Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.
Ш ш ш т щ ш т п р а в о с л а в н а я гттш № 3, март, 2005 Л уг іітви^ ()Г V к т его п щ Во дни Великого поста священ нику особенно часто приходит ся слышать вопрос: «Батюшка, меня одолевает уныние, что мне делать?» Великий пост - поприще, которое требует на пряжения физических и духов ных сил, и чтобы не сбиться с пути, не будет ли самым надёж ным обратиться к опыту тех, кто прошёл этот путь до конца и проложил нам дорогу. Опыт от- цов-пустынников и в наши дни остаётся неиссякаемым кла дезем духовной мудрости для всех ищущих. В поучениях отцов уныние предстаёт как самый лютый из восьми нечистых духов. Он на падает после того, как отступят другие бесы, и в нём как бы со единяется злоба всех остальных лукавых помыслов. Этот бес до вольно часто встречается на до рогах мира, но при этом чаще всего остаётся инкогнито. Откуда происходит уныние Чтобы с успехом врачевать бо лезнь, необходимо знать её при роду. Уныние (отцы называют его бесом полуденным) вызывает «удушие» души, оно словно кол паком накрывает все её жизнен ные способности, недаром в та ких ситуациях мы говорим: «Я на последнем издыхании». Итак, уныние представляет собой страсть: оно причиняет «страдания», в которых человек одновременно оказывается и потерпевшим, и виновным, по тому что источник всех нечис тых страстей кроется в болез ненном себялюбии, нездоровой привязанности к собственному «я», которую отцы называли са мостью. Во всём самость ищет и любит лишь самоё себя и легко оборачивается слепой ненавис тью против всех и вся. Но, несмотря ни на что, чело век остаётся свободен. Он может поддаться соблазнам или отверг нуть зло, однако не может поме шать Лукавому лишить его всего и даже самой жизни. Но кто не сдаётся у последней черты, уже «в этой плоти Бога узрит». Проявления уныния Проявления уныния столь же многообразны, как и проявле ния чувства подавленности и агрессивности. «Уныние — из неможение души», в котором всё доступное становится ненавист ным, всё недоступное — вожде ленным. Серьёзным людям бы вает особенно трудно признаться даже самим себе, что в какой-то момент они просто оказались во власти уныния. Они постара ются найти самые убедительные объяснения, чтобы хоть как-то оправдать своё печальное состо яние внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Вариа ции на эту тему бесконечно мно гообразны, но при этом мы при думываем лишь новые «имена» тому же унынию. Самый первый признак уны ния —состояние душевного смя тения, внутренней неустойчивос ти , которая может проявляться по-разному. Нас не устраивает жилище, профессия, общество старых друзей. Невозможно до вести до конца начатый труд, дочитать книгу, остаться хотя бы один вечер у себя дома. Сюда же примешивается тревога о своём будущем, о грядущих испыта ниях. Но разве для христианина посланные испытания не явля ются дополнительным основани ем вознести благодарение Богу? Есть и более безобидные сим птомы, которые невозможно распознать сразу. Стоит только впасть в уныние, как тут же наш повседневный труд начинает казаться источником всех бед. Унывающий легко обвинит в го, чтобы отличить подлинное от ложного! Воистину бес —друг всякой крайности. Однако существует надёжный критерий, как отличить истин ные дары Духа от ложных —это их плоды. Цель духовной жизни — милосердие. Любовь делает человека доброжелательным и любезным; отцы усматривали её прежде всего в кротости, душев ной мягкости. В то- время, как почувствовать себя в «тесноте». Молчаливо переносить это без горечи и злопамятства — вот что делает человека истинным «монахом» в изначальном смыс ле этого слова, то есть единой, цельной, неразделённой лич ностью. Авва Евагрий разворачивает настоящую стратегию, которая должна стать правиломжизни : «От уныния врачует постоянс- Когда подступает бес уныния, со слезами разделим нашу душу на две части: одна будет утешать, а другая - воспринимать слова утешения, и, бросая в нее семена добрых надежд, вместе со святым Давидом произнесем сие заклинание: Векую прискорбна ecu, душе моя; и векую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс 41, 6). этом кого угодно —начальника, коллег, ближних. Он с мучитель ной остротой перебирает в памя ти причинённые ему обиды, ре альные или воображаемые, вспо минает о несправедливом отно шении к нему. Это искушение встречается довольно часто, что, впрочем, и понятно, ибо более всего мы уязвимы именно в на ших чувствах, и унывающего бу дет терзать мысль, что «иссякла любовь и некому утешить его». Многие, увы, поддаются это му заблуждению, тогда как под линный характер их «депрессии» остается от них закрыт. Они не осознали, что оказались вовле чены в необычное единоборство с самими собой, здесь их про тивниками выступают не соци альные институты и не члены семьи, и не коллеги по работе, не кто бы то ни было, а просто их собственное уязвленное эго, плод той самой самости, в ко торой отцы усматривают общий корень страстных помыслов. Испокон века существует ис пытанное средство, во всяком случае, на первое время, облег чить бремя уныния —это развле чения и возможность поделиться с другими своими бедами. Когда эта потребность становится не утолимой, она легко может при нять формы неврастении. Если подлинный лик уныния определённо внушает отвраще ние и страх, другая его особен ность состоит в том, что иногда оно предстает в обличии доб родетели. Ну, кому же прият но проводить время в обществе унывающего? И тут бес меняет поле игры. Та же душевная не устойчивость приводит к неуто мимой активности, максима лизму, который может внешне принимать окраску добродетели —лишь бы хоть как-то отвлечь ся от собственной внутренней пустоты. Но рано или поздно на ступает момент пробуждения. И тогда либо в упадке духа бросают всё то, в чем до сих пор находили смысл жизни, либо ищут спасе ния во всевозможных развлече ниях. Какой же дар различения духов необходимо иметь для то о !1 f i r e b 0 2 п Ъ і cS r rb o tn v ѵІГс/Г"гпсиГ’ qu c c r 'i' г п / і ' і Г і * А \ л і т л f n r t i рѴ г~ л i n J d , j m \ A c f Uu c ■ c. ' - n f i c r l i o j . t l h l !Гі i Г і " <и і Ь г ч Г m r t “i j f ' активизм, порожденный уны нием, делает человека тяжелым и нетерпимым. Уныние может привести в со стояние глубокой нервной де прессии, которая обернётся от чаянием. Последний проблеск сознания — тщетность любой попытки бегства. И вот тогда «бездна бездну призывает»: без дна внутреннего небытия зовет к небытию. Кто бы мог подумать, что под давшийся в начале просто дур ному настроению, кончит столь плачевно? Во многих случаях алкоголизм, наркомания, само убийство представляется не чем иным, как последней и отчаян ной попыткой бегства от чувства внутренней опустошенности. Лекарственные средства Беспощадная анатомия уныния может навести на мысль, что не дуг неизлечим. Однако это было бы очередной иллюзией, порож дённой тем же самым унынием. Отцы —убеждённые оптимисты в вопросе победы над злом. Ибо в действительности зло это не—бы тие, и воскресший Христос явил всему миру его мнимый характер, «отняв силы у начальств и влас тей, властно подверг их позору» (Кол 2, 15). Бес не имеет никакой власти над человеком; по край ней мере, до тех пор, пока чело век в безумии не уступит себя. Поэтому уныние вполне излечи мо, и средства от него на удивле ние просты. Мы сказали, что уныние свя зано с упадком сил, «атонией» души. Все его проявления отме чены душевной неустойчивос тью, малодушием и трусливой склонностью к бегству от жиз ни. И поскольку пороку малоду шия может противостоять лишь добродетель мужества, первое и самое эффективное средство от уныния — просто «держать ся молодцом» перед соблазном бегства. Авва Евагрий не устаёт повторять: «Терпение усмиряет уныние». Любой человек может в своём семейном или профес сиональном окружении вдруг тво, делание всякого дела с ве ликою внимательностью и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разум но и усильно, и дух уныния бе жит от тебя. Итак, испытанное средство предотвратить или победить ду шевное смятение — это тяже лый, но исполненный со тща нием и мерой труд, который не является ни самоцелью, ни угож дением сребролюбию. Другое средство борьбы с уны нием —сегодня многие исполь зуют его разве что для похудения — это голодание. Все сказано в одной фразе: «Владеющий чре вом унимает пыл страстей». Под голоданием, постом под разумевался не только полный или частичный отказ от того или иного рода пищи. Гораздо важнее было уметь добровольно ограничить собственные потреб ности, воспитать волю. Другое лекарство может сов ременного человека оставить в растерянности. Это — слезы. «Тя жела печаль и нестерпимо уны ние, но слезы пред Богом силь нее обоих». Плакать можно по самым раз ным причинам, и слезы слезам рознь: они легко могут стать са моцелью и привести на грань безумия. Однако благодатные слёзы непосредственно связаны с молитвой — согласно отцам молиться, как ни странно, так же означало проливать слезыпред Богом: «Слезами в ночи призы вай Господа, и да никто не ви дит тебя в час молитвы, и ты об ретёшь благодать.» Но что делать, когда даже са мая усердная молитва остаётся бесплодной? Другое испытанное средство против вражьих козней — «противоречие », противосто яние. Оно состоит в многократ ном повторении с горячим сер дцем тех стихов из Священного писания, которые выбраны в соответствии с духовным состоя нием молящегося. Высшим при мером тому служат искушения Христа в пустыне, когда вместо того, чтобы вступить в спор с лу кавым, Господь «закрыл ему рот» силой Слова Божия. К этой тра диции восходит и известная всем практика Иисусовой молитвы — помногу раз повторять одно единственное прошение, взятое из Библии, в котором содержит ся уже всё, о чем следует просить у Бога: исповедание Христа Сы ном Божиим ведёт к глубокому покаянию в грехах и признанию нужды во спасении, которое ста новятся мольбой о милости. Итак, внушения врага над лежит вытеснять богоносными словами утешения и ободрения, как это проиллюстрировал автор миниатюры к Псалму 41. И само Слово Божие даёт человеку силу сдвинуться с мертвой точки в его духовном пути. Наконец, надёжный помощ ник в борьбе с лукавым —духов ное разумение. Это способность рассмотреть последний смысл уныния на той глубине, где обна жается вся нищета этого лукаво го помысла. Если «душа не пони мает, что быть искушаемой ради Христа — это тоже дар Святого Духа», следует напомнить ей сло ва апостола: по его благоволению нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил 1, 29). Постепенно человек начинает понимать, что эти «искушения» необходимы и без них нет спасе ния: «Как атлет не может стяжать венец, не сражаясь, так невоз можно быть христианином без брани». Так, уныние и депрессия, изначально лишенные всякого смысла, постепенно могут стать дорогой к подлинно христианс кому житию. Уныние и духовная жизнь Многим, вероятно, предло женные средства от уныния не покажутся столь уж притягатель ными, поскольку так или ина че все они предполагают отказ от всякого рода наслаждений. Уныние, перенесённое с терпе нием, делает душу «в высочай шей степени испытанной». «Ис пытанный» — это специальный термин, который, в частности, употребляется в металлургии: золото и серебро, «испытанные» огнем, очищены от всяких при месей. Так, уныние очищает сер дце от всякой скверны, то есть от всякой страсти и делает его све тоносным. В этом отношении уныние и духовная жизнь неразрывны. Как бы это ни выглядело пара доксальным, лишь один шаг от деляет мрачные бездны уныния от лучезарных высот мистичес кой жизни, «скрытой со Христом в Боге». Но как нелегко решить ся на этот маленький шаг! Может быть, и надо-то всего лишь часок переждать в тишине. Этот шаг за пределы самого себя каждый должен совершить сам. Сначала, может, предстоит пройти через ночь и небытие, ко торые описывает Исаак Сирин, но именно в средоточии этой тьмы внезапно воссияет над то бой свет не от мира сего. «Пойди, народ мой, вой ди в покои твои и запри за со бой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего...» (Ис 26,20). По книге иеромон. Гчернила (Бунге) составил иереиДимитрий Сизоненко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz