Миссионерская православная газета. 2005 г. № 4. Апрель.

:Л 'i ;ош:ерск&я прд&ош 5ЙЯ № 4, апрель, 2005 7 V. Жг? ‘•Oil дрз Зі-Ѣ .: ,:•:S' Щі m x4 # m ІЩ.щ -:'-W’ M5 ■«Й m Ш 4®# iei» жтгшto iwiiif и В Лазареву субботу заканчива­ ется сорокадневный пост. За­ молкают звуки плача о люд­ ских грехах перед тайной искупительных страданий Сына Божия. В Вербное Воскресение Церковь зовёт своих чад вместе с Господом войти в Иерусалим, куда Он идёт, чтобы отпраздновать Пасху. Так, верующие становятся сви­ детелями событий последних дней земной жизни Христа. Богослужение ведет нас по Его стопам от Вифании (места воскрешения Лазаря) в Иерусалим, на Елеонскую гору, в Сионскую горницу (где со­ вершилась Тайная вечеря), в Гефсиманию, во двор первосвященника и в преторию Пилата, на Лобное место (Голгофу) и, наконец, в пог­ ребальную пещеру праведного Иосифа Арима- фейского. Дни страстной седмицы называются великими, всю неделю полагается соблюдать строгий пост, творить дела благотворительнос­ ти и милосердия. Понедельник В богослужении этого дня грядущие стра­ дания Спасителя предобразованы в истории праведного Иосифа, которого братья продали в рабство, который подвергся унижениям, но, в конце концов, был восстановлен Богом в великой славе. Образ человека, погибающего в нераскаянии, изображен в притче о бесплод­ ной смоковнице, иссохшей до самого корня. Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона. Утреннее Евангелие назидает притчей о злых виногра­ дарях, убивших сначала слуг своего господина, присланных за виноградом, а потом и его сына. В начале Утрени поется тропарь на тему при­ тчи одесяти девах (Мф 25, 1-13): «СеЖених гря­ дет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща. Недостоин же паки его же обрящет уны- вающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят ecu, Боже, Богордицею помилуй нас». Пос­ ле канона поётся светилен, вспоминающий притчу о брачном пире (Мф 22, 1-14): «Чертог Твои вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавне, и спаси мя». Вторник Среда Четверг Ночь Иисус провел в Вифании, а наутро вновь приходит в Иерусалим,«проповедует в храме и вне его стен. Первосвященники и ста­ рейшины также слушают Его притчи, решают схватить Его и предать смерти. Между тем на­ род с восхищением слушает проповедь и почи­ тает Иисуса за великого пророка. Из наставлений, произнесенных Спасителем в этот день, Церковь для нашего назидания предлагает притчу о 10-ти девах, которой Гос­ подь увешает своих друзей и учеников бодрс­ твовать и молиться. Эта притча внушает мысль о том, что нужно быть готовым в любой момент встретить Небесного Жениха целомудрием и милосердием, которые символизирует в притче елей, приготовленный мудрыми девами. В Евангельских чтениях звучат слова Спаси­ теля о воскресении мертвых, о втором пришес­ твии, о талантах и о Страшном суде. В великую среду как образ благодатного покаяния вспоминается жена с алавастровым сосудом, умастившая ноги Спасителя миррой. В четверг вспоминается Тайная Вечеря — последняя трапеза, которую Иисус совер­ шил со своими учениками накануне Пасхи. За этой трапезой Спаситель установил таинс­ тво Причащения и Своими руками причастил апостолов. В песнопениях Великого Четверга —смирение Спасителя, умывшего ноги своих учеников и благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых. Страстной четверг в народе также называют чистым, потому что в этот день принято наво­ дить чистоту во всем: в мыслях, делах и в доме. Верующие в этот день стараются исповедо­ ваться и причаститься, готовятся к празднику. Это еше и день приготовления праздничного Пасхального угощения: хозяйки пекут куличи, готовят пасху, красят и расписывают яйца. Пятница Вечером в четверг совершается утреня Ве­ ликой пятницы, которую обычно называют службой 12-ти Евангелий. Всё посвящено вос­ поминанию спасительных страданий Господа: Гефсиманское борение, предательство Иуды, суд, бичевание, вынесение приговора, преда­ ние на распятие, Крест и смерть. Переступая через века и страны, Церковь переносит нас к подножию Креста Христова и делает нас зрите­ лями страданий Спасителя. Верующие внима­ ют Евангельским повествованиям с зажженны­ ми свечами в руках, после каждого чтения хор возносит хвалу: «Слава долготерпению Твоему, Господи!», при этом звучит удар в колокол. После службы, по давней традиции, веру­ ющие несут домой зажженные «страстные свечи» - свет веры и надежды, предвестник Воскресения. В этот день не совершается Божественной литургии, днём служится чин снятия со креста и выноса плащаницы (икона на холсте с изображением Христа во гробе), а вечером в пятницу совершается чин погребе­ ния Спасителя, читается плач Божией Матери. Иосиф с Никодимом сняли Тело, умастили его по обычаю благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, неподалеку от Голгофы. Солнце уже склонялось к западу. Привалив камень ко входу в пещеру, они удалились. Великая Суббота Христос во гробе. Вместе с Ним ученики похоронили, казалось, свою надежду и веру. Они до конца не хотели расстаться с мечтами о славном земном царстве. Но Христос не только не основал этого царства, а Сам погиб, как пре­ ступник. Как поторопились апостолы делить места и троны! Евангелисты молчат о том, что пережили и передумали ученики в ту пасхаль­ ную субботу. Но само их молчание красноречи­ вее всех слов. Спускается ночь. Дремлет стража у опеча­ танного гроба. Внезапно подземный удар со­ трясает холм. С грохотом отваливается камень. Блеск, подобный молнии, повергает воинов на землю. Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошед­ ший во мрак преисподней Христос оказался сильнее смерти. В древности Литургия Великой субботы со­ вершались на закате дня, и поэтому ее начина­ ют с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следу­ ющий день —Пасха, то Литургия Великой суб­ боты совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой — начинает пасхальное торжество. В ней чу­ десным образом сочетаются скорбь и светлоге ликование. Посредине храма еще лежит изоб­ ражение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» —лиц приготовлен­ ных к принятию христианства. Для новокре­ щеных, стоящих теперь в храме в белых рубаш­ ках и со свечами в руках, хор вместо Трисвятого поет «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал 3, 27). После этого песнопе­ ния Вечерня переходит в Литургию. Апостольское чтение (Рим 6, 3-11) призыва­ ет христиан умереть для греха, чтобы жить со Христом. Здесь наступает переломный момент от страстного к Пасхальному богослужению: закрывается алтарь и происходит перемена всех облачений в храме с темных на белые. « Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследеши во всех языцех» (Пс 81, 8) —поет многократно торжественным напевом хор. К началу чтения Евангелия, которое возвестит о воскресении Спасителя (Мф 28, 1-20), храм приобретает светлый, пасхальный вид. После чтения Еван­ гелия продолжается Литургия Василия Вели­ кого обычным порядком. Вместо Херувимской поется гимн: «Да мол­ читвсякая плоть человеча ида стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помыш­ ляет: Царь бо царствующих и Господь господс­ твующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лии,а Ангельстии со всяким началом и властью: многоочитии Херуви­ мы и шестокрылые Серафимы, лица закрывающе и вопияще песнь: Аллилуиа». Вместо Достойно есть хор поет ирмос 9-ой песни канона утрени: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без Семене зачала ecu Сына. Восстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою илюбовию Тя величающия». Богослужение Великой субботы служит переходом к наступающему дню, Празднику праздников — Воскресению Христову. Для подкрепления сил в конце богослужения верующим раздаются освященные хлебцы, смоченные вином. Кроме строгого поста, провождение дня Великой субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жиз­ ни. «Что это? —говорит святой Епифаний в своей беседе на Великую субботу. —Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробужда­ ет от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде». Епископ Александр Милеант. :Щ2 УЗЙ Г-: ”<А. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz