Миссионерская православная газета. 2005 г. № 5. Май.

Лтттщтм прттмшттгттч № 5 , май, 2005 'Q С Л О В О П Р О П О В Е Д Н И К А Ікршежт<шФож Ш тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай Уверение Фомы. Храм в Дафни (Греция). руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (Ин 20, 19-31) Сегодня восьмой день с того дня, как мы услышали пасхальное благовестие ангелов, с того дня, как в этом храме мы созерцали Свет жизни, победив­ ший смерть. И в этот восьмой день пос­ ле Пасхи Христовой мы вспоминаем о том, как апостолы собрались в той са­ мой горнице, где они вместе с Господом разделили Его тайную вечерю. Из стра­ ха гонений они затворяют двери. И эти затворенные врата - образ затворенных дверей нашего сердца. И вот Господь —наша Жизнь и наше Воскресение — проникает внутрь, Он проходит сквозь стены и любые преграды, Он входит в нас, чтобы наши тревоги, чтобы наше неверие превратить в радость о воскре­ сении: не только Господь жив, но и мы тоже, мы живы. Евангелие рассказывает, что учени­ ки охвачены страхом, они пребыва­ ют в полном смятении, потому что их Учитель завершил свой земной путь на Кресте, в позоре и во мраке смерти. Они боятся преследований со сторо- , ны иудеев и собрались сегодня вместе, чтобы дать друг другу утешение. Навер­ няка они вспоминают рассказ Марии о том, как воскресший Господь явился ей в Гефсиманском саду, рассказ Петра и Иоанна о пустом гробе. Только они пока не могут твердо поверить в то, что Господь воскрес. И в этот самый момент Он пришел и стал посреди них. Эти два слова в языке евангелиста Иоанна об­ ретают особое звучание. Пришествие означает собой Божественное вмеша­ тельство, участие. Глагол «встать» озна­ чает воскреснуть, ибо Господь воскрес и жив. Охваченных страхом учеников Он привествует словами мира, чтобы раз­ веять их боязнь. Ученики созерцают зи­ яющие раны от гвоздей и ребро, пробо- денное копьем римлянина —и в небес­ ной славе Воскресший Господь навсегда остается Господом Распятым, обручен­ ным человеческому страданию. Учители Церкви по праву называют это явление Воскресшего на восьмой день Пятидесятницей от Иоанна. Уже сегодня, на восьмой день, Иисус при­ ходит, чтобы исполннить обетование о ниспослании Святого Духа: «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» Он дышит и павшие духом восстают. Слово приимите имеет в устах Гос­ пода особый смысл. Его мы слышали как прощальный завет на тайной вече­ ре, оно имеет литургическое звучание. В Духе Святом Господь дает ученикам власть проповедовать евангелие, с это­ го момента они становятся апостолами, то есть посланниками Божественной вести, Божественного ликования об отпущении грехов. В Священном пи­ сании слова «ликование» и «юбилей» суть синонимы. В Ветхом Заветё смысл юбилейного года (ср. Лев 25, 8-22) как раз и состоял в ликовании, потому что в этот год отпускались все грехи, про­ щались обиды, долги, возвращалось то, что было отнято, освобождались рабы, восстанавливались распавшиеся семьи, самой земле давался отдых. Явление Воскресшего Христа и знаменует собой этот Великий Юбилей, наступление мессианского Царства. И отныне апос­ толы посланы нести это ликование, эту «юбилейную» весть о вселенском про­ щении грехов, освобождении узников, прозрении слепых, это —благовестие о приблизившемся Царствие Божием. «Фома же, один изДвенадцати, назы­ ваемый Близнец, не был тут с ними...». Фома —щедрый и нетерпеливый. Ры­ царь на час. Мы помним, как он вос­ кликнул в благородном порыве сердца: «Пойдем и мы умрем с Ним!» (Ин 11, 16). Он готов принять мученическую кончину вместе с Господом, но как и его собратья бежал из Гефсимании; не был он со всеми учениками и в вечер Вос­ кресения. Это образ ученика пылкого, но ненадежного. Когда он узнает, что другие видели в его отсутствие явивше­ гося Спасителя, он категорично заявля­ ет: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Господь не оставляет своих в растерянности и смятении, Он приходит слабого утвердить в вере: «По­ дай перст твой, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои». Воскресший Господь зовет прикос­ нуться к Своему сердцу, познать Его сокровенную тайну. Вложил апостол Фома свои перста или нет, но парадок­ сальным образом Господь сам коснулся сердца Своего ученика. Что происходит в этот момент в душе апостола Фомы? Созерцая пронзенное сердце Учителя, он, быть может, провидит свой собс­ твенный жребий: свидетельствовать до смерти, быть верным до конца. Недаром предание Церкви называ­ ет Иисуса светом Востока. Как солнце встает-воскресает на востоке, являя но­ ворожденный день, так же Иисус вос­ крес из гроба и явился нам. И вот апос­ толу Фоме предстоит путь на Восток, и где-то в далекой Индии он пребудет ве­ рен до конца. Этот вечер восьмого дня по Пасхе он, наверное, вспомнит в сво­ ей смертной муке, когда его тело про­ нзит копье, и меч растерзает его сердце. «Господь мой и Бог мой» —это бого- духновенное исповедание веры. В име­ ни Господь содержится воспоминание об откровении Неопалимой Купины, когда Бог открыл Моисею Свое Имя Аз-Есмь, Сущий, которое поколения и поколения верующих в священном тре­ пете заменяли словом Господь. Купина —дерево, которое охвачено огнем, но не сгорает, это прообраз зия­ ющих ран Спасителя: из смертоносных язв струятся потоки божественной жиз­ ни. В этом исповедании слышится крик пасхального ликования. Пасха Христо­ ва в нем предстает как окончательное свершение, Новый Исход: Господь мой и Бог мой. В ответ мы слышим слова заповеди: «Ты поверил, потому что увидел Ме­ ня; блаженны невидевшие и уверо­ вавшие». Понимаем ли мы истинный смысл этого блаженства? Разве вера состоит в какой-то слепой доверчивос­ ти, разве речь идет здесь о вещах, кото­ рые мы не видим, не чувствуем, шагая по жизни с завязанными глазами. Нет. Уверовать значит увидеть широко рас­ крытыми глазами, иметь мужество ви­ деть мир вещим взором сердца, отвага видеть и верить в то, что заповедал Гос­ подь, поверить и пойти за Ним до кон­ ца, до смерти и пребыть с Ним во веки веков. Аминь. Иерей Димитрий Сизоненко. Владыка Симон отвечает на вопросы читателей Грех ли выходить замуж за чело­ века другой национальности и веры? Светлана А. Нет, не грех. Для православных грех жить в блуде, то есть не вен­ чавшись в православной церкви. Владыка, на пасхальном богослу­ жении в Свято-Никольском кафед­ ральном соборе меня удивило, что Евангелие на языках священники чи­ тали спиной к Престолу, а по-сла- вянски архидиакон читал, обратив­ шись лицом к алтарю. И еще один вопрос: можно ли молиться сидя ? Р. Б. Серафима Не удивляться следовало бы Вам, а молиться и слушать Евангелие. Молиться можно и стоя, и сидя, и л£жа. В православных храмах во время божественных служб (да и вне служб) принято стоять. Так мы выражаем свое благоговение и поч­ тение к Богу и святыне. Владыка, у меня умерламама, ска­ жите, как правильно должны быть организованы похороны православ­ ного христианина ?Суважением. Алексей Ионов. Алексей! Несколькими словами об этом я не могу сказать. В на­ шей газете по этому вопросу вый­ дет статья. Можно ли чистить зубы перед причастием? Можно ли людям, ко­ торых мучают разного рода стра­ хи, после причастия подойти к свя­ щеннику под Чашу? Мне говорили, что это помогает избавиться от страха. Р. Б. Лариса. Перед причастием чистить зубы и можно, и нужно так само, как и умывать лицо. Относительно стра­ хов разрешите вопросы не через газету, а на исповеди перед при­ частием. Объясните, пожалуйста, как ми­ рянину правильно пользоваться ла­ даном? В церкви мне сказали, что кадить ладаном мирянину нельзя — это большой грех, его можно воз­ жигать только над лампадкой. На­ до ли каяться на исповеди в этом грехе. Р. Б. Фотиния. Простите, но мне трудно объ­ яснить через газету, например, как пользоваться ложкой, ножом, спичками. Это усваивается практи­ чески. В конкретной ситуации. От­ носительно «нельзя», о чем Вам в церкви сказали, я отвечу вопросом: а почему (для чего) мы свободно можем его приобрести в храме? Что это за праздник «Красная горка» ?Какую духовную литерату­ ру Вы посоветует читать новона­ чальному православному человеку? Р. Б. Александр. «Красная горка» —это не празд­ ник. В народе так называется Фо­ мина неделя (второе воскресение после Пасхи). Ее название восхо­ дит к древне-языческим игрищам, которые проводились весной на гористых местах, ранее других ос­ вобождающихся от снега и пок­ рывающихся первой красивой («красной») травой. Часто это бы­ ли брачные игрища. V. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz