Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.

№ 9, cfHTHKfb, 2005 , ' _.-■' Ш , * ЯмШ І<Н ІШК4Я П^ВОІ44ИН4Я Г43*Т4 14/27 с е н т я б р я - В о з д в и ж е н и е ч е с т н о г о и ж и в о т в о р я щ е г о К р е с т а Г о с п о д н я Римские императоры—язычники стара­ лись уничтожить в людях воспоминания о священных местах, где пострадал и вос­ крес Господь наш Иисус Христос. Импе­ ратор Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на ис­ кусственном холме поставить капище язы­ ческой богини Венеры и статую Юпитера. Там стали собираться язычники и прино­ сить жертвы идолам. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианс­ кие святыни — Гроб Господень и Живот­ ворящий Крест - были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при имп. Константине Содействием Божиим ему удалось одер­ жать в трех войнах победу над врагами, о чем ему было дано видеть Божие знамение на небе Крест с надписью С и м п о б е д и ш и . ЮСЖІШЙ ЖМЦШ Горячо желая отыскать Крест, на кото­ ром был распят Господь, св. Константин направил в Иерусалим свою мать —цари­ цу Елену —с письмом к Иерусалимскому Патриарху Макарию. Хотя царица была уже в преклонных го­ дах, она с радостью взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идоль­ ские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. В поисках Животворящего Креста она расспраши­ вала христиан и иудеев, но все поиски ос­ тавались безуспешными. Наконец, один старый еврей по имени Иуда сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Вене­ ры. Капище разрушили и, совершив мо­ литву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четы­ ре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Что­ бы узнать, на котором из трех был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочеред­ но возложил кресты на покойника. Мер­ твец ожил, когда на него был возложен Крест Господень. Христиане, в бесчислен­ ном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Ма­ кария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, с благоговени­ ем созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Чес­ тному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело боль­ ная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и при­ няли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царство­ вание Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа (его память празднуется 28 октября). В Константинополь святая Елена при­ везла с собой частицу Животворящего Древа и гвозди. Св. Константин повелел 1/14 октября Покров Пресвятой Богородицы «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» Чудное явление Матери Божи- ей произошло в середине X века в Константинополе, во Влахернской церкви. Город был осажден сарацинами, и все жители города молили Бога о помощи. В воскресный день, 1 ок­ тября, во время всенощного бде­ ния, когда храм был переполнен молящимися, св. Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озарен­ ную небесным сиянием и окруженную Ангелами и сонмом святых. Прекло­ нив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и дол­ гое время пребывала в молитве, по­ том, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую. Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над людьми в храме, защищая их от врагов видимых и не­ видимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Св. Андрей с трепетом созерцал дивное ви­ дение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаж. Епифания: «Ви­ дишь ли, брат, Царицу и Госпожу, моля­ щуюся о всем мире?» Епифаний отве­ тил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». В память об этом событии в Церк­ ви был установлен праздник Покрова, известный на Руси с XII в. Ему посвя­ щен всемирно известный по своей ар­ хитектурной красоте храм Покрова на Нерли. Царем Иоанном Грозным на '‘У'Т воздвигнуть в Иерусалиме величествен­ ный храм Воскресения Христова, вклю­ чавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздно­ вать Воздвижение Честного и Животворя­ щего Креста. 25/8 о к т я б р я - П р е с т а в л е н и е п р п . С е р г и я Р а д о н е ж с к о г о (1392) Этот святой прожил удивительную жизнь. Свт. Алексий, митрополит Московский, прибегал к его советам и желал видеть сво­ им преемником. Он положил основание славной в истории России Троице-Серги- евой Лавры. Вел. кн. Димитрий Донской не раз посещал его и с благословения пре­ подобного одержал победу на Куликовом поле. За свою богоугодную жизнь прп. Сергий сподобился видеть Пресвятую Бо­ городицу с двумя апостолами —Петром и Иоанном. Это один из самых почитаемых русских святых, Церковь восхваляет его как «на земле ангела и на небесах человека Божия», «преподобных сожителя», «пост­ ников похвалу», «доброго пастыря и учи­ теля». Достигнув глубокой старости, прп. Красной площади был построен Пок­ ровский собор, известный всем как храм Василия Блаженного. Не раз проявлялось заступничество Богородицы и на русской земле. Так, например, в сражении 1853 г. русских было в четыре раза меньше, чем ту­ рок. Неожиданно этот неравный бой был выигран русскими. По свидетель­ ству пленных, в разгар сражения турки вдруг увидели сходящую с неба свет­ лую Жену в сопровождении двух во­ инов. Она держала знамя. Вокруг Нее был нестерпимый свет, подобный сол­ нечному сиянию. Это явление навело ужас на неприятеля, и турки обрати­ лись в бегство. В праздник Покрова Пресвятой Бо­ городицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». Сергий в безмолвном уединении преста­ вился к Богу в 1392 году. 26/9 о к т я б р я - П р е с т а в л е н и е с в я т о г о а п о с т о л а и е в а н г е л и с т а И о а н н а Б о г о с л о в а Апостол Иоанн особо почитаем за свою жертвенную любовь и чистоту. Он не рас­ ставался с Христом и был одним из трех наиболее близких учеников. Он был рядом с Ним и на Тайной Вечери, и в Гефсиманс- ком саду, и на Крестном пути. У подножия Креста он рыдал вместе с Божией Мате­ рью и услышал обращенные к Ней с высо­ ты слова Распятого: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любя­ щий сын, заботился о Пресвятой Деве Ма­ рии. После ее Успения апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился про­ поведовать в Ефес и другие Малоазийские города, взяв с собой своего ученика Про­ хора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и на­ ставника, и пошел в Ефес один. На че­ тырнадцатый день пути он стоял на бере­ гу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохра­ нял живым четырнадцать днёй в морской стихии. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно пропо­ ведовал язычникам о Христе. Его пропо­ ведь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверо вавших увеличивалось с каждым днем. Ь это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна от­ вели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего из­ бранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Долгие годы он провел в ссылке на острове Патмос, здесь он про­ поведовал Евангелие и совершал чудеса, здесь он был удостоен созерцания тайны конца мира и судьбы Церкви. После дли­ тельной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где написал Евангелие. Его называют апостолом люб­ ви, потому что всю жизнь он неустанно учил, что без любви человек не может при­ близиться к Богу. Уже в глубокой старо­ сти, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн по­ шел искать его в пустыню. Увидев святого старца, юноша пытался скрыться, но апос­ тол догнал его и умолял покаяться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот не губил своей души. Потрясенный теплотой любви святого старца, юноша искренне покаялся и изменил свою жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в воз­ расте ста с лишним лет. Он намного пере­ жил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия ко Гос­ поду, апостол удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел при­ готовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого настав­ ника, но, не решаясь ослушаться, испол­ нили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола при­ шли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» —вестника устрашающего в своей очисти­ тельной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, ог­ ненный, жертвенный характер христиан­ ской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел —символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Ио­ анна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христо­ вых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz