Миссионерская православная газета. 2005 г. № 2. Февраль.

№ 2, февраль, 2005 «Армия и Церковь- верные союзники» Православное христианское мировоззрение в современном российском обществе (Начало на стр. 3). Вымоленная благодать Божия тогда спасла Отчиз­ ну. Нередко патриотичес­ кая риторика сегодня за внешним фасадом таит духовную «мерзость запу­ стения». В докладе отмеча­ лось, что без православной веры Россия или рухнет под напором внешних сил, или выродится в национа­ листическую диктатуру, поэтому для Российской Армии пробил час возвы ­ сить свой дух. Многие вы­ ступавшие говорили , что первоочередной задачей является введение ин с ти ­ тута военного духовен­ ства, и если существует объективная потребность, необходимо изменить пра­ вовые нормы, препятству­ ющие более тесному союзу Армии и Церкви. По сло­ вам ген ерал -полковника В. М. Б арынькина , ни один институт соврем ен ­ ного российского общ е­ ства не проявляет такой заботы об армии, как Рус­ ская П равославная Ц ер ­ ковь. Он назвал Церковь верным сою зником , н и ­ когда на протяжении всей истории страны , не п р е ­ давшим ее защитников . Россия будет расти и р а з ­ виваться лишь в том слу­ чае, если в ней воцарится дух чести и служения. В адрес участников с при­ ветствием обратился Святей­ ший Патриарх Алексий II. Председатель Синодаль­ ного Отдела по взаимодей­ ствию с ВС РФ и правоохра­ нительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в своём докладе отметил, что Армия воспри­ нимается и как семья, и как школа. Сейчас все чаще при­ ходится слышать разговоры о том, что Армия будто бы слишком дорогой институт для современной России . Но если отвлечься от геопо­ литических реальностей , которые очевидны сами по себе, и рассмотреть ее как институт воспитания и об­ разования, то можно уви­ деть, какую огромную пользу она может принести обществу и государству. Треть русских детей рожда­ ются вне семьи, многие из них —выходцы из однодет­ ных семей. Армия должна и может стать для них и семь­ ей, и школой, учащей добру. Мы можем, вопреки суще­ ствующим условиям делать то, что нужно, чтобы Армия стала семьей, тем местом, куда будет стремиться лю ­ бой здоровый юноша. Она может взять на себя те фун­ кции, которые недовыпол­ няет общество. Представитель Админист­ рации Президента Б. М. Jly- кичев затронул аспект цер­ ковно-государственных от­ нош ений . Согласно его оценке только Русская Пра­ вославная Церковь в своих программных документах сформулировала такие поло­ жения, которые полностью отражают интересы государ­ ства и совпадают с ними. Процесс введения духовен­ ства в Армии созвучен вопро­ су о введении духовного об­ разования —он встречает те же препоны. Однако то, чего не удавалось до сих пор сде­ лать на федеральном уровне, вполне возможно реализо­ вать на региональном. Ны­ нешний год может стать го­ дом прорыва в отношениях Армии и Церкви. Готовится эксперимент по введению в частях постоянной готовно­ I I Иерей Сергий Шерфетдинов. сти института военных свя­ щенников. Опыт взаимодей­ ствия с Церковью отдельных родов войск показывает, что скоро уже количественный рост контактов вызовёт пере­ ход его в иное качественное состояние. На заседании особо отме­ чалась необходимость борь­ бы с сектами , которые не собираю тся сворачивать свою деятельность. Ныне они активно маскируются под околохристианские учения, скрывая свою о к ­ культную сущность, как, на­ прим ер , быстрорастущ ая секта неопятидесятников или Богородичный центр. Нынешние Ч тения , к ак отмечали выступающие, от­ личались от прежних. Насту­ пил этап устойчивого, заин­ тересованного взаимодей­ ствия — соработничества, сослужения, соратничества. Завершение работы фору­ ма военного духовенства было ознаменовано молеб­ ном в гарнизонном храме преподобного Илии Му­ ромца Печерского и встре­ чей с командованием РВСН. Юрий Сухарев. Актовая речь насТоятеля Князь-Владимирской церкви игумена Диодора (БАЛАБОВА) (Н ачало на стр. 1). Но такие даже в древние вре­ мена были большой редкос­ тью, тем более трудно их встретить в наш век. Но даже тогда, когда Господь откры­ вает нам такого человека, мы остаёмся глухими к его на­ ставлениям, желаем, чтобы во всём проявлялась наша греховная воля , требуем благословения и не испол­ няем его. И тогда нашими духовными руководителями становятся наши болезни, скорби, проблемы с детьми. И лишь такие трагические факторы как преступность, терроризм, природные ката­ строфы и эпидемии приво­ дят нас к осознанию необхо­ димости обращения к Богу, приводят нас в Церковь. «Начало духовной жизни, — говорит Святитель Игна­ тий Брянчанинов, —заклю­ чается в познании своей гре­ ховности, своего падения; от такого взгляда на себя че­ ловек признаёт нужду в Ис­ купителе и приступает ко Христу посредством смире­ ния, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховно­ сти, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может быть хри­ стианином. К чему Христос для того, кто доволен с о ­ бою, кто признаёт себя дос­ тойным всех земных и не ­ бесных наград». В этом утверждении со ­ держится первое и самое важное положение духов­ ной жизни, показывающее глубину ее православного п он им ан и я . Верующим , оказывается, может стать и является лишь тот человек, который видит своё духов­ ное и нравственное несо ­ вершенство, свою грехов­ ность. Который страдает от греховности и ищет исцеле­ ни я и сп асени я . Только смирившийся внутри себя человек способ ен к п р а ­ вильной , то есть спасаю ­ щей вере во Христа. Необходимо отметить , что все те перемены, про ­ блемы , успехи, которые затронули наше общество и Церковь, нашли своё реаль­ ное отражение и в десяти­ летнем опыте нашей Епар­ хии. И наоборот, все формы духовной жизни —социаль­ ной, миссионерской, про ­ светительской деятельнос­ ти нашей Епархии —имеют место в трудах и служении всей Русской Православной Церкви, являя тем самым цельную соборную полно­ ту, представляя собой един­ ство в его многообразии. Не­ смотря на то, что наш а Епархия находится в самом юном возрасте, она неук­ лонно, подобной всей Ма­ тери Церкви, руководству­ ет своих верных чад ко спа­ сению . Самое главное в жизни человека и общества —выбрать для себя истин­ ный и верный путь суще­ ствования, стремиться бес­ к ом пром и ссно следовать им к высоким целям, выс­ шим идеалам и абсолю т­ ным ценностям. Такой путь определен и в жизни нашей епархии. Этот путь откры­ вает и указывает для каждо­ го из нас Сам Христос Спа­ ситель, Который говорит о Себе: «Я есть путь и исти­ на, и жизнь» (Ин., 14, 6). Супермен в рясе: искушение для интеллигентов ( Начало на стр. 2). Не хочется анализировать —результат ли это благодуш­ ного отношения к совершен­ ному им смертному греху или вполне светского отнош е­ ния к архиерейской, т.е. цер­ ковной, власти («в Церкви все как у нас —та же полити­ ка»). Понятно одно: до тех пор, пока нашему образо ­ ванному обществу не доста­ ет понимания недопустимо­ сти ни того , ни другого, меры, принятые Владыкой два года назад, не могут счи­ таться достаточными. Нарушая церковный эти­ кет, я хочу обратиться в свя­ зи с этим к архиепископу Мурманскому и Мончегор­ скому Симону. Высокая церковная власть правящего архиерея пред­ полагает возможность и не­ обходимость использования ее для искоренения порока во вверенном его попече­ нию стаде. Говоря об этом, я отдаю себе отчет в том, что не в моей компетенции да­ вать Вам советы, Владыка. Однако я дерзнул н апом ­ нить Вам об этом. Меры, принятые Вами в связи с ис­ торией о. Аристарха, испол­ нены христианского мило­ сердия. Но они, к сожале­ нию , не решают сущ ест ­ вующую проблему. Ваш зап­ рет на служение о. Аристар­ ха в пределах Мурманской и Мончегорской епархии не препятствует ему носить рясу и Крест, по которым узнают священника. Хотя уровень церковной просвещ енности жителей нашей области пока еще ос­ тавляет желать лучшего, большинство из них испы­ тывает врожденное или вновь воспитанное уваже­ ние к православным пасты­ рям. При этом , несмотря на старания центральных СМИ, большинство не сим­ патизирует представителям так называемых «сексуаль­ ных меньшинств». Разреше­ ние носить «знаки отличия» священнику, история скан­ дальной отставки которого приобрела широкую извес­ тность и который при этом не стесняется тиражировать свой портрет в местных мас­ совых изданиях, подрывает в глазах жителей области не только Ваш личный автори­ тет, но авторитет всей нашей епархии и Церкви. Я уверен, что минималь­ ная мера зап р ещ ения о. Аристарху ношения подряс­ н и к а и Креста встретит одобрение не только со сто­ роны православных христи­ ан, но и других воспитанных в здоровых традициях жите­ лей Мурманской области. В отношении же духовных чад и сторонников о.Аристарха потребуется проведение большой разъяснительной работы, в которой я готов принять посильное участие. Еще раз прошу простить меня за нарушение церков­ ного этикета. Отредакиии: Вовремяпрезен­ тации книжного салона «Добро- дум» сообщалось, что этот мага­ зин был якобыоткрытпо благо­ словению Архиепископа Мур­ манскогоиМончегорскогоСимо­ на, чтоявляетсяложью —благо­ словенияБожиянаоткрытиеэто­ годела Владыканепреподавал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz