Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.
__ _______ _ ____ __ ‘Шмттрглн щшчы-тім гаотй С в я т ы е п о к р о в и т е л и з е м л и к о л ь а Ш Ш :у : № 3, март, 2005 HSHSESSTHblS ІЩР«Ш6ТИ ЖИТЯПРЁЛОДФБНОГб Б іРМШ К«Р8ТШГ« Икона преподобного Феодорита Кольского. Начало на стр. 1 Не секрет, что начиная сXVII в., в российской агиографии стала прогрессировать сознательная отстраненность житий от фак тического жизненного матери ала, важными становились не индивидуальные особенности характера святого, а та сторона личности, которая отвечает из вестной норме, отражает некий идеал. Житие предназначалось в первую очередь к прочтению за богослужением и поэто му должно быть настроено на возвышенный хвалебный тон церковных песнопений, поэ тому требовалось представить данного святого как олицет ворение некоего отвлечённого идеала. Этого влияния не избежал и автор Жития преподобного Трифона —соловецкий монах Сергий Шелонин. Однако от крытие подлинных канонов этого известного книжника конца XVI - начала XVII вв., заставляет нас признаться в поспешности своих выводов. Православный люд Кольско го края, призывая в помощь небесных покровителей Край него Севера —прпп. Трифона Печенгского и Варлаама Ке- ретского, соединяли их святые имена: «О двоица приснобла женная, равночестная отца, Трифане и Варлааме». Потому, обращаясь к духовному насле дию прп. Варлаама Керетс- кого, мы не можем разделить этих современников, игно рируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно и последующих проблем в сфере церковного прослав ления. Житие прп. Трифона ко второй половине XVII в. бы ло приведено в соответствие с требованиями, предъявляе мыми ю идеальному святому: о разбойной юности атама на Митрофана решительно не вспоминалось. Житие же Варлаама Керетского было столь не соответствующим, что пригладить его просто не представлялось возможным, ибо подвиг Варлаама и состо ял в небывалой силе покаяния о содеянном убийстве. Какая уж тут святость? Если он убий ца, то и место ему в остроге. Почитание, чудеса, явления — это всё, конечно, хорошо, но закон превыше всего. В от личие от прп. Трифона, Вар- лаам Керетский официально так и не был канонизирован. Православный люд всего се верного поморья на протяже нии трех столетий обращался к нему в бедах как к велико му заступнику на море, почи тая его наравне с Николаем Чудотворцем. Среди обетных крестов многие сооружались в память о его чудесном заступ ничестве за попавших в беду поморах. Но с его прославле нием не спешили, соблазня ясь тяжким грехом юности. И только в 1903 г. он был внесён в «Верный месяцеслов», и с того времени в календарях имеется день его памяти. Прежде чем говорить о тех подробностях жития прп. Варлаама, которые сохранились в древнем ка ноне, вкратце напомним историю жизни этого уди вительного святого XVI в. «Повесть о преподоб ном Варлааме с Керети» сообщает, что рождение и воспитание «имел Вар- лаам в Керецкой волости, что на море окияне», слу жил священником в храме Николая Чудотворца «в Колском граде» и был рев ностным пастырем: «доб ре подвизаяся на неви димого врага козни». Од нажды по диавольскому внушению Варлаам убил свою жену, заподозрив её в супружеской измене. Глубоко раскаявшись, «и недостойна себе судив, еже священная действовати», он принял на себя подвиг по каяния. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и па русная лодка), Варлаам отплыл в открытое море и, «псалмы Давидовы пояше», взирал на дело своих рук «без сна пре- бываше, моля Бога со слезами об отпущении греха», готовый принять кончину в штормо вом «Ледоватом море». Одна ко Господь судил иначе... Куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плава- ши против зельного обурева- ния». Эти скитания продолжа лось немалое время, рыбаки и промышленники, встречавшие одинокого скитальца в Барен цевом море у Святого Носа и в Белом море в районе Кере ти, уже принимали его лодку за видение. Так продолжалось «дондеже оно мертвое тело тле нию предастся», то есть пока тело окончательно не истлело. И поскольку Господь так и не дал ему смерти, Варлаам захо тел «извещение приять» от Бо га —не прощён ли он. В то вре мя у побережья мыса Святой Нос обитали черви-моллюски «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над ло- диями мореходцев». «Став на молитву и руце воздев на не бо», Варлаам был услышан Гос подом, и «черви те без вести» исчезли. Так он «путь сотворил мореходцам около Святого Но са» чистым и поныне. Вскоре «преподобный оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовские полки победив, с миром ко Господу отиде». «Канон преподобному Вар- лааму Керетьцкому чудотвор цу», равно как и «Канон пре подобному Трифану чудотвор цу», был написан соловецким книжником Сергием Шелони- ным в 1657 г. Главный вывод, который можно сделать на ос новании этого канона: Коль ский край в XVI в. представлял собой единое духовное про странство, пребывающее под окормлением и молитвенным попечением трёх великих пре подобных. Что касается жития прп. Варлаама, в каноне неод нократно проводится мысль о непрестанной брани, которую преподобный ведет с «князем тьмы», до этого безраздель но господствовавшим в этих «полночных землях». Это подтверждается и преданием о том, что тяжкое искушение, выпавшее на долю Варлаама, было местью бесовской, свя занной с духовным поврежде нием жены священника: «на ходит на твою супругу, вадя на- смешение странно». Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, насмехаясь и наводя неслыханную клеве ту на мужа. «Лукавый змий, не терпяще тя зрети всегда Богу предсто яща, и молитву о людях при- носяща», ставит священника в сложное положение в самый момент начала пасхальной службы, когда матушка долж на петь на клиросе. «Видев бо диавол свою окаянную и не мощную силу, яко паучину от него раздираему, простер сеть во уловление праведного». Житие Варлаама сообща ет, что преподобный служил «в Колском граде», однако канон говорит, что убиение «жены иереевой» произош ло во время службы в Керете, его родном селе. «И земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею», которого Варлаам называет «отцом сво им духовным». Там, в Коле, он «вествует об убийстве и про ся прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярос ти и невоздержании». Кто был этот священник в Коле? Время описываемых событий — 1546 г. Именно в эти годы прп. Фе- одорит Кольский «на устье предреченной Колы реки созидает монастырь». Отец духовный Варлаа- му «дает иго легкое: мерт вого носить во гробе, дон деже изгниет тело умер шее, самому же в посте и молитве пребывать». Вар лаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб [судно —и. М.] устремився, с мерт вым шествуя по окияну морю, по непроходным местам». «Шествуя летом дванадесять путей», то есть в течение года Вар лаам совершал двенадцать «путей»: от берегов Кере ти, что в Кандалакшском заливе Белого моря, да лее по Баренцеву морю вокруг всего Кольского полуострова и по Коль скому заливу до Колы. На этот «путь» у него уходил месяц, после чего Варлаам от правлялся в противоположную сторону. Три года продолжался под виг покаянного скитания: «бу рю и дождь, и всякую воздуш ную нужду терпя». В результа те враг, введший ненавистного ему священника в тяжкий грех и уже торжествовавший побе ду, был посрамлен. Господь не только принял покаяние грешника, сумевше го исполнить «заповедь отца своего духовного», но и даро вал ему благодатные дары Свя того Духа: «и того ради приял от Вседержителя Бога венец победный на страсти и на бесы исцеление». Как известно из Жития, удостоверившись в прощении от Господа, Варлаам принимает монашеский постриг. Логичнее всего было бы предположить, что постриг этот совершил его духовный отец —прп. Фе- одорит Кольский, который к этому времени уже несколько лет окормляет созданный им Кольский Свято-Троицкий мо настырь. Однако весной 1549 г. и блаженному старцу при шлось пережить тяжкую месть бесовскую. Недовольная строгостью мо настырского устава и нестя жательным духом настоятеля, братия учиняет бунт. И «сло жившись с диаволом», монахи схватили «старца святого, бьют нещадно и не только из монас тыря извлачают, но и из страны той изгоняют, как врага некое го». Затем буйная братия ухо дит на Печенгу к прп. Трифону, где предлагает ему возглавить строительство нового «вот чинного» монастыря. Об этом, согласно канону, узнает прп. Варлаам, и вот он направля ется на своей ладье в Печенгу, чтобы стать насельником этого монастыря. Однако несмотря на, видимо, давние добрые от ношения и молитвенное обще ние с Трифоном, Варлаам «пре быв немного время», покидает строящуюся обитель, проро чествуя о судьбе монастыря. «О, Трифане! Сподобился еси обитель воздвигнута и братию собрата, но будут люди и се ла зло неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и остро- желчию [гневливости - и. М.] подобящиеся». Знал Варлаам о страшном во гневе атамане Митрофане, который стал монахом Трифо ном; в этом и смысл пророчес тва: грехи разбойной Митрофа новой юности отзовутся в ны нешнем его творении, и много скорбей выпадет на долю стро ителя монастыря. Варлаам и Трифон, согласно канону, предстают пред нами как великие единомышленни ки и столпы православной ве ры на всем Крайнем Севере. Более того, упоминается о не коем их совместном молитвен ном подвиге, когда они «в пус тынном море вместе были зато чены». Событие это, как мож но предполагать, имело особое значение для укрепления сил Трифона, для внутреннего его духовного исправления и очи щения от тяжкого наследия прошлой жизни: «Естеством добродетелей любви сопрягся отцу Трифану в духовных ему исправлениях, в пусте море с ним оземъствуяся [пребывая в заточении, в ссылке —и. М.] с причастное [наследное - и. М.] души очищаюши, воспеваю щее: пойте Господа и превозно сите Его во веки». Завершается канон вос клицанием: «О, двоица при сноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варлааме, яко едино блаженство имущих от Бога, версто [чета, мера — и. М.] предобрая, нас призыва ющих от всех лютых спасати я теплым предстательством вашим вас восхваляющих». Как нам следует понимать вы ражение «двоица, равночест ная отца»? Имя «отца» автор канона по известным причи нам не мог упомянуть откры то. Феодорит Кольский был монахом-исихастом, испове довавшим принципы нестяжа- тельства, за что и был осуждён на Соборе 1554 г. как «едино- мысленник старца Артемия и еретик» и сослан в заточение. При всей важности роли Фео дорита в Российской истории (успех «Константинопольской миссии») соборных определе ний Церкви по «заволжскому старчеству» никто не отменял. Потому и архимандрит Сергий в своем каноне, не имея пра ва воскликнуть: «О, троице присноблаженная Феодори- те, Трифоне и Варлааме», все же сумел, хоть й прикровен- но, воздать должное и почтить святую память не только прп. Трифона и Варлаама, но и их духовного отца - Феодорита Кольского, просветителя ло парей. Иеромонах Митрофан (Баданин).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz