Миссионерская православная газета. 2005 г. № 4. Апрель.

№ 4, апрель, 2005 \я ; ыт-;. ітанная» педагогика, или Потерять себя с Гармаевым Москва, сессия, неугомонная жизнь мегаполиса. Хочется остановиться, перевести ды­ хание. Захожу в храм, смотрю книги: Священник Анатолий Гармаев «Обрести себя», «Пси­ хопатический круг в семье». Тематика —нравственная педа­ гогика и психология. «Купите, это очень интересно, благодат­ ный батюшка». Куплю. У меня семья, дети, и, конечно, свои проблемы: взаимоотношения друг с другом, храм — мир... Дома выкроила минутку —дети спят, села за чтение. И с первой же страницы столкнулась со множеством непонятных слов и формулировок (эго-щит, эго­ кора, печати, триады, ритмы совести и др.), изобретенных, по-видимому, самим автором. Стаю ясно: чтение затянется, придется разбираться. Впе­ чатлениями от прочитанного хотелось бы поделиться. Человеческая жизнь в кни­ гах Гармаева описана доста­ точно мрачно. Пребывая в постоянных психопатических кругах и находясь под гнетом различных «печатей», хотя бы к концу жизни человек дол­ жен обрести образ и подобие Божие. Что делать? Как жить? Во-первых, определиться с пе­ чатями. Печать по Гармаеву — это словесное . программи­ рование человеческой души. Неверно брошенное слово дает ложную жизненную ус­ тановку, программирует чело­ веческую душу, ломая всю его жизнь. Все мы многократно опечатаны. Печать обладает магической энергетической мощью: «В сердцах сказанное слово наиболее энергетически обеспечено...Даже слабое эго­ состояние при сильном слове матери может обрести могучую печать... бабушкина печать, ви­ новата в том, что человек одер­ жим сребролюбием». В общем, как у короля в известном филь­ ме «Обыкновенное чудо» — во всем виноваты предки. Просто психоанализ какой- то: каждый запрограммирован с ранних лет. А между тем в православии образ Божий, который по Гармаеву нужно обрести хотя бы на смертном одре, предполагает в человеке дар свободы и способность различения помыслов. В обществе, по Гармаеву, человек попадает во множест­ венные психопатические кру­ ги. «Психопатические связи настолько множественны, что все мы опутаны многослойной сетью психопатических отно­ шений друге другом». Из поко­ ления в поколение происходит нарастание психопатического круга. Здесь человек уже чувс­ твует какую-то фатальную обреченность, тяготение рока. Как бороться с кругами и пе­ чатями? Нужно, оказывается, выкапывать вредные слова и установки из своей души, оп­ ределять, чем обусловлено твое действие, какая печать дает о себе знать. То есть, говоря тра­ диционным языком, занимать­ ся самокопанием, выискивая в себе «печати» и «психопатичес­ кие круги». Встречаются в его книгах и элементы магизма. Человечес­ кая душа слита с физиологией. А человек совершенно беспо­ мощен перед действием ду­ ховных, душевных и телесных энергий. Поэтому информа­ цию об окружающей действи­ тельности он должен получать посредством «слышания». «Способность врачевания - слышать то, что происходит в другом человеке, в его сущнос­ ти, видеть внутреннее состоя­ ние организма, чувствовать его по тем малоприметным вне­ шним проявлениям, которые он высказывает невербально». Лучше всего с этим справля­ ются целители, опыт которых автор явно предпочитает опы­ ту традиционной медицины. То есть попросту говоря, автор настаивает на том, что человек должен развивать в себе эктра- сенсорные способности. Есть у Гармаева и учение об энергетике. Люди, по нему, энергетически излучают страс­ ти, незримо заражая при этом окружающих. «Если семья... проживает в современном доме, где квартиру от квартиры отделяет всего лишь одна стена (что для сексуальной энергии не имеет большого значения) [так у автора!], то становится почти невозможным сохране­ ние целомудрия, ибо всё ок­ ружение является фантасмаго­ рией эротики. Стоквартирный дом представляет собой ворон­ ку и буйство той энергии, ко­ торая, естественно, возбуждает человека, даже взрослого». Выход, предлагаемый автором —уехать в деревню, где дома разрознены, там якобы сексу­ альность проходит. Интересно, в связи с этим, что природа за пределами городов, воспри­ нималась подвижниками как пустыня, заселенная бесами, а страсти терзали пустынни­ ков не меньше, чем в городах. Не обошел своим вниманием Гармаев семью и детей. И здесь вызывает, мягко скажем, не­ доумение его зацикленность на сексуальных вопросах и абсолютное игнорирование им слов апостола: «А блуд и всякая нечистота... не долж­ ны даже именоваться у вас» (Еф 5,3). Хотя понятно: кто откроет людям глаза, как не отец-основатель «нравствен­ ной» психологии и педагоги­ ки? По мнению Гармаева брак, основанный на влюбленности, есть результат «сексуального влечения», а влюбленность пе­ рерасти в любовь ну никак не может. Оказывается, сущест­ вует «правильное супружество, суть которого в следующем: «Благодатные Силы Души, которые исходят из совестли­ вой глубины человека... гасят сексуальную энергию... При достаточной исполненное™ человека Душевными Силами, сексуальная энергия о себе почти не заявляет... Частота интимных встреч естествен­ ным образом сокращается». Получается, что человеческая сексуальность —результат ос­ кудения благодати в человеке, она зло, её надо «гасить» каки- ми-то «Благодатными Силами Души». Автор все время пы­ тается противопоставить «це­ ломудрие» «сексуальности». Но, согласно святоотеческой терминологии, целомудрию всегда противопоставляется «похоть» или «блуд». А сексу­ альность есть так называемая неукоризненная страсть (как голод или усталость), которую человек может добровольно извратить и стать нецело­ мудренным. То есть она не нуждается в «погашении», а брак при этом нисколько не теряет своего целомудрия. Кстати, брак противоположен не «целомудрию», а «девству». «Ибо целомудрие не отри­ цается у тех, которые живут в законном браке», — пишет блж. Феофилакт Болгарский. Гармаев продолжает: «Цело­ мудрие хранит другого, а не- целомудрие влечет другого к себе, чтобы окунуться во всю В 1971 г. окончил МГПИ им. В.И. Ленина, с тех пор активно работает с детьми, молодежью и семьями. В Москве в 1980- х гг. проводил тренинги с родителями и проблемными супружескими парами, мате­ риалы которых легли в основу его книги-«Психопатический круг в семье». В Волгограде в 1993 г. был рукоположен в священники, возглавляет Волгоградское Епархиальное училище православной катехи­ зации и церковной педагогики прп. Сергия Радонежского. Известен как автор книг по «нравственной психологии», в них описывается специфичес­ кая педагогическая система, которую он использует в вос­ питании подростков. По мне­ нию его оппонентов, система А. Гармаева содержит в себе элементы оккультизма и других учений, чуждых православной традиции. Этой теме был посвя­ щен разговор, состоявшийся в Центре св. Иринея Лионского. Профессор А. Дворкин открыто заявил, что «тревожные сви­ детельства людей», побывав­ ших в общине о. Анатолия, не позволяют далее откладывать экспертизу этого явления на предмет наличия в нем при- полноту сладострастия, вплоть до интимной близости...» Вот и договорились. А как же, «Да будут двое одна плоть...». «Прекрасно деторождение, и прекрасен брак..., с помощью законного совокупления не позволяющий плоти воспла­ меняться беззаконным деяни­ ям» (Прп. Иоанн Дамаскин). Относительно же порицающих брак Церковь всегда была очень строга. То, что пишет Гармаев о де­ тях, не для слабонервных( и уж точно не для тех, кто любит детей: «Мать, переживающая сильное эротическое чувство, пока носит ребенка, отдаю­ щаяся в это время эротике, по закону резонанса возбуждает такие же переживания в ребен­ ке, в нем пробуждается сексу­ альность. Родившись, ребенок начинает немедленно и сразу проявлять различные эроти­ ческие переживания в дейс­ твии. Ибо если мать не пере­ живала эротики, пока носила в утробе, ребенок такого пере­ жить просто не может. Другой вариант пробуждения эротики - это игры детей, еще малюток, с собственными органами, когда они лежат в колыбели. Вроде бы еще крошка, а уже, играясь таким образом, полу­ чает некоторое услаждение». Интересно, как это «ново­ рожденные малютки» смогли рассказать Гармаеву подобную гадость о своих «эротических переживаниях» и «некоторых услаждениях». Гармаев даже не понимает, что новорожденный малютка просто физически не может достать «ручками» до «органов», он на бок-то перевернуться не может. Вам и на ум такое не приходило, а вот фрейдисту Гармаеву приходило и не такое: «Мать, пробужденная в материнстве, родив ребенка, волосы свои убирает так, чтобы ни один волосок не коснулся лица ребенка, и чтобы малыш до семи лет не касался женских волос... Современная мать... получает особое наслаждение, купая малыша в своих волосах. знаков тоталитарной секты. По мнению о. Димитрия Смирно­ ва, обсуждаемые книги могут служить своеобразным тестом: душевно здоровым людям они недоступны, для них очевидна «мутная бесперспективность» этого учения. Адептами же ста­ новятся люди «вязкого созна­ ния», и в их среде «усугубляет­ ся злокачественный психопато­ логический процесс». Поэтому он считает деятельность «без­ условно вредной»: «В книге нет ни одного конструктивного слова, нет ничего положитель­ ного. Мой совет - изъять тираж и сжечь. Это будет правильно». Особенно любят это занятие мальчики, потому что мате­ ринские волосы именно в них вызывают какую-то сладость переживания, отчета в которой они себе не отдают, которая дает им возможность пробу­ диться эротично и уже в семь лет проявлять эротическое поведение». Гармаев в красках описывает «эротические пере­ живания» и «влечения» детей детских садов, проявляющих­ ся в подглядывании, «блудные пристрастия» матерей к сы­ новьям, являющиеся по нему типичным явлением в сфере семейных отношений. Читая Гармаева, любая мать погружа­ ется в состояние безысходной виновности, т.к. она все дела­ ет неправильно, даже исходя из казалось бы самых чистых побуждений. Она неправильно зачала, носила в утробе, кор­ мила своих детей, неправиль­ но их воспитывает, постоянно травмирует душу ребенка. К примеру: «Искусственные роды — это катастрофическое состояние нравственного в матери. Это признак её без-со- вестного состояния до зачатия, в период беременности, в мо­ мент самих родов». Из-за краткости этой статьи остались за кадром другие идеи волгоградского «новатора»: се­ мейные поселения с обменом детьми, система особого душе- попечения в его училище (кон­ троль за сознанием и различ­ ные «прещения», включающие и телесные наказания), а также искажения православной дог­ матики в его книгах. В 2004 г. Центром Иринея Лионского учение Гармаева было признано оккультным, не имеющим никакого отно­ шения к православной тра­ диции. Книги — абсолютно непригодными в деле право­ славного педагогического вос­ питания, духовно опасными (кстати, у Гармаева ни в одной книге нет библиографии. Но это и понятно, на что ссылать- ся-то —на Фрейда, что ли?), а некоторые положения его книг близкими учениям сект. Таким образом, хотелось бы призвать всех, кто подде­ рживает идеи Гармаева и за­ нимается распространением его «трудов», задуматься над тем, не способствуют ли они образованию «православной» секты. Между прочим, Гар­ маев анонсировал «заочные родительские курсы церков­ ной педагогики»: «желающе­ му учиться нужно на местах собрать группу и от её лица старшему группы вступать в отношения с училищем». Нас ожидают гармаевские кружки в каждом городе, его опыт будет внедряться не только на уровне местного епархиаль­ ного училища, но и в других епархиях. Кажется, самое время сказать: не дай Бог... А. С. Ермолаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz