Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.
№ 9, cfHTHKfb, 2005 , ' _.-■' Ш , * ЯмШ І<Н ІШК4Я П^ВОІ44ИН4Я Г43*Т4 14/27 с е н т я б р я - В о з д в и ж е н и е ч е с т н о г о и ж и в о т в о р я щ е г о К р е с т а Г о с п о д н я Римские императоры—язычники стара лись уничтожить в людях воспоминания о священных местах, где пострадал и вос крес Господь наш Иисус Христос. Импе ратор Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на ис кусственном холме поставить капище язы ческой богини Венеры и статую Юпитера. Там стали собираться язычники и прино сить жертвы идолам. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианс кие святыни — Гроб Господень и Живот ворящий Крест - были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при имп. Константине Содействием Божиим ему удалось одер жать в трех войнах победу над врагами, о чем ему было дано видеть Божие знамение на небе Крест с надписью С и м п о б е д и ш и . ЮСЖІШЙ ЖМЦШ Горячо желая отыскать Крест, на кото ром был распят Господь, св. Константин направил в Иерусалим свою мать —цари цу Елену —с письмом к Иерусалимскому Патриарху Макарию. Хотя царица была уже в преклонных го дах, она с радостью взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идоль ские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. В поисках Животворящего Креста она расспраши вала христиан и иудеев, но все поиски ос тавались безуспешными. Наконец, один старый еврей по имени Иуда сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Вене ры. Капище разрушили и, совершив мо литву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четы ре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Что бы узнать, на котором из трех был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочеред но возложил кресты на покойника. Мер твец ожил, когда на него был возложен Крест Господень. Христиане, в бесчислен ном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Ма кария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, с благоговени ем созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Чес тному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело боль ная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и при няли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царство вание Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа (его память празднуется 28 октября). В Константинополь святая Елена при везла с собой частицу Животворящего Древа и гвозди. Св. Константин повелел 1/14 октября Покров Пресвятой Богородицы «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» Чудное явление Матери Божи- ей произошло в середине X века в Константинополе, во Влахернской церкви. Город был осажден сарацинами, и все жители города молили Бога о помощи. В воскресный день, 1 ок тября, во время всенощного бде ния, когда храм был переполнен молящимися, св. Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озарен ную небесным сиянием и окруженную Ангелами и сонмом святых. Прекло нив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и дол гое время пребывала в молитве, по том, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую. Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над людьми в храме, защищая их от врагов видимых и не видимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Св. Андрей с трепетом созерцал дивное ви дение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаж. Епифания: «Ви дишь ли, брат, Царицу и Госпожу, моля щуюся о всем мире?» Епифаний отве тил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». В память об этом событии в Церк ви был установлен праздник Покрова, известный на Руси с XII в. Ему посвя щен всемирно известный по своей ар хитектурной красоте храм Покрова на Нерли. Царем Иоанном Грозным на '‘У'Т воздвигнуть в Иерусалиме величествен ный храм Воскресения Христова, вклю чавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздно вать Воздвижение Честного и Животворя щего Креста. 25/8 о к т я б р я - П р е с т а в л е н и е п р п . С е р г и я Р а д о н е ж с к о г о (1392) Этот святой прожил удивительную жизнь. Свт. Алексий, митрополит Московский, прибегал к его советам и желал видеть сво им преемником. Он положил основание славной в истории России Троице-Серги- евой Лавры. Вел. кн. Димитрий Донской не раз посещал его и с благословения пре подобного одержал победу на Куликовом поле. За свою богоугодную жизнь прп. Сергий сподобился видеть Пресвятую Бо городицу с двумя апостолами —Петром и Иоанном. Это один из самых почитаемых русских святых, Церковь восхваляет его как «на земле ангела и на небесах человека Божия», «преподобных сожителя», «пост ников похвалу», «доброго пастыря и учи теля». Достигнув глубокой старости, прп. Красной площади был построен Пок ровский собор, известный всем как храм Василия Блаженного. Не раз проявлялось заступничество Богородицы и на русской земле. Так, например, в сражении 1853 г. русских было в четыре раза меньше, чем ту рок. Неожиданно этот неравный бой был выигран русскими. По свидетель ству пленных, в разгар сражения турки вдруг увидели сходящую с неба свет лую Жену в сопровождении двух во инов. Она держала знамя. Вокруг Нее был нестерпимый свет, подобный сол нечному сиянию. Это явление навело ужас на неприятеля, и турки обрати лись в бегство. В праздник Покрова Пресвятой Бо городицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». Сергий в безмолвном уединении преста вился к Богу в 1392 году. 26/9 о к т я б р я - П р е с т а в л е н и е с в я т о г о а п о с т о л а и е в а н г е л и с т а И о а н н а Б о г о с л о в а Апостол Иоанн особо почитаем за свою жертвенную любовь и чистоту. Он не рас ставался с Христом и был одним из трех наиболее близких учеников. Он был рядом с Ним и на Тайной Вечери, и в Гефсиманс- ком саду, и на Крестном пути. У подножия Креста он рыдал вместе с Божией Мате рью и услышал обращенные к Ней с высо ты слова Распятого: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любя щий сын, заботился о Пресвятой Деве Ма рии. После ее Успения апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился про поведовать в Ефес и другие Малоазийские города, взяв с собой своего ученика Про хора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и на ставника, и пошел в Ефес один. На че тырнадцатый день пути он стоял на бере гу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохра нял живым четырнадцать днёй в морской стихии. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно пропо ведовал язычникам о Христе. Его пропо ведь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверо вавших увеличивалось с каждым днем. Ь это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна от вели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего из бранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Долгие годы он провел в ссылке на острове Патмос, здесь он про поведовал Евангелие и совершал чудеса, здесь он был удостоен созерцания тайны конца мира и судьбы Церкви. После дли тельной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где написал Евангелие. Его называют апостолом люб ви, потому что всю жизнь он неустанно учил, что без любви человек не может при близиться к Богу. Уже в глубокой старо сти, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн по шел искать его в пустыню. Увидев святого старца, юноша пытался скрыться, но апос тол догнал его и умолял покаяться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот не губил своей души. Потрясенный теплотой любви святого старца, юноша искренне покаялся и изменил свою жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в воз расте ста с лишним лет. Он намного пере жил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия ко Гос поду, апостол удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел при готовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого настав ника, но, не решаясь ослушаться, испол нили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола при шли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» —вестника устрашающего в своей очисти тельной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, ог ненный, жертвенный характер христиан ской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел —символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Ио анна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христо вых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz