Миссионерская православная газета. 2005 г. № 6. Июнь.
/ № 6, июнь, 2005 С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В О Х Р И С Т И А Н С К И Х Ц Е Р К В Е Й Б А Р Е Н Ц - Р Е Г И О Н А I "! мае 2005 года в Мурманске Г \ прошло очередное заседа л а ние Совета по сотрудни честву Христианских Церквей Баренцева региона. Совет был учрежден осенью 1996 г. в горо де Альта (Норвегия) на встрече представителей Мурманской и Архангельской епархий, а также нескольких лютеранских епархий Лулео (Швеция), Нур-Холугала)ід (Норвегия) и Оулу (Финляндия). В 1999 году к ССХЦБ присоеди нились Петрозаводская епархия, епархия Финляндской Православ ной Церкви Оулу и Евангеличес ко-Лютеранская Церковь Ингрии (Россия). Основные направления деятельности Совета: развитие международных контактов и обмена, проблемы экологии, бла готворительность, положение коренных народов, образование и наука. С октября 2002 г. Совет имеет статус постоянного на блюдателя в Региональном Сове те Баренцева Евро-Арктического региона. К этому заседанию Сове та был приурочен международ ный семинар «Женщина и Цер ковь». Для наших читателей мы публикуем сокращенный текст доклада Ольги Парной, в котором участникам семинара докладчик представила эту проблему с точ ки зрения Православной Церкви. Женщина и церковь Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим... Богородица, Покровительница Рос сии, Надежда и Заступница для сотен тысяч православных женщин... В лице Богоматери чрезвычайно возвысилось достоинство женщины, Богоматери, послужившей спасению людей через воплощение от Нее Сына Божия. Богоматери, Которая сделалась превыше всей твари, даже Херувимов и Серафимов, поклоняющихся Ей как своей Госпоже и Царице. Рассуждая о роли женщины в Православной Цер кви и оценивая значимость женского церковнослужения, мы, прежде всего, должны помнить о том, что каждая ис тинная православная христианка несет в своем сердце рядом с образом Христа образ Его Матери и что каждая из нас стремится быть достойной Ее Божест венного Покрова. Сегодня в мире как никогда чрезвы чайно популярны дискуссии об урав нении прав мужчин и женщин во всех сферах жизни —общественной, семей ной и даже церковной. И возникают они, на мой взгляд, от неверных, зачас тую лишенных здравого смысла трак товок сущности мужской и женской природы. Так, например, приходится слышать о «второсортности Евы» или о том, что Ева —неполноценный Адам. В православном понимании Ева обладает такой же полнотой человечества, как и Адам. Но полнота человечества реали зуется лишь в живом единстве обоих. Подобно тому, как единоначалие Отца в Пресвятой Троице не умаляет еди- носущия Сына и Святого Духа, так и единоначалие мужчины не умаляет до стоинства женщины. Это нужно четко понимать и осознавать. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином чело вечестве. Они в равной степени явля ются носителями образа Божия и до стоинства человеческой личности. Но при этом важно помнить, что они — разные, они по-разному воспринима ют мир и у каждого свое особое при звание и свои особые дарования. Православная Церковь усматрива ет назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревно вании с ним, а в развитии всех даро ванных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естест ву. Так, например, только женщине да но рожать и вскармливать детей груд ным молоком. Очевидно, что участие женщин в экономике, политике и об щественной жизни обязательно долж но строиться с учетом их жизненно важной, неотъемлемой роли в качест ве жен и матерей. Производственные и политические заботы не должны вос приниматься как что-то безусловно ражение в «Основах социальной кон цепции Русской Православной Церк ви» —документе, принятом Юбилей ным Архиерейским Собором 2000 го да. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиоз ное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Бого родицы. В Её Лице освящается мате ринство и утверждается важность жен ского начала. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, Православная Церковь от водит женщине гораздо более высо кое место, чем современные светские представления или же религиозные представления иного толка. Православные христианки испокон веков несли подвиг благовестил, му ченичества, молитвы и благотвори тельности. Особенной чести сподо бились те, которые просияли святой жизнью на земле и стяжали равную славу со святыми мужами на небесах. На них обращены наши взоры, у них мы просим помощи, им мы неустанно молимся —святой равноапостольноіі княгине Ольге, преподобномучениие великой княгине Елизавете Феодоров- не, блаженным Матроне Московской и Ксении Петербуржской, блаженной старице Любушке Сусанинской —пос ледней особо почитаемой блаженной конца 20 века... Слава Богу, сегодня у православных есть возможность пок лоняться мощам святых праведниц, свободно посещать женские монасты ри и обители, перенимать бесценный духовный опыт православных стариц. Благодаря твердой воле и уникальной силе духа русских монахинь на наших глазах восстанавливаются святые оби тели, в годы революции разрушенные большевиками. Одна из них —Введе- но-Оятский женский монастырь, рас положенный неподалеку от Санкт- Петербурга и особенно почитаемый мурманскими паломниками. В этой древней обители, существующей с се редины XV века, погребены родите ли Святого преподобного Александра Свирского. Храм был разрушен в 30-е годы прошлого века, тогда же были расстреляны настоятель монастыря ар химандрит Николай и все иноки. Воз рождение монастыря связано с име нем матушки Феклы — подвижницы, в одиночку начавшей приводить оби тель в порядок. 8 лет назад я посещала монастырь, и тогда мне не верилось, что его вообще можно возродить. Но произошло чудо - по непрестанным молитвам насельниц обитель ожила, сюда стали регулярно ездить автобу сы из Петербурга и вереницы палом ников со всех городов. На территории монастыря протекает святой целебный источник, к которому также съезжают ся верующие со всей страны. Хочется верить, что жизнь в обителях с такой сложной судьбой уже никогда не по гаснет. Институт женского монашества явил миру уникальные святыни, благо даря которым держится наш грешный мир - Марфо-Мариинскую обитель, Новодевичий Богородице-Смоленс- кий, Свято-Покровский и Свято-Тро- ицкий Серафимо-Дивеевский женские монастыри... В них и многих других спасаются тысячи сестер во Христе и отмаливают нас, недостойных. Вообще без женского участия невоз можно представить жизнь православ ного храма. С конца 19 века женские голоса сменили мальчиков в церков ных хорах. После революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять прежде чисто мужс кие послушания церковных чтецов. В 1971 году впервые в истории Церкви женщины стали делегатами Поместно го собора, участвовали они и в работе Поместного собора 1990 года, избрав шего Патриарха Алексия 11 . В начале 90-х годов минувшего века женщины начали активно проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактиро вать богословские журналы, препода вать уроки Закона Божия в церковных и светских школах и уроки богосло вия в светских университетах. Сегодня в Свято-Тихоновском богословском институте даже литургику — науку о богослужении — преподает женщина. Вэтом институте уже прошло несколько успешных защит богословских диссер таций женщинами. Сегодня смело мож но говорить о рождении женской право славной мысли. Причем мысли, не име ющей ничего общего с модным нынче феминизмом и различными женскими движениями подобного рода. Сегодня феминистки добились свое го: не желая быть «униженными и ос корбленными вторыми ролями» в се мье и на производстве, большинство леди занимают высокое положение в общественной жизни и в бизнесе. Но только не в семье, создание которой для многих вообще утратило жизнен ную ценность и необходимость. Так, например, 70 % японцев, принявших участие в социологическом опросе на тему «как стать счастливым», ответи ли, что единственно возможный путь стать счастливым — это стремление к одиночеству и реализации себя как свободной творческой личности. Ор ганизаторы опроса отметили, что к созданию семьи в равной степени не стремятся как японцы-мужчины, так и женщины. Увы, страшные последс твия «офеминизированного сознания» мы наблюдаем в большинстве семей. Продиіжсииенааир, 5 более важное, чем служение женщины в семье. Такая позиция нашла свое от- Митрополит Пантелеймон и Архиепископ Симон. Делегация епархии приняла участие в церковных днях в Оулу 27-29 мая 2005 г. Высокопреосвященнейший Архиепископ Симон и секретарь по внешнецер ковным связям епархии иерей Димитрий Сизо- ненко принял и участие в традиционных Церков ных празднествах, проходивших в финском горо де Оулу. В этом году они были приурочены 850- летию «крещения» Финляндии, 400-летию города и 25-летию учреждения православной епархии Оулу. В эти дни Владыка Симон посетил фотовы ставку в муниципальной библиотеке, посвящен ную юбилею православной епархии Оулу, высту пил на международном семинаре «Ответствен ность Церкви за мир», встретился с президентом Финляндии, губернатором Оулу, генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей Сами Кобиа и другими почетными гостями. После Божественной литургии в Троицком соборе Оулу Владыка Симон принял участие в праздничном приеме в честь 25-летия православ ной епархии, устроенном Высокопреосвящен- нейшим Львом, Архиепископом Карельским и всея Финляндии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz