддерживаемые ничем внешним, в совершенном одиночестве, чтобы предстоять перед совестью, предстоять перед судом Божиим и беспощадным к себе подвигом искать чистоты сердца, истины и чистоты ума, правоты и неколебимости воли, совершенного бесстрастия плоти. Эта борьба длилась иногда десятилетиями, но в конце эти борцы вышли очищенные в сер дце и в уме, непреклонные волей и умершие плотью, способные стоять перед Богом в созерца нии, в молитве, в непрестанном труде и, когда это стало нужно — в непрестанном милосердии, в непрестанной любви к тем лю дям, которые к ним приходили. В этой длительной, суровой борьбе, в которой человек относился без пощады к себе, потому что целью этой борьбы был Господь, а не сам человек, выковывались большие, поистине великие души. Когда к ним приходили новые насельники пустыни, им было, что сказать, они уже изведали на опыте и борьбу и опасности пути; они знали тайны человеческой жизни, они руково дили своими учениками, которые уже под их руководством боро лись. Борьба эта не делалась легче, но у учеников была уверенность в том, что они на правильном пути и безошибочно идут, пока они безу словно послушны своему старцу, тому более опытному подвижнику, к которому они пришли. Было время, когда в пустыне таких духовных наставников ока зывалось довольно много, и люди шли то к одному, то к другому, потому что кроме самого вели чия данного подвижника играло большую роль духовное сродство между учеником и наставником. Люди равной святости, равного духовного величия бывали окру жаемы разными учениками: один от одного мог научиться, другой не мог научиться от того же, — об щего языка, может быть, не было, созвучия душ... В XVIII веке появился человек, который сыграл в истории сла вянской духовности решающую роль. Уроженец Украины, из бла городной семьи, Паисий Велич- ковский сначала искал духовной жизни в родной земле, а потом решил пробираться на гору Афон. В Карпатской Руси он встретился с замечательным духовным на ставником, Василием Поляноме- рульским, который его духовно образовал, и затем Паисий про должал свой путь на Афон. Там он пережил большое разочарование: он ожидал, что Афонская гора не только богата собранными руко писями, но что все подвижники Горы с ними опытно знакомы и что можно от них непосредственно на учиться духовной жизни, которую они, в свою очередь, почерпнули из древней сокровищницы. Оказа лось не так, не многие могли быть духовными руководителями. И тогда Паисий решил уединить ся и заняться чтением. Научившись греческому языку, он стал читать древние наставления, стал их пере водить, и довольно быстро вокруг него собралась группа монахов, ко торые хотели более продуманного духовного подвига. Они вместе чи тали, сообща переводили, искали наставлений и образовали первый небольшой скит из двенадцати че ловек. Но их путь, их содружество, их ученость, их интерес к писани ям древности возбудили сомнение в неграмотных и гораздо менее духовно-образованных подвиж никах. И через некоторое время им пришлось оставить Афонскую гору и двинуться в путь, они пе решли с Афона в Румынию и там обосновались. В конечном итоге Паисий Величковский образовал в Нямецком монастыре братство, которое очень резко отличалось от современных ему других мо нашеских общежитии. Вся жизнь их была построена на принципах, которые они узнали из чтения Доб- ротолюбия. Во главе монастыря Паисий Величковский играл роль подлинного старца, в том смысле, в котором они бывали в древней египетской, сирийской, палестин ской пустынях. Все монахи, все жители монастыря ежедневно при ходили к нему, открывали свои по мыслы, рассказывали все, что в их душе происходило в течение дня, и каждому он давал точное, внима тельное наставление, основанное на прочитанном и пережитом им за годы своего искания. Они вместе молились, вместе трудились, но что делало их совершенно осо бенной обителью: они занимались систематически переводами с гре ческого языка на славянский и на румынский языки Добротолюбия. Они были разделены на перевод ческие группы под руководством начальника, работали целыми днями, а по вечерам переводы, которые были сделаны в течение дня, были вместе обсуждаемы. Су ществует до сих пор Добротолюбие с пометками на полях, сделанными Паисием Величковским. Из этих пометок ясно, что они обсуждали смысл, причем не просто словар ный смысл, но глубокий духовный смысл каждого слова греческого подлинника для того, чтобы пере дать его на гораздо более бедный и еще не освященный богословской традицией славянский язык. От Паисия Величковского пош ла традиция старчества во всем славянском мире, в частности, на Руси. В Оптине старчество было несколько иное: кроме внутренне го духовного образования старцы очень строго и точно определяли все внешнее поведение, молитвен ное правило и все детали жизни своих духовных чад. Если мы оста новимся на минуту на оптинском старчестве, то мы в нем можем уви деть несколько новых свойств. С одной стороны, традиция Паисия Величковского остааась жива: чте ние Священного Писания, чтение духовных, подвижнических отцов продолжалось, продолжалась самая подвижническая жизнь, но кроме того, старцы следовали друг за дру гом, выбирая своего наследника и готовя его к этому подвигу. Кроме личной святости и личных дарова ний, тут прибавилась целая школа, целая наука духовной жизни, чего в самом начале, как будто, не было. Самые известные старцы доре волюционной России — Леонид, Макарий и Амвросий, на грани революции — Анатолий и Иосиф, и в течение какого-то времени старчество продолжалось. Если подумать о старцах, ко торые чередовались в Оптине, то поражает их громадная разнооб разность. Общее у них было — дар Святого Духа, подвижническая жизнь и благодатная способность направлять духовную жизнь дру гих людей. Но делали они это очень разно. Старец Леонид был из военных, очень высокого роста, могучий, у него был колоссальный авторитет, он правил людьми резко и сурово. Все, что до нас дошло о нем, о его облике, именно носит эту печать суровости и власти. Его ученики собирались по вечерам в его келье, открывали свои души, получали наставление. Через не которое время стали приходить и другие люди. Господь ему дал дар прозорливости, но он употреблял его далеко не с той мягкостью, с которой проявлялся этот дар в Амвросии. Старец Макарий был из мещан, из купцов, вокруг него собралась большая интересная группалюдей культурных, которые занялись переводами уже на рус ский язык славянского Доброто любия. И наконец, Амвросий был учителем, который пришел в свое время к старцу Макарию, и кото рого тот приготовил себе в наслед ники. О каждом из них я попробую рассказать позже подробнее, но одну черту надо непременно от метить. Это то, что в центре жизни и действия каждого стоял подвиг, раскрывающий душу послушанию Богу, и молитва. Есть два очень интересных рассказа из жизни старца Амвросия, как дважды к нему обращались люди с просьбой разрешить какой-то сложный ду ховный или житейский вопрос, и оба раза он в течение нескольких дней заставлял их ждать и всё не давал ответа. И когда, наконец, не- дотерпев, и в том и в другом случае они к нему пришли жаловаться, он ответил: «Что я могу сказать? Вот три дня как я спрашиваю Матерь Божию, и Она молчит». Вот из каких глубин, из какого общения с Богом, с Матерью Божией и святыми эти старцы и подвижники износили свои ответы. ■№ Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ Я Ш Б в Н Н к И книге собраны тексты , г устных выступлений одно- го из самых выдающихся православных проповед- ников. Эго записи бесед на ■ Н ш а н У ш а нШ радио и частных квартирах ЦЩ Н Н Н Н И Н Р во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе. Кни га рассчитана на неторопливое чтение, ее автор - опытный духовный наставник и чуткий собесед ник - предлагает читателяю разделить с ним плоды своего опыта, молитвы и своей жизни в Боге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz