Миссионерская православная газета. 2005 г. № 2. Февраль.
ПРАВОСЛАВНАЯ М И С С И О Н Е Р С К А Я ГАЗвТА №2, февраль, 2005 Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Симона, архиепископа Мурманского и Мончегорского Православное христианское мировоззрение в современном российском обществе Ваше Высокопреосвящен ство, Ваши Превосходитель ства, всечестные отцы, до рогие братья и сестры! 2005 год является десятым годом со времени образова ния Мурманской и Монче горской епархии. Это собы тие является важным м о ментом как в истории Русской Православной Цер кви, так и в истории Кольс кого края. Многие годы наш край находился на так назы ваемой «периферии» цер ковной жизни. Со времени трудов просветителя Кольс кой земли Трифона Печенс- кого р ели гио зная жизнь края в силу ряда негативных причин и обстоятельств была подобна надломлен ной трости и тлеющему льну. В годы тирании атеизма суровая северная земля ста ла местом ссылок, заключе ний , истя заний и пыток ; она была обильно залита кровью святых новомучени- ков и исповедников. До 1995 года территория Кольского полуострова вхо дила в состав Архангельской епархии и имела в её грани цах второстепенное значе ние, поэтому не часто посе щалась своим П равящим Архиереем. Это затрудняло её полноценную духовную жизнь. В каком же состоянии по отношению к вере и Церкви находимся сегодня мы и наше современное российс кое общество, какими прин ципами и чаяниями опреде л яется наше поведение и мировоззрение? Такая постановка вопроса была излишней в Евангель ские времена, в первые века христианства, в период су ществования Древней Цер кви, когда вся её жизнь ру ководствовалась видимыми дарами Святого Духа, а ис тина Православия свиде тельствовалась кровью свя тых мучеников. В эпоху Вселенских Собо ров особенно актуальными были вопросы догматики и богословия. О них, по сви детельству Святителя Васи лия Великого, ... спорили все и повсюду —вельможи во дворцах и торговцы на рын ках». На основе таких споров возникали различные поли тические движ ения и партии. ВXIX веке особый интерес к проблеме П равославия русского народа проявляли философы - славянофилы во главе с Хомяковым, писа тели Ф. Достоевский и H. Лесков, философы В. Соло вьев, П. Ф л ор енский , С. Булгаков, Н. Бердяев и мно гие другие. Они называли русский народ «народом Бо гоносцем» и видели его ве ликое предназначение в ис тории человечества в том, чтобы явить всему миру кра соту и истину Православия. Теперь это идеал, к которо му необходимо стремиться. После гонений на Церковь, когда она вынужденно нахо дилась в социальной резер вации, когда русский народ насильственно, как младе нец от родной матери, был отторгнут от Православной веры и Церкви, а верующие люди считались людьми второго сорта, религиозное со знание общ ества было разруш ено . В настоящ ее время оно находится в пери оде своего формирования и становления. Церковь есть собрание ве рующих во Христа, в кото рое Христос призывает вой ти каждого. Каждый чело век по -своем у входит в Церковь, это зависит от ин дивидуальных психологи ческих, моральных, интел лектуальных, социальных причин , обстоятельств и особенностей. Одни воспи тывались благочестивыми родителями в Православной вере, другие приходят в Храм Божий из-за так назы ваемой «дани моде» или по тому, что сейчас так надо - «как все, так и я». Кто-то из корыстных побуждений, с тем, чтобы что-то выгадать, завоевать доверие, обеспе чить себе авторитет и поло жение в обществе, кто-то просто из любопытства. Люди ищущие, серьёзные приходят к Церкви осмыс л енно , через страдания . Чаще всего людей в Церковь приводят горе, болезни, по теря близких, скорби, без выходная ситуация. Но всех призывает Господь. Повто ряется Евангельская притча о сеятеле, сеющем семена, которые упали в разных ме стах, но лишь немногие дали обильные плоды. Какими бы мотивами и целями не руководствовался человек, приходящий в Церковь, о каждом Христос сказал: «грядущего ко Мне не изго ню вон». Что же более всего ожида ет человек от Церкви? Осоз навая своё несовершенство мы прежде всего ищем иде альное общество, в котором, по нашим представлениям, нам должно быть комфорт но и уютно. Однако такие надежды постигает разоча рование, потому что Ц ер ковь состоит не только из святых. В неё входят такие же несоверш енны е люди как и мы. Этот факт объяс няется двойственностью природы человека, о кото рой говорит Святой Апос тол Павел в послании к рим лянам: «... я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то де лаю ... Доброго , которого хочу, не делаю, а злое, кото рого не хочу, делаю. Ибо по внутреннему человеку нахо жу удовольствие в законе Бо- жием. Но в теле моём вижу иной закон , проти вобор ствующий закону7ума моего и делающим меня пленни ком закон а греховного» (Рим., 7; 15, 19, 22-23). Поэтому для того, чтобы окружающий нас мир сде лался лучше, духовное об новление необходимо начи нать прежде всего с себя. Об этом прекрасно заметил подвижник XIX века препо добный Серафим Саровс кий: «Стяжи мир в сердце твоём и вокруг тебя тысячи спасутся». Особенно опасно потре бительское отнош ение к Церкви, ожидание вожде ленного чуда, сиюминутной помощи, избавление от на копившихся годами житей ских забот и неурядиц. Свя щенник тогда воспринима ется как маг и волшебник, который без всякого затруд нения решит в одночасье все проблемы. Если ожидания не оправдываются, то обра щаются к экстрасенсам, ча родеям, колдунам, нанося тем самым непоправимый вред физическому и психи ческому здоровью своему и своих близких. Необходимо помнить, что Церковь - это ещё и духовная лечебница, где врачуются израненные грехом души людей, где че рез молитву и Святые Таин ства препод аю тся Дары Святого Духа для укрепле ния жизненных сил и спа сения. Опасным также является уклон ени е в различно го рода тоталитарные религи озные и псевдорелигиозные общества, движения и н а правления, которые по сути своей являются неправос лавным исканием путей ис тинного Православия. Эти напр авл ения и движения утратили евангельский и святоотеческий дух вселен ской церковности, проти вопоставив ему безгранич но разросшийся религиоз ный индивидуали зм и несоборный волюнтаризм. И с тин а пр аво сл авия о т крыта ради спасения лю дей, а не для их осуждения и наказания. Православие - это свет Преображения, па дающий на землю. Оно све тит для всех, но не все освя щ аю тся им , ибо тот, кто спустился в подвал, кто зак рыл окна и открывает глаз, сам выбрал тьму. Ошибки в духовной жизни имели и имеют место как на богословско-философском уровне, так и на личностно опытном, когда духовную жизнь строят на так называ емых «общерелигиозных», очень поверхностных прин ципах, не затрагивающих её действительной глубины и сложности. Поэтому столь важна в ней помощь опыт ного духовного руководите ля, видящего душу человека. ( Продолжение на стр. 4). По случаю празднования Рождества Христова и 10-й годовщины Мурманской и Мончегорской епархии 9 января с. г. состоялся архиерейский прием для духовенства, представителей областной и городской администрации, Вооруженных Сил, деятелей науки и образования, предпринимателей и широкого круга лиц, принимающих участие в развитии епархиальной жизни. Актовая речь настоятеля Князь-Владимирской церкви города Мурманска игумена Диодора (БАЛАБОВА)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz