Миссионерская православная газета. 2005 г. № 6. Июнь.

Зачем нам это нуЖно? Необходимое предуведомление «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф 7,15-16) Когда с 1989 г. началось высвобожде­ ние общества из-под глыбы государс­ твенного атеизма, широкие массы на­ рода обратились к миру духовного. И здесь обратившихся к небу людей под­ жидала опасность. Даже православные временами забывают, что брань свою Господь и Спаситель наш ведёт против духов злобы поднебесной (Еф 6, 12). Что же говорить о людях^ не имевших духовного опыта? Они стали, в силу самых разных причин, лёгкой добычей разного рода «нетрадиционных куль­ тов», «научно обоснованных религий», «групп восточной эзотерики», «цент­ ров медитации» и даже «церквей» (в том числе «святых последних дней» и «пос­ леднего завета»), А попросту —сект. Здесь необходимо определить пред­ мет нашего разговора. С православной точки зрения, под сектантской понима­ ется «любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в проти­ востоянии ей» (диакон Андрей Кура­ ев). Вспомним, что само слово «секта» происходит либо от латинского «secare» (отсекать часть от целого), либо от «sequi» (следовать за лидером). Но нас интересуют те секты, которые в науке получили определение «тоталитарные». В самом общем виде их можно опре­ делить так: «Тоталитарная секта —это пользующаяся манипулятивными при­ ёмами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и фи­ зический вред. Она в значительной сте­ пени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояль­ ного, послушного, раболепного и подо­ бострастного члена». Почти десять лет новоявленные «ду­ ховные пастыри» практически беспре­ пятственно творили своё дело. Голос Церкви, не только предупреждавшей об опасности безграничной религиоз­ ной свободы, но и о том вреде, который приносят эти культы жизни, здоровью, душам своих адептов, был услышан государственными властями слишком поздно. Слишком мало оказалось пра­ вославных во власти и слишком мно­ го — лиц, кичащихся широтой своих взглядов. Собственно, проводилась политика защиты населения России от Православия, но не от сект. На подкуп и «агентов влияния» всё списать невозможно. Сыграла свою роль и элементарная религиозная без­ грамотность (чего, например, стоит приглашение М. С. Горбачевым с визи­ том в Кремль в 1990 г. Сан Мён Муна, который без ложной скромности име­ нует себя «императором Вселенной», и присутствие Президента СССР на це­ ремонии посвящения этим корейским гуру самому себе... Успенского собора. Но —за два года до этого Горбачев не позволил открыть в Радонеже памятник преподобному Сергию, пояснив своё решение тем, что это не соответствует духу перестройки). Да, сект так много, что разобраться в них мудрено и специалисту. Да, осо­ бенности вероучения их темны, запута­ ны и зачастую многослойны (как очень любят выражаться сами сектанты, «эзо- теричны»: один уровень информации предназначен вовлекаемому в секту, второй — «действующему» сектанту, третий —руководству). Но мы живём в обществе поголовной грамотности. И надо чётко знать хотя бы основные особенности тех сект, которые действу­ ют в нашем крае. Для чего? Да для то­ го, чтобы суметь чётко и определённо объяснить незнающему: «Осторожно, секта!» И, аргументированно рассказав о ней, возможно, спасти его от очень серьёзных бед. Выбирать будет сам че­ ловек. Но он должен знать, что же он выбирает. Рекламируемую «безгранич­ ную свободу» или договор о рабстве «на миллиард лет» (это —не шутка, это — сайентология)? «Личные достиже­ ния по самопреодолению («самотран- сцендированию») или прямую дорогу к депрессии и самоубийству (а вот это уже —культ Шри Чинмоя)? «Изучение Библии» или полнейшее, тотальное подчинение своему наставнику во всех, даже самых интимных, мелочах, как это практикует «церковь Христа»? Дианетика как вербовочный пункт сайентологической церкви Данная структура, «Центр дианети­ ки», отличается какой-то особой на­ стырностью. Года два мне приходилось регулярно выгребать из своего почто­ вого ящика то унылые серо-красные, то яркие лимонно-жёлтые листочки, рассылаемые этим самым центром, и приглашавшие на некий «Оксфордский тест» для проверки моих способностей. Затем были милые улыбающиеся де­ вчушки старшего школьного возраста, предлагавшие подписать «что-то про­ тив наркотиков» (речь шла о програм­ ме «Нарконон», любимом детище «цер­ кви сайентологии» по выманиванию средств у населения). Кто-то из мур­ манчан, судя по листкам, ведь и под­ писывал... Сейчас от «стационарных» методов заманивания сайентологи пе­ решли к «мобильным» —к вам на улице подходит юноша с рюкзачком и, улыба­ ясь (улыбка обязательна, этому обуча­ ют), протягивает вам всё те же пригла­ шения. Лекция — бесплатно! Правда, лишь первая лекция... Итак, «Оксфордский тест». В самом его названии — уже обман, спекуля­ ция на авторитете всемирно известного университета. Никакого отношения к Оксфорду ни его автор, бывший моряк торгового флота, ни сам тест не име­ ют. Никакого отношения он не имеет и к психологии, тем более, социаль­ ной (психология общения —это её со­ ставная часть). В тесте 200 вопросов, причём временами довольно личных. Тест —не анонимен! То есть вам пред­ лагают выложить первым встречным о себе всю подноготную, с указанием места жительства, паспортных данных и пр. Я намеренно не привожу вопросы теста, поскольку не было ещё такого че­ ловека, который бы этот тест прошёл. В смысле, ему бы сказали: «Молодец, всё в порядке у тебя с общением! Иди, живи й радуйся! Общайся!» Наоборот —вам обязательно скажут, что у вас большие проблемы с общением и предложат по­ мощь. Но не квалифицированного пси­ холога, а на так называемом «хаббардист- ском курсе общения», который проводит сам «центр дианетики». Да, если вы ду­ маете, что там его проводят психологи, то вы сильно заблуждаетесь. Професси­ ональных психологов в «дианетике» не любят, они сильно мешают бизнесу. За курс уже надо платить, и не одну сотню рублей (впрочем, это лишь начало). Надеюсь, смысл «теста» стал понят­ ней? Это - всего лишь сочетание акта вербовки со сбором информации о по­ тенциальном клиенте («преклире» на особом сайентологическом жаргоне), сектанте «клире» или штатном сотруд­ нике—«одиторе». Или речь может идти о потенциальном враге сайентологии,так называемой «подавляющей личности» (ПИП И Л И пин —«потенциальный ис­ точник проблем или неприятностей»). Дело в том, что основатель сайентоло­ гии, Рон Хаббард и его последователи признают лишь одно приемлемое отно­ шение к своей «церкви» (она же «наука») — полный восторг. Если его нет —всё, враг. И собранный на «тесте» самодонос (что немаловажно, сайентологи очень любят получать деньги, но очень не любят их тратить) может сыграть боль­ шую роль, например, в шантаже. Когда несколько лет назад прокуратура про­ вела ряд обысков в сайентологических офисах в Москве, даже видавшие виды следователи были удивлены обилию са­ мых разнообразных сведений, которые хранились в тысячах папок, бумажных и электронных. И на всех, кто хоть на миг попадал в поле зрения сайентологов. Когда клиент заплатил деньги и приступил к занятиям, чему его там учат? О, многому! Кричать на пепельницу: «Встать! Слышишь меня —встать! Вста­ вайте! Ясно. Спасибо. Теперь сесть!» Считается, что если ты можешь заста­ вить садиться пепельницу, то любого человека подчинить —раз плюнуть. В дианетике общение —это манипуляция другими в своих интересах, так что и упражнения носят специфический ха­ рактер. Учат подолгу смотреть не мигая в глаза тренеру«одитору». Кстати, это очень мощная форма гипнотизирова­ ния, она надёжно ведёт к повышению внушаемости и изменению представле­ ния о реальности. Как и «быколовка» — то же самое, но при этом тренируемого ещё и стараются вывести из себя —драз­ нят, оскорбляют, говорят пошлости и т. д. И вот курс закончился, но деньги у клиента ещё есть. Тогда ему доказыва­ ют, что у него уже есть прогресс, но если он заплатит ещё за один курс, то резуль­ таты будут совсем потрясающими. Ме­ тоды, которыми пользуются «одиторы» при «доказательстве», носят в деловом мире название «агрессивная торговля». Проще говоря, на клиента просто «да­ вят». Следующий курс —дороже пре­ дыдущего, далее —ещё дороже, ещё... Всё это официально называется «мос­ том к безграничной свободе», на другом конце которого —уже не человек, а бог, или на жаргоне сайентологов, «действу­ ющий тетан». Вы знаете, сколько стоит стать богом по расценкам «дианетики»? Минимально 350 тысяч долларов, но если есть полмиллиона —не откажутся. Таких денег у подавляющего боль­ шинства просто нет. А чтобы люди от­ давали в буквальном смысле слова пос­ леднее, используется методика ауди­ тинга (или «одитинга»); кстати, одной из черт потенциальных богов является плохое знание русского языка. Ауди­ тинг — это вид психоаналитического сеанса, целью которого объявляется «стирание» неприятных (следователь­ но - опасных) воспоминаний. Про­ водится он, разумеется, «одитором» и записывается. Используется при этом и специальный прибор, вроде прими­ тивного «детектора лжи». Вообще-то данная процедура вызывает у человека состояние, сходное с употреблением наркотиков (в психологии это носит на­ звание «индуцированная, или наведён­ ная эйфория»), И ради того, чтобы это ещё раз испытать, человек идёт на один курс, второй, третий. Работает, с одной стороны, чувство уязвлённой гордос­ ти —сколько денег отдано, почему ре­ зультата нет (у других —есть, об этом «одиторы» все уши прожужжали)? Че­ ловеку трудно признаться самому себ что его просто облапошили. Кроме то­ го, человек обязан писать на себя доно­ сы («оверты»), в которых обязан повес­ твовать о своих успехах, иначе накажут (мощно действует групповое давление, да и неудачников в секте не любят). С другой стороны, включается психосо­ матика —если человек верит, что это происходит, ему начинает казаться, что это всё есть в реальности. Недаром православные подвижники учили с не­ доверием относиться ко всякого рода чудесам, испытывать духов. А здесь и пепельницы вскакивают, и от насморка силой мысли излечиваются, и планеты двигаются волей «тетана». Кроме того, дианетика в частности (и сайентология в общем) всегда права. Что-то получи­ лось —благодаря им, не получилось — сам виноват. Картина, в общем, ясная. В деятель ности «центров дианетики» (Мурманс кий —один из многих) особенно чётко проявляется тактика всех без исключе­ ния тоталитарных сект. На «раз-два»: раз! —захват сознания; два! —захват де­ нег. И первое —лишь подготовка глав­ ного, второго этапа. Обычно адепты говорят, что «церковь сайентологии» —это одно, а «дианети­ ка» —это совсем другое. Просто, мол, Хаббард изобрёл её в силу своей «гени­ альности» (о том, что он не сумел дой­ ти даже до третьего курса университета, стараются не вспоминать). Это —про­ стая ложь, и это можно легко прове­ рить. Любая бумажка «дианетики» име­ ет знак авторского права («копирайт») и без разрешения «Центра религиозной технологии», основной сайентологи­ ческой организации, использовать её нельзя. Для «центра дианетики» ЦРТ — «головной институт», и каждое слово Хаббарда устав объявляет «священным писанием». Так что —идёте на курс ди­ анетики, а попадаете в сайентологию, снискавшую себе репутацию «секты- мафии». Об этом надо помнить, при­ нимая от улыбчивых молодых людей листовочку с приглашением на «Окс­ фордский тест». А. И. Тучков', кандидат исторических наук. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Редактор иерей Димитрий Сизоненко. При е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в Мурманском областном книжном издательстве. Тираж 7.000 экз. М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz