Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.
--------------------------------- - ----! ЛІНКНОНірЛЯ П^&ОШ&НІІ ГДЦГГ * \ № 9, «нтяк^ь, 2005 5 :V W M № i X - - ___ Л циальную угрозу, кого мы стараемся избегать, к кому у нас есть серьезные претензии или кто имеет нечто против нас самих. Сама наша победа состоит в их поражении и торжестве нашей затаенную обиду, святой подвижник VI века Авва Дорофей рекомендовал своей братии повторять такую молит ву: «Помоги, Господи, брату (врагу) моему... И за молитвы его помоги мне». МО ЛОДЫМ СУЩЕСТВУЕТ ЛИ БОГ? ответ скептику ЛКБИТС БОДГОЕ ВДШИ^ И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших." Л у к а 6, 32. 35. Вот заповедь Божия, которую все знают, но о котором слишком часто забывают христиане. Конечно, куда приятнее любить только «друг друга»! Но в Евангелии сказано : «И грешники любящих их любят», а кто из нас любит ненавидящих нас? Любите врагов своих —вот заповедь, которую Господь Иисус исполняет Сам ч предписывает нам поступать так же. Только тогда Он узнает в нас своих учеников. Но как это исполнить? Что такое вообще любовь? И кто суть наши враги? Прежде всего, следует признать, что очень часто мы принимаем за любовь первое внезапно вспыхнувшее чувство симпатии, и даже глубокую привязан ность. То есть такое чувство, которое в некотором смысле не подконтрольно нам, но которое нас «охватывает», «ос лепляет» или даже «снедает». При этом порой стоит только узнать человека поближе, и эта любовь исчезает или превращается в свою противополож ность. И Господь говорит не о такой любви. Вспыхнувшее чувство — это лишь семя, посеянное в нашем сер дце, и нам надлежит его старательно возделывать, как садовник заботиться о фруктовом дереве: он обязательно орошает, пока дерево растет, он спили вает неплодоносные ветви, чтобы оно в изобилии приносило плоды. Подлинная христианская любовь основана на твердой решимости оста ваться верным, взять на себя ответс твенность. делать все необходимое для жизни, счастья и спасения тех, кого мы любим . Она опирается на веру и дове рие к Богу, нашему Творцу и Спасите лю, который проливает благодатный дождь и на добрых, и на злых. Если Господь принимает всех людей, разве и мы не должны поступать так же? Кто же суть наши враги, наши недру ги? Да, это те, в ком мы видим потен- точки зрения. То, что для них является дурной вестью, для нас — бальзам на душу. Когда их нет рядом, нам только легче, даже их смерть не вызовет у нас сожаления ... Врагами могут быть и близкие люди, и дальние, у нас есть наши личные вра ги и общие, ими могут быть и люди, с которыми мы даже не знакомы лично. (Но чаще всего они суть наши враги только потому, что мы их действитель но по-настоящему не знаем). Это мо гут быть люди другой национальности, культуры, иных религиозных, полити ческих или эстетических убеждений, люди из чуждой нам социальной сре ды, или просто те, кто нас раздражает своими словами или поведением. Именно их Господь наш и предписыва ет нам любить! И Сам подает пример для подража ния. Разве Он не проявлял любовь к нападающим на Него: зилотам, мы тарям, сборщикам подати, фарисеям, блудницам, римским солдатам, сама ритянам? Первое — это молитва: «благослов ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6, 28), как и Сам Он молился на Кресте о тех, кто Его обрекает на смерть? Когда человек начинает молиться о своих врагах, он принимает их в свое сердце, желает им добра во имя Божие и тем самым приближает момент нашего примире ния. Чтобы удалить из своего сердца Тогда мы научимся видеть самих себя глазами наших врагов: ибо не только у нас есть враги, но, несомненно, кто-то и нас самих считает своими врагами. Господь говорит также: «благотвори те ненавидящим вас» (Лк 6, 28). Нельзя забывать, что наши враги нередко нуж даются в нашей помощи, а мы нужда емся в их доброте. Разве не самаритя нин привел полуживого от ран иудея в гостиницу? Молитва и милость научит нас видеть врагов такими, какими они являются на самом деле, то есть каки ми их видит сам Бог. Господь нас зовет отказаться от лю бого насилия, будь то в словах, в пос тупках или даже во взгляде: «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26, 52). И, наконец, научиться прощать причи ненные нам обиды. В молитве Отче наш Господь учит нас прощать первыми, ничего не ожидая взамен: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Только человеческими силами ис полнить эту заповедь невозможно, по этому в своих немощах мы просим Бога о благодатной помощи свыше, и Запо ведавший нам любить врагов наших не оставит нас, как было сказано апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9). Аминь. в ! Иерей Дмитрий СИЗОНЕНКО ШІІГШ от Л у к и , гл. VI, стт. 31-36 Все, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы. 32 Е с л и вы любите тех. кто любит вас. в чем тутваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто их любит х' И если вы помогаете только тем. кто помогает вам. в чем тутваша заслуга? И грешники делают то же. 3J И если выдаете взаймы только тем. откого надеетесь получить обратно, в чем тутваша заслуга? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить долг обратно. j5 А вы поступайте не так! Любите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: вы будете сынами Всевышнего, который д о б р д аж е К п л Л А Л /"’f f*> I _ I Г** ЛI А-ЗЛU/Л Отец. Будьте милосердны, как милосерден ваш (с) Российское Библейское общество. 2003, с изменениями К : : чтений на октябрь 2.10.05 Неделя 15-я по Пятидесятнице Мф 22, 35-46 Величайшая заповель 9.10.05 Неделя 16-я по Пятидесятнице Л к 5, 1-11 Призвание первых учеников 16.10.05 Неделя 17-я по Пятидесятнице Лк 6, 31-36 О любви к врагам 23.10.05 Неделя 18-я по Пятидесятнице Лк 7, 11-16 Воскрешение сына Наинской в а о в ы 30.10.05 Неделя 19-я по Пятидесятнице Л к 8, 5-15 Притча о сеятеле ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ О МИЛОСЕРДИИ ! ! ■ «Помози, Господи, брату моему... И за молитвы его помози мне». В первой части молитвы - любовь к оскорбившему, а во второй - смирение пе ред ним. ~ШШ Однажды ночью, - рассказывал авва Евагрий своим ученикам, - я сидел в своей келье и лампада горела около меня, а я размышлял об одном из пророков. В середине ночи все будто бы исчезло и я как бы погрузился в сон. Я увидел себя висящим в воздухе под облаками, так что взгляд мой ох ватывал все мироздание. Тот, на ком я висел, сказал: «Видишь все это?». Ибо на самом деле это он вознес меня до облаков, так что весь мир поместился в моем взгляде. Я ответил ему: «да». Он сказал мне: «Я дам тебе заповедь. Если ты осуществишь ее, то будешь владеть всем, что ты видел». Потом он сказал мне: «Иди, будь милосерден и кроток, погрузи мысль свою прямо в Бога и бу дешь владеть всем этим!» Как только он кончил говорить, я вновь увидел себя держащим книгу, фитиль горел, и я не знал, каким образом я был вознесен до облаков. «Был ли я в теле, не знаю, Бог знает, и не знаю, был ли я в духе». Поллолий кленопольский. «Лавсаик» Что касается меня, я отвечу на этот вопрос утвердительно, хотя у меня и нет никаких вещественных доказательств. Я просто верю в Него. Мне кажется, что, прежде всего, это —вопрос доверия. Точно также я верю своим родителям. Их, конечно, можно увидеть, а Бога —нет. А ты, напри мер, уверен, что родители тебя любят? И, конечно же, ты ответишь «Да!». А откуда тебе это известно? И тому есть множество знаков: например, они никогда не забы вают поздравить тебя с днем рождения, каждый день тебе говорят «Доброе утро», они тебя жалеют, когда бывает трудно... Тот, кто поверил в Бога, тоже видит зна мения Его любви: великолепный пейзаж, момент великой радости или напряженной молитвы, любимые стихи из Евангелия. Наконец, вокруг меня есть люди, которые живут своей верой в Него... Из истории философии я знаю, что воп рос о существовании Бога обсуждается уже два столетия: «Если бы Бога не было, его следовало бы изобрести» (Вольтер). Но до сих пор, к счастью, в современном мире есть множество людей, которые верят, что мир возник не сам по себе и что Бог ни на минуту не оставляет свое творение.... В современном обществе можно выде лить четыре категории людей. Те, кто в стремительно развивающемся мире убеж ден и свидетельствует самой своей жизнью: да, Бог существует, жив Господь. В России и в Европе большинство из них —христи ане, но есть также мусульмане и иудеи... Некоторые —их не так много —совершен но уверены, что Бога нет. Их называют «атеистами» или без-Божниками. И есть, наконец, «агностики». Это те, кто не могут ответить на этот вопрос. Они сомневаются. Одни из них напряженно и даже с тревогой ищут ответ, а другие — безразличны. Им все равно. Они даже не задают себе этот вопрос, потому что заняты «вещами по важнее»: работа, хобби, потребление. Это безразличие представляет собой ре альную опасность для всех: и верующих, и атеистов, и агностиков. На самом деле, даже если ты считаешь себя верующим, ты непрестанно должен искать. Есть такие вопросы, ответы на которые приходится искать всю свою жизнь... Но есть, конечно, и ответы, которые помогают не останавли ваться в своих исканиях. ШІ Игорь ВОЛКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz