Миссионерская православная газета. 2005 г. № 6. Июнь.
Как дерево связано с почвой, так прошлое не разрывно связано с настоящим, а настоящее с бу дущим. Исторический выбор, сделанный Русью, принявшей христианство, повлиял на развитие русской культуры в целом. Конечно, никак нельзя представлять Крещение Руси, как единичное со бытие, для которого можно назвать определен ную дату. Это был сложный и многообразный про цесс, длительный и прерывающийся даже не на десятилетия, а на века. И начался он, во всяком случае, раньше Владимира. Еще до княжения Ки евского князя Владимира начинают устанавли ваться связи с Симеоновской Болгарией и, воз можно, с Моравией. Это было вхождением Киев ской Руси в Кирилло-Мефодиевское наследство. пою б о н /иоеж дондеже есліь... СЕМЯ ЕСТЬ СЛОВ О Мы чтим память Святых Равноапос тольных Кирилла и Мефодия так же,, как чтили их наши предки. Братья Кирилл и Мефодий, уроженцы Солу- ни, жили в IX веке и были весьма об разованными людьми, читали книги на греческом и латинском языках, хо рошо знали славянское наречие, по этому были направлены патриархом Фотием проповедовать Слово Божие среди славянских народов. Кирилл создал славянский алфавит, перевел Евангелие. Позже братья перевели не которые богослужебные книги и ввели среди славянских народов богослуже ние на родном языке. «Семя есть сло во», —сказано в Евангелии. Семя упало на благодатную почву. Благодаря Сла вянским Первоучителям на Руси стала развиваться письменность и книжная культура. Одновременно с появлением бого служений на славянском языке начина ет развиваться и церковное пение. Оно также является плодом трудов Кирилла и Мефодия. А греческо-византийское влияние было уже вторичным, «ибо славяне болгарские, приняв греческую веру раньше русских славян и гово ря почти одинаковым с ними языком, могли с большею пользою отправлять у них Богослужения», —пишет митропо лит Евгений в своем сочинении о цер ковном пении. Празднование Дня Славянской Пись менности и Культуры, которое прихо дится на 24 мая, получило уже посто янную прописку на Кольской земле. По предложению архиепископа Мур манского и Мончегорского Симона не сколько лет назад был проведен первый фестиваль церковных хоров, который состоялся в Свято-Никольском ка федральном соборе. И хотя фестиваль прошел незаметно для общественности г. Мурманска, сами участники и устро ители его поняли, что дело это созида тельное, богоугодное и необходимое. Фестиваль показал также, что искусст во, которым владеют певчие, не должно быть замкнуто в рамках церковной жиз ни, оно должно «пойти в массы». И вот уже к несказанной радости любителей духовной музыки прошел первый кон церт Объединенного церковного хора Мурманской и Мончегорской епархии в Областной филармонии. Совершенно естественно встал воп рос о том, что этот ежегодный фести валь должен проводиться не только в Мурманске, но также и в городах об ласти. Цель его ясна — познакомить слушателей с традиционными литурги ческими пасхальными песнопениями и лучшими образцами славянских народ ных песен. Мы, русские, без перевода понимаем содержание белорусских, ук раинских народных песен. Более того, замечаем между песнями общую содер жательную и интонационную связь. По шутливому выражению регента Объ единенного хора Геннадия Буздугана, «если мы легко переходим с языка на язык и понимаем друг друга, значитжи- вем до Вавилонского столпотворения». Действительно, славяне понимают друг друга без перевода. И напомнить людям о том, что мы братья, что мы все из од ной колыбели, и призван, мне кажется, фестиваль церковных хоров. Участники хора — люди разные и из разных церковных приходов. В ос новном это учителя, музыканты, кон цертмейстеры, которые почувствова ли необходимость применения своих профессиональных знаний в такой об ласти, как церковное пение. Впервые в этом году в составе Объединенного хора были представители из Полярных Зорь. Их всего шесть человек, но для протоиерея Сергия Платунова, насто ятеля храма Святой Троицы, факт этот весьма радостный. Да и участницы хора не скрывали своих самых восторжен ных чувств по поводу того, что событие подобного рода свершилось и шествует по городам Кольской земли. Одним из первых городов, приняв ших эстафету у Мурманска, был Мон чегорск. Владыка Симон назвал кафед ральный собор г. Мончегорска —цен тром, светильником на Мурманской земле. Это вторая кафедра архиепис копа, поэтому именно здесь фестиваль продолжил свою жизнь. Зал Дворца Культуры был полон. Дети и препода ватели музыкальной школы во главе с директором; подростки и школьники Мончегорских средних школ заполни ли зал. Была здесь и заинтересованная, «своя» публика. Основная масса слуша телей —дети —негромко шумела перед началом фестиваля. Но вот в зале погас свет. На сцену вы шли строгие, подтянутые певчие. Уди вительная тишина воцарилась в огром ном зале во время концерта. Этому спо собствовало и умение регента Г. Буздуга на донести до разных по своему уровню и воспитанию слушателей содержание исполняемых духовных песнопений. Его мягкий голос и рассказ о том или другом произведении, завораживал не спокойных подростков, они сидели за думчивые, притихшие, словно попали в другое измерение, в другой мир, где нельзя себя вести как обычно. Концерт открывали тропарь и кон дак Мефодию и Кириллу. Затем на грех языках: русском, греческом и латин ском —был исполнен тропарь Пасхи. Торжественно и скорбно прозвучал эк- сапостиларий Пасхи «Плотию уснув» из обихода Санкт-Петербургской Ду ховной Академии. Выверенный, одухотворенный звук церковных хоров нельзя сравнить ни с академическим, ни с народным звуча нием. Это особое звучание, в котором есть отстраненность от чувственнос ти, от бытовой трактовки священных слов. Именно такое звучание услышала Мончегорская публика, в общем-то уже знакомая с пением хора родного Свя то-Вознесенского собора. Завершили первую часть концерта Стихиры Пасхи знаменного распева. Содержанием второй части концер та Объединенного хора епархии стали народные песни. Русская песня «Как за Доном» оживила притихший зал задор ной перекличкой мужской и женской групп хора. Залихватски прозвучал при пев: «Ай, да да, ай да! Эх»! Неизменным успехом всегда пользуется песня «Жило двенадцать разбойников» на слова Не красова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в исполнении архидиакона Мурманского Свято-Никольского со бора Никиты. После завершения песни зал взорвался аплодисментами. Глубо кий, приятный бас отца Никиты пора зил слушателей. Смущенный отец ар хидиакон принимал из рук юного слу шателя цветы. Контрастом прозвучала песня «Не одна-то во поле дорожень ка», исполненная женским составом хора. Долго не смолкали аплодисмен ты, звучали крики «браво» именно от туда, где сидели подростки и старшек лассники, когда сам регент Геннадий Буздуган запел украинскую песню «Ой, чій-то кінь стоіть». Перевода не потре бовалось. Песню приняли с восторгом. Составляя программу концерта, уст роители не могли обойти своим внима нием две юбилейные даты —625 лет со дня Куликовской битвы, которая яви лась важным моментом в образовании национального самосознания русского народа, и 60 лет Победы над фашист кой Германией. Архидиакон Никита в сопровождении хора спел песню ком позитора Бакалова на слова Лапиро- ва «Партизанская борода». А борода у солиста была действительно почти как у героя шуточной песни, которую он исполнял. В завершение концерта про звучала стихира всем святым, в земле Российской просиявшим, и хоровой концерт священника Соломина «Кто ны разлучит» на текст св. апостола Пав ла из послания к римлянам. Как зерно, как главная мысль завершившегося фестиваля звучали слова «Кто ны раз лучит от любви Божией?». Поздравить мончегорцев с радост ным событием в их жизни поднялся на сцену Владыка Симон: «Наш фес тиваль здесь и в других городах мож но сравнить с общей свечой, которая зажигается один раз в году. Мало один раз зажечь свечу. Чтить память свв. Ки рилла и Мефодия надо по-настоящему. Ежечасно, всегда хранить их учение — задача потомков». Здесь же, на сцене Дворца культуры металлургов. Владыка вручил высокие церковные награды. Глава админист рации г. Кандалакши В. П. Голубев за строительство храма был награжден орденом св. кн. Даниила Московского, а генеральный директор ООО «Вирма» О. В. Саргаков - медалью прп. Сергия Радонежского I степени . Несомненно, фестиваль церковных хоров —это явление в культурной жизни не только Мурманска и Мончегорска, а всей Кольской земли. Почему же сегод ня нас так привлекает духовная музыка? Во-первых, потому что это глубинный пласт русской культуры, русского само сознания. А во-вторых, как сказал регент А. Пархоменко, «отгремели залпы I и II мировых войн, было много иных браней, но всегда и везде брань видимая (война) есть отражение брани невидимой —ни когда не прекращающейся борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла. Брань невидимая... Она постоянно совершается в наших душах, ее результаты отражаются в на ших поступках, на нашем образе жизни. Именно в такие минуты мы особенно часто обращаемся с молитвами к Спаси телю и Богородице». Людмила Евграфова, член Союза журналистов России, г. Мончегорск. Фото Г. Буздугана. Объединенный хор Мурманской и Мончегорской епархии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz