Миссионерская православная газета. 2005 г. № 5. Май.
1 июня —память св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) Христианское благочестие в нем со четалось с талантом выдающегося го сударственного деятеля. Он посвятил свою жизнь делу объединения рус ских земель и освобождении их от та- таро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчища ми Мамая, св. Димитрий просил бла гословения у прп. Сергия Радонежс кого. Старец направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пе- ресвета) и Андрея (Ослябю). В 1380 г. в день праздника Рождества Пресвя той Богородицы он одержал победу на Куликовом поле и с этого момента стал именоваться Димитрием Донс ким. На могилах павших воинов он воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его мощи покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля. Икона св. Димитрия Донского. 3 июня —Владимирской иконы Божией Матери Празднество установлено в па мять спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмат-Гирея в 1521 г. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Мос ковский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это гроз ное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворог Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Моск вы, —в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святите лей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хугынский, слезно умоляя их не оставлять Моск вы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прошении со- і решивших и избавлении Москвы ог врагов. После этой молитвы святите ли возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и москов скому свягомѵ, блаженному Василию, которому было открыто, что заступ лением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарс кому хану было видение Божией Ма тери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского госу дарства была спасена. М Е С Я Ц Е С Л О В 19 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница 3 июня —свв. равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) Будущий правитель Римской импе рии был воспитан в уважении к хрис тианской религии. В битвах с врагами он молил Бога дать ему знамение, ко торое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеж дай». Когда й 323 г. он стал императором Римской им перии, христиане впервые после трех веков гонений получили возможность свободно исповедовать свою веру во Христа. Он перенес столицу на восток, в Константино поль и всячески подде рживал Церковь, возвра щал из ссылки исповед- ников-христиан, строил церкви, заботился о духо- Современная икона свв. Константина и Елены. венстве. Глубоко почитая Крест Гос подень, император направил свою мать —св. царицу Елену в Иерусалим, чтобы обрести Крест, на котором был распят Господь. Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 г. По повеле нию царицы Елены во всех местах, После десяти дней ожидания при шествия обетованного Вознесшим ся Господом Духа-Утешителя Свя тая Церковь празднует ниспослание Святого Духа на апостолов. Это день рождения Церкви, он также имену ется и днем Святой Троицы, потому что в созидании Церкви участвует вся полнота Триипостасного Бога: Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын - Логос - создал ее, воплотившись на земле, благодать Бога Духа Святого дейс твует в ней непрестанно . В этот день храмы и дома укра шаются цветами и летней зеленью в память об украшенной Сионской горнице, в знак того, что Дух Бо жий приходит в мир как Податель Жизни, чтобы обновить Собой все творение. 20 июня — День Святого Духа На следующий день, в понедель ник после Пятидесятницы совер шается празднование в честь Свя того Духа. Оно было установлено Церковью «ради величия Пресвя- таго и Животворящаго Духа, яко един есть Святыя и Живоначальныя Троицы», в противоположность уче нию еретиков, отвергавших божес тво Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Благодатные дары Святого Духа по лучает каждый христианин в таинс тве крещения и приумножает, участ вуя в других церковных таинствах. Его главное действие, по слову святителя Феофана Затворника, это «оживление души», под воздействи ем Духа Божия человек стремится победить в себе все скверное, осво бодиться от грехов, пороков и страс тей. Дух Святой просвещает ум, со гревает сердце. Икона Пятидесятницы школы Дионисия. Велики и спасительны плоды Духа Святого. Легка и радостна жизнь со Свя тым Духом. Но Его благодать не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да и после получения она может остаться бесплодной или даже совсем угас нуть, если люди не возгревают ее стремлением к добру, к святости, не следуют ее внушениям, а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предосте регая от этого, святой апостол Павел говорит: “Духа не угашайте” (1 Фес. 5,19), “Не оскорбляйте Святого Ду ха Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Еф 4, 30). Свя тые отцы учат, что стяжать Духа Бо жия мы можем чтением, слушанием Слова Божия с искренним намере нием жить согласно Ему. Слово Бо жие дышит особой благодатью, ведь эго откровение, дело Духа Святого. Золотой ключ, открывающий все сокровища Божественной благодати это молитва. “ Есть молитва -- есть и Дух Божий, - говорит свт. Феофан Затворник. - Нет молитвы —нет и Духа Божия” . Как и накануне Недели о Страшном Суде в этот последний день Церкви ветхозаветной Святая Церковь обра щает мысли христиан к кончине мира и устанавливает день моления о бла женной участи всех усопших. Традиция празднования памяти усопших накануне Пятидесятницы восходит ко временам свв. апостолов. Указание на это мы находим в словах апостола Петра, в которых он провозг лашает всему миру о том, что Бог вос кресил Господа, расторгнув узы смерти (Деян 2, 24). В День Пятидесятницы искупление мира была запечатлено освящающей и совершительной силой Животворяще го Пресвятого Духа, благодатно и спа сительно протирающейся на живущих и умерших. 2 7 июня — Начало Петрова поста С этого дня по 11 июля накану не праздника свв. апостолов Петра и Павла Церковь призыва ет нас поститься по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к тому, чтобы выйти проповедовать Евангелие Христово всему миру. Этот летний пост так же называют апостольским, или постом Пятидесятницы. Он менее строг, чем Великий Пост. Все дни, кроме среды и пятницы, разрешается расти тельное масло. Рыбу позво ляется вкушать по субботам, воскресениям и в дни памяти некоторых святых. связанных с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери воздвига лись церкви. За труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. По повелению императора Конс тантина в 325 г. был созван Первый Вселенский Собор, осудивший ересь ариан, отрйцавших Божество Господа Иисуса. Император присутствовал на заседаниях Собора, победа над врага ми православия была закреплена в со ставленном при его участии Символе веры. В конце жизни он принял свя тое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 г. и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. 9 июня —Вознесение Господне На сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вы вел их из города на гору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благо словлял, стал отдаляться от них. Нако нец, светозарное облако скрыло Его от учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо . Вдруг яви лись им два Ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейский! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Ии сус, вознесшийся от вас на небо, при дет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1, 11). Апостолы поклонились Господу и воз вратились в Иерусалим. 18 июня — Троицкая вселенская. Родительская суббота
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz