Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.

№ 9, ({нтяв^ь, 2005 Я И « И 0 Н « ^ К 4 Я П^80Ш 8Н< ІЯ ГЛЗ(Т4 Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН (Алфеев) - доктор богословия, доктор философии Homo o c c i d e n t a l НА ПУТИ К И С Ч Е ЗНО В ЕН ИЮ О нравственных и демографических последствиях «сексуальной революции» и феминистского движения Демографический кризис, охвативший Россию и другие страны «постсоветс­ кого пространства», вызывает глубокую озабоченность Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2004 года принял специальное обращение, в котором подчеркивалось, что этот кризис имеет как экономические, так и духовно-нравственные причины. А как обстоит дело на Западе, где уровень жизни намного выше, чем в республиках бывшего Советского Союза? Оказывает­ ся, демографическая проблема там стоит не менее остро, несмотря на высокий уровень жизни и социальной защи­ щенности. Эта проблема —лишь одно из последствий происходившего в течение нескольких десятилетий постепенного отхода от традиционных ценностей и установления либеральных стандартов в области семейной этики, сексуального поведения и взаимоотношений между полами Во всех традиционных религиях, включая христианство, иудаизм и ислам, существует представление о браке как богоустановленном союзе мужчины и женщины. Христианство настаивает на уникальности и принципиальной нерас­ торжимости брака, осуждая развод как грех (хотя из этого правила и существует ряд исключений). В православной тра­ диции брак воспринимается как пожиз­ ненный союз супругов, скрепленных не только физической, но и духовной бли­ зостью. Главой семьи, по учению апос­ тола Павла, является муж: он должен любить жену, как Христос любит Свою Церковь, а она должна повиноваться ему, как Церковь повинуется Христу. Церковь осуждает любые виды блуда, прелюбодеяния и супружеской невер­ ности, а также проституцию и либерти- наж. В то же время, вопреки расхожим представлениям, Церковь «отнюдь не призывает гнушаться телом или поло­ вой близостью как таковыми, ибо теле­ сные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают цело­ мудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов» («Основы социальной концепции Рус­ ской Православной Церкви», X, 6). Согласно православному пониманию, неотъемлемой составляющей брачного союза, плодом любви мужа и жены ста­ новятся дети, рождение и воспитание которых являются одной из основных целей брака. В соответствии с этим, представлением Православная Церковь считает недопустимым добровольный отказ от деторождения и искусственное прерывание беременности. Категори­ чески осуждается аборт, который Цер­ ковь приравнивает к убийству. Использование контрацептивов также признается недопустимым. Впрочем, в данном отношении Православная Цер­ ковь применяет дифференцированный подход, отличая противозачаточные средства, обладающие абортивным действием, от тех, которые не связаны с пресечением уже начавшейся жизни: первые приравниваются к аборту, вто­ рые —нет (Там же, XII,3). На основании Священного Писания и Предания Церковь осуждает гомосек­ суальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. Что же касается гомосексуальных наклонностей, не перерастающих в гомосексуальное по­ ведение, то они, по мнению Церкви, «врачуются таинствами, молитвой, по­ стом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать моральную поддержку» (Там же, XII, 9). Во всех указанных пунктах православ­ ное учение не имеет, принципиальных отличий от учения Римско-Католичес- кой Церкви. До второй половины XX века вышеперечисленные нормы счита­ лись общепринятыми в большинстве за­ падных государств. Однако послевоен­ ная «сексуальная революция» и всплеск феминистского движения в 1960-е годы привели к радикальной трансформации семейной и половой этики. Началась лавинообразная либерализация законо­ дательства в области морали, продол­ жающаяся по сей день. Грандиозная, беспрецедентная по своему размаху социальная ломка, вызванная сексу­ альной революцией, затронула практи­ чески все страны Запада. За неполные полвека традиционные представления о семье и сексе оказались ниспроверг­ нуты: они уступили место «прогрессив­ ным», основанным на либеральном мировоззрении нормам. Это не только коренным образом изменило весь облик западной цивилизации, но и создало непреодолимую пропасть между нею и теми цивилизациями, где традиционная семейная и половая этика продолжает сохраняться. Прежде всего, был провозглашен тезис о равенстве между мужчиной и женщи­ ной. Сам по себе этот тезис не вызывает сомнений, когда речь идет о политичес­ ком, культурном и социальном равенст­ ве, о праве женщин на работу, участие в общественной жизни, в органах управле­ ния и т. д. Проблема заключается в том, что в результате завоеваний сексуальной революции и феминистского движения был нарушен некий естественный, то есть укорененной в природе человека, баланс между мужчиной и женщиной в семье, была подорвана идея материнс­ тва, разрушено представление о муже как «кормильце», на котором лежит ос­ новная обязанность по материальному обеспечению семьи. Отныне и мужчина и женщина в равной степени озабочены реализацией своего профессионального потенциала, и оба они должны нести бремя финансовой ответственности за семью. Но когда основные силы женщи­ ны уходят на карьеру и добывание денег, резко сокращаются ее возможности по рождению и воспитанию детей. В этом одна из причин уменьшения числа многодетных семей, увеличения числа семей с одним или двумя детьми, а так­ же бездетных супружеских пар, общего снижения рождаемости в большинстве стран Запада в последние годы. В ходе сексуальной революции был подвергнут поруганию тезис о единс­ твенности и нерасторжимости брачного союза. Идеологи революции объявили институт нерасторжимого брака уста­ ревшим, реакционным, основанным на социальном и экономическом угнете­ нии, не приспособленным к естествен­ ному стремлению человека получать максимальное половое удовлетворение. Был провозглашен принцип «свобод­ ной любви», предполагающей свободу половых связей вне контекста брачного союза, неограниченность количест­ ва сексуальных партнеров, право на измену, право на добрачные половые связи, право супружеских пар на развод. Традиционным идеалам супружеской верности и целомудрия был противо­ поставлен гедонистический принцип удовлетворения полового влечения как определяющий сексуальное поведение индивидуума. Данное умонастроение, активно внедряемое средствами массо­ вой информации и общеобразователь­ ными учреждениями, привело к резкому увеличению числа разводов, что также способствовало углублению демографи­ ческого кризиса, поразившего страны Запада. Встав на защиту так называемых «реп­ родуктивных прав» женщины, сексуаль­ ная революция разработала программы по «планированию семьи» и широкому внедрению в массы контрацептивных средств. Было предложено «научное» обоснование этих программ, основанное на тезисе о перенаселенности земного шара и грозящей миру нехватке при­ родных ресурсов. С начала 1960-х годов получили распространение противозача­ точные таблетки, употребление которых возрастало в геометрической прогрес­ сии. К настоящему мріуіенту употребле­ ние противозачаточных средств явля­ ется на Западе общепринятой нормой: можно без преувеличения сказать, что ими пользуется абсолютное большинс­ тво женщин. Сексуальная революция нанесла мощный удар по традиционному пред­ ставлению о праве каждого человека — в том числе нерожденного младенца — на жизнь. Была развернута всемирная кам­ пания по легализации абортов. Извест­ но, что первой страной, легализовавшей аборт, была советская Россия, где это произошло в 1920 году. (Правда, в 1936 году, в результате постигшего страну демографического кризиса, запрет на аборты был возобновлен, но в 1955 году его окончательно отменили). В Совет­ ском Союзе легализация абортов была лишь одним из пунктов программы по ниспровержению традиционных цен­ ностей и атеизации населения. В стра­ нах Запада, где влияние традиционных ценностей сохранялось несколько дольше, легализация абортов стала воз­ можной лишь в результате сексуальной революции 1960-х. С этого времени по начало 1990-х годов аборт был легали­ зован в большинстве западных стран, в том числе Великобритании (1967), Финляндии (1970), Дании (1973), США (1973), Австрии (1974), Франции (1975), Швеции (1975), Италии (1978), Норве­ гии (1979), Нидерландах (1981), Греции (1986), Чехословакии (1987), Болгарии (1990), Румынии (1990), Албании (1991), Бельгии (1991), Германии (1993), Венг­ рии (1993). Сегодня аборт официально запрещен только в тех странах, где еще сильно влияние Католической Церкви, а именно в Ирландии, Польше, Испании, Португалии и на Мальте. Но надолго ли сохранится этот запрет? Отметим, что Польша представляет собой уникальный пример страны, где под влиянием Цер­ кви законодательство об абортах было ужесточено (произошло это в 1993 году); в остальных перечисленных странах оно изменялось исключительно в сторону либерализации. Одним из «достижений» сексуальной революции стало изменение традици­ онно негативного отношения к гомо­ сексуальным половым связям, а также к другим формам сексуального поведения, до недавнего времени входившим в раз­ ряд половых извращений (в частности, бисексуализм, транссексуализм). Это изменение является результатом плано­ мерной и многолетней деятельности борцов за права сексуальных мень­ шинств по изменению общественного мнения в свою пользу и по либерализа­ ции законодательства вобласти сексуаль­ ной этики. В каждой стране события разворачиваются по одному и тому жг сценарию. Сначала борцы за права сек суальных меньшинств призывают к толе­ рантности по отношению к своему обра­ зу жизни, затем добиваются легализации гомосексуализма на законодательном уровне. Далее следует борьба за полное равноправие между гомосексуальными и гетеросексуальными связями и за при­ знание однополого союза равноценным браку со всеми вытекающими отсюда последствиями (включая получение од­ нополыми парами государственных суб­ сидий и льгот, причитающихся лицам, состоящим в браке). Наконец, однопо­ лые пары добиваются права на усынов­ ление и воспитание детей. В разных странах Запада этот процесс происходит с разной скоростью, однако общая тен­ денция в сторону отмены каких бы то не было запретов и ограничения в области сексуального поведения прослеживает­ ся очень четко. Пока не перейдена лишь последняя черта: не дана официальная санкция на совращение малолетних. Но долго ли борцам за сексуальную свобо­ ду придется ждать преодоления этого рубежа? Хотел бы подчеркнуть, что современ­ ное традиционное христианство отнюдь не требует возрождения гонений на пред­ ставителей сексуальных меньшинств и не призывает к их дискриминации. Од­ нако Церковь противостоит попыткам представить греховную тенденцию как норму и выступает против любых видов пропаганды гомосексуализма («Основы социальной концепции», XII, 9). Множе­ ство примеров свидетельствует о том, что в обществе, где пропаганда гомосек­ суализма запрещена, это явление, если и существует, то отнюдь не в массовых масштабах (примером могут послужить исламские страны). И наоборот, там, где ведется система­ тическая пропаганда гомосексуализма, это явление приобретает массовый характер. Сегодня на Западе правила политкорректное™ запрещают любую критику гомосексуализма, тогда как его пропаганда — через средства массо­ вой информации и систему школьного образования — поощряется и приветс­ твуется. Внедрение положительного образа «однополой любви» является одной из идеологических парадигм со­ временной западной цивилизации, а отмена «дискриминационных» законов в отношении сексуальных меньшинств выдвигается в качестве требования ко всем странам, стремящимся вступить в «цивилизованное сообщество». (Продолжение на стр. 8)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz