Миссионерская православная газета. 2005 г. № 4. Апрель.

№ 4. апрель, 2005 I І « Л Чуй»М4гКа*ИНЯИЛАГЩТНШ Фгня В истории человечества имеется мно­ жество чудесных явлений, в которыъх является себя сила и величие Божие. Особое место из них принадлежит чуду, выходящему за рамки всего рациональ­ ного, которое повторяется из года в год по молитвам православного патриарха в Страстную субботу —накануне Пасхи Христовой. С великим благоговением и внут­ ренним трепетом отправилась наша паломническая группа к величайшей святыне мира, в самый град градов — Иерусалим. Со времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа прошло более 12-ти веков. Много событий про­ неслось за эти годы над Святой Землей. Многое разрушено, многое построено. Но осталась та же земля, по которой Господь ходил, то же небо, те же горы и долины, на которые Он смотрел. Каж­ дый кусочек земли, каждый камешек живо свидетельствуют об этой истине. Здесь, на Святой Земле, Архангел Гавриил открыл Совет Предвечный Отроковице Марии о рождении от Нея Сына Божия. Здесь, не в роскошной колыбели, не на ткани дорогой, а в убогой пещере Вифлеемской воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш. Здесь, на Земле Обетованной, жил Господь, творил чудеса, был распят за спасение мира, тридневно воскрес, вознесся со славою на небеса и послал Духа Утешителя Своим возлюбленным ученикам. На Святой Земле протекала и жизнь Божией Матери, и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые Апостолы, здесь про­ лилась кровь первых мучеников. Здесь не чувствуешь многовековой отдаленности от тех священных со­ бытий, которые совершались на этой Святой Земле. Здесь ясно чувствуешь везде присутствие Божие, присутствие Самого Христа —вот Он здесь, рядом с тобой. Сам Христос! В семь часов утра был отслужен бла­ годарственный молебен. Все палом­ ники со слезами благодарили Господа за благополучное прибытие на Святую Землю. В глубоком волнении мы на­ правились по узким улочкам Святого града к величественному храму Вос­ кресения Христова — это первое и святейшее место, которое посещает каждый паломник. Ни один из храмов христианского мира не имел, и не будет иметь такую историю, как этот слав­ нейший и всеми почитаемый храм. В 326 г. от Рождества Христова Святая царица Елена заложила на месте наше­ го спасения этот великолепный храм, освященный 13 сентября 395 г. Войдя в полутемный притвор этого величественного храма, с благоговей­ ным трепетом припадаем к первому Святому месту — Камню Помазания. Проливаются первые слезы покая­ ния и благодарности Господу за Его великую и неизреченную милость к нам грешным за то, что мы имеем воз­ можность прикоснуться к величайшим святыням мира. Камень Помазания —это природная скала, на которой блаженный Иосиф с Никодимом положили Пречистое Тело Господа после снятия Его с Крес­ та и, помазав благовонным миром, по обычаю иудейскому обвивши пла­ щаницею, положили в «гроб новый». На скале с древних времен положен продолговатый белорозового цвета мрамор длиною в 3 м. и шириною в 1 м., очень древнего происхождения, который мы видим и теперь. По бокам этой святыни поставлены подсвечни­ ки огромной величины и висят неуга­ симые лампады, которые принадлежат православным, латинянам, армянам и коптам. Пройдя влево под арку колонн, мы видим под высоким куполом храма мраморную часовню, по-гречески — Кувуклию. Это и есть пещера Гроба Господня. Здесь хранится величай­ шая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение. При входе в Кувуклию стоит огромное количество подсвечников и великое множество лампад. Кувуклия имеет два придела. Первый именуется приделом Ангела (сидевшего на гробовом камне). Часть этого камня вделана в вазу из мрамо­ ра, стоящую посреди придела. Второй придел —Сам Живоносный Гроб Гос­ подень, в котором положено было Пре­ чистое Тело Богочеловека. С благоговейным трепетом и неизъ­ яснимой радостью припадаем мы к Живоносному земному ложу Спасителя нашего, тридневно опочившего на нем. Нас охватывает неизъяснимый трепет — ведь Сам Господь здесь. Перебираем в памяти имена всех родных, близких, друзей —всех, кто просил вспомнить их у этой величайшей святыни. Еще и еще раз припав к Живоносному Гробу и со слезами облобызав Его, отправляемся дальше по полутемному громадному храму. Пройдя вправо от Камня Помаза­ ния по мраморной крутой лестнице, с трепетом входим на Святую Голгофу. Она была местом казни преступников, которых приводили сюда и предавали распятию. На Святой Голгофе «со- творивый единым словом вселенную зрится пригвожден к древу, поруган, обесчестен». «Да молчит всяка плоть человеча» — взывает Святая Церковь. «Царь царствующих и Господь господс­ твующих приходит заклатися и датися в снедь верным» (песнопение Великой Субботы). С глубоким волнением и трепетом припадаем к святыне, вме­ щавшей в себе Животворящее Древо Крестное. Слезы льются рекой, —Боже, милостив буди мне грешному. Здесь была совершена Искупитель­ ная Жертва за весь мир. Здесь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем — невольно выры­ вается из души. С правой стороны от Места Распя­ тия видна в скале глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясе­ ния при распятии Спасителя. «И се, завеса церковная раздрася на двое... и земля потрясеся и камение распадеся и гроби отверзошася...» (Мф. 27, 51-52). Голгофа в переводе означает «лобное место», а по преданию праотец Адам был погребен в Голгофском холме, и Честная Кровь Спасителя сквозь рас­ щелину, образовавшуюся при кончине Спасителя, омыла прах прародителя от первого первородного греха. Эту рас­ щелину, идущую с самого верха Святой Голгофы, можно наблюдать в скале че­ рез стеклянное окно в глубине часовни Адама, которая находится под Святой Голгофой. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию», — воспевает Святая Церковь. Патриарх и архиереи служат на Святой Голгофе Божественную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте. Против Голгофы, в нескольких шагах от нее, находится камень, именуемый «Узы Спасителя» —это придел Темни­ цы Христовой с высеченными двумя отверстиями. Во время приготовления орудия крестной казни Пречистые ноги Спасителя были заключены в камен­ ные колодки, сохраняемые и доныне Благодатный Огонь, возгоревшийся в великой лампаде сам по себе. под алтарем. Мы с благоговением при­ кладываемся к ним, берем камешки от святыни, которые можно всегда иметь при себе. Недалеко от Темницы Христовой находится придел мученика Лонгина- сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде знамений. По преданию, придел устроен на месте об­ ретения главы сего святого мученика. Обойдя храм Воскресения Христова, останавливаемся у придела Поругания и Тернового Венца. Здесь под престо­ лом находится часть камня, где бичева­ ли Господа, и на котором Он сидел во время возложения на Него тернового венца. И много других приделов и свя­ тынь сокрывает в себе величественный храм Воскресения Христова, к которым мы с благоговением прикладывались и пели песнопения, соответствующие этим святым местам. В Великую Субботу (по старому сти­ лю) сходит Благодатный Огонь. В это время Господь сошел во ад и вызволил узников. Благочестивые греческие па­ ломники приходят с вечера и всю ночь пребывают в храме для того, чтобы ви­ деть Кувуклию и занять ближе место. Всю ночь проводят в храме в ожидании этого торжества. Делают специальные пучки из ма­ леньких свечей; 33 —по числу лет Спа­ сителя. И вот такое предожидание. Еще с вечера гасят все огни, все лампады, храм весь темный. Благодать сходит днем — приблизи­ тельно в час дня. Нет определенного времени: ждут 5 минут, иногда 10, иногда 20, были случаи, когда ждали по два часа; уже плакали и рыдали — на­ столько чувства напряжены — ведь это благословляется весь год. Само торжество начинается крестным ходом со двора Иерусалимской Патри­ архии, и через храм Святого Иакова проходят прямо в алтарь Воскресенс­ кого храма. Потом выходят из царских врат Патриарх в полном облачении, духовенство, клир, поют торжествен­ но, медленно тропарь «Воскресение Твое Христе Спасе...», впереди несут 12 хоругвий. Шествие это направляется к Святой Кувуклии, обходят ее трижды. Затем останавливаются перед дверьми Кувуклии. Двери закрыты (еше нака­ нуне, по традиции, накладывают кусто- дию —печать восковую или из сургуча: символично запечатывают Гроб). По­ том Патриарх разоблачается, остается водном подризнике, кланяется народу, под пение «Свете тихий» открываются двери, и Патриарх входит в Кувуклию. Причем во все времена очень строго прослеживали, буквально обыскивали Патриарха и тех, кто рядом с ним. Вхо­ дит Патриарх. И позволено армянскому архиерею войти в Кувуклию, но только в придел Ангела; он остается со свеча­ ми у дверей пещеры Господней. Право­ славный Патриарх на коленях входит ко Гробу и вот тут мы не знаем, что происходит. Как рассказывает Палом­ ник, епископ Мелетий не мог головы поднять, а когда поднял голову, то уви­ дел как бы огненную росу —шарики, как вода, голубоватого цвета —это не огонь, а какое-то вещество. Полагается вата, она воспламеняется, горит, но не обжигает, этот Огонь совсем другого свойства. Когда воспламеняется вата, Патриарх зажигает лампаду, свечи и раздает народу. И вот здесь интересные впечатления каждого, в меру человеческого сердца, — сколько может человек вместить. Каждый эту благодать ощущает по-раз­ ному. Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубова­ того цвета или облако — вся Кувуклия окутана этим облаком. Иногда явление молниеобразное — молния ударяет в стену и прямо озаряет все. И свечение это какое-то голубое. Иногда видят, как словно северное сияние играет под куполом Кувуклии. Одна сестра расска­ зывала, что при ней стояла гречанка, и когда та увидела Благодатный поток, она крикнула от радости, бросила све­ чи вверх, и к ней они вернулись уже зажженными. Ту радость передать невозможно. Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность. Вот стоит румынка, гам гречанка, тут русская, американка, и у всех получается одна молитва, все просят одного —благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное —одна молитва! Со мной стоял муж­ чина, так он начал плакать. Седой, солидный человек начал плакать, как ребенок. Мы в этом году ждали 8 минут —кажется вечность. Стояли, прямо из­ немогали, а он видит, что благодать не сходит, и начинает плакать. И вот когда благодать раздают, разли­ вается море огня, но пожара не бывает никогда. Даже был случай, когда заго­ релся апостольник; одна матушка рясу прожгла, в руках несла с дырой, домой пришла —ищет дыру, а ее нет. Это чувство надо пережить, его так не передать: кто плачет, кто кричит, кто смеется. И ясно чувствуешь незримое присутствие Господа, такое убедитель­ ное, явное, — вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все прискор­ бности, все, что человек претерпевает, начинает казаться ничтожным. В мо­ мент явления этого чуда, этой благода­ ти, все ничтожно. На улице указали нам на рассеченную колонну. В свое время армяне претен­ довали на приоритет, на первенство по­ лучения Благодатного Огня. Они под­ купили турецких чиновников, пришли раньше, затворились в храме, молились там по-своему и ждали благодати. А православные пришли после и остано­ вились перед закрытыми дверями — и епископы, и клир, и сопровождавший их народ. В такой печали проходило время ожидания Благодатного Огня. Со скорбной молитвой стояли право­ славные перед закрытыми дверьми. И произошло чудо — Благодатный Огонь вышел из этой колонны, рас­ сек ее, покатился и зажег свечи у всех православных. С тех пор никто уже не претендовал на первенство получения Благодатного Огня. Велика сила Божия, неизмерима, непостижима, необъяснима нашим малым умом. Безмерно велика любовь Божия к нам грешным! «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». Архимандрит Наум, Свято- Троицкая Сергиева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz