Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.

Ш ш ш т щ ш т п р а в о с л а в н а я гттш № 3, март, 2005 Л уг іітви^ ()Г V к т его п щ Во дни Великого поста священ­ нику особенно часто приходит­ ся слышать вопрос: «Батюшка, меня одолевает уныние, что мне делать?» Великий пост - поприще, которое требует на­ пряжения физических и духов­ ных сил, и чтобы не сбиться с пути, не будет ли самым надёж­ ным обратиться к опыту тех, кто прошёл этот путь до конца и проложил нам дорогу. Опыт от- цов-пустынников и в наши дни остаётся неиссякаемым кла­ дезем духовной мудрости для всех ищущих. В поучениях отцов уныние предстаёт как самый лютый из восьми нечистых духов. Он на­ падает после того, как отступят другие бесы, и в нём как бы со­ единяется злоба всех остальных лукавых помыслов. Этот бес до­ вольно часто встречается на до­ рогах мира, но при этом чаще всего остаётся инкогнито. Откуда происходит уныние Чтобы с успехом врачевать бо­ лезнь, необходимо знать её при­ роду. Уныние (отцы называют его бесом полуденным) вызывает «удушие» души, оно словно кол­ паком накрывает все её жизнен­ ные способности, недаром в та­ ких ситуациях мы говорим: «Я на последнем издыхании». Итак, уныние представляет собой страсть: оно причиняет «страдания», в которых человек одновременно оказывается и потерпевшим, и виновным, по­ тому что источник всех нечис­ тых страстей кроется в болез­ ненном себялюбии, нездоровой привязанности к собственному «я», которую отцы называли са­ мостью. Во всём самость ищет и любит лишь самоё себя и легко оборачивается слепой ненавис­ тью против всех и вся. Но, несмотря ни на что, чело­ век остаётся свободен. Он может поддаться соблазнам или отверг­ нуть зло, однако не может поме­ шать Лукавому лишить его всего и даже самой жизни. Но кто не сдаётся у последней черты, уже «в этой плоти Бога узрит». Проявления уныния Проявления уныния столь же многообразны, как и проявле­ ния чувства подавленности и агрессивности. «Уныние — из­ неможение души», в котором всё доступное становится ненавист­ ным, всё недоступное — вожде­ ленным. Серьёзным людям бы­ вает особенно трудно признаться даже самим себе, что в какой-то момент они просто оказались во власти уныния. Они постара­ ются найти самые убедительные объяснения, чтобы хоть как-то оправдать своё печальное состо­ яние внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Вариа­ ции на эту тему бесконечно мно­ гообразны, но при этом мы при­ думываем лишь новые «имена» тому же унынию. Самый первый признак уны­ ния —состояние душевного смя­ тения, внутренней неустойчивос­ ти , которая может проявляться по-разному. Нас не устраивает жилище, профессия, общество старых друзей. Невозможно до­ вести до конца начатый труд, дочитать книгу, остаться хотя бы один вечер у себя дома. Сюда же примешивается тревога о своём будущем, о грядущих испыта­ ниях. Но разве для христианина посланные испытания не явля­ ются дополнительным основани­ ем вознести благодарение Богу? Есть и более безобидные сим­ птомы, которые невозможно распознать сразу. Стоит только впасть в уныние, как тут же наш повседневный труд начинает казаться источником всех бед. Унывающий легко обвинит в го, чтобы отличить подлинное от ложного! Воистину бес —друг всякой крайности. Однако существует надёжный критерий, как отличить истин­ ные дары Духа от ложных —это их плоды. Цель духовной жизни — милосердие. Любовь делает человека доброжелательным и любезным; отцы усматривали её прежде всего в кротости, душев­ ной мягкости. В то- время, как почувствовать себя в «тесноте». Молчаливо переносить это без горечи и злопамятства — вот что делает человека истинным «монахом» в изначальном смыс­ ле этого слова, то есть единой, цельной, неразделённой лич­ ностью. Авва Евагрий разворачивает настоящую стратегию, которая должна стать правиломжизни : «От уныния врачует постоянс- Когда подступает бес уныния, со слезами разделим нашу душу на две части: одна будет утешать, а другая - воспринимать слова утешения, и, бросая в нее семена добрых надежд, вместе со святым Давидом произнесем сие заклинание: Векую прискорбна ecu, душе моя; и векую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс 41, 6). этом кого угодно —начальника, коллег, ближних. Он с мучитель­ ной остротой перебирает в памя­ ти причинённые ему обиды, ре­ альные или воображаемые, вспо­ минает о несправедливом отно­ шении к нему. Это искушение встречается довольно часто, что, впрочем, и понятно, ибо более всего мы уязвимы именно в на­ ших чувствах, и унывающего бу­ дет терзать мысль, что «иссякла любовь и некому утешить его». Многие, увы, поддаются это­ му заблуждению, тогда как под­ линный характер их «депрессии» остается от них закрыт. Они не осознали, что оказались вовле­ чены в необычное единоборство с самими собой, здесь их про­ тивниками выступают не соци­ альные институты и не члены семьи, и не коллеги по работе, не кто бы то ни было, а просто их собственное уязвленное эго, плод той самой самости, в ко­ торой отцы усматривают общий корень страстных помыслов. Испокон века существует ис­ пытанное средство, во всяком случае, на первое время, облег­ чить бремя уныния —это развле­ чения и возможность поделиться с другими своими бедами. Когда эта потребность становится не­ утолимой, она легко может при­ нять формы неврастении. Если подлинный лик уныния определённо внушает отвраще­ ние и страх, другая его особен­ ность состоит в том, что иногда оно предстает в обличии доб­ родетели. Ну, кому же прият­ но проводить время в обществе унывающего? И тут бес меняет поле игры. Та же душевная не­ устойчивость приводит к неуто­ мимой активности, максима­ лизму, который может внешне принимать окраску добродетели —лишь бы хоть как-то отвлечь­ ся от собственной внутренней пустоты. Но рано или поздно на­ ступает момент пробуждения. И тогда либо в упадке духа бросают всё то, в чем до сих пор находили смысл жизни, либо ищут спасе­ ния во всевозможных развлече­ ниях. Какой же дар различения духов необходимо иметь для то­ о !1 f i r e b 0 2 п Ъ і cS r rb o tn v ѵІГс/Г"гпсиГ’ qu c c r 'i' г п / і ' і Г і * А \ л і т л f n r t i рѴ г~ л i n J d , j m \ A c f Uu c ■ c. ' - n f i c r l i o j . t l h l !Гі i Г і " <и і Ь г ч Г m r t “i j f ' активизм, порожденный уны­ нием, делает человека тяжелым и нетерпимым. Уныние может привести в со­ стояние глубокой нервной де­ прессии, которая обернётся от­ чаянием. Последний проблеск сознания — тщетность любой попытки бегства. И вот тогда «бездна бездну призывает»: без­ дна внутреннего небытия зовет к небытию. Кто бы мог подумать, что под­ давшийся в начале просто дур­ ному настроению, кончит столь плачевно? Во многих случаях алкоголизм, наркомания, само­ убийство представляется не чем иным, как последней и отчаян­ ной попыткой бегства от чувства внутренней опустошенности. Лекарственные средства Беспощадная анатомия уныния может навести на мысль, что не­ дуг неизлечим. Однако это было бы очередной иллюзией, порож­ дённой тем же самым унынием. Отцы —убеждённые оптимисты в вопросе победы над злом. Ибо в действительности зло это не—бы­ тие, и воскресший Христос явил всему миру его мнимый характер, «отняв силы у начальств и влас­ тей, властно подверг их позору» (Кол 2, 15). Бес не имеет никакой власти над человеком; по край­ ней мере, до тех пор, пока чело­ век в безумии не уступит себя. Поэтому уныние вполне излечи­ мо, и средства от него на удивле­ ние просты. Мы сказали, что уныние свя­ зано с упадком сил, «атонией» души. Все его проявления отме­ чены душевной неустойчивос­ тью, малодушием и трусливой склонностью к бегству от жиз­ ни. И поскольку пороку малоду­ шия может противостоять лишь добродетель мужества, первое и самое эффективное средство от уныния — просто «держать­ ся молодцом» перед соблазном бегства. Авва Евагрий не устаёт повторять: «Терпение усмиряет уныние». Любой человек может в своём семейном или профес­ сиональном окружении вдруг тво, делание всякого дела с ве­ ликою внимательностью и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разум­ но и усильно, и дух уныния бе­ жит от тебя. Итак, испытанное средство предотвратить или победить ду­ шевное смятение — это тяже­ лый, но исполненный со тща­ нием и мерой труд, который не является ни самоцелью, ни угож­ дением сребролюбию. Другое средство борьбы с уны­ нием —сегодня многие исполь­ зуют его разве что для похудения — это голодание. Все сказано в одной фразе: «Владеющий чре­ вом унимает пыл страстей». Под голоданием, постом под­ разумевался не только полный или частичный отказ от того или иного рода пищи. Гораздо важнее было уметь добровольно ограничить собственные потреб­ ности, воспитать волю. Другое лекарство может сов­ ременного человека оставить в растерянности. Это — слезы. «Тя­ жела печаль и нестерпимо уны­ ние, но слезы пред Богом силь­ нее обоих». Плакать можно по самым раз­ ным причинам, и слезы слезам рознь: они легко могут стать са­ моцелью и привести на грань безумия. Однако благодатные слёзы непосредственно связаны с молитвой — согласно отцам молиться, как ни странно, так­ же означало проливать слезыпред Богом: «Слезами в ночи призы­ вай Господа, и да никто не ви­ дит тебя в час молитвы, и ты об­ ретёшь благодать.» Но что делать, когда даже са­ мая усердная молитва остаётся бесплодной? Другое испытанное средство против вражьих козней — «противоречие », противосто­ яние. Оно состоит в многократ­ ном повторении с горячим сер­ дцем тех стихов из Священного писания, которые выбраны в соответствии с духовным состоя­ нием молящегося. Высшим при­ мером тому служат искушения Христа в пустыне, когда вместо того, чтобы вступить в спор с лу­ кавым, Господь «закрыл ему рот» силой Слова Божия. К этой тра­ диции восходит и известная всем практика Иисусовой молитвы — помногу раз повторять одно­ единственное прошение, взятое из Библии, в котором содержит­ ся уже всё, о чем следует просить у Бога: исповедание Христа Сы­ ном Божиим ведёт к глубокому покаянию в грехах и признанию нужды во спасении, которое ста­ новятся мольбой о милости. Итак, внушения врага над­ лежит вытеснять богоносными словами утешения и ободрения, как это проиллюстрировал автор миниатюры к Псалму 41. И само Слово Божие даёт человеку силу сдвинуться с мертвой точки в его духовном пути. Наконец, надёжный помощ­ ник в борьбе с лукавым —духов­ ное разумение. Это способность рассмотреть последний смысл уныния на той глубине, где обна­ жается вся нищета этого лукаво­ го помысла. Если «душа не пони­ мает, что быть искушаемой ради Христа — это тоже дар Святого Духа», следует напомнить ей сло­ ва апостола: по его благоволению нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил 1, 29). Постепенно человек начинает понимать, что эти «искушения» необходимы и без них нет спасе­ ния: «Как атлет не может стяжать венец, не сражаясь, так невоз­ можно быть христианином без брани». Так, уныние и депрессия, изначально лишенные всякого смысла, постепенно могут стать дорогой к подлинно христианс­ кому житию. Уныние и духовная жизнь Многим, вероятно, предло­ женные средства от уныния не покажутся столь уж притягатель­ ными, поскольку так или ина­ че все они предполагают отказ от всякого рода наслаждений. Уныние, перенесённое с терпе­ нием, делает душу «в высочай­ шей степени испытанной». «Ис­ пытанный» — это специальный термин, который, в частности, употребляется в металлургии: золото и серебро, «испытанные» огнем, очищены от всяких при­ месей. Так, уныние очищает сер­ дце от всякой скверны, то есть от всякой страсти и делает его све­ тоносным. В этом отношении уныние и духовная жизнь неразрывны. Как бы это ни выглядело пара­ доксальным, лишь один шаг от­ деляет мрачные бездны уныния от лучезарных высот мистичес­ кой жизни, «скрытой со Христом в Боге». Но как нелегко решить­ ся на этот маленький шаг! Может быть, и надо-то всего лишь часок переждать в тишине. Этот шаг за пределы самого себя каждый должен совершить сам. Сначала, может, предстоит пройти через ночь и небытие, ко­ торые описывает Исаак Сирин, но именно в средоточии этой тьмы внезапно воссияет над то­ бой свет не от мира сего. «Пойди, народ мой, вой­ ди в покои твои и запри за со­ бой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего...» (Ис 26,20). По книге иеромон. Гчернила (Бунге) составил иереиДимитрий Сизоненко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz