Миссионерская православная газета. 2005 г. № 6. Июнь.

/ № 6, июнь, 2005 С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В О Х Р И С Т И А Н С К И Х Ц Е Р К В Е Й Б А Р Е Н Ц - Р Е Г И О Н А I "! мае 2005 года в Мурманске Г \ прошло очередное заседа­ л а ние Совета по сотрудни­ честву Христианских Церквей Баренцева региона. Совет был учрежден осенью 1996 г. в горо­ де Альта (Норвегия) на встрече представителей Мурманской и Архангельской епархий, а также нескольких лютеранских епархий Лулео (Швеция), Нур-Холугала)ід (Норвегия) и Оулу (Финляндия). В 1999 году к ССХЦБ присоеди­ нились Петрозаводская епархия, епархия Финляндской Православ­ ной Церкви Оулу и Евангеличес­ ко-Лютеранская Церковь Ингрии (Россия). Основные направления деятельности Совета: развитие международных контактов и обмена, проблемы экологии, бла­ готворительность, положение коренных народов, образование и наука. С октября 2002 г. Совет имеет статус постоянного на­ блюдателя в Региональном Сове­ те Баренцева Евро-Арктического региона. К этому заседанию Сове­ та был приурочен международ­ ный семинар «Женщина и Цер­ ковь». Для наших читателей мы публикуем сокращенный текст доклада Ольги Парной, в котором участникам семинара докладчик представила эту проблему с точ­ ки зрения Православной Церкви. Женщина и церковь Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим... Богородица, Покровительница Рос­ сии, Надежда и Заступница для сотен тысяч православных женщин... В лице Богоматери чрезвычайно возвысилось достоинство женщины, Богоматери, послужившей спасению людей через воплощение от Нее Сына Божия. Богоматери, Которая сделалась превыше всей твари, даже Херувимов и Серафимов, поклоняющихся Ей как своей Госпоже и Царице. Рассуждая о роли женщины в Православной Цер­ кви и оценивая значимость женского церковнослужения, мы, прежде всего, должны помнить о том, что каждая ис­ тинная православная христианка несет в своем сердце рядом с образом Христа образ Его Матери и что каждая из нас стремится быть достойной Ее Божест­ венного Покрова. Сегодня в мире как никогда чрезвы­ чайно популярны дискуссии об урав­ нении прав мужчин и женщин во всех сферах жизни —общественной, семей­ ной и даже церковной. И возникают они, на мой взгляд, от неверных, зачас­ тую лишенных здравого смысла трак­ товок сущности мужской и женской природы. Так, например, приходится слышать о «второсортности Евы» или о том, что Ева —неполноценный Адам. В православном понимании Ева обладает такой же полнотой человечества, как и Адам. Но полнота человечества реали­ зуется лишь в живом единстве обоих. Подобно тому, как единоначалие Отца в Пресвятой Троице не умаляет еди- носущия Сына и Святого Духа, так и единоначалие мужчины не умаляет до­ стоинства женщины. Это нужно четко понимать и осознавать. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином чело­ вечестве. Они в равной степени явля­ ются носителями образа Божия и до­ стоинства человеческой личности. Но при этом важно помнить, что они — разные, они по-разному воспринима­ ют мир и у каждого свое особое при­ звание и свои особые дарования. Православная Церковь усматрива­ ет назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревно­ вании с ним, а в развитии всех даро­ ванных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естест­ ву. Так, например, только женщине да­ но рожать и вскармливать детей груд­ ным молоком. Очевидно, что участие женщин в экономике, политике и об­ щественной жизни обязательно долж­ но строиться с учетом их жизненно важной, неотъемлемой роли в качест­ ве жен и матерей. Производственные и политические заботы не должны вос­ приниматься как что-то безусловно ражение в «Основах социальной кон­ цепции Русской Православной Церк­ ви» —документе, принятом Юбилей­ ным Архиерейским Собором 2000 го­ да. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиоз­ ное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Бого­ родицы. В Её Лице освящается мате­ ринство и утверждается важность жен­ ского начала. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, Православная Церковь от­ водит женщине гораздо более высо­ кое место, чем современные светские представления или же религиозные представления иного толка. Православные христианки испокон веков несли подвиг благовестил, му­ ченичества, молитвы и благотвори­ тельности. Особенной чести сподо­ бились те, которые просияли святой жизнью на земле и стяжали равную славу со святыми мужами на небесах. На них обращены наши взоры, у них мы просим помощи, им мы неустанно молимся —святой равноапостольноіі княгине Ольге, преподобномучениие великой княгине Елизавете Феодоров- не, блаженным Матроне Московской и Ксении Петербуржской, блаженной старице Любушке Сусанинской —пос­ ледней особо почитаемой блаженной конца 20 века... Слава Богу, сегодня у православных есть возможность пок­ лоняться мощам святых праведниц, свободно посещать женские монасты­ ри и обители, перенимать бесценный духовный опыт православных стариц. Благодаря твердой воле и уникальной силе духа русских монахинь на наших глазах восстанавливаются святые оби­ тели, в годы революции разрушенные большевиками. Одна из них —Введе- но-Оятский женский монастырь, рас­ положенный неподалеку от Санкт- Петербурга и особенно почитаемый мурманскими паломниками. В этой древней обители, существующей с се­ редины XV века, погребены родите­ ли Святого преподобного Александра Свирского. Храм был разрушен в 30-е годы прошлого века, тогда же были расстреляны настоятель монастыря ар­ химандрит Николай и все иноки. Воз­ рождение монастыря связано с име­ нем матушки Феклы — подвижницы, в одиночку начавшей приводить оби­ тель в порядок. 8 лет назад я посещала монастырь, и тогда мне не верилось, что его вообще можно возродить. Но произошло чудо - по непрестанным молитвам насельниц обитель ожила, сюда стали регулярно ездить автобу­ сы из Петербурга и вереницы палом­ ников со всех городов. На территории монастыря протекает святой целебный источник, к которому также съезжают­ ся верующие со всей страны. Хочется верить, что жизнь в обителях с такой сложной судьбой уже никогда не по­ гаснет. Институт женского монашества явил миру уникальные святыни, благо­ даря которым держится наш грешный мир - Марфо-Мариинскую обитель, Новодевичий Богородице-Смоленс- кий, Свято-Покровский и Свято-Тро- ицкий Серафимо-Дивеевский женские монастыри... В них и многих других спасаются тысячи сестер во Христе и отмаливают нас, недостойных. Вообще без женского участия невоз­ можно представить жизнь православ­ ного храма. С конца 19 века женские голоса сменили мальчиков в церков­ ных хорах. После революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять прежде чисто мужс­ кие послушания церковных чтецов. В 1971 году впервые в истории Церкви женщины стали делегатами Поместно­ го собора, участвовали они и в работе Поместного собора 1990 года, избрав­ шего Патриарха Алексия 11 . В начале 90-х годов минувшего века женщины начали активно проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактиро­ вать богословские журналы, препода­ вать уроки Закона Божия в церковных и светских школах и уроки богосло­ вия в светских университетах. Сегодня в Свято-Тихоновском богословском институте даже литургику — науку о богослужении — преподает женщина. Вэтом институте уже прошло несколько успешных защит богословских диссер­ таций женщинами. Сегодня смело мож­ но говорить о рождении женской право­ славной мысли. Причем мысли, не име­ ющей ничего общего с модным нынче феминизмом и различными женскими движениями подобного рода. Сегодня феминистки добились свое­ го: не желая быть «униженными и ос­ корбленными вторыми ролями» в се­ мье и на производстве, большинство леди занимают высокое положение в общественной жизни и в бизнесе. Но только не в семье, создание которой для многих вообще утратило жизнен­ ную ценность и необходимость. Так, например, 70 % японцев, принявших участие в социологическом опросе на тему «как стать счастливым», ответи­ ли, что единственно возможный путь стать счастливым — это стремление к одиночеству и реализации себя как свободной творческой личности. Ор­ ганизаторы опроса отметили, что к созданию семьи в равной степени не стремятся как японцы-мужчины, так и женщины. Увы, страшные последс­ твия «офеминизированного сознания» мы наблюдаем в большинстве семей. Продиіжсииенааир, 5 более важное, чем служение женщины в семье. Такая позиция нашла свое от- Митрополит Пантелеймон и Архиепископ Симон. Делегация епархии приняла участие в церковных днях в Оулу 27-29 мая 2005 г. Высокопреосвященнейший Архиепископ Симон и секретарь по внешнецер­ ковным связям епархии иерей Димитрий Сизо- ненко принял и участие в традиционных Церков­ ных празднествах, проходивших в финском горо­ де Оулу. В этом году они были приурочены 850- летию «крещения» Финляндии, 400-летию города и 25-летию учреждения православной епархии Оулу. В эти дни Владыка Симон посетил фотовы­ ставку в муниципальной библиотеке, посвящен­ ную юбилею православной епархии Оулу, высту­ пил на международном семинаре «Ответствен­ ность Церкви за мир», встретился с президентом Финляндии, губернатором Оулу, генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей Сами Кобиа и другими почетными гостями. После Божественной литургии в Троицком соборе Оулу Владыка Симон принял участие в праздничном приеме в честь 25-летия православ­ ной епархии, устроенном Высокопреосвящен- нейшим Львом, Архиепископом Карельским и всея Финляндии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz