Миссионерская православная газета. 2005 г. № 9. Сентябрь.
I - . /Ии«ион£рк4я П ^ еошвнля Г 4 з т № 9, «нтяь^ь, 2005 3 Из д^овны^ по5чсннн (ТД(1ЦЛ ІІ Ді Rf ОС и ІЛ OllTHHCKOI’O Без внушения страха Божия чем детей ни занимай - не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравс твенности и благоустроенной жизни. Укрепляйте себя верой и надеждой на милосердие Божие. * * * Видеть себя хуже других —служит на чалом смирения. * * * Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания. * * * Нужно жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. * * * Благое говорить —серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото. * * * Не люби слушать о недостатках дру гих, и у тебя будет меньше своих. * * * Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. * * * Нужно иметь внимание к своей внут ренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь. * * * Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-либо добро вра гам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уни чижения. * * * К службе церковной непременно дол жен ходить, а то болен будешь. Гос подь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь. * * * В церкви не должно говорить. Эго злая привычка. * * * Читайте «Отче наш», но не лгите: «ос- тави нам долги наша, якожс и мы ос тавляем...» * * * Во всех делах требуется человеку по мощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, то есть необходима усердная молитва. * * * Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». * * * Молитва с понуждением выше про извольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: нудится бо Царствие Небесное. * * * Надо иметь больше простоты. Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, гам одна пустота. * * * Кто уступает, тот больше приобретает. Когда хвалят, го на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. 10/23 октября в нашей Церкви празднуется память прп. Амвросия Оптинского, а 11/24 октября - Собор Оптинских старцев. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию краткие жизенописания Оптинских старцев и поучения прп. Амвросия Оптинского, а т а кж е мысли митр. Антония С урож ско го о старчестве. ния и утешения. После кончины старца Макария прп. Амвросий стал духовным руководителем обители. Кстати сказать, не возраст делает человека старцем, а да рованная ему волею Божией благодать: в год смерти отца Макария прп. Амвросию было всего 48 лет. Е оголи АР Почти одновременно с появлением на ду ховном горизонте России прп. Серафима Саровского, взошло еще одно немерк нущее светило духовное. То была дото ле почти никому не известная, а с этого времени получившая поистине всеобщую известность обитель — Козельская Вве денская Оптина пустынь, чаще именуемая просто Оптина. По преданию, ее основал еще в XVI в. некий Опта, бывший поначалу атаманом разбойничьей шайки, свирепствовавшей в калужских лесах, но позже раскаявший ся и ставший иноком. Сохранилось очень мало сведений о начале обители. Известно лишь, что ее разграбили польско-литовс- кие захватчики в годы Смуты и что царь Михаил Федорович прислал сюда свои щедрые пожертвования. В дальнейшем Оптину пустынь то закрывали, то откры вали вновь. К началу XIX в. монастырь пришел в упадок: там осталось всего трое глубоких стариков. Первым обратил вни мание на старинный монастырь митропо лит Московский и Калужский Платон. Он перевел сюда несколько иноков из другого подмосковного монастыря, и обитель ста ла возрождаться. В 1826 г. настоятелем был утвержден ие ромонах Моисей, пришедший в Оптину из города Рославля. Его считают первым по времени в плеяде прославленных оптин ских старцев. Он возглавлял монашескую общину 36 лет, до самой своей кончи ны в 1862 г., и немало способствовал ее процветанию и становлению в качестве признанного центра русского старчества. Вынужденный заботиться более всего о повседневных нуждах братии и благоуст- роении монастыря, архимандрит Моисей отнюдь не пренебрегал вопросами духов ного окормления как насельников пусты ни, так и мирян, искавших здесь совета, руководства и утешения. Еще большую часть таких забот приняли на себя по его просьбе два поистине духоносных старца: иеросхимонах Лев и иеросхимонах Ма карий. Старец Лев (до принятия великой схи мы Леонид) принял монашеский постриг в 1797 г., возрасте 29 лет, и был на послу шании у старца Феодора, непосредственного ученика прп. Паисия Величковско- го. Через него старец Лев сделался наследником уче ния великого старца Нила Сорского об идеалах пра ведной жизни. Окончатель но поселившись в Оптиной пустыни, он широко распах нул двери своей кельи для всех, кто желал прибегнуть к его духовному руководи тельству. Он отошел ко Гос поду, приняв перед тем ве ликую схиму, в 1841 г. За семь лет до его кончи ны в скит, где жил старец, пришел инок Макарий. Еще юношей он постригся в мо нахи, позже удостоился и священнического сана. Ие ромонах Макарий стал бли жайшим помощником стар ца, часто по его благослове нию принимая приходящих за духовной помощью и под- Ш ШТІІЛкІІІІКІІ шы Г . й I K f #%• у * ' - Щ . ' ;Vi'Г! ■::; ЙS; '‘ : І 1РЩW л Іу ШкЖ • . \ ;; i, V-» 1 >. jj| ? •' f : '-Л- _ J p W Ж ' a i - tf Ш щ Ш ф ш т т жШшШШі m-WM, %ЩІГ|§Ё| i f jiff jte, W : : v V y - ; ' i j| §1 І Ш ."■ O.-ГсІІГ' #% ІГ .Щ 1 1 1 '< І-tfx .” '5 • .• * -у*" • • : : Собор Оптинских старцев держкой людей. А приходящих с каждым годом становилось все больше, так что порой им приходилось неделями ожидать своей очереди побеседовать со старцем. После кончины своего старшего друга он один нес на себе нелегкое бремя духовного окормления до I860 г., когда Господь при звал к Себе его праведную душу. Преемником старца Макария стал ие ромонах Амвросий, пришедший в Оптину пустынь 27-ми лет от роду, в 1839 г. Прп. Амвросий Оптинскин Свой путь в Оптиной будущий препо добный начал у старца Льва, а после его смерти учился у старца Макария. Он по могал своему наставнику сначала в из дании святоотеческих книг —их издание стало еще одной важнейшей областью деятельности Оптиной пустыни. В скором времени он стал принимать богомольцев, стекавшихся в Оптину. В обители в то вре мя были и другие старцы, но мудрый отец Амвросий превосходил всех глубиной сво ей прозорливости и умением найти самые нужные, от сердца идущие слова ободре- М о д и т в а о п т и н с к и х с т д р ц е в Господи, д а й мне с душевным спокойствием встре ти ть все, что принесет мне наступающий день. Дай мне все цело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие вы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым увеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих ру ководи моими мыслями и чувствами. Во всех непред виденных случаях не дай мне завы ть , что все ниспос лано Товою. Научи меня прялхо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все с о б ы т и я в течение дня. Руко води моею волею и научи меня молиться, верить, наде яться, терпеть, прощать и л ю б и т ь . А м и н ь . Его очень рано постигла тяжелая бо лезнь, практически приковавшая его к постели. Однако болезнь умерила его ха рактер и заставила его глубже войти в се бя. Не даром впоследствии о. Амвросий повторял: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только под лечиваться!» Его душа искала живого, личного обще ния с людьми, он обладал необыкновенно проницательным умом, просветленным постоянною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницатель ность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собесед ника и читал в ней, как в раскрытой кни ге, не нуждаясь в его признаниях. Он при нимал всех —и петербургского сенатора, и пожилую крестьянку, и профессора уни верситета, и столичную модницу. Вся пра вославная Россия знала и почитала стар ца Амвросия. Черты прп. Амвросия лег ко угадываются в образе старца Зосимы —одного из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Пргі. Амвросий не только принимал ежедневно множество людей, ищущих праведного пути. Целые кипы писем ложились ему на стол каждый день, и на каждое старец от вечал, неизменно глубоко вникая в людс кие заботы и тревоги. Прп. Амвросий первым из Оптинских старцев был прославлен в лике святых. Память его совершается в день его от- шествия ко Господу (по новому стилю это 23 октября). * * * После прп. Амвросия не иссякал благо датный источник старчества в Оптиной пустыни. Прп. Варсонофий, дослужив шись в армии до чина полковника, при шел в монастырь послушником, будучи уже 49 лет от роду; прп. Иосиф, два тез ки —прп. Анатолий (Зерцалов) и Анато лий (Потапов), дивный старец Нектарий —все они продолжали являть миру свет осенившей их благодати, который не смогли угасить даже чудовищные гоне ния, начавшиеся почти сразу же после крушения России в 1917 году. Последний из старцев Оп тиной пустыни схиархиман- дрит Севастьян отошел ко Господу уже, можно сказать, в наше время — в 1966 г., 82 лет от роду, донеся ту осо бую, Оптинскую, благодать до ныне живущего поколе ния. Правда, отец Севастьян нес свое служение не в Опти ной пустыни, закрытой и ос кверненной в 1923 г., а в Ка захстане, в городе Караганде, куда он попал после долгих лет ссылки и заключения. В разных уголках страны окон чили дни и отец Анатолий (Зерцалов), и отец Нектарий, и их собрат иеромонах Никон (Беляев). Но их мудрое слово и подвижническая жизнь се яли семена духовности, кото рым было суждено принести щедрые плоды в наши дни. -ШШИеромонах Тарасий (ПЕРОВ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz