Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.

/UlKCHOHfffKAX П^В>ОШ&Н4Я Г#3«Т4 . J h ’ j m m № 9, «нтяк^ь, 2005 7 АНОНСЫ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЛІит^ополит йнтоний о стдшстве По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II продюсерский центр «Корабль» выпустил документальный фильм о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне В фильме показаны и прокомментированы ред­ кие кадры хроники военных лет, запечатлевшие на кинопленке события, происходившие на тер­ ритории нашей страны по обе стороны лини фронта. Используются также воспоминания ныне здравствующих священнослужителей, пере­ живших войну и фашистскую оккупацию. С по­ мощью консультантов фильма протоиереев Ди­ митрия Смирнова и Георгия Митрофанова дела­ ется попытка еше раз взвешенно и сбалансировано оценить ту заметную роль, которую играла в годы войны Русская Православная Церковь, как в лице своей иерархии, так и в лице населения СССР, значительная часть которого оказалась после ста­ линского антирелигиозного террора под немецкой оккупацией. Война показала и как тяжелое испы­ тание, постигшее нашу страну в 1941-1945 гг. и за­ ставившее население России вспомнить о молитве и о своей православной вере, и как исторически уникальный момент, когда богоненавистнический стати некий режим был вынужден «смягчить» анти­ религиозный террор и дать возможность не только воевать за Родину, но и молиться всем за ее подлин­ ное спасение. Фильм издан в формате DVD Антоний, Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. СПб., 2005. Судьбе русских священников времен Второй мировой войны посвящен новый совместный кинопроект Русской православной церкви и государства О его начале 12 сентября 2005 г. объявил руководи­ тель Федерального агентства по культуре и кинема­ тографии Михаил Швыдкой во время дискуссии «Православие: книга и кино», состоявшейся на XVIII Московской международной книжной вы­ ставке-ярмарке. По словам Михаила Швыдкого, свое согласие стать режиссером художественной ленты и ее телеверсии дал известный мастер кино Владимир Хотиненко. Фильм посвящен так на­ зываемому Псковскому движению православного духовенства. Во время Великой Отечественной войны священники мужественно совершали свое служение на оккупированной территории. По мне­ нию создателей фильма «эту работу надо делать, потому что она расскажет о русском человеке, о русском характере». Старчество в том виде, в котором мы его знаем в лице последних оптинских старцев, — явление, можно сказать, чисто русское. Но само старчество, традиция, из ко­ торой выросло русское старчество, уходит корнями в святую древ­ ность. Когда первые подвижники покидали мир, христианский мир, который перестал быть местом под­ вига, свидетельства и верности и начал разлагаться, и уходили в пус­ тыню, они не от мира убегали, они уходили на единоборство с дьяво­ лом, с силами тьмы, со всей тьмой, которая кроется в человеческом сердце, и со всей тьмой, которая принадлежит аду. Это были люди сильные, мужественные. Одно из присловий этого поколения было: «Пролей кровь и получишь дух». Они не укрывались от гонений, они шли на худшее. И уходили эти люди с тем, чтобы стоять в пустыне без всякой опоры человеческой, не поддерживаемые ничем внешним, в совершенном одиночестве, чтобы предстоять перед совестью, предстоять перед судом Божиим и беспощадным к себе подвигом искать чистоты сердца, истины и чистоты ума, правоты и неколебимости воли, совершенного бесстрастия плоти. Эта борьба длилась иногда десятилетиями, но в конце эти борцы вышли очищенные в сер­ дце и в уме, непреклонные волей и умершие плотью, способные стоять перед Богом в созерца­ нии, в молитве, в непрестанном труде и, когда это стало нужно — в непрестанном милосердии, в непрестанной любви к тем лю­ дям, которые к ним приходили. В этой длительной, суровой борьбе, в которой человек относился без пощады к себе, потому что целью этой борьбы был Господь, а не сам человек, выковывались большие, поистине великие души. Когда к ним приходили новые насельники пустыни, им было, что сказать, они уже изведали на опыте и борьбу и опасности пути; они знали тайны человеческой жизни, они руково­ дили своими учениками, которые уже под их руководством боро­ лись. Борьба эта не делалась легче, но у учеников была уверенность в том, что они на правильном пути и безошибочно идут, пока они безу­ словно послушны своему старцу, тому более опытному подвижнику, к которому они пришли. Было время, когда в пустыне таких духовных наставников ока­ зывалось довольно много, и люди шли то к одному, то к другому, потому что кроме самого вели­ чия данного подвижника играло большую роль духовное сродство между учеником и наставником. Люди равной святости, равного духовного величия бывали окру­ жаемы разными учениками: один от одного мог научиться, другой не мог научиться от того же, — об­ щего языка, может быть, не было, созвучия душ... В XVIII веке появился человек, который сыграл в истории сла­ вянской духовности решающую роль. Уроженец Украины, из бла­ городной семьи, Паисий Велич- ковский сначала искал духовной жизни в родной земле, а потом решил пробираться на гору Афон. В Карпатской Руси он встретился с замечательным духовным на­ ставником, Василием Поляноме- рульским, который его духовно образовал, и затем Паисий про­ должал свой путь на Афон. Там он пережил большое разочарование: он ожидал, что Афонская гора не только богата собранными руко­ писями, но что все подвижники Горы с ними опытно знакомы и что можно от них непосредственно на­ учиться духовной жизни, которую они, в свою очередь, почерпнули из древней сокровищницы. Оказа­ лось не так, не многие могли быть духовными руководителями. И тогда Паисий решил уединить­ ся и заняться чтением. Научившись греческому языку, он стал читать древние наставления, стал их пере­ водить, и довольно быстро вокруг него собралась группа монахов, ко­ торые хотели более продуманного духовного подвига. Они вместе чи­ тали, сообща переводили, искали наставлений и образовали первый небольшой скит из двенадцати че­ ловек. Но их путь, их содружество, их ученость, их интерес к писани­ ям древности возбудили сомнение в неграмотных и гораздо менее духовно-образованных подвиж­ никах. И через некоторое время им пришлось оставить Афонскую гору и двинуться в путь, они пе­ решли с Афона в Румынию и там обосновались. В конечном итоге Паисий Величковский образовал в Нямецком монастыре братство, которое очень резко отличалось от современных ему других мо­ нашеских общежитии. Вся жизнь их была построена на принципах, которые они узнали из чтения Доб- ротолюбия. Во главе монастыря Паисий Величковский играл роль подлинного старца, в том смысле, в котором они бывали в древней египетской, сирийской, палестин­ ской пустынях. Все монахи, все жители монастыря ежедневно при­ ходили к нему, открывали свои по­ мыслы, рассказывали все, что в их душе происходило в течение дня, и каждому он давал точное, внима­ тельное наставление, основанное на прочитанном и пережитом им за годы своего искания. Они вместе молились, вместе трудились, но что делало их совершенно осо­ бенной обителью: они занимались систематически переводами с гре­ ческого языка на славянский и на румынский языки Добротолюбия. Они были разделены на перевод­ ческие группы под руководством начальника, работали целыми днями, а по вечерам переводы, которые были сделаны в течение дня, были вместе обсуждаемы. Су­ ществует до сих пор Добротолюбие с пометками на полях, сделанными Паисием Величковским. Из этих пометок ясно, что они обсуждали смысл, причем не просто словар­ ный смысл, но глубокий духовный смысл каждого слова греческого подлинника для того, чтобы пере­ дать его на гораздо более бедный и еще не освященный богословской традицией славянский язык. От Паисия Величковского пош­ ла традиция старчества во всем славянском мире, в частности, на Руси. В Оптине старчество было несколько иное: кроме внутренне­ го духовного образования старцы очень строго и точно определяли все внешнее поведение, молитвен­ ное правило и все детали жизни своих духовных чад. Если мы оста­ новимся на минуту на оптинском старчестве, то мы в нем можем уви­ деть несколько новых свойств. С одной стороны, традиция Паисия Величковского остааась жива: чте­ ние Священного Писания, чтение духовных, подвижнических отцов продолжалось, продолжалась самая подвижническая жизнь, но кроме того, старцы следовали друг за дру­ гом, выбирая своего наследника и готовя его к этому подвигу. Кроме личной святости и личных дарова­ ний, тут прибавилась целая школа, целая наука духовной жизни, чего в самом начале, как будто, не было. Самые известные старцы доре­ волюционной России — Леонид, Макарий и Амвросий, на грани революции — Анатолий и Иосиф, и в течение какого-то времени старчество продолжалось. Если подумать о старцах, ко­ торые чередовались в Оптине, то поражает их громадная разнооб­ разность. Общее у них было — дар Святого Духа, подвижническая жизнь и благодатная способность направлять духовную жизнь дру­ гих людей. Но делали они это очень разно. Старец Леонид был из военных, очень высокого роста, могучий, у него был колоссальный авторитет, он правил людьми резко и сурово. Все, что до нас дошло о нем, о его облике, именно носит эту печать суровости и власти. Его ученики собирались по вечерам в его келье, открывали свои души, получали наставление. Через не­ которое время стали приходить и другие люди. Господь ему дал дар прозорливости, но он употреблял его далеко не с той мягкостью, с которой проявлялся этот дар в Амвросии. Старец Макарий был из мещан, из купцов, вокруг него собралась большая интересная группалюдей культурных, которые занялись переводами уже на рус­ ский язык славянского Доброто­ любия. И наконец, Амвросий был учителем, который пришел в свое время к старцу Макарию, и кото­ рого тот приготовил себе в наслед­ ники. О каждом из них я попробую рассказать позже подробнее, но одну черту надо непременно от­ метить. Это то, что в центре жизни и действия каждого стоял подвиг, раскрывающий душу послушанию Богу, и молитва. Есть два очень интересных рассказа из жизни старца Амвросия, как дважды к нему обращались люди с просьбой разрешить какой-то сложный ду­ ховный или житейский вопрос, и оба раза он в течение нескольких дней заставлял их ждать и всё не давал ответа. И когда, наконец, не- дотерпев, и в том и в другом случае они к нему пришли жаловаться, он ответил: «Что я могу сказать? Вот три дня как я спрашиваю Матерь Божию, и Она молчит». Вот из каких глубин, из какого общения с Богом, с Матерью Божией и святыми эти старцы и подвижники износили свои ответы. ■№ Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ Я Ш Б в Н Н к И книге собраны тексты , г устных выступлений одно- го из самых выдающихся православных проповед- ников. Эго записи бесед на ■ Н ш а н У ш а нШ радио и частных квартирах ЦЩ Н Н Н Н И Н Р во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе. Кни­ га рассчитана на неторопливое чтение, ее автор - опытный духовный наставник и чуткий собесед­ ник - предлагает читателяю разделить с ним плоды своего опыта, молитвы и своей жизни в Боге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz