Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.

SOS: СЕКТЫ! Где спасение от проповедников, которые несут спасение Вы никогда не встречали на улицах Мурманска воодушев­ ленных, странно улыбчивых и радушных людей, которые подходили к вам и предлага­ ли свои брошюры, заводили разговор на какую-нибудь ре- лигиозно-нравственную тему? Или, может быть, на пороге вашей квартиры появлялась парочка с карманными Библи­ ями, интересующаяся вашим мнением по вопросам войны и мира, роста преступности, справедливости, благополучия в семье. Тогда вы имели честь познакомиться с «народом Иеговы», больше известным как секта Свидетели Иеговы. Сами себя они считают «ис­ тинными христианами», для большинства населения они «сектанты, с которыми лучше не связываться», для Мурман­ ской областной прокуратуры Свидетели теперь ещё и объект для проверки по «фактам угроз применения насилия». Свидетели Иеговы —религи­ озная организация, целью ко­ торой является, как написано в их уставе, «ознакомление лю­ дей со Священным Писанием, библейскими учениями, про­ поведь благой вести о Царстве Бога по примеру Иисуса Хрис­ та». Несмотря на указные в Ус­ таве Свидетелей миролюбивые цели, организация запрещена в 35 странах, в России —только в Москве. Влитературе о тота­ литарных сектах и деструктив­ ных культах иеговисты всегда занимают достойное место. В Мурманской области Сви­ детели стали активно распро­ странять свое влияние с на­ чала 1990-х годов, центром их деятельности стал Мурманск. Число Свидетелей неуклонно росло. Примерно с 2001 года, когда мурманчане ближе поз­ накомились с иеговистами, приток в организацию стал скромнее. Иеговисты же ста­ ли проводить более активную политику в других городах об­ ласти, сильные организации Свидетелей созданы в Апати­ тах, Североморске. В Апатитах иеговисты на­ столько уверенно себя чувс­ твуют, что трижды просили администрацию города выде­ лить им место для строительс­ тва подобия храма —места, где можно проводить Библейские учебно-просветительские за­ нятия. Последняя просьба бы­ ла в ноябре 2004 года. Землю иеговистам не дали, основания нашлись. Но вопрос о запрете организации никто не поста­ вил. Хотя деятельность Свиде­ телей может вызвать вопросы. У Елены Викторовны единс­ твенная дочь Маша. Ма­ ша окончила художественную школу, Педагогический ин­ ститут, училась в Санкт-Пе­ тербургском университете по специальности — психолог. преподаватель русского языка как иностранного, руководи­ тель творческих коллективов. Отлично поёт, рисует, пишет стихи и музыку, является лау­ реатом области по живописи. Все знали Машу как талантли­ вую, отзывчивую, старатель­ ную, её всюду звали и ждали. Елена Викторовна не могла нарадоваться на свою дочь, и никто из знакомых не сомне­ вался, что Маша с её талан­ тами и целеустремленностью сможет многого достичь. Но всё изменилось после того, как Маша познакомилась со Сви­ детелями Иеговы. В 1999 году Елена Викторов­ на съездила в отпуск, оставив Машу одну дома. По возвра­ щении она заметила, что дочь стала постоянно уходить по вечерам, вскоре обнаружи­ ла дома журналы иеговистов «Сторожевая башня». С этого времени дочь стала ревност­ ным членом секты Свидете­ лей Иеговы. Со слов Елены Викторовны, дочь теперь не интересуют ни газеты, ни теле­ визор, ни книги, она не ходит на выборы, отказывается при­ знавать праздники и дни рож­ дения свои и родственников. На Новый год просьба матери нарядить елку вызвала у Маши настоящее отторжение и страх. Почти перестала рисовать, пи­ сать стихи, музыку. На при­ глашения сходить куда-то или работать по специальности психологом Маша отказывает­ ся. С личными отношениями тоже ничего не получается, с молодым человеком, который ей нравился, Маша отказалась встречаться. Четыре года назад дважды Елене Викторовне удалось не пустить дочь на собрания. За этим последовали звонки по телефону. Мужской голос в ответ на заявление, что Маши Секта Свидетели Иеговы возник­ ла в начале 1870-х годов в США. Её основателем является Чарльз Тейз Рассел, бывший адвентист, создавший религиозную орга­ низацию «Общество Стороже­ вой Башни Сиона», с 1931 года переименованную в Свидете­ ли Иеговы. Разуверившись в предсказаниях адвентистов о втором пришествии Христа, Рас­ сел выдвинул свои пророчества о том, что Христос в 1874 году вернулся и в 1914 году начнётся великая битва добра и зла Ар­ магеддон. В результате погибнут все грешники, кроме 144 тысяч избранных. В 1879 году Рассел начал издавать журнал «Сторо­ жевая башня Сиона». Некоторые идеи Свидетелей со временем пересматривались. 144 тысяч избранных, кото- нет дома, сказал: «Если её нет, то вы её больше не увидите, а вам я выколю глаза». На сле­ дующий день другой мужской голос снова спросил Машу. Елена Викторовна спросила: «Кто это?» Ей повелительным тоном сказали, что «это не ва­ ше дело, я должен спрашивать кто это?» Когда мать рассказа­ ла дочери об этих телефонных звонках с угрозами, Маша не поверила. Один раз Маша за­ болела, и Елена Викторовна снова не отпустила её, через день Свидетели пришли к ним домой. Вовлечённость Маши в сек­ ту настолько сильна, что она хотела разменять их с матерью квартиру, чтобы жить отде­ льно. Во время поездки в Пи­ тер к знакомым Маша распро­ страняла на улице литературу Свидетелей Иеговы. Летом Маша уволилась из школы, где работала психологом. В сентябре, сказав, что порабо­ тает пару месяцев, устроилась дворником. Дворником она работает до сих пор. В секте Свидетелей работа дворни­ ком или уборщиком является одной из лучших, и даже пре­ стижной. Таких жизненных историй с похожими сюжетами очень много. Свидетели Иеговы действуют в рамках закона, но изменяют человека, изменяют в сторону ухода (психологи­ ческого, морального, миро­ воззренческого в первую оче­ редь) от семьи, от общества, в путы своего сектантского кол­ лектива. Свидетели Иеговы пропове­ дуют христианские ценности, такие как добро, справедли­ вость, праведность, мир, «не убий» и другие. Они показы­ вают свою поддержку другим, приветливы. Их основным принципом является следую- рые после Армагеддона будут править на небесах вместе с Христом, с ростом секты были расширены до «других овец», которые будут жить в раю на Земле, восстановленной после великой битвы. Даты предсказа­ ний Армагеддона несколько раз провозглашались, и после оче­ редного неисполнения предска­ зания переносились. В России Свидетели Иеговы, как и другие секты, стали успеш­ но распространять свое влияние с 1991 года, когда был принят Закон «0 свободе совести и ве­ роисповедания». 70 лет атеизма в СССР, социальные катаклизмы 1990-х годов стали благодатной почвой для сект. В 1992 году в Санкт-Петербурге проходил международный конгресс Сви­ детелей Иеговы, на который съе- щий: «Как служители святого Бога, Иеговы, мы стараемся быть святы во всех своих пос­ тупках». Этим они и привлека­ ют к себе, своей, казалось бы, чистотой и непорочностью. Но это только на первый взгляд. За этими благими иде­ ями Свидетелей — нормы и правила, которые не только не понятны, но и могут вызвать отвращение. Секта имеет жёс­ ткую иерархическую структу­ ру. Религиозно-администра- тивный центр, так называе­ мая руководящая корпорация, находится в Бруклине (Нью- Йорк), его уполномоченные руководят организацией по всему миру, разделённому на зоны. Под зонами находят­ ся комитеты филиалов, да­ лее —надзиратели в областях, надзиратели в районах, ста­ рейшины в собраниях и ря­ довые члены. Руководящую корпорацию возглавляет, по мнению секты, сам Бог. Дейс­ твует принцип: «Кто противо­ речит руководству, то работает на Сатану» и развитая система запретов. Они отвергают пат­ риотизм, необходимость за­ щищать свою страну. Они не признают никакой власти, кроме «божественной», пони­ маемой как власть секты. Каж­ дый Свидетель носит с собой «Медицинское распоряжение НИКАКОЙ КРОВИ», 'запре­ щающее переливать ему кровь, даже если ему можно спасти жизнь через переливание. Во всех звеньях организации со­ ставляются подробные отчеты о деятельности, которые пере­ даются наверх. Рядовые члены расписаны по домам, которым они несут благую весть Иего­ вы. Они собирают информа­ цию о жителях, о времени их пребывания дома, об отноше­ нии к иеговистам. Свои похо­ ды по квартирам и пристава- халось 42 тысячи человек. Секта Свидетелей быстро росла. Если на 1 января 1992 года в России насчитывалось одно за­ регистрированное объединение секты, то на 1 января 1995 го­ да - уже 105. Российский центр Свидетелей находится в поселке Солнечный под Санкт-Петербур­ гом. В ежегодном «Всемирном отчете Свидетелей Иеговы за 2004 служебный год» говорит­ ся, что в России на 143 782 млн. жителей приходится 138 552 возвещателей Иеговы. Это 1 Свидетель к 1 038 жителям. Чис­ ло иеговистов за истекший год выросло на 5%, было крещено в Свидетели 7 745. Число собра­ ний в России 1 342, количество часов на мероприятия по изуче­ нию Библии, конгрессы состави­ ло 33 473 341. ния на улице свидетели объ­ ясняют тем, что они помогают другим спасаться. Характерной особенностью является ожидание скорого конца света. «Чем больше мы проповедуем по домам, тем больше мы видим «скорбящих, воздыхающих о всех мерзос­ тях. Мы убеждаемся, что биб­ лейские пророчества испол­ няются, и сознаем, что только царство Иеговы под правле­ нием Иисуса Христа разрешит проблемы человечества». Жизнь члена секты иеговис­ тов жестко регламентирована. Обязательны посещения заня­ тий, чтение Библии, журналов «Сторожевая Башня», «Про­ будитесь!», миссионерская де­ ятельность на улицах, по квар­ тирам, даже на месте работы. Проповедовать «весть Иего­ вы» обязаны даже школьники: «юные христиане могут актив­ нее проповедовать в школе», «почему бы не свидетельство­ вать во время обсуждений в классе и в своих письменных работах?» Свидетеля могут легко отпра­ вить в другие регионы и даже страны, вдали «нести слово Ие­ говы». Ходят Свидетели всег­ да по двое, контролируя друг друга. В литературе Свидетелей описываются такие мелочи: как вести себя в быту, дома, в гостинице, как убирать поме­ щения собраний и т.д. Свиде­ тели собирают со своих членов пожертвования: кто-то утверж­ дает, что до 10% от зарплаты, кто-то —любую сумму, кото­ рую член секты может дать. На собраниях Свидетели занимаются проповедями, песнопениями, много време­ ни уделяется чтению журнала «Сторожевая башня», который изучают абзац за абзацем. Пос­ ле прочитывания абзаца вслух, старейшина задает членам сек­ ты вопросы по абзацу. Отве­ том часто является повторное зачитывание того, что только что прочитали. Такие занятия проходят в Мурманске. Свидетели часто цитируют обрывки Библии, извращая их смысл, обходя места, которые противоречат их точке зрения. В диспутах они действуют по подготовленным алгоритмам, при этом не гнушаясь и явной лжи. В их брошюре «Как завес­ ти и продолжить разговор на библейскую тему» содержатся правила, как вступить с чело­ веком в разговор. Иеговисты говорят: «Всегда помни, что христианин». Но если Свиде­ тель разговаривает, скажем, с иудеем, то в данной брошюре содержится совершенно дру­ гое наставление: «Мы не име­ ем ничего общего с христианс­ ким миром, который чтит Тро­ ицу — мы поклоняемся Богу Авраама». Семён Константинов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz