Миссионерская православная газета. 2005 г. № 2. Февраль.

ПРАВОСЛАВНАЯ М И С С И О Н Е Р С К А Я ГАЗвТА №2, февраль, 2005 Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Симона, архиепископа Мурманского и Мончегорского Православное христианское мировоззрение в современном российском обществе Ваше Высокопреосвящен­ ство, Ваши Превосходитель­ ства, всечестные отцы, до­ рогие братья и сестры! 2005 год является десятым годом со времени образова­ ния Мурманской и Монче­ горской епархии. Это собы­ тие является важным м о ­ ментом как в истории Русской Православной Цер­ кви, так и в истории Кольс­ кого края. Многие годы наш край находился на так назы­ ваемой «периферии» цер ­ ковной жизни. Со времени трудов просветителя Кольс­ кой земли Трифона Печенс- кого р ели гио зная жизнь края в силу ряда негативных причин и обстоятельств была подобна надломлен­ ной трости и тлеющему льну. В годы тирании атеизма суровая северная земля ста­ ла местом ссылок, заключе­ ний , истя заний и пыток ; она была обильно залита кровью святых новомучени- ков и исповедников. До 1995 года территория Кольского полуострова вхо­ дила в состав Архангельской епархии и имела в её грани­ цах второстепенное значе­ ние, поэтому не часто посе­ щалась своим П равящим Архиереем. Это затрудняло её полноценную духовную жизнь. В каком же состоянии по отношению к вере и Церкви находимся сегодня мы и наше современное российс­ кое общество, какими прин­ ципами и чаяниями опреде­ л яется наше поведение и мировоззрение? Такая постановка вопроса была излишней в Евангель­ ские времена, в первые века христианства, в период су­ ществования Древней Цер­ кви, когда вся её жизнь ру­ ководствовалась видимыми дарами Святого Духа, а ис­ тина Православия свиде ­ тельствовалась кровью свя­ тых мучеников. В эпоху Вселенских Собо­ ров особенно актуальными были вопросы догматики и богословия. О них, по сви­ детельству Святителя Васи­ лия Великого, ... спорили все и повсюду —вельможи во дворцах и торговцы на рын­ ках». На основе таких споров возникали различные поли­ тические движ ения и партии. ВXIX веке особый интерес к проблеме П равославия русского народа проявляли философы - славянофилы во главе с Хомяковым, писа­ тели Ф. Достоевский и H. Лесков, философы В. Соло­ вьев, П. Ф л ор енский , С. Булгаков, Н. Бердяев и мно­ гие другие. Они называли русский народ «народом Бо­ гоносцем» и видели его ве­ ликое предназначение в ис­ тории человечества в том, чтобы явить всему миру кра­ соту и истину Православия. Теперь это идеал, к которо­ му необходимо стремиться. После гонений на Церковь, когда она вынужденно нахо­ дилась в социальной резер­ вации, когда русский народ насильственно, как младе­ нец от родной матери, был отторгнут от Православной веры и Церкви, а верующие люди считались людьми второго сорта, религиозное со знание общ ества было разруш ено . В настоящ ее время оно находится в пери­ оде своего формирования и становления. Церковь есть собрание ве­ рующих во Христа, в кото­ рое Христос призывает вой­ ти каждого. Каждый чело­ век по -своем у входит в Церковь, это зависит от ин­ дивидуальных психологи­ ческих, моральных, интел­ лектуальных, социальных причин , обстоятельств и особенностей. Одни воспи­ тывались благочестивыми родителями в Православной вере, другие приходят в Храм Божий из-за так назы­ ваемой «дани моде» или по­ тому, что сейчас так надо - «как все, так и я». Кто-то из корыстных побуждений, с тем, чтобы что-то выгадать, завоевать доверие, обеспе­ чить себе авторитет и поло­ жение в обществе, кто-то просто из любопытства. Люди ищущие, серьёзные приходят к Церкви осмыс­ л енно , через страдания . Чаще всего людей в Церковь приводят горе, болезни, по­ теря близких, скорби, без­ выходная ситуация. Но всех призывает Господь. Повто­ ряется Евангельская притча о сеятеле, сеющем семена, которые упали в разных ме­ стах, но лишь немногие дали обильные плоды. Какими бы мотивами и целями не руководствовался человек, приходящий в Церковь, о каждом Христос сказал: «грядущего ко Мне не изго­ ню вон». Что же более всего ожида­ ет человек от Церкви? Осоз­ навая своё несовершенство мы прежде всего ищем иде­ альное общество, в котором, по нашим представлениям, нам должно быть комфорт­ но и уютно. Однако такие надежды постигает разоча­ рование, потому что Ц ер ­ ковь состоит не только из святых. В неё входят такие же несоверш енны е люди как и мы. Этот факт объяс­ няется двойственностью природы человека, о кото­ рой говорит Святой Апос­ тол Павел в послании к рим­ лянам: «... я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то де­ лаю ... Доброго , которого хочу, не делаю, а злое, кото­ рого не хочу, делаю. Ибо по внутреннему человеку нахо­ жу удовольствие в законе Бо- жием. Но в теле моём вижу иной закон , проти вобор ­ ствующий закону7ума моего и делающим меня пленни­ ком закон а греховного» (Рим., 7; 15, 19, 22-23). Поэтому для того, чтобы окружающий нас мир сде­ лался лучше, духовное об­ новление необходимо начи­ нать прежде всего с себя. Об этом прекрасно заметил подвижник XIX века препо­ добный Серафим Саровс­ кий: «Стяжи мир в сердце твоём и вокруг тебя тысячи спасутся». Особенно опасно потре­ бительское отнош ение к Церкви, ожидание вожде­ ленного чуда, сиюминутной помощи, избавление от на­ копившихся годами житей­ ских забот и неурядиц. Свя­ щенник тогда воспринима­ ется как маг и волшебник, который без всякого затруд­ нения решит в одночасье все проблемы. Если ожидания не оправдываются, то обра­ щаются к экстрасенсам, ча­ родеям, колдунам, нанося тем самым непоправимый вред физическому и психи­ ческому здоровью своему и своих близких. Необходимо помнить, что Церковь - это ещё и духовная лечебница, где врачуются израненные грехом души людей, где че­ рез молитву и Святые Таин­ ства препод аю тся Дары Святого Духа для укрепле­ ния жизненных сил и спа­ сения. Опасным также является уклон ени е в различно го рода тоталитарные религи­ озные и псевдорелигиозные общества, движения и н а ­ правления, которые по сути своей являются неправос­ лавным исканием путей ис­ тинного Православия. Эти напр авл ения и движения утратили евангельский и святоотеческий дух вселен­ ской церковности, проти­ вопоставив ему безгранич­ но разросшийся религиоз­ ный индивидуали зм и несоборный волюнтаризм. И с тин а пр аво сл авия о т ­ крыта ради спасения лю ­ дей, а не для их осуждения и наказания. Православие - это свет Преображения, па­ дающий на землю. Оно све­ тит для всех, но не все освя­ щ аю тся им , ибо тот, кто спустился в подвал, кто зак­ рыл окна и открывает глаз, сам выбрал тьму. Ошибки в духовной жизни имели и имеют место как на богословско-философском уровне, так и на личностно­ опытном, когда духовную жизнь строят на так называ­ емых «общерелигиозных», очень поверхностных прин­ ципах, не затрагивающих её действительной глубины и сложности. Поэтому столь важна в ней помощь опыт­ ного духовного руководите­ ля, видящего душу человека. ( Продолжение на стр. 4). По случаю празднования Рождества Христова и 10-й годовщины Мурманской и Мончегорской епархии 9 января с. г. состоялся архиерейский прием для духовенства, представителей областной и городской администрации, Вооруженных Сил, деятелей науки и образования, предпринимателей и широкого круга лиц, принимающих участие в развитии епархиальной жизни. Актовая речь настоятеля Князь-Владимирской церкви города Мурманска игумена Диодора (БАЛАБОВА)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz