Миссионерская православная газета. 2005 г. № 2. Февраль.
N° 2, февраль, 2005 Супермен в рясе: искушение для интеллигентов К нашему общему стыду, это не единственный случай в церковной среде (о чем с удовольствием пишет либе ральная пресса) и уже доста точно распространенное яв ление в российском обще стве. В силу существующих правил церковного этикета я не имею права обсуждать и тем более осуждать данное духовное лицо. Однако реак ция на произошедшие собы тия нашей областной интел лигенции не может не выз вать озабоченности, которой я хотел бы поделиться с чи тателями. Существенно, что вторая из упомянутых заметок появи лась уже после опубликова ния «строго документаль ной версии» отставки о. Аристарха» («Полярная правда Плюс», №188, 18.12.03), которая, казалось бы, могла оставить сомнения у ее православных читателей лишь в отношении чрезмер ной мягкости действий Вла дыки Симона. Остаётся недо умевать —проявилось ли в этом недоверие к правящему архиерею Мурманской и Мончегорской епархии, или в обшественном сознании уже произошел перелом, до пускающий благодушное от ношение к содомии, которая осуждается Церковью как смертный грех? В любом случае можно предполагать либо принци пиальное незнание нашей интеллигенцией церковных порядков, либо (что хуже) полную утрату ею духовных ориентиров. К сожалению, в наш век информационного профицита и падения нра вов второе более вероятно. Лечение всякой болезни связано с определением выз вавших ее условий; в отно шении же духовных недугов этот принцип особенно ва жен. Возможно, я чрезмерно сгущаю краски, присваивая отдельно взятому скандалу статус общественного явле ния. Однако, принимая во внимание заметные масшта бы резонанса, который выз вала эта история, а также де монстративное неприятие отдельными представителя ми творческой интеллиген ции действий архиепископа Мурманского и Мончегорс кого Симона, думаю, что для этого есть основания. Чем же объясняется популярность о. Аристарха, не пострадав шая даже после опубликова ния «документальной вер сии»? Нельзя не согласиться с мнением Владыки Симона, высказанным им в «строго докум ентальной версии» , что о. Аристарх —«одарён ный, талантливый человек», что он «владеет словом» и «умеет быть красноречивым и убедительным». Все, кто ко гда -либо встречался с ним, включая и автора этой заметки, были поражены его эрудицией, талантом орато ра и ошеломляющим разма хом деятельности (от изда ния духовной поэзии до ле чения нарком анов и организации семинаров по боевым единоборствам ). Сотрудники и студенты Мурманского государствен ного технического универси тета наверняка запомнили его впечатляющие лекции о Православии и роли Право славной Церкви в современ ном российском обществе. Однако думается, что ука занные качества —не един ственная и, может быть, не главная причина столь высо кого рейтинга о. Аристарха в среде образованных людей нашей области. Не менее важную роль здесь сыграли свойства самой этой среды. Кто же составляет ядро по читателей и духовных чад о. Аристарха? В возрастном отношении среди них нема ловажную роль играют пред ставители поколения, зас тавшего как хрущевский ан- тицерковный террор, так и брежневскую религиозную оттепель. Будучи сам родом из того же времени, я хоро шо помню, как атеистичес кие стереотипы 60-х (цер ковность - от невежества, ядерная физика в качестве новой религии) сменились модой на йогу, д зен -б у д дизм, оккультизм всех мас тей, а также (не без влияния и звестной ро к -оп еры ) на христианство - в 70-х. В кру гах интеллигенции, особен но богемной, религиозность была признаком хорошего тона и заодно использова лась в качестве относитель но безопасной формы поли тического протеста. В сто личных городах процесс христиани зации ин телли гентов происходил быстрее, чем на периферии. Для мно гих из них последнее десяти летие советской власти ста ло стартовым на пути к Цер кви , однако многие так и остались на распутье, попол нив в дальнейшем слой веру ющих, но не воцерковлен- ных образованных людей. Серьезный кадровый го лод, который Церковь пере несла в начале постсоветско го периода в связи с ростом числа храмов и прихожан, и нехватка свящ енников с высшим образованием обер нулись недоверием к Ней многих интеллигентов. Не последнюю роль здесь сыг рали и откровенное пренеб режение тогдашних властей наукой, культурой, медици ной и образованием вместе с демонстрацией симпатий по отношению к Церкви (как известно, умеренная крити ка существующего строя яв ляется доброй многовековой традицией образованных россиян). Поэтому появление свя щенников с хорошим светс ким образованием сыграло исклю чительно важную роль в миссионерской дея тельности Церкви среди ин теллигенции. Их культурное и социальное единство с ин теллектуальной паствой со здало именно ту питатель ную среду, на которой стал возможен ее духовный рост. Как показывает опыт, попу лярность таких пастырей бывает подчас исключитель но высока. Однако при всех положи тельных сторонах пополне ния служителей Церкви за счет образованных мирян это явление имеет и проти воположную сторону. Вы ходцам из мирской интелли генции зачастую не хватает духовного опыта «попови чей», который передается им от родителей и дедов. Об этом сокровенном опыте мы, сугубо мирские люди, можем лишь догадываться. Думается, впрочем, что он так или иначе связан с пре одолением многих искуше ний. Дерзну предположить, что борьба с разнообразными искушениями составляет се рьезную проблему для любо го начинающего пастыря, особенно если за ним не сто ят несколько поколений священнической династии. При неблагоприятном сте чении обстоятельств его де ятельность может иметь па губные последствия и для паствы, и для него самого. Путь священников, пришед ших, как это было принято у «семидесятников», к хрис тианству через восточные религии, не может не быть отмечен особыми духовны ми проблемами, тем более что поколение их родите лей, в отличие от «попови чей», в основном состояло из искренне верующих комму нистов. Естественно, что верую щая часть образованных жи телей области с энтузиазмом восприняла появление коло ритного о. Аристарха на не босклоне нашей епархии . Существенную роль в росте его популярности сыграли и средства массовой информа ции —вспомним газетные статьи и телевизионные пе редачи, с упоением вещав шие о новом ф еномене в церковной жизни. Вероят но , само филологическое образование о .Аристарха (хороший тон по стереоти пам 70-х) в сочетании с во- енно-патриотической ори ентацией (слава Богу, в н а шей области доминируют здоровые геополитические настроения) предопредели ли его миссионерский успех среди местных интеллиген тов. Характерны заголовки статей об о. Аристархе, авто ры которых явно получали удовольствие от непривыч ного использования англий ских слов в церковной (даже монастырской) теме: «Су пермен в рясе или who is отец Аристарх?», «Уик-энд... в монастыре» («Университет ский курьер», 2001) - анта гонизм либерального (анг лийский язык) и церковно го, характерный стереотип 60-х. Как известно, наиболь шая острота ощущений воз никает в пограничных сфе рах и состояниях... Понятно и то, что для об разованных христиан, истос ковавшихся по духовному (которое часто путают с ду шевным) общению, имею щих здоровые православные корни, о. Аристарх оказался тем самым живительным источником, роль которого (к счастью) не смогли вы полнить ни представители инославных конфессий, ни (к сожалению) православ ные батюшки без светского образования. Просто так с идеалом не расстаются, и события двух летней давности разразились как гром среди ясного неба. Наверное, всякому российс кому интеллигенту от рожде ния присуща определенная доза либеральности, опреде ляющая его умеренную не приязнь к власти любого типа. Дипломатичные, в общем, действия Владыки вызвали естестзенную интел лигентскую реакцию на власть. К сожалению, авторы ряда обращений в защиту о. Аристарха не знали, что сра жающиеся с иерархами сра жаются с Церковью... Официально о. Аристарх больше не проповедует: его карьере пастыря нанесен се рьезный ущерб. Однако еще больший урон понесла его паства и широкий круг обла стной интеллигенции, зна чительная часть которой увидела в о. Аристархе свя щенника нового поколения и своего духовного руково дителя, в котором она так нуждалась и которого так ждала. Неофициальное про должение его проповеди - активная общественная дея тельность, которую он ведет, оставаясь в сане служителя Церкви. В глазах большей части общества, не искушен ного знанием церковных за конов и правил, о. Аристарх остается незаслуженно опальным священником. ( Продолж ение на стр. 4). Владимир Жироов. Побудительной причиной для написания этого письма послужи ли газетные публикации «Не чудаки, а чудотворцы» («Мурманс кий вестник», JV>191,4.10.2003) и «Памятник к юбилею» («Любимый город Мурманск», М> 40, 19-26.10.2004). Печатное и фотографи ческое упоминания в этих заметках бывшего наместника Трифо нова Печенгского монастыря игумена Аристарха свидетельству ют о том, что, как и прежде, он продолжает сохранять популяр ность среди писателей и журналистов области. Напомню, что двумя годами ранее о. Аристарх был запрещен в служении на территории Мурманской и Мончегорской епархии за причаст ность к определенной общественной группе, деликатно назы ваемой сейчас «сексуальным меньшинством»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz