Миссионерская православная газета. 2005 г. № 6. Июнь.

Как дерево связано с почвой, так прошлое не­ разрывно связано с настоящим, а настоящее с бу­ дущим. Исторический выбор, сделанный Русью, принявшей христианство, повлиял на развитие русской культуры в целом. Конечно, никак нельзя представлять Крещение Руси, как единичное со­ бытие, для которого можно назвать определен­ ную дату. Это был сложный и многообразный про­ цесс, длительный и прерывающийся даже не на десятилетия, а на века. И начался он, во всяком случае, раньше Владимира. Еще до княжения Ки­ евского князя Владимира начинают устанавли­ ваться связи с Симеоновской Болгарией и, воз­ можно, с Моравией. Это было вхождением Киев­ ской Руси в Кирилло-Мефодиевское наследство. пою б о н /иоеж дондеже есліь... СЕМЯ ЕСТЬ СЛОВ О Мы чтим память Святых Равноапос­ тольных Кирилла и Мефодия так же,, как чтили их наши предки. Братья Кирилл и Мефодий, уроженцы Солу- ни, жили в IX веке и были весьма об­ разованными людьми, читали книги на греческом и латинском языках, хо­ рошо знали славянское наречие, по­ этому были направлены патриархом Фотием проповедовать Слово Божие среди славянских народов. Кирилл создал славянский алфавит, перевел Евангелие. Позже братья перевели не­ которые богослужебные книги и ввели среди славянских народов богослуже­ ние на родном языке. «Семя есть сло­ во», —сказано в Евангелии. Семя упало на благодатную почву. Благодаря Сла­ вянским Первоучителям на Руси стала развиваться письменность и книжная культура. Одновременно с появлением бого­ служений на славянском языке начина­ ет развиваться и церковное пение. Оно также является плодом трудов Кирилла и Мефодия. А греческо-византийское влияние было уже вторичным, «ибо славяне болгарские, приняв греческую веру раньше русских славян и гово­ ря почти одинаковым с ними языком, могли с большею пользою отправлять у них Богослужения», —пишет митропо­ лит Евгений в своем сочинении о цер­ ковном пении. Празднование Дня Славянской Пись­ менности и Культуры, которое прихо­ дится на 24 мая, получило уже посто­ янную прописку на Кольской земле. По предложению архиепископа Мур­ манского и Мончегорского Симона не­ сколько лет назад был проведен первый фестиваль церковных хоров, который состоялся в Свято-Никольском ка­ федральном соборе. И хотя фестиваль прошел незаметно для общественности г. Мурманска, сами участники и устро­ ители его поняли, что дело это созида­ тельное, богоугодное и необходимое. Фестиваль показал также, что искусст­ во, которым владеют певчие, не должно быть замкнуто в рамках церковной жиз­ ни, оно должно «пойти в массы». И вот уже к несказанной радости любителей духовной музыки прошел первый кон­ церт Объединенного церковного хора Мурманской и Мончегорской епархии в Областной филармонии. Совершенно естественно встал воп­ рос о том, что этот ежегодный фести­ валь должен проводиться не только в Мурманске, но также и в городах об­ ласти. Цель его ясна — познакомить слушателей с традиционными литурги­ ческими пасхальными песнопениями и лучшими образцами славянских народ­ ных песен. Мы, русские, без перевода понимаем содержание белорусских, ук­ раинских народных песен. Более того, замечаем между песнями общую содер­ жательную и интонационную связь. По шутливому выражению регента Объ­ единенного хора Геннадия Буздугана, «если мы легко переходим с языка на язык и понимаем друг друга, значитжи- вем до Вавилонского столпотворения». Действительно, славяне понимают друг друга без перевода. И напомнить людям о том, что мы братья, что мы все из од­ ной колыбели, и призван, мне кажется, фестиваль церковных хоров. Участники хора — люди разные и из разных церковных приходов. В ос­ новном это учителя, музыканты, кон­ цертмейстеры, которые почувствова­ ли необходимость применения своих профессиональных знаний в такой об­ ласти, как церковное пение. Впервые в этом году в составе Объединенного хора были представители из Полярных Зорь. Их всего шесть человек, но для протоиерея Сергия Платунова, насто­ ятеля храма Святой Троицы, факт этот весьма радостный. Да и участницы хора не скрывали своих самых восторжен­ ных чувств по поводу того, что событие подобного рода свершилось и шествует по городам Кольской земли. Одним из первых городов, приняв­ ших эстафету у Мурманска, был Мон­ чегорск. Владыка Симон назвал кафед­ ральный собор г. Мончегорска —цен­ тром, светильником на Мурманской земле. Это вторая кафедра архиепис­ копа, поэтому именно здесь фестиваль продолжил свою жизнь. Зал Дворца Культуры был полон. Дети и препода­ ватели музыкальной школы во главе с директором; подростки и школьники Мончегорских средних школ заполни­ ли зал. Была здесь и заинтересованная, «своя» публика. Основная масса слуша­ телей —дети —негромко шумела перед началом фестиваля. Но вот в зале погас свет. На сцену вы­ шли строгие, подтянутые певчие. Уди­ вительная тишина воцарилась в огром­ ном зале во время концерта. Этому спо­ собствовало и умение регента Г. Буздуга­ на донести до разных по своему уровню и воспитанию слушателей содержание исполняемых духовных песнопений. Его мягкий голос и рассказ о том или другом произведении, завораживал не­ спокойных подростков, они сидели за­ думчивые, притихшие, словно попали в другое измерение, в другой мир, где нельзя себя вести как обычно. Концерт открывали тропарь и кон­ дак Мефодию и Кириллу. Затем на грех языках: русском, греческом и латин­ ском —был исполнен тропарь Пасхи. Торжественно и скорбно прозвучал эк- сапостиларий Пасхи «Плотию уснув» из обихода Санкт-Петербургской Ду­ ховной Академии. Выверенный, одухотворенный звук церковных хоров нельзя сравнить ни с академическим, ни с народным звуча­ нием. Это особое звучание, в котором есть отстраненность от чувственнос­ ти, от бытовой трактовки священных слов. Именно такое звучание услышала Мончегорская публика, в общем-то уже знакомая с пением хора родного Свя­ то-Вознесенского собора. Завершили первую часть концерта Стихиры Пасхи знаменного распева. Содержанием второй части концер­ та Объединенного хора епархии стали народные песни. Русская песня «Как за Доном» оживила притихший зал задор­ ной перекличкой мужской и женской групп хора. Залихватски прозвучал при­ пев: «Ай, да да, ай да! Эх»! Неизменным успехом всегда пользуется песня «Жило двенадцать разбойников» на слова Не­ красова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в исполнении архидиакона Мурманского Свято-Никольского со­ бора Никиты. После завершения песни зал взорвался аплодисментами. Глубо­ кий, приятный бас отца Никиты пора­ зил слушателей. Смущенный отец ар­ хидиакон принимал из рук юного слу­ шателя цветы. Контрастом прозвучала песня «Не одна-то во поле дорожень­ ка», исполненная женским составом хора. Долго не смолкали аплодисмен­ ты, звучали крики «браво» именно от­ туда, где сидели подростки и старшек­ лассники, когда сам регент Геннадий Буздуган запел украинскую песню «Ой, чій-то кінь стоіть». Перевода не потре­ бовалось. Песню приняли с восторгом. Составляя программу концерта, уст­ роители не могли обойти своим внима­ нием две юбилейные даты —625 лет со дня Куликовской битвы, которая яви­ лась важным моментом в образовании национального самосознания русского народа, и 60 лет Победы над фашист­ кой Германией. Архидиакон Никита в сопровождении хора спел песню ком­ позитора Бакалова на слова Лапиро- ва «Партизанская борода». А борода у солиста была действительно почти как у героя шуточной песни, которую он исполнял. В завершение концерта про­ звучала стихира всем святым, в земле Российской просиявшим, и хоровой концерт священника Соломина «Кто ны разлучит» на текст св. апостола Пав­ ла из послания к римлянам. Как зерно, как главная мысль завершившегося фестиваля звучали слова «Кто ны раз­ лучит от любви Божией?». Поздравить мончегорцев с радост­ ным событием в их жизни поднялся на сцену Владыка Симон: «Наш фес­ тиваль здесь и в других городах мож­ но сравнить с общей свечой, которая зажигается один раз в году. Мало один раз зажечь свечу. Чтить память свв. Ки­ рилла и Мефодия надо по-настоящему. Ежечасно, всегда хранить их учение — задача потомков». Здесь же, на сцене Дворца культуры металлургов. Владыка вручил высокие церковные награды. Глава админист­ рации г. Кандалакши В. П. Голубев за строительство храма был награжден орденом св. кн. Даниила Московского, а генеральный директор ООО «Вирма» О. В. Саргаков - медалью прп. Сергия Радонежского I степени . Несомненно, фестиваль церковных хоров —это явление в культурной жизни не только Мурманска и Мончегорска, а всей Кольской земли. Почему же сегод­ ня нас так привлекает духовная музыка? Во-первых, потому что это глубинный пласт русской культуры, русского само­ сознания. А во-вторых, как сказал регент А. Пархоменко, «отгремели залпы I и II мировых войн, было много иных браней, но всегда и везде брань видимая (война) есть отражение брани невидимой —ни­ когда не прекращающейся борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла. Брань невидимая... Она постоянно совершается в наших душах, ее результаты отражаются в на­ ших поступках, на нашем образе жизни. Именно в такие минуты мы особенно часто обращаемся с молитвами к Спаси­ телю и Богородице». Людмила Евграфова, член Союза журналистов России, г. Мончегорск. Фото Г. Буздугана. Объединенный хор Мурманской и Мончегорской епархии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz