Миссионерская православная газета. 2005 г. № 5. Май.

1 июня —память св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) Христианское благочестие в нем со­ четалось с талантом выдающегося го­ сударственного деятеля. Он посвятил свою жизнь делу объединения рус­ ских земель и освобождении их от та- таро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчища­ ми Мамая, св. Димитрий просил бла­ гословения у прп. Сергия Радонежс­ кого. Старец направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пе- ресвета) и Андрея (Ослябю). В 1380 г. в день праздника Рождества Пресвя­ той Богородицы он одержал победу на Куликовом поле и с этого момента стал именоваться Димитрием Донс­ ким. На могилах павших воинов он воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его мощи покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля. Икона св. Димитрия Донского. 3 июня —Владимирской иконы Божией Матери Празднество установлено в па­ мять спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмат-Гирея в 1521 г. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Мос­ ковский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это гроз­ ное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворог Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Моск­ вы, —в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святите­ лей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хугынский, слезно умоляя их не оставлять Моск­ вы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прошении со- і решивших и избавлении Москвы ог врагов. После этой молитвы святите­ ли возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и москов­ скому свягомѵ, блаженному Василию, которому было открыто, что заступ­ лением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарс­ кому хану было видение Божией Ма­ тери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского госу­ дарства была спасена. М Е С Я Ц Е С Л О В 19 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница 3 июня —свв. равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) Будущий правитель Римской импе­ рии был воспитан в уважении к хрис­ тианской религии. В битвах с врагами он молил Бога дать ему знамение, ко­ торое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеж­ дай». Когда й 323 г. он стал императором Римской им­ перии, христиане впервые после трех веков гонений получили возможность свободно исповедовать свою веру во Христа. Он перенес столицу на восток, в Константино­ поль и всячески подде­ рживал Церковь, возвра­ щал из ссылки исповед- ников-христиан, строил церкви, заботился о духо- Современная икона свв. Константина и Елены. венстве. Глубоко почитая Крест Гос­ подень, император направил свою мать —св. царицу Елену в Иерусалим, чтобы обрести Крест, на котором был распят Господь. Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 г. По повеле­ нию царицы Елены во всех местах, После десяти дней ожидания при­ шествия обетованного Вознесшим­ ся Господом Духа-Утешителя Свя­ тая Церковь празднует ниспослание Святого Духа на апостолов. Это день рождения Церкви, он также имену­ ется и днем Святой Троицы, потому что в созидании Церкви участвует вся полнота Триипостасного Бога: Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын - Логос - создал ее, воплотившись на земле, благодать Бога Духа Святого дейс­ твует в ней непрестанно . В этот день храмы и дома укра­ шаются цветами и летней зеленью в память об украшенной Сионской горнице, в знак того, что Дух Бо­ жий приходит в мир как Податель Жизни, чтобы обновить Собой все творение. 20 июня — День Святого Духа На следующий день, в понедель­ ник после Пятидесятницы совер­ шается празднование в честь Свя­ того Духа. Оно было установлено Церковью «ради величия Пресвя- таго и Животворящаго Духа, яко един есть Святыя и Живоначальныя Троицы», в противоположность уче­ нию еретиков, отвергавших божес­ тво Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Благодатные дары Святого Духа по­ лучает каждый христианин в таинс­ тве крещения и приумножает, участ­ вуя в других церковных таинствах. Его главное действие, по слову святителя Феофана Затворника, это «оживление души», под воздействи­ ем Духа Божия человек стремится победить в себе все скверное, осво­ бодиться от грехов, пороков и страс­ тей. Дух Святой просвещает ум, со­ гревает сердце. Икона Пятидесятницы школы Дионисия. Велики и спасительны плоды Духа Святого. Легка и радостна жизнь со Свя тым Духом. Но Его благодать не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да и после получения она может остаться бесплодной или даже совсем угас­ нуть, если люди не возгревают ее стремлением к добру, к святости, не следуют ее внушениям, а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предосте­ регая от этого, святой апостол Павел говорит: “Духа не угашайте” (1 Фес. 5,19), “Не оскорбляйте Святого Ду­ ха Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Еф 4, 30). Свя­ тые отцы учат, что стяжать Духа Бо­ жия мы можем чтением, слушанием Слова Божия с искренним намере­ нием жить согласно Ему. Слово Бо­ жие дышит особой благодатью, ведь эго откровение, дело Духа Святого. Золотой ключ, открывающий все сокровища Божественной благодати это молитва. “ Есть молитва -- есть и Дух Божий, - говорит свт. Феофан Затворник. - Нет молитвы —нет и Духа Божия” . Как и накануне Недели о Страшном Суде в этот последний день Церкви ветхозаветной Святая Церковь обра­ щает мысли христиан к кончине мира и устанавливает день моления о бла­ женной участи всех усопших. Традиция празднования памяти усопших накануне Пятидесятницы восходит ко временам свв. апостолов. Указание на это мы находим в словах апостола Петра, в которых он провозг­ лашает всему миру о том, что Бог вос­ кресил Господа, расторгнув узы смерти (Деян 2, 24). В День Пятидесятницы искупление мира была запечатлено освящающей и совершительной силой Животворяще­ го Пресвятого Духа, благодатно и спа­ сительно протирающейся на живущих и умерших. 2 7 июня — Начало Петрова поста С этого дня по 11 июля накану­ не праздника свв. апостолов Петра и Павла Церковь призыва­ ет нас поститься по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к тому, чтобы выйти проповедовать Евангелие Христово всему миру. Этот летний пост так­ же называют апостольским, или постом Пятидесятницы. Он менее строг, чем Великий Пост. Все дни, кроме среды и пятницы, разрешается расти­ тельное масло. Рыбу позво­ ляется вкушать по субботам, воскресениям и в дни памяти некоторых святых. связанных с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери воздвига­ лись церкви. За труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. По повелению императора Конс­ тантина в 325 г. был созван Первый Вселенский Собор, осудивший ересь ариан, отрйцавших Божество Господа Иисуса. Император присутствовал на заседаниях Собора, победа над врага­ ми православия была закреплена в со­ ставленном при его участии Символе веры. В конце жизни он принял свя­ тое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 г. и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. 9 июня —Вознесение Господне На сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вы­ вел их из города на гору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благо­ словлял, стал отдаляться от них. Нако­ нец, светозарное облако скрыло Его от учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо . Вдруг яви­ лись им два Ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейский! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Ии­ сус, вознесшийся от вас на небо, при­ дет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1, 11). Апостолы поклонились Господу и воз­ вратились в Иерусалим. 18 июня — Троицкая вселенская. Родительская суббота

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz