Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.
№ 3, март, 2005 , W Массовые репрессии против духовенства и верующих на Кольском Севере в 1930-е гг. стали заключительным аккор дом безбожной политики Со ветского государства на первом этапе его существования. В годы лихолетья в поле зре ния советских властей оказы вались, прежде всего, наиболее уважаемые и пользовавшиеся непререкаемым авторитетом у верующих священнослужите ли. Кольский край в отличие от других регионов Европейско- школы, а впоследствии стал бессменным благочинным на шего края наряду с протоиере ем Василием Мартыновым. В обвинительном меморанду ме, где наряду с К. М. Мелети- евым указываются умерший до следствия председатель церков ной двадцатки г. Колы Леонтий Николаевич Яргин и член цер ковной двадцатки Дмитрий Акимович Немчинов, отме чалось, что при единственной действующей в Мурманском округе церкви (церкви Ковды нии, на которое съехалось око ло 800 человек. Деятельность отца Константина и вверенной ему церковной двадцатки во многом способствовала и тому, что в крае начался сбор средств на постройку новой церкви. Закрытие Кольского Бла говещенского собора и арест отца Константина неразрывно связаны друг с другом. Ещё в июне 1937 г. инженером гос- стройконтроля Мурманско го округа и представителями поселкового совета Колы был Отец Константин Мелетиев - настоятель Благовещенского собора г. Колы го Севера практически не был затронут пагубным влиянием обновленчества. Ни партий ные, ни государственные доку менты, ни отчеты карательных органов, выявленные на сегод няшний день, не подтверждают о существовании обновленчес ких общин на территории тог дашнего Мурманского округа. Против священников, истово отстаивавших православную веру, право своих прихожан на её свободное исповедание, выступавших против закрытия храмов, построенных в свое время тщанием людей, власти развернули бурную каратель ную деятельность. Среди тех, кто был репрессирован в эти трагичные годы, был и насто ятель Кольского Благовещен ского собора, благочинный, протоиерей Константин Ми хайлович Мелетиев. В постановлении от 5 августа 1937 г. отец Константин изоб личался в том, что «... является руководителем контрреволю ционной организации церков ников, ведёт среди населения контрреволюционную агита цию против ВКП(б) и совет ской власти», а потому до вы несения обвинительного при говора должен содержаться под стражей при доме предвари тельного заключения в г. Мур манске. Попробуем разобрать ся, что же послужило поводом к столь серьёзным обвинени ям. Для этого проанализируем деятельность как самого отца Константина, так и окормляе- мой им общины верующих. Отец Константин родился 20 мая 1884 г. в семье священника. В 1894—1909 гг. учился в г. Ар хангельске —сначала в духов ном училище, затем в духовной семинарии. Окончив по II раз ряду («хорошист») семинарию и в августе 1909 г. рукополо женный в сан диакона и в сан священника, он до конца сво их дней оказался связанным с Кольским краем. В 1909 г. он одномоментно стал настояте лем Кольского Благовещенс кого собора, законоучителем Кольского одноклассного при ходского училища и заведую щим Кильдинской приходской и Кандалакши не учитывались, так как входили в админист ративном отношении в состав Карельской АССР) ведётся большая агитация, направлен ная на вовлечение в церковную работу рабочих и колхозников по сохранению церкви, что но вая «Сталинская» Конституция трактуется ими как разрешение на открытие новых церквей и основание для борьбы против притеснений в отношении ре лигии. Последнее рассматрива лось властью как «извращение сталинской Конституции». Действительно, принятый в 1936 г. новый Основной Закон государства даровал избира тельные права лицам ранее их не имевшим из-за религиозных убеждений, провозгласил сво боду совести и право на анти религиозную пропаганду вро де бы на равных условиях, но нигде не указывалось на какие бы то ни было послабления в деле открытия церквей. Лишь в 1930 г. в секретных циркулярах местным административным отделам предписывалось более тщательно изучать все матери алы и ходатайства по закры тию храмов, дабы не вызывать массового протеста верующих. Многими это воспринималось как некое послабление в воп росах исповедания веры. Однако дело Мелетиева бы ло направлено не против абс трактных разговоров о свободе совести. Власти были раздра жены самим фактом сущест вования религиозной общины в Коле. Отцу Константину в сложные тридцатые годы уда лось противостоять мощному агитационному воздействию Союза воинствующих безбож ников, комсомольским и пар тийным ячейкам, разворачи вавшим активную деятельность по проведению всяческих кам паний атеистического толка и сплотить вокруг себя верую щих края. Не случайно, что в обвинении упоминается об ор ганизации демонстративного шествия верующих в сельсовет с требованием открыть закры тую якобы из-за отсутствия ремонта Благовещенскую цер ковь, о Пасхальном богослуже- подписан акт, утверждавший, что колокольня собора якобы угрожает жизни граждан своим падением, стены и перекрытия здания близки к обвалу, а сам собор не подлежит ремонту и эксплуатации. Однако впос ледствии власти смогут весьма длительное время использовать «ветхое» здание и как полевую кухню, и как школьные мас терские, и как музей! Возможно, административ ному сектору Мурманского ок ружного исполкома и удалось бы провести в жизнь решение о сносе здания собора XIX в. постройки, если бы не деятель ность верующих под руководс твом отца Константина. Пред ставители церковной двадцатки направили во ВНИК ходатайс тво на имя Калинина, в котором подчёркивали, что все местные антирелигиозные выступления проходят в оскорбительном для верующих духе и что единствен ным действенным способом ан тирелигиозной «пропаганды» местные власти признают по вальное закрытие храмов. Со общают они и о том, как прохо дило очередное закрытие Коль ского Благовещенского собо ра (временно его закрывали в 1934 г.): «На этот раз Риком бы ла создана удивительная комис сия. Таковая явилась с топором и не менее как пятикилограм мовым железным гвоздём, в по исках трещин. Изрубили снару жи стену, северный угол здания, навыворачивали кирпичей, сде лали несколько фотоснимков. Такой комиссии нам и во сне не снилось». Комиссия вынесла однозначное решение о нецеле сообразности ремонта. В своём обращении верую щие сообщают, что в 1934 г. молитвенное здание было подвергнуто осмотру московс ким инженером Волошиным и инженером-архитектором Ни китиным. И тот, и другой за свидетельствовали прочность здания, указав на незначитель ные дефекты первоначальной постройки, которые в течение лета того же года силами двад цатки были устранены. Не ограничиваясь обраще ниями и призывами к голосу разума, верующие обратились с иском в Мурманскую окруж ную прокуратуру с требовани ем разобраться в незаконном закрытии храма. К сожалению, все усилия верующих оказались тщетными: 28 октября 1938 г. Президиум Ленинградского об лисполкома утвердил решение о закрытии церкви и запрете проводить в ней богослужения. Утешало одно —ликвидировать храм не стали, обязав местные власти провести его капиталь ный ремонт в шестимесячный срок. Лишь спустя шестьдесят с лишним лет храм вновь вернули верующим! (Храм был открыт на кратковременный период -- с 1946 по 1959 год —однако, потом его закрыли по очеред ному сфабрикованному против священнослужителя делу). Однако, закрыв храм, мест ная власть не была уверена, что верующие прекратят активно отстаивать свои права в вышес тоящих инстанциях. Требова лось ликвидировать крепкую церковную двадцатку. Для это го как нельзя лучше подходил арест ее видных представите лей и, безусловно, окормляв- шего её священника — отца Константина Мелетиева. Во многом положение влас тей осложнялось перепиской и личными контактами отца Константина с видными де ятелями Церкви —архиеписко пом Петергофским Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Ленинградским Алексием (Си- манским), будущим Патриар хом Московским и всея Руси. В ходе изнурительных ночных допросов отца Константина пытались уличить в развер тывании «бешеной» агитации контрреволюционного и ан тисоветского характера, но он настаивал, что никакой агита ционной работы не проводил. Однако 3 сентября 1937 г. на допросе многие пункты обви нения были им подписаны. Тон признания не оставляет сомне ния в том,что «признание» бы ло заранее составлено следо вателем и К. М. Мелетиева его заставили подписать. Что заставило его резко из менить показания? Однознач ного ответа на этот волрос се годня уже не найти. Возможно, это опасение за судьбу своих близких —жены, сыновей Вя чеслава, Ивана и дочери Киры. А может и показания свидете лей, которые в резкой форме оценивали деятельность отца Константина как контррево люционную и враждебную к Советской власти. Однако, хотелось бы подчер кнуть, что подписывая призна ние, отец Константин взял весь удар на себя: не было сказано ни единого слова в отношении проходившего с ним по одному делу члена церковной двадцат ки Немчинова, не было обви нений о «соучастии в антисо ветской деятельности» в адрес простых верующих или иерар хов Церкви. Обвинительное заключе ние, утверждённое 26 сентября 1937 г. заместителем начальни ка Мурманского Окружного отдела НКВД г. Мурманска, содержало огромный перечень «преступных» деяний Коль ского священника: враждебное отношение к Советской влас ти, систематическая контрре волюционная агитация, извра щение сущности сталинской Конституции, активизация деятельности церковной двад цатки путем вовлечения в неё молодёжи, организация неле гального сборища верующих у поселкового совета. Следс твенное дело было направлено на рассмотрение Тройки УНК ВД Ленинградской области. В протоколе её заседания от 4 ок тября 1937 г. записан оконча тельный приговор - расстрел. Время исполнения точно не указывается —5 или 9 октября 1937 г. Расстрелянный священ ник был похоронен на Лева- шевском кладбище г. Ленинг рада, среди многих безымян ных могил таких же мучеников за свою веру. Реабилитирован К. М. Мелетиев был только 17 мая 1989 г. А со смертью отца Константина вплоть до 1946 г. прекратилась и активная цер ковная жизнь верующих Колы, и функционирование Благове щенского собора. Ю. П. Бардилева, доцент МГПУ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz