Миссионерская православная газета. 2005 г. № 4. Апрель.
№ 4. апрель, 2005 I І « Л Чуй»М4гКа*ИНЯИЛАГЩТНШ Фгня В истории человечества имеется мно жество чудесных явлений, в которыъх является себя сила и величие Божие. Особое место из них принадлежит чуду, выходящему за рамки всего рациональ ного, которое повторяется из года в год по молитвам православного патриарха в Страстную субботу —накануне Пасхи Христовой. С великим благоговением и внут ренним трепетом отправилась наша паломническая группа к величайшей святыне мира, в самый град градов — Иерусалим. Со времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа прошло более 12-ти веков. Много событий про неслось за эти годы над Святой Землей. Многое разрушено, многое построено. Но осталась та же земля, по которой Господь ходил, то же небо, те же горы и долины, на которые Он смотрел. Каж дый кусочек земли, каждый камешек живо свидетельствуют об этой истине. Здесь, на Святой Земле, Архангел Гавриил открыл Совет Предвечный Отроковице Марии о рождении от Нея Сына Божия. Здесь, не в роскошной колыбели, не на ткани дорогой, а в убогой пещере Вифлеемской воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш. Здесь, на Земле Обетованной, жил Господь, творил чудеса, был распят за спасение мира, тридневно воскрес, вознесся со славою на небеса и послал Духа Утешителя Своим возлюбленным ученикам. На Святой Земле протекала и жизнь Божией Матери, и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые Апостолы, здесь про лилась кровь первых мучеников. Здесь не чувствуешь многовековой отдаленности от тех священных со бытий, которые совершались на этой Святой Земле. Здесь ясно чувствуешь везде присутствие Божие, присутствие Самого Христа —вот Он здесь, рядом с тобой. Сам Христос! В семь часов утра был отслужен бла годарственный молебен. Все палом ники со слезами благодарили Господа за благополучное прибытие на Святую Землю. В глубоком волнении мы на правились по узким улочкам Святого града к величественному храму Вос кресения Христова — это первое и святейшее место, которое посещает каждый паломник. Ни один из храмов христианского мира не имел, и не будет иметь такую историю, как этот слав нейший и всеми почитаемый храм. В 326 г. от Рождества Христова Святая царица Елена заложила на месте наше го спасения этот великолепный храм, освященный 13 сентября 395 г. Войдя в полутемный притвор этого величественного храма, с благоговей ным трепетом припадаем к первому Святому месту — Камню Помазания. Проливаются первые слезы покая ния и благодарности Господу за Его великую и неизреченную милость к нам грешным за то, что мы имеем воз можность прикоснуться к величайшим святыням мира. Камень Помазания —это природная скала, на которой блаженный Иосиф с Никодимом положили Пречистое Тело Господа после снятия Его с Крес та и, помазав благовонным миром, по обычаю иудейскому обвивши пла щаницею, положили в «гроб новый». На скале с древних времен положен продолговатый белорозового цвета мрамор длиною в 3 м. и шириною в 1 м., очень древнего происхождения, который мы видим и теперь. По бокам этой святыни поставлены подсвечни ки огромной величины и висят неуга симые лампады, которые принадлежат православным, латинянам, армянам и коптам. Пройдя влево под арку колонн, мы видим под высоким куполом храма мраморную часовню, по-гречески — Кувуклию. Это и есть пещера Гроба Господня. Здесь хранится величай шая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение. При входе в Кувуклию стоит огромное количество подсвечников и великое множество лампад. Кувуклия имеет два придела. Первый именуется приделом Ангела (сидевшего на гробовом камне). Часть этого камня вделана в вазу из мрамо ра, стоящую посреди придела. Второй придел —Сам Живоносный Гроб Гос подень, в котором положено было Пре чистое Тело Богочеловека. С благоговейным трепетом и неизъ яснимой радостью припадаем мы к Живоносному земному ложу Спасителя нашего, тридневно опочившего на нем. Нас охватывает неизъяснимый трепет — ведь Сам Господь здесь. Перебираем в памяти имена всех родных, близких, друзей —всех, кто просил вспомнить их у этой величайшей святыни. Еще и еще раз припав к Живоносному Гробу и со слезами облобызав Его, отправляемся дальше по полутемному громадному храму. Пройдя вправо от Камня Помаза ния по мраморной крутой лестнице, с трепетом входим на Святую Голгофу. Она была местом казни преступников, которых приводили сюда и предавали распятию. На Святой Голгофе «со- творивый единым словом вселенную зрится пригвожден к древу, поруган, обесчестен». «Да молчит всяка плоть человеча» — взывает Святая Церковь. «Царь царствующих и Господь господс твующих приходит заклатися и датися в снедь верным» (песнопение Великой Субботы). С глубоким волнением и трепетом припадаем к святыне, вме щавшей в себе Животворящее Древо Крестное. Слезы льются рекой, —Боже, милостив буди мне грешному. Здесь была совершена Искупитель ная Жертва за весь мир. Здесь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем — невольно выры вается из души. С правой стороны от Места Распя тия видна в скале глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясе ния при распятии Спасителя. «И се, завеса церковная раздрася на двое... и земля потрясеся и камение распадеся и гроби отверзошася...» (Мф. 27, 51-52). Голгофа в переводе означает «лобное место», а по преданию праотец Адам был погребен в Голгофском холме, и Честная Кровь Спасителя сквозь рас щелину, образовавшуюся при кончине Спасителя, омыла прах прародителя от первого первородного греха. Эту рас щелину, идущую с самого верха Святой Голгофы, можно наблюдать в скале че рез стеклянное окно в глубине часовни Адама, которая находится под Святой Голгофой. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию», — воспевает Святая Церковь. Патриарх и архиереи служат на Святой Голгофе Божественную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте. Против Голгофы, в нескольких шагах от нее, находится камень, именуемый «Узы Спасителя» —это придел Темни цы Христовой с высеченными двумя отверстиями. Во время приготовления орудия крестной казни Пречистые ноги Спасителя были заключены в камен ные колодки, сохраняемые и доныне Благодатный Огонь, возгоревшийся в великой лампаде сам по себе. под алтарем. Мы с благоговением при кладываемся к ним, берем камешки от святыни, которые можно всегда иметь при себе. Недалеко от Темницы Христовой находится придел мученика Лонгина- сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде знамений. По преданию, придел устроен на месте об ретения главы сего святого мученика. Обойдя храм Воскресения Христова, останавливаемся у придела Поругания и Тернового Венца. Здесь под престо лом находится часть камня, где бичева ли Господа, и на котором Он сидел во время возложения на Него тернового венца. И много других приделов и свя тынь сокрывает в себе величественный храм Воскресения Христова, к которым мы с благоговением прикладывались и пели песнопения, соответствующие этим святым местам. В Великую Субботу (по старому сти лю) сходит Благодатный Огонь. В это время Господь сошел во ад и вызволил узников. Благочестивые греческие па ломники приходят с вечера и всю ночь пребывают в храме для того, чтобы ви деть Кувуклию и занять ближе место. Всю ночь проводят в храме в ожидании этого торжества. Делают специальные пучки из ма леньких свечей; 33 —по числу лет Спа сителя. И вот такое предожидание. Еще с вечера гасят все огни, все лампады, храм весь темный. Благодать сходит днем — приблизи тельно в час дня. Нет определенного времени: ждут 5 минут, иногда 10, иногда 20, были случаи, когда ждали по два часа; уже плакали и рыдали — на столько чувства напряжены — ведь это благословляется весь год. Само торжество начинается крестным ходом со двора Иерусалимской Патри архии, и через храм Святого Иакова проходят прямо в алтарь Воскресенс кого храма. Потом выходят из царских врат Патриарх в полном облачении, духовенство, клир, поют торжествен но, медленно тропарь «Воскресение Твое Христе Спасе...», впереди несут 12 хоругвий. Шествие это направляется к Святой Кувуклии, обходят ее трижды. Затем останавливаются перед дверьми Кувуклии. Двери закрыты (еше нака нуне, по традиции, накладывают кусто- дию —печать восковую или из сургуча: символично запечатывают Гроб). По том Патриарх разоблачается, остается водном подризнике, кланяется народу, под пение «Свете тихий» открываются двери, и Патриарх входит в Кувуклию. Причем во все времена очень строго прослеживали, буквально обыскивали Патриарха и тех, кто рядом с ним. Вхо дит Патриарх. И позволено армянскому архиерею войти в Кувуклию, но только в придел Ангела; он остается со свеча ми у дверей пещеры Господней. Право славный Патриарх на коленях входит ко Гробу и вот тут мы не знаем, что происходит. Как рассказывает Палом ник, епископ Мелетий не мог головы поднять, а когда поднял голову, то уви дел как бы огненную росу —шарики, как вода, голубоватого цвета —это не огонь, а какое-то вещество. Полагается вата, она воспламеняется, горит, но не обжигает, этот Огонь совсем другого свойства. Когда воспламеняется вата, Патриарх зажигает лампаду, свечи и раздает народу. И вот здесь интересные впечатления каждого, в меру человеческого сердца, — сколько может человек вместить. Каждый эту благодать ощущает по-раз ному. Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубова того цвета или облако — вся Кувуклия окутана этим облаком. Иногда явление молниеобразное — молния ударяет в стену и прямо озаряет все. И свечение это какое-то голубое. Иногда видят, как словно северное сияние играет под куполом Кувуклии. Одна сестра расска зывала, что при ней стояла гречанка, и когда та увидела Благодатный поток, она крикнула от радости, бросила све чи вверх, и к ней они вернулись уже зажженными. Ту радость передать невозможно. Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность. Вот стоит румынка, гам гречанка, тут русская, американка, и у всех получается одна молитва, все просят одного —благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное —одна молитва! Со мной стоял муж чина, так он начал плакать. Седой, солидный человек начал плакать, как ребенок. Мы в этом году ждали 8 минут —кажется вечность. Стояли, прямо из немогали, а он видит, что благодать не сходит, и начинает плакать. И вот когда благодать раздают, разли вается море огня, но пожара не бывает никогда. Даже был случай, когда заго релся апостольник; одна матушка рясу прожгла, в руках несла с дырой, домой пришла —ищет дыру, а ее нет. Это чувство надо пережить, его так не передать: кто плачет, кто кричит, кто смеется. И ясно чувствуешь незримое присутствие Господа, такое убедитель ное, явное, — вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все прискор бности, все, что человек претерпевает, начинает казаться ничтожным. В мо мент явления этого чуда, этой благода ти, все ничтожно. На улице указали нам на рассеченную колонну. В свое время армяне претен довали на приоритет, на первенство по лучения Благодатного Огня. Они под купили турецких чиновников, пришли раньше, затворились в храме, молились там по-своему и ждали благодати. А православные пришли после и остано вились перед закрытыми дверями — и епископы, и клир, и сопровождавший их народ. В такой печали проходило время ожидания Благодатного Огня. Со скорбной молитвой стояли право славные перед закрытыми дверьми. И произошло чудо — Благодатный Огонь вышел из этой колонны, рас сек ее, покатился и зажег свечи у всех православных. С тех пор никто уже не претендовал на первенство получения Благодатного Огня. Велика сила Божия, неизмерима, непостижима, необъяснима нашим малым умом. Безмерно велика любовь Божия к нам грешным! «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». Архимандрит Наум, Свято- Троицкая Сергиева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz