Миссионерская православная газета. 2005 г. № 3. Март.

__ _______ _ ____ __ ‘Шмттрглн щшчы-тім гаотй С в я т ы е п о к р о в и т е л и з е м л и к о л ь а Ш Ш :у : № 3, март, 2005 HSHSESSTHblS ІЩР«Ш6ТИ ЖИТЯПРЁЛОДФБНОГб Б іРМШ К«Р8ТШГ« Икона преподобного Феодорита Кольского. Начало на стр. 1 Не секрет, что начиная сXVII в., в российской агиографии стала прогрессировать сознательная отстраненность житий от фак­ тического жизненного матери­ ала, важными становились не индивидуальные особенности характера святого, а та сторона личности, которая отвечает из­ вестной норме, отражает некий идеал. Житие предназначалось в первую очередь к прочтению за богослужением и поэто­ му должно быть настроено на возвышенный хвалебный тон церковных песнопений, поэ­ тому требовалось представить данного святого как олицет­ ворение некоего отвлечённого идеала. Этого влияния не избежал и автор Жития преподобного Трифона —соловецкий монах Сергий Шелонин. Однако от­ крытие подлинных канонов этого известного книжника конца XVI - начала XVII вв., заставляет нас признаться в поспешности своих выводов. Православный люд Кольско­ го края, призывая в помощь небесных покровителей Край­ него Севера —прпп. Трифона Печенгского и Варлаама Ке- ретского, соединяли их святые имена: «О двоица приснобла­ женная, равночестная отца, Трифане и Варлааме». Потому, обращаясь к духовному насле­ дию прп. Варлаама Керетс- кого, мы не можем разделить этих современников, игно­ рируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно и последующих проблем в сфере церковного прослав­ ления. Житие прп. Трифона ко второй половине XVII в. бы­ ло приведено в соответствие с требованиями, предъявляе­ мыми ю идеальному святому: о разбойной юности атама­ на Митрофана решительно не вспоминалось. Житие же Варлаама Керетского было столь не соответствующим, что пригладить его просто не представлялось возможным, ибо подвиг Варлаама и состо­ ял в небывалой силе покаяния о содеянном убийстве. Какая уж тут святость? Если он убий­ ца, то и место ему в остроге. Почитание, чудеса, явления — это всё, конечно, хорошо, но закон превыше всего. В от­ личие от прп. Трифона, Вар- лаам Керетский официально так и не был канонизирован. Православный люд всего се­ верного поморья на протяже­ нии трех столетий обращался к нему в бедах как к велико­ му заступнику на море, почи­ тая его наравне с Николаем Чудотворцем. Среди обетных крестов многие сооружались в память о его чудесном заступ­ ничестве за попавших в беду поморах. Но с его прославле­ нием не спешили, соблазня­ ясь тяжким грехом юности. И только в 1903 г. он был внесён в «Верный месяцеслов», и с того времени в календарях имеется день его памяти. Прежде чем говорить о тех подробностях жития прп. Варлаама, которые сохранились в древнем ка­ ноне, вкратце напомним историю жизни этого уди­ вительного святого XVI в. «Повесть о преподоб­ ном Варлааме с Керети» сообщает, что рождение и воспитание «имел Вар- лаам в Керецкой волости, что на море окияне», слу­ жил священником в храме Николая Чудотворца «в Колском граде» и был рев­ ностным пастырем: «доб­ ре подвизаяся на неви­ димого врага козни». Од­ нажды по диавольскому внушению Варлаам убил свою жену, заподозрив её в супружеской измене. Глубоко раскаявшись, «и недостойна себе судив, еже священная действовати», он принял на себя подвиг по­ каяния. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и па­ русная лодка), Варлаам отплыл в открытое море и, «псалмы Давидовы пояше», взирал на дело своих рук «без сна пре- бываше, моля Бога со слезами об отпущении греха», готовый принять кончину в штормо­ вом «Ледоватом море». Одна­ ко Господь судил иначе... Куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плава- ши против зельного обурева- ния». Эти скитания продолжа­ лось немалое время, рыбаки и промышленники, встречавшие одинокого скитальца в Барен­ цевом море у Святого Носа и в Белом море в районе Кере­ ти, уже принимали его лодку за видение. Так продолжалось «дондеже оно мертвое тело тле­ нию предастся», то есть пока тело окончательно не истлело. И поскольку Господь так и не дал ему смерти, Варлаам захо­ тел «извещение приять» от Бо­ га —не прощён ли он. В то вре­ мя у побережья мыса Святой Нос обитали черви-моллюски «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над ло- диями мореходцев». «Став на молитву и руце воздев на не­ бо», Варлаам был услышан Гос­ подом, и «черви те без вести» исчезли. Так он «путь сотворил мореходцам около Святого Но­ са» чистым и поныне. Вскоре «преподобный оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовские полки победив, с миром ко Господу отиде». «Канон преподобному Вар- лааму Керетьцкому чудотвор­ цу», равно как и «Канон пре­ подобному Трифану чудотвор­ цу», был написан соловецким книжником Сергием Шелони- ным в 1657 г. Главный вывод, который можно сделать на ос­ новании этого канона: Коль­ ский край в XVI в. представлял собой единое духовное про­ странство, пребывающее под окормлением и молитвенным попечением трёх великих пре­ подобных. Что касается жития прп. Варлаама, в каноне неод­ нократно проводится мысль о непрестанной брани, которую преподобный ведет с «князем тьмы», до этого безраздель­ но господствовавшим в этих «полночных землях». Это подтверждается и преданием о том, что тяжкое искушение, выпавшее на долю Варлаама, было местью бесовской, свя­ занной с духовным поврежде­ нием жены священника: «на­ ходит на твою супругу, вадя на- смешение странно». Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, насмехаясь и наводя неслыханную клеве­ ту на мужа. «Лукавый змий, не терпяще тя зрети всегда Богу предсто­ яща, и молитву о людях при- носяща», ставит священника в сложное положение в самый момент начала пасхальной службы, когда матушка долж­ на петь на клиросе. «Видев бо диавол свою окаянную и не­ мощную силу, яко паучину от него раздираему, простер сеть во уловление праведного». Житие Варлаама сообща­ ет, что преподобный служил «в Колском граде», однако канон говорит, что убиение «жены иереевой» произош­ ло во время службы в Керете, его родном селе. «И земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею», которого Варлаам называет «отцом сво­ им духовным». Там, в Коле, он «вествует об убийстве и про­ ся прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярос­ ти и невоздержании». Кто был этот священник в Коле? Время описываемых событий — 1546 г. Именно в эти годы прп. Фе- одорит Кольский «на устье предреченной Колы реки созидает монастырь». Отец духовный Варлаа- му «дает иго легкое: мерт­ вого носить во гробе, дон­ деже изгниет тело умер­ шее, самому же в посте и молитве пребывать». Вар­ лаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб [судно —и. М.] устремився, с мерт­ вым шествуя по окияну морю, по непроходным местам». «Шествуя летом дванадесять путей», то есть в течение года Вар­ лаам совершал двенадцать «путей»: от берегов Кере­ ти, что в Кандалакшском заливе Белого моря, да­ лее по Баренцеву морю вокруг всего Кольского полуострова и по Коль­ скому заливу до Колы. На этот «путь» у него уходил месяц, после чего Варлаам от­ правлялся в противоположную сторону. Три года продолжался под­ виг покаянного скитания: «бу­ рю и дождь, и всякую воздуш­ ную нужду терпя». В результа­ те враг, введший ненавистного ему священника в тяжкий грех и уже торжествовавший побе­ ду, был посрамлен. Господь не только принял покаяние грешника, сумевше­ го исполнить «заповедь отца своего духовного», но и даро­ вал ему благодатные дары Свя­ того Духа: «и того ради приял от Вседержителя Бога венец победный на страсти и на бесы исцеление». Как известно из Жития, удостоверившись в прощении от Господа, Варлаам принимает монашеский постриг. Логичнее всего было бы предположить, что постриг этот совершил его духовный отец —прп. Фе- одорит Кольский, который к этому времени уже несколько лет окормляет созданный им Кольский Свято-Троицкий мо­ настырь. Однако весной 1549 г. и блаженному старцу при­ шлось пережить тяжкую месть бесовскую. Недовольная строгостью мо­ настырского устава и нестя­ жательным духом настоятеля, братия учиняет бунт. И «сло­ жившись с диаволом», монахи схватили «старца святого, бьют нещадно и не только из монас­ тыря извлачают, но и из страны той изгоняют, как врага некое­ го». Затем буйная братия ухо­ дит на Печенгу к прп. Трифону, где предлагает ему возглавить строительство нового «вот­ чинного» монастыря. Об этом, согласно канону, узнает прп. Варлаам, и вот он направля­ ется на своей ладье в Печенгу, чтобы стать насельником этого монастыря. Однако несмотря на, видимо, давние добрые от­ ношения и молитвенное обще­ ние с Трифоном, Варлаам «пре­ быв немного время», покидает строящуюся обитель, проро­ чествуя о судьбе монастыря. «О, Трифане! Сподобился еси обитель воздвигнута и братию собрата, но будут люди и се­ ла зло неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и остро- желчию [гневливости - и. М.] подобящиеся». Знал Варлаам о страшном во гневе атамане Митрофане, который стал монахом Трифо­ ном; в этом и смысл пророчес­ тва: грехи разбойной Митрофа­ новой юности отзовутся в ны­ нешнем его творении, и много скорбей выпадет на долю стро­ ителя монастыря. Варлаам и Трифон, согласно канону, предстают пред нами как великие единомышленни­ ки и столпы православной ве­ ры на всем Крайнем Севере. Более того, упоминается о не­ коем их совместном молитвен­ ном подвиге, когда они «в пус­ тынном море вместе были зато­ чены». Событие это, как мож­ но предполагать, имело особое значение для укрепления сил Трифона, для внутреннего его духовного исправления и очи­ щения от тяжкого наследия прошлой жизни: «Естеством добродетелей любви сопрягся отцу Трифану в духовных ему исправлениях, в пусте море с ним оземъствуяся [пребывая в заточении, в ссылке —и. М.] с причастное [наследное - и. М.] души очищаюши, воспеваю­ щее: пойте Господа и превозно­ сите Его во веки». Завершается канон вос­ клицанием: «О, двоица при­ сноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варлааме, яко едино блаженство имущих от Бога, версто [чета, мера — и. М.] предобрая, нас призыва­ ющих от всех лютых спасати я теплым предстательством вашим вас восхваляющих». Как нам следует понимать вы­ ражение «двоица, равночест­ ная отца»? Имя «отца» автор канона по известным причи­ нам не мог упомянуть откры­ то. Феодорит Кольский был монахом-исихастом, испове­ довавшим принципы нестяжа- тельства, за что и был осуждён на Соборе 1554 г. как «едино- мысленник старца Артемия и еретик» и сослан в заточение. При всей важности роли Фео­ дорита в Российской истории (успех «Константинопольской миссии») соборных определе­ ний Церкви по «заволжскому старчеству» никто не отменял. Потому и архимандрит Сергий в своем каноне, не имея пра­ ва воскликнуть: «О, троице присноблаженная Феодори- те, Трифоне и Варлааме», все же сумел, хоть й прикровен- но, воздать должное и почтить святую память не только прп. Трифона и Варлаама, но и их духовного отца - Феодорита Кольского, просветителя ло­ парей. Иеромонах Митрофан (Баданин).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz