Миссионерская православная газета. 2005 г. № 2. Февраль.
Л і и № 2, февраль, 2005 Л уг і п і ш ц і V i 14 марта - начало Велкикого поста ПРШОДБ ЧР6САЛ БАШИ Мы находимся у преддверия Великого поста, и на грани между подготовительными неделями и самим Великим постом стоит Прощёоное воскресенье, день, когда мы должны бы, уже приготов ленные окончательно и бес поворотно, примириться с Богом, с самими собой и со всеми людьми вокруг нас. И Иоанн Креститель, и Сам Спаситель говорили: Покайтесь —то есть оторви тесь от земли, от соблазна, от порабощения всему зем ному, и вперите свои глаза в Бога и идите к Нему... Но, — говорил Иоанн Креститель, —на пути принесите достой ные плоды своего покаяния... Плакаться недостаточно , признавать свою вину недо статочно, —надо исправить свой путь. И не только свой путь выправить, но испра вить по отношению ко всем людям, которые от нас по страдали, всё то, что может быть исправлено. Это могут быть материальные, денеж ные долги, это могут быть наше поведение, наши соб ственные чувства и мысли по отношению к тем или другим людям. Всё должно быть пересмотрено, и каж дая вещь должна быть вып равлена. Говорить о том, что человек покаялся, когда его жизнь не только не изме нится в будущем, но не ис правила и прошлое, совер шенно напрасное дело. И когда мы думаем о наступа ющем Прощёном воскресе нии, мы должны именно над этим задуматься. Иначе произносимые нами слова: «Прости меня Христа ради!» и ответ: «Бог простит!» явля ются просто ложью, лице мерием , пустотой . Легко просить прощения у челове ка, которого, как ты чувству ешь, ты не очень обидел, ко торый легко тебя простит, пожав плечами. Каждый человек является иконой, образом Божиим, каждый из нас —обиталище, как бы храм Святого Духа. Как мы друг ко другу отно симся и физически, и в мыс лях, и в чувствах, и в общем нашем поведении? Видим ли мы друг во друге святыню? Нет, конечно, не видим... Но это показывает меру нашей слепоты, это показывает, как мы далеки от обладания тем, что апостол Павел называет умом Христовым — способ ность мыслить, как Христос, чувствовать, как Христос, видеть так, как Он видит, Его глазами, оценивать все Его меркой... Каждый человек является храмом Святого Духа, каждый человек явля ется иконой Самого Христа, Бога Живого, и каждый че ловек, христианин, креще ный, причащающийся Свя тых Таин, является как бы воплощенным присутствием на земле, в истории, в этот наш день, Самого Христа. Видя человека, мы в ка- ком-то отношении можем сказать, что мы видели Са мого Христа Спасителя. Как трепетно должны были бы мы относиться к каждому отдельному человеку! Если этот человек является изуро дованной иконой, осквер ненной святыней, опусто шенным храмом, то с каким ужасом ( но трепетным ужа сом, не с отвращением , а именно с трепетом, —долж ны были бы мы к нему отно ситься! Прощёное воскресение погружает нас мыслью в плач Адамов. Да, Адам зап лакал горькими слезами в момент, когда вдруг стал чу жим Богу. Бог чужим для него не стал; Бог остался ему Отцом, но Адам оказался в пустыне, там, где только вос поминание о рае; и чем ярче это воспоминание, тем гор ше, тем острее страдание. В это мгновение он понял, он уловил, что значит быть с Богом или быть без Бога. В жизни каждого из нас быва ет такое мгновение, когда вдруг мы чувствуем, что по теряли самую сущность жизни. У нас всего несколько ча сов для того, чтобы над всем этим задуматься, потому что завтра нам будет дано в пос ледний раз перед началом поста, который нас ведет к Страстным дням , проду мать все это и решить: како ва будет моя жизнь, буду ли я продолжать прозябать , ползти, или с решимостью оторвусь от того, что меня держит пленником, и буду искать свободы во Христе? Хомяков определяет свобо ду как состояние того, кто стал самим собой. Но не та ким, какими мы знаем друг друга и себя самих, а под линно, истинно самим со бой: светящейся, очищен ной иконой Христа; больше того: храмом Святого Духа; больше того: в к аком -то смысле, через крещение и причащение —воплощени ем, присутствием Христа. Сейчас у нас будет три чет верти часа для того, чтобы в полном молчании задумать ся над самими собой. Про смотрите свои души, про смотрите свою жизнь, поду майте о том, что вы можете сделать и чем вы можете стать, и будьте готовы завтра подойти к тем людям, кото рых вы ранили, и попросить М ит р о п о л ит С урож ский А нт оний (1914 -2 0 0 3 ) - один из самых вы д аю щ и х с я дух овны х н аст а вн и к о в и и е р а р х о в Русской П р а в о с л а в н о й ц ерк ви , на п р от яж е н и е п о л у век а он у п р а в л я л еп архи ей М о с к о в с к о го П ат р и а р х ат а на Б рит ан ски х о ст р о в а х . М а гн и т оф о н н ы е зап и си е го п р оп о вед ей и бесед, е го книги п ом огли ты сячам лю дей в России и з а ру беж ом об р ест и п р а во с л а вн ую в ер у и жит ь б о гат о й ду х о вн ой ж и зн ью . прощения. Если подойдет к вам кто-то, кто вас ранил, либо найдите в себе мужество простить —но простить ис тинно, либо найдите в себе более, может быть, страшное мужество сказать: «Уменя нет сил тебя простить. Помолись обо мне, чтобы я достаточно исцелился и был в состоянии простить тебя —не словом, а всей глубиной своей души...». •к к к После первой недели поста, когда читается канон Анд рея Критского и мы прохо дим через все возможные моменты Ветхого Завета, че ловеческого падения, чело веческой надежды, Божие- го воздействия, наступает воскресенье, которое назы вается Торжеством Право славия. И так легко нам по чувствовать, что это день на шего торжества, что это день, когда мы, православ ные, на Божией стороне, когда, поскольку мы право славные, мы в особенном положении, ибо Правосла вие как чистота учения Хри стова, как совершенный об раз духовной жизни востор жествовало хотя бы в нашей жизни. И вот от этого пред ставления нам надо сразу от делаться. Торжество Право славия, в сущности, не тор жество православных над инославными, даже не тор жество над человеческой потемненностью , это тор жество Божие над нами са мими . И к ак мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нас взыскал таких, какими мы являемся: в по лутьме, полуслепые, тщес лавные, бродящие по чужой стране, минутами к Нему бросающиеся, а потом сно ва Ему изменяющие, не по нимающие величия ни Его, ни нас самих, ни ближнего нашего, забывшие или забы вающие те изумительные моменты, когда мы близки к Богу, потому что Он к нам приблизился, порой в ответ на то, что мы тоскуем по Нему, даже не зная, по чему мы тоскуем, а порой —пото му что Он приходит к нам, чтобы нас разбудить, ожи вить. И вот настает момент, когда мы видим, как Бог в течение всей истории чело вечества пробивался через тьму, через бесчувствие, че рез измену и находил среди людей верных последовате лей Себе, которые давали Ему приют на земле, преда тельски врученной под вла дычество Его противника сатаны. Разве это не изуми тельно? Разве это не может нас наполни ть глубоким умилением, благоговением —и ужасом? Бог странник, Бог —изгнанник , и есть у Него место прибежища, ко торое Ему предлагается че ловеческой верой. И Торже ство П равославия в этом контексте —это Божия по беда над человеческими жи выми душами. Но какая победа? Когда мы думаем о победах, кото рые одерживают властители мира, эти победы ведут к по рабощению побежденных, подчиняют их, делают под властными. Победа Божия, наоборот, освобождает нас от рабства, —от рабства на шим собственным с тр ас тям, от рабства нашей слабо сти, немощи, от рабства стра ху. Закон Христов —закон свобода; Христос —Освобо дитель; победа Христова — наша свобода. И Торжество Православия —это день, ког да мы с изумлением можем думать о том, что Бог всяко го, кто к Нему обернется, мо жет сделать свободным, са мобытным существом, укоре ненным в Божественной свободе. Вот начало поста. Не напрасно пост на неко торых западных языках назы вается словом, которое в на ших церковных песнопениях обозначается как весна духов ная. Весна! Это начало жиз ни, это момент, когда жизнь пробивается, начинает креп нуть и доходит до своего тор жества в Воскресении Хрис товом. Но —Боже! —какой ценой! Это не постепенное раскрытие свободы, не по степенное вырастание. Тор жество Православия, провоз гласившее нам Божию побе ду, говорит нам также о том, какой ценой эта победа одер жана. Бог стал человеком, Он приобщился тварности, Он стал человеком в падшем мире и приобщился всем тра гическим, разрушающим жизнь последствиям челове ческой отчужденности от Бога, всем последствиям гре ха, —не греху, а именно его по следствиям. И эти послед ствия —не только голод, не только усталость, не только холод, а в области человечес ких отношений —не только одиночество, отвержен ность; это —в последнем, в конечном итоге —смерть. В течение следующих не дель нам будут представлены образы того, что может совер шить Божественная благо дать над человеком, если толь ко он станет последователем Христа, Его учеником. Мы будем вспоминать свт. Григо рия Паламу, преп. ИоаннаЛе- ствичника, Марию Египетс кую, —людей, которые все рьез поверили Христу и захотели за Ним последовать не только мечтательно, жела нием, но и решимостью, ко торые как бы обернулись против себя самих, победили себя во имя Христово —Хри стовой благодатью, но и сво ей решимостью. Я не думаю, что кто-ни будь из нас может решитель но измениться, но неужели мы не переломимся хоть скол ько -то , когда будем вживаться в этот Великий пост, когда в середине поста будет стоять Крест, напоми нающий нам цену того, что может совершить над нами Господь, когда воскрешение Лазаря нам будет обещани ем. Ведь мы знаем, какой це ной это обещание может быть исполнено... Из беседы во время великопостного говения. Лондон, 16.02.91.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz