Миссионерская православная газета. 2005 г. № 5. Май.
Лтттщтм прттмшттгттч № 5 , май, 2005 'Q С Л О В О П Р О П О В Е Д Н И К А Ікршежт<шФож Ш тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай Уверение Фомы. Храм в Дафни (Греция). руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (Ин 20, 19-31) Сегодня восьмой день с того дня, как мы услышали пасхальное благовестие ангелов, с того дня, как в этом храме мы созерцали Свет жизни, победив ший смерть. И в этот восьмой день пос ле Пасхи Христовой мы вспоминаем о том, как апостолы собрались в той са мой горнице, где они вместе с Господом разделили Его тайную вечерю. Из стра ха гонений они затворяют двери. И эти затворенные врата - образ затворенных дверей нашего сердца. И вот Господь —наша Жизнь и наше Воскресение — проникает внутрь, Он проходит сквозь стены и любые преграды, Он входит в нас, чтобы наши тревоги, чтобы наше неверие превратить в радость о воскре сении: не только Господь жив, но и мы тоже, мы живы. Евангелие рассказывает, что учени ки охвачены страхом, они пребыва ют в полном смятении, потому что их Учитель завершил свой земной путь на Кресте, в позоре и во мраке смерти. Они боятся преследований со сторо- , ны иудеев и собрались сегодня вместе, чтобы дать друг другу утешение. Навер няка они вспоминают рассказ Марии о том, как воскресший Господь явился ей в Гефсиманском саду, рассказ Петра и Иоанна о пустом гробе. Только они пока не могут твердо поверить в то, что Господь воскрес. И в этот самый момент Он пришел и стал посреди них. Эти два слова в языке евангелиста Иоанна об ретают особое звучание. Пришествие означает собой Божественное вмеша тельство, участие. Глагол «встать» озна чает воскреснуть, ибо Господь воскрес и жив. Охваченных страхом учеников Он привествует словами мира, чтобы раз веять их боязнь. Ученики созерцают зи яющие раны от гвоздей и ребро, пробо- денное копьем римлянина —и в небес ной славе Воскресший Господь навсегда остается Господом Распятым, обручен ным человеческому страданию. Учители Церкви по праву называют это явление Воскресшего на восьмой день Пятидесятницей от Иоанна. Уже сегодня, на восьмой день, Иисус при ходит, чтобы исполннить обетование о ниспослании Святого Духа: «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» Он дышит и павшие духом восстают. Слово приимите имеет в устах Гос пода особый смысл. Его мы слышали как прощальный завет на тайной вече ре, оно имеет литургическое звучание. В Духе Святом Господь дает ученикам власть проповедовать евангелие, с это го момента они становятся апостолами, то есть посланниками Божественной вести, Божественного ликования об отпущении грехов. В Священном пи сании слова «ликование» и «юбилей» суть синонимы. В Ветхом Заветё смысл юбилейного года (ср. Лев 25, 8-22) как раз и состоял в ликовании, потому что в этот год отпускались все грехи, про щались обиды, долги, возвращалось то, что было отнято, освобождались рабы, восстанавливались распавшиеся семьи, самой земле давался отдых. Явление Воскресшего Христа и знаменует собой этот Великий Юбилей, наступление мессианского Царства. И отныне апос толы посланы нести это ликование, эту «юбилейную» весть о вселенском про щении грехов, освобождении узников, прозрении слепых, это —благовестие о приблизившемся Царствие Божием. «Фома же, один изДвенадцати, назы ваемый Близнец, не был тут с ними...». Фома —щедрый и нетерпеливый. Ры царь на час. Мы помним, как он вос кликнул в благородном порыве сердца: «Пойдем и мы умрем с Ним!» (Ин 11, 16). Он готов принять мученическую кончину вместе с Господом, но как и его собратья бежал из Гефсимании; не был он со всеми учениками и в вечер Вос кресения. Это образ ученика пылкого, но ненадежного. Когда он узнает, что другие видели в его отсутствие явивше гося Спасителя, он категорично заявля ет: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Господь не оставляет своих в растерянности и смятении, Он приходит слабого утвердить в вере: «По дай перст твой, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои». Воскресший Господь зовет прикос нуться к Своему сердцу, познать Его сокровенную тайну. Вложил апостол Фома свои перста или нет, но парадок сальным образом Господь сам коснулся сердца Своего ученика. Что происходит в этот момент в душе апостола Фомы? Созерцая пронзенное сердце Учителя, он, быть может, провидит свой собс твенный жребий: свидетельствовать до смерти, быть верным до конца. Недаром предание Церкви называ ет Иисуса светом Востока. Как солнце встает-воскресает на востоке, являя но ворожденный день, так же Иисус вос крес из гроба и явился нам. И вот апос толу Фоме предстоит путь на Восток, и где-то в далекой Индии он пребудет ве рен до конца. Этот вечер восьмого дня по Пасхе он, наверное, вспомнит в сво ей смертной муке, когда его тело про нзит копье, и меч растерзает его сердце. «Господь мой и Бог мой» —это бого- духновенное исповедание веры. В име ни Господь содержится воспоминание об откровении Неопалимой Купины, когда Бог открыл Моисею Свое Имя Аз-Есмь, Сущий, которое поколения и поколения верующих в священном тре пете заменяли словом Господь. Купина —дерево, которое охвачено огнем, но не сгорает, это прообраз зия ющих ран Спасителя: из смертоносных язв струятся потоки божественной жиз ни. В этом исповедании слышится крик пасхального ликования. Пасха Христо ва в нем предстает как окончательное свершение, Новый Исход: Господь мой и Бог мой. В ответ мы слышим слова заповеди: «Ты поверил, потому что увидел Ме ня; блаженны невидевшие и уверо вавшие». Понимаем ли мы истинный смысл этого блаженства? Разве вера состоит в какой-то слепой доверчивос ти, разве речь идет здесь о вещах, кото рые мы не видим, не чувствуем, шагая по жизни с завязанными глазами. Нет. Уверовать значит увидеть широко рас крытыми глазами, иметь мужество ви деть мир вещим взором сердца, отвага видеть и верить в то, что заповедал Гос подь, поверить и пойти за Ним до кон ца, до смерти и пребыть с Ним во веки веков. Аминь. Иерей Димитрий Сизоненко. Владыка Симон отвечает на вопросы читателей Грех ли выходить замуж за чело века другой национальности и веры? Светлана А. Нет, не грех. Для православных грех жить в блуде, то есть не вен чавшись в православной церкви. Владыка, на пасхальном богослу жении в Свято-Никольском кафед ральном соборе меня удивило, что Евангелие на языках священники чи тали спиной к Престолу, а по-сла- вянски архидиакон читал, обратив шись лицом к алтарю. И еще один вопрос: можно ли молиться сидя ? Р. Б. Серафима Не удивляться следовало бы Вам, а молиться и слушать Евангелие. Молиться можно и стоя, и сидя, и л£жа. В православных храмах во время божественных служб (да и вне служб) принято стоять. Так мы выражаем свое благоговение и поч тение к Богу и святыне. Владыка, у меня умерламама, ска жите, как правильно должны быть организованы похороны православ ного христианина ?Суважением. Алексей Ионов. Алексей! Несколькими словами об этом я не могу сказать. В на шей газете по этому вопросу вый дет статья. Можно ли чистить зубы перед причастием? Можно ли людям, ко торых мучают разного рода стра хи, после причастия подойти к свя щеннику под Чашу? Мне говорили, что это помогает избавиться от страха. Р. Б. Лариса. Перед причастием чистить зубы и можно, и нужно так само, как и умывать лицо. Относительно стра хов разрешите вопросы не через газету, а на исповеди перед при частием. Объясните, пожалуйста, как ми рянину правильно пользоваться ла даном? В церкви мне сказали, что кадить ладаном мирянину нельзя — это большой грех, его можно воз жигать только над лампадкой. На до ли каяться на исповеди в этом грехе. Р. Б. Фотиния. Простите, но мне трудно объ яснить через газету, например, как пользоваться ложкой, ножом, спичками. Это усваивается практи чески. В конкретной ситуации. От носительно «нельзя», о чем Вам в церкви сказали, я отвечу вопросом: а почему (для чего) мы свободно можем его приобрести в храме? Что это за праздник «Красная горка» ?Какую духовную литерату ру Вы посоветует читать новона чальному православному человеку? Р. Б. Александр. «Красная горка» —это не празд ник. В народе так называется Фо мина неделя (второе воскресение после Пасхи). Ее название восхо дит к древне-языческим игрищам, которые проводились весной на гористых местах, ранее других ос вобождающихся от снега и пок рывающихся первой красивой («красной») травой. Часто это бы ли брачные игрища. V. J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz