Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.

--------------------------------- - ----! ЛІНКНОНірЛЯ П^&ОШ&НІІ ГДЦГГ * \ № 9, «нтяк^ь, 2005 5 :V W M № i X - - ___ Л циальную угрозу, кого мы стараемся избегать, к кому у нас есть серьезные претензии или кто имеет нечто против нас самих. Сама наша победа состоит в их поражении и торжестве нашей затаенную обиду, святой подвижник VI века Авва Дорофей рекомендовал своей братии повторять такую молит­ ву: «Помоги, Господи, брату (врагу) моему... И за молитвы его помоги мне». МО ЛОДЫМ СУЩЕСТВУЕТ ЛИ БОГ? ответ скептику ЛКБИТС БОДГОЕ ВДШИ^ И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших." Л у к а 6, 32. 35. Вот заповедь Божия, которую все знают, но о котором слишком часто забывают христиане. Конечно, куда приятнее любить только «друг друга»! Но в Евангелии сказано : «И грешники любящих их любят», а кто из нас любит ненавидящих нас? Любите врагов своих —вот заповедь, которую Господь Иисус исполняет Сам ч предписывает нам поступать так же. Только тогда Он узнает в нас своих учеников. Но как это исполнить? Что такое вообще любовь? И кто суть наши враги? Прежде всего, следует признать, что очень часто мы принимаем за любовь первое внезапно вспыхнувшее чувство симпатии, и даже глубокую привязан­ ность. То есть такое чувство, которое в некотором смысле не подконтрольно нам, но которое нас «охватывает», «ос­ лепляет» или даже «снедает». При этом порой стоит только узнать человека поближе, и эта любовь исчезает или превращается в свою противополож­ ность. И Господь говорит не о такой любви. Вспыхнувшее чувство — это лишь семя, посеянное в нашем сер­ дце, и нам надлежит его старательно возделывать, как садовник заботиться о фруктовом дереве: он обязательно орошает, пока дерево растет, он спили­ вает неплодоносные ветви, чтобы оно в изобилии приносило плоды. Подлинная христианская любовь основана на твердой решимости оста­ ваться верным, взять на себя ответс­ твенность. делать все необходимое для жизни, счастья и спасения тех, кого мы любим . Она опирается на веру и дове­ рие к Богу, нашему Творцу и Спасите­ лю, который проливает благодатный дождь и на добрых, и на злых. Если Господь принимает всех людей, разве и мы не должны поступать так же? Кто же суть наши враги, наши недру­ ги? Да, это те, в ком мы видим потен- точки зрения. То, что для них является дурной вестью, для нас — бальзам на душу. Когда их нет рядом, нам только легче, даже их смерть не вызовет у нас сожаления ... Врагами могут быть и близкие люди, и дальние, у нас есть наши личные вра­ ги и общие, ими могут быть и люди, с которыми мы даже не знакомы лично. (Но чаще всего они суть наши враги только потому, что мы их действитель­ но по-настоящему не знаем). Это мо­ гут быть люди другой национальности, культуры, иных религиозных, полити­ ческих или эстетических убеждений, люди из чуждой нам социальной сре­ ды, или просто те, кто нас раздражает своими словами или поведением. Именно их Господь наш и предписыва­ ет нам любить! И Сам подает пример для подража­ ния. Разве Он не проявлял любовь к нападающим на Него: зилотам, мы­ тарям, сборщикам подати, фарисеям, блудницам, римским солдатам, сама­ ритянам? Первое — это молитва: «благослов­ ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6, 28), как и Сам Он молился на Кресте о тех, кто Его обрекает на смерть? Когда человек начинает молиться о своих врагах, он принимает их в свое сердце, желает им добра во имя Божие и тем самым приближает момент нашего примире­ ния. Чтобы удалить из своего сердца Тогда мы научимся видеть самих себя глазами наших врагов: ибо не только у нас есть враги, но, несомненно, кто-то и нас самих считает своими врагами. Господь говорит также: «благотвори­ те ненавидящим вас» (Лк 6, 28). Нельзя забывать, что наши враги нередко нуж­ даются в нашей помощи, а мы нужда­ емся в их доброте. Разве не самаритя­ нин привел полуживого от ран иудея в гостиницу? Молитва и милость научит нас видеть врагов такими, какими они являются на самом деле, то есть каки­ ми их видит сам Бог. Господь нас зовет отказаться от лю­ бого насилия, будь то в словах, в пос­ тупках или даже во взгляде: «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26, 52). И, наконец, научиться прощать причи­ ненные нам обиды. В молитве Отче наш Господь учит нас прощать первыми, ничего не ожидая взамен: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Только человеческими силами ис­ полнить эту заповедь невозможно, по­ этому в своих немощах мы просим Бога о благодатной помощи свыше, и Запо­ ведавший нам любить врагов наших не оставит нас, как было сказано апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9). Аминь. в ! Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО ШІІГШ от Л у к и , гл. VI, стт. 31-36 Все, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы. 32 Е с л и вы любите тех. кто любит вас. в чем тутваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто их любит х' И если вы помогаете только тем. кто помогает вам. в чем тутваша заслуга? И грешники делают то же. 3J И если выдаете взаймы только тем. откого надеетесь получить обратно, в чем тутваша заслуга? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить долг обратно. j5 А вы поступайте не так! Любите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: вы будете сынами Всевышнего, который д о б р д аж е К п л Л А Л /"’f f*> I _ I Г** ЛI А-ЗЛU/Л Отец. Будьте милосердны, как милосерден ваш (с) Российское Библейское общество. 2003, с изменениями К : : чтений на октябрь 2.10.05 Неделя 15-я по Пятидесятнице Мф 22, 35-46 Величайшая заповель 9.10.05 Неделя 16-я по Пятидесятнице Л к 5, 1-11 Призвание первых учеников 16.10.05 Неделя 17-я по Пятидесятнице Лк 6, 31-36 О любви к врагам 23.10.05 Неделя 18-я по Пятидесятнице Лк 7, 11-16 Воскрешение сына Наинской в а о в ы 30.10.05 Неделя 19-я по Пятидесятнице Л к 8, 5-15 Притча о сеятеле ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ О МИЛОСЕРДИИ ! ! ■ «Помози, Господи, брату моему... И за молитвы его помози мне». В первой части молитвы - любовь к оскорбившему, а во второй - смирение пе­ ред ним. ~ШШ Однажды ночью, - рассказывал авва Евагрий своим ученикам, - я сидел в своей келье и лампада горела около меня, а я размышлял об одном из пророков. В середине ночи все будто бы исчезло и я как бы погрузился в сон. Я увидел себя висящим в воздухе под облаками, так что взгляд мой ох­ ватывал все мироздание. Тот, на ком я висел, сказал: «Видишь все это?». Ибо на самом деле это он вознес меня до облаков, так что весь мир поместился в моем взгляде. Я ответил ему: «да». Он сказал мне: «Я дам тебе заповедь. Если ты осуществишь ее, то будешь владеть всем, что ты видел». Потом он сказал мне: «Иди, будь милосерден и кроток, погрузи мысль свою прямо в Бога и бу­ дешь владеть всем этим!» Как только он кончил говорить, я вновь увидел себя держащим книгу, фитиль горел, и я не знал, каким образом я был вознесен до облаков. «Был ли я в теле, не знаю, Бог знает, и не знаю, был ли я в духе». Поллолий кленопольский. «Лавсаик» Что касается меня, я отвечу на этот вопрос утвердительно, хотя у меня и нет никаких вещественных доказательств. Я просто верю в Него. Мне кажется, что, прежде всего, это —вопрос доверия. Точно также я верю своим родителям. Их, конечно, можно увидеть, а Бога —нет. А ты, напри­ мер, уверен, что родители тебя любят? И, конечно же, ты ответишь «Да!». А откуда тебе это известно? И тому есть множество знаков: например, они никогда не забы­ вают поздравить тебя с днем рождения, каждый день тебе говорят «Доброе утро», они тебя жалеют, когда бывает трудно... Тот, кто поверил в Бога, тоже видит зна­ мения Его любви: великолепный пейзаж, момент великой радости или напряженной молитвы, любимые стихи из Евангелия. Наконец, вокруг меня есть люди, которые живут своей верой в Него... Из истории философии я знаю, что воп­ рос о существовании Бога обсуждается уже два столетия: «Если бы Бога не было, его следовало бы изобрести» (Вольтер). Но до сих пор, к счастью, в современном мире есть множество людей, которые верят, что мир возник не сам по себе и что Бог ни на минуту не оставляет свое творение.... В современном обществе можно выде­ лить четыре категории людей. Те, кто в стремительно развивающемся мире убеж­ ден и свидетельствует самой своей жизнью: да, Бог существует, жив Господь. В России и в Европе большинство из них —христи­ ане, но есть также мусульмане и иудеи... Некоторые —их не так много —совершен­ но уверены, что Бога нет. Их называют «атеистами» или без-Божниками. И есть, наконец, «агностики». Это те, кто не могут ответить на этот вопрос. Они сомневаются. Одни из них напряженно и даже с тревогой ищут ответ, а другие — безразличны. Им все равно. Они даже не задают себе этот вопрос, потому что заняты «вещами по­ важнее»: работа, хобби, потребление. Это безразличие представляет собой ре­ альную опасность для всех: и верующих, и атеистов, и агностиков. На самом деле, даже если ты считаешь себя верующим, ты непрестанно должен искать. Есть такие вопросы, ответы на которые приходится искать всю свою жизнь... Но есть, конечно, и ответы, которые помогают не останавли­ ваться в своих исканиях. ШІ Игорь ВОЛКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz