Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.
№ 9, ({нтяв^ь, 2005 Я И « И 0 Н « ^ К 4 Я П^80Ш 8Н< ІЯ ГЛЗ(Т4 Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН (Алфеев) - доктор богословия, доктор философии Homo o c c i d e n t a l НА ПУТИ К И С Ч Е ЗНО В ЕН ИЮ О нравственных и демографических последствиях «сексуальной революции» и феминистского движения Демографический кризис, охвативший Россию и другие страны «постсоветс кого пространства», вызывает глубокую озабоченность Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2004 года принял специальное обращение, в котором подчеркивалось, что этот кризис имеет как экономические, так и духовно-нравственные причины. А как обстоит дело на Западе, где уровень жизни намного выше, чем в республиках бывшего Советского Союза? Оказывает ся, демографическая проблема там стоит не менее остро, несмотря на высокий уровень жизни и социальной защи щенности. Эта проблема —лишь одно из последствий происходившего в течение нескольких десятилетий постепенного отхода от традиционных ценностей и установления либеральных стандартов в области семейной этики, сексуального поведения и взаимоотношений между полами Во всех традиционных религиях, включая христианство, иудаизм и ислам, существует представление о браке как богоустановленном союзе мужчины и женщины. Христианство настаивает на уникальности и принципиальной нерас торжимости брака, осуждая развод как грех (хотя из этого правила и существует ряд исключений). В православной тра диции брак воспринимается как пожиз ненный союз супругов, скрепленных не только физической, но и духовной бли зостью. Главой семьи, по учению апос тола Павла, является муж: он должен любить жену, как Христос любит Свою Церковь, а она должна повиноваться ему, как Церковь повинуется Христу. Церковь осуждает любые виды блуда, прелюбодеяния и супружеской невер ности, а также проституцию и либерти- наж. В то же время, вопреки расхожим представлениям, Церковь «отнюдь не призывает гнушаться телом или поло вой близостью как таковыми, ибо теле сные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают цело мудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов» («Основы социальной концепции Рус ской Православной Церкви», X, 6). Согласно православному пониманию, неотъемлемой составляющей брачного союза, плодом любви мужа и жены ста новятся дети, рождение и воспитание которых являются одной из основных целей брака. В соответствии с этим, представлением Православная Церковь считает недопустимым добровольный отказ от деторождения и искусственное прерывание беременности. Категори чески осуждается аборт, который Цер ковь приравнивает к убийству. Использование контрацептивов также признается недопустимым. Впрочем, в данном отношении Православная Цер ковь применяет дифференцированный подход, отличая противозачаточные средства, обладающие абортивным действием, от тех, которые не связаны с пресечением уже начавшейся жизни: первые приравниваются к аборту, вто рые —нет (Там же, XII,3). На основании Священного Писания и Предания Церковь осуждает гомосек суальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. Что же касается гомосексуальных наклонностей, не перерастающих в гомосексуальное по ведение, то они, по мнению Церкви, «врачуются таинствами, молитвой, по стом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать моральную поддержку» (Там же, XII, 9). Во всех указанных пунктах православ ное учение не имеет, принципиальных отличий от учения Римско-Католичес- кой Церкви. До второй половины XX века вышеперечисленные нормы счита лись общепринятыми в большинстве за падных государств. Однако послевоен ная «сексуальная революция» и всплеск феминистского движения в 1960-е годы привели к радикальной трансформации семейной и половой этики. Началась лавинообразная либерализация законо дательства в области морали, продол жающаяся по сей день. Грандиозная, беспрецедентная по своему размаху социальная ломка, вызванная сексу альной революцией, затронула практи чески все страны Запада. За неполные полвека традиционные представления о семье и сексе оказались ниспроверг нуты: они уступили место «прогрессив ным», основанным на либеральном мировоззрении нормам. Это не только коренным образом изменило весь облик западной цивилизации, но и создало непреодолимую пропасть между нею и теми цивилизациями, где традиционная семейная и половая этика продолжает сохраняться. Прежде всего, был провозглашен тезис о равенстве между мужчиной и женщи ной. Сам по себе этот тезис не вызывает сомнений, когда речь идет о политичес ком, культурном и социальном равенст ве, о праве женщин на работу, участие в общественной жизни, в органах управле ния и т. д. Проблема заключается в том, что в результате завоеваний сексуальной революции и феминистского движения был нарушен некий естественный, то есть укорененной в природе человека, баланс между мужчиной и женщиной в семье, была подорвана идея материнс тва, разрушено представление о муже как «кормильце», на котором лежит ос новная обязанность по материальному обеспечению семьи. Отныне и мужчина и женщина в равной степени озабочены реализацией своего профессионального потенциала, и оба они должны нести бремя финансовой ответственности за семью. Но когда основные силы женщи ны уходят на карьеру и добывание денег, резко сокращаются ее возможности по рождению и воспитанию детей. В этом одна из причин уменьшения числа многодетных семей, увеличения числа семей с одним или двумя детьми, а так же бездетных супружеских пар, общего снижения рождаемости в большинстве стран Запада в последние годы. В ходе сексуальной революции был подвергнут поруганию тезис о единс твенности и нерасторжимости брачного союза. Идеологи революции объявили институт нерасторжимого брака уста ревшим, реакционным, основанным на социальном и экономическом угнете нии, не приспособленным к естествен ному стремлению человека получать максимальное половое удовлетворение. Был провозглашен принцип «свобод ной любви», предполагающей свободу половых связей вне контекста брачного союза, неограниченность количест ва сексуальных партнеров, право на измену, право на добрачные половые связи, право супружеских пар на развод. Традиционным идеалам супружеской верности и целомудрия был противо поставлен гедонистический принцип удовлетворения полового влечения как определяющий сексуальное поведение индивидуума. Данное умонастроение, активно внедряемое средствами массо вой информации и общеобразователь ными учреждениями, привело к резкому увеличению числа разводов, что также способствовало углублению демографи ческого кризиса, поразившего страны Запада. Встав на защиту так называемых «реп родуктивных прав» женщины, сексуаль ная революция разработала программы по «планированию семьи» и широкому внедрению в массы контрацептивных средств. Было предложено «научное» обоснование этих программ, основанное на тезисе о перенаселенности земного шара и грозящей миру нехватке при родных ресурсов. С начала 1960-х годов получили распространение противозача точные таблетки, употребление которых возрастало в геометрической прогрес сии. К настоящему мріуіенту употребле ние противозачаточных средств явля ется на Западе общепринятой нормой: можно без преувеличения сказать, что ими пользуется абсолютное большинс тво женщин. Сексуальная революция нанесла мощный удар по традиционному пред ставлению о праве каждого человека — в том числе нерожденного младенца — на жизнь. Была развернута всемирная кам пания по легализации абортов. Извест но, что первой страной, легализовавшей аборт, была советская Россия, где это произошло в 1920 году. (Правда, в 1936 году, в результате постигшего страну демографического кризиса, запрет на аборты был возобновлен, но в 1955 году его окончательно отменили). В Совет ском Союзе легализация абортов была лишь одним из пунктов программы по ниспровержению традиционных цен ностей и атеизации населения. В стра нах Запада, где влияние традиционных ценностей сохранялось несколько дольше, легализация абортов стала воз можной лишь в результате сексуальной революции 1960-х. С этого времени по начало 1990-х годов аборт был легали зован в большинстве западных стран, в том числе Великобритании (1967), Финляндии (1970), Дании (1973), США (1973), Австрии (1974), Франции (1975), Швеции (1975), Италии (1978), Норве гии (1979), Нидерландах (1981), Греции (1986), Чехословакии (1987), Болгарии (1990), Румынии (1990), Албании (1991), Бельгии (1991), Германии (1993), Венг рии (1993). Сегодня аборт официально запрещен только в тех странах, где еще сильно влияние Католической Церкви, а именно в Ирландии, Польше, Испании, Португалии и на Мальте. Но надолго ли сохранится этот запрет? Отметим, что Польша представляет собой уникальный пример страны, где под влиянием Цер кви законодательство об абортах было ужесточено (произошло это в 1993 году); в остальных перечисленных странах оно изменялось исключительно в сторону либерализации. Одним из «достижений» сексуальной революции стало изменение традици онно негативного отношения к гомо сексуальным половым связям, а также к другим формам сексуального поведения, до недавнего времени входившим в раз ряд половых извращений (в частности, бисексуализм, транссексуализм). Это изменение является результатом плано мерной и многолетней деятельности борцов за права сексуальных мень шинств по изменению общественного мнения в свою пользу и по либерализа ции законодательства вобласти сексуаль ной этики. В каждой стране события разворачиваются по одному и тому жг сценарию. Сначала борцы за права сек суальных меньшинств призывают к толе рантности по отношению к своему обра зу жизни, затем добиваются легализации гомосексуализма на законодательном уровне. Далее следует борьба за полное равноправие между гомосексуальными и гетеросексуальными связями и за при знание однополого союза равноценным браку со всеми вытекающими отсюда последствиями (включая получение од нополыми парами государственных суб сидий и льгот, причитающихся лицам, состоящим в браке). Наконец, однопо лые пары добиваются права на усынов ление и воспитание детей. В разных странах Запада этот процесс происходит с разной скоростью, однако общая тен денция в сторону отмены каких бы то не было запретов и ограничения в области сексуального поведения прослеживает ся очень четко. Пока не перейдена лишь последняя черта: не дана официальная санкция на совращение малолетних. Но долго ли борцам за сексуальную свобо ду придется ждать преодоления этого рубежа? Хотел бы подчеркнуть, что современ ное традиционное христианство отнюдь не требует возрождения гонений на пред ставителей сексуальных меньшинств и не призывает к их дискриминации. Од нако Церковь противостоит попыткам представить греховную тенденцию как норму и выступает против любых видов пропаганды гомосексуализма («Основы социальной концепции», XII, 9). Множе ство примеров свидетельствует о том, что в обществе, где пропаганда гомосек суализма запрещена, это явление, если и существует, то отнюдь не в массовых масштабах (примером могут послужить исламские страны). И наоборот, там, где ведется система тическая пропаганда гомосексуализма, это явление приобретает массовый характер. Сегодня на Западе правила политкорректное™ запрещают любую критику гомосексуализма, тогда как его пропаганда — через средства массо вой информации и систему школьного образования — поощряется и приветс твуется. Внедрение положительного образа «однополой любви» является одной из идеологических парадигм со временной западной цивилизации, а отмена «дискриминационных» законов в отношении сексуальных меньшинств выдвигается в качестве требования ко всем странам, стремящимся вступить в «цивилизованное сообщество». (Продолжение на стр. 8)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz