Миссионерская православная газета. 2005 г. № 12. Декабрь.
Ж іщ н о н £( іск 4 я п ^ к о с л д в н д я г а з е т а и п ■ № 12, декдк^ь 2005 Светлый и радостный мир православия SS®! АНОНСЫ (Начало на стр. 4) Для первых (это моряки, рыбаки) нормой становится морской «экс- трим» —жизнь на пределе сил, чело веческих возможностей. А на берегу их встречает полный штиль, чреватый скукой и унынием. Именно уныние служит поводом к романтизации гре ха и в среде молодежи. Юношеское стремление к запретному, тяготение к бунту против традиций и условнос тей, жажда полноты самореализации выливаются в тот стиль поведения, который в истории поэзии особенно рельефно воплощал С. А. Есенин. «Но похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». Отец Андрей Кураев предлагает спа сительный выход из искушения эсте тической теодицеей. В том добром и ярком мире Православия, который раскрывается на его лекциях и в его книгах, нет места унынию. А стра тегия миссионерского служения оз начает возможность «ярче гореть» во имя Высшей цели, не размениваясь по мелочам. При этом отец Андрей далек от крайностей, от абсолютизации в ре лигиозном сознании какого-то одно го начала —рационального или мис тического. Его безупречные логика и методология сочетаются с личным опытом Богообщения, с ощущением присутствия Бога в мире. В моем вос приятии самым волнующим эпизо дом встреч с отцом Андреем был рас сказ о «залоге будущих благ» (понятие принадлежит прп. Макарию Еги петскому). Это удивительный фено мен, когда вступивший на духовный путь человек в своем опыте ощущает Совместная молитва перед началом лекции диакона Андрея Кураева в МГТУ «Царство Божие внутри нас». Потом такое состояние уходит. Но вера —это умение быть верным самым светлым минутам человеческого бытия. С юмо ром и лиризмом отец Андрей расска зал о своем переживании «залога бу дущих благ», и тогда, наверное, многие вспомнили главное чудо своей жизни и заново ощутили невыразимую бла годать. И оказалось, что погружение в контекст Православия —это еще и увлекательное путешествие в глубины собственной души. Разрушая автома тизм и инерцию восприятия, отец Ан дрей помогает «стереть случайные чер ты» с лица нашей Церкви и открыть истинный светлый и радостный мир Православия. И тогда столь несущест венными начинают казаться суровость старушек, сосредоточенных на обря- доверии, и нарушение некоторыми ба тюшками заповедей Моисеевых... Мои субъективные заметки не пре тендуют на полноту анализа выступ лений отца Андрея в нашей области. Его лекции затрагивали очень широ кий спектр проблем не только рели гиозного, но и исторического, соци ально-политического, культурного характера. Я остановилась лишь на тех моментах, которые представляют ся мне особенно актуальными с пози ций моего духовного и социального опыта. Хочется надеяться, что встре ча с выдающимся богословом оживит интеллектуальную ситуацию в нашей области. ШИ Татьяна РЯБИНИНА ОТВЕТ НА ПИСЬМО Прочитал письмо Григория (№ 10, октябрь), «недавно зашедшего в Церковь поставить свечку перед экзаменом». В нем Григорий сильно обижается на «злых» людей, которые помешали ему научиться добру, любви и справедливости Люди эти, конечно, без сомнения, поступили с ним несправедливо, не правильно «шипя»и выдергивая ков рик из-под ног. Как крещеный в Пра вославной Вере, я не смог остаться в стороне. Это письмо не только обра щение к Григорию, но и ко всем, кто не желает и не считает нужным изу чать традиции Церкви и следовать им, уходит из Церкви с огорчением, не понимая причин этого. Из письма в газету следует, что Гри горий зашел в храм во время Богослу жения. Церковь учит заходить в Храм со страхом, и на просительной екте- нии (с греч. яз. — продолжительное моление) во время Божественной Ли тургии священнослужитель молится: «... О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь...» Слышите, за кого молятся?! Но, видимо, страха не бы ло, была цель поставить свечку неза висимо от того, что происходило в это время в Церкви, а читалось, вероятно, в это время Слово Божие. Во время чтений, которые обращены к каждому из нас, человек .православный «пре вращается» в «слух», он слушает муд рость и научается ею. Не ходят в это время по Храму, не разговаривают, не ставят свечи! В момент, когда, затаив дыхание, «жаждущие» слушают Слово Божие, его хлопают по плечу и просят передать свечу, толкают, протискива ясь к подсвечнику, спрашивают, куда поставить свечу. Григорий и все кто хотят быть пра вославными христианами, изучайте Православие (правильно славьте Бога), читайте, как себя вести, когда можно ставить свечи, где нужно стоять и т. д. Верный в малом и во многом верен. Приложите труд к изучению ради свое го же блага. Интересуйтесь историей Православия не по слухам, телевизи онным программам и бабушкиным су евериям, а, например, по Четьям-Ми- неям, задавайте вопросы священнослу жителям, тогда поймете, что не имеем мы право требовать, судить, обвинять, ждать особого к себе отношения, пот ребительски относиться к Храму Бо- жиему. Поймете, что правы Ваши уни верситетские знакомые в том, что надо смотреть не на других, а на себя. Мужчина, который злобно «шипел» на Вас, недавно перенес инсульт и, может быть, поэтому так себя вел. Лю ди, которые давно ходят в Храм, зна ют обрядовую сторону Богослужения и очень ревнуют, переживают за пра вильность, тишину и порядок, поэто му они не всегда удерживаются от то го, чтобы не сделать замечание, поп равить, подсказать тем, кто не хочет знать традиций Церкви. Они, эти лю ди, искушаются. Искушение приходит через Вас. Люди слабы, Вы их прости те, но и сами не давайте повода злу. Иисусом Христом, Сыном Божи им, создана Церковь Православная для каждого человека, для того, чтобы любой землянин мог очистить свою душу покаянием и с помощью Божи- ею спасти ее и наследовать Царствие Небесное. Враг же человеческий не дремлет, он хочет нашей гибели и всеми способами преграждает путь человека в лечебницу —Церковь Пра вославную. Так давайте будем воевать с ним (но только, конечно, не с людь ми) в лоне Церкви Православнрй. Любите Бога, людей и Святую Пра вославную Церковь, какие бы иску шения ни посещали Вас. Она научит добру, любви и Божией справедливос ти (не человеческой, разница есть), можете не сомневаться, Григорий: «Ищите же Царствия Божия и прав ды его, и сия вся приложится вам!» Андрей ш Журнал Наука и бизнес на Мурмане: Православие и воспитание. Мурманс к , 2005 Вышел в свет очередной номер науч но-практического журнала «Наука и бизнес на Мурмане». Этот 11-й том в серии «Духовная практика» посвя щен теме «Православие и воспита ние». В нем собраны статьи ведущих мурманских ученых, философов и педагогов, обобщающие опыт их работы по патриотическому и ду ховно-нравственному воспитанию детей и молодежи: размышления о русской национальной идее, о пра вославии и патриотизме, о развитии лучших качеств личности. Здесь же помещены размышления о духов ной поэзии Николая Клюева и науч ные исследования по истории пра вославия на Кольской земле. ПротоиерейАлександШиенам ДНЕВНИКИ Книга . г: . ■. Прот. Александр Шмеман. «Дневники. 1973 - 1983». М., «Русский путь», 2005 г. На 700 страницах дневников выда ющегося православного богослова перед глазами читателя проходят Ю лет жизни, которые потрясают сво ей широтой: духовные размышле ния, политика, литература, искусст во, природа, люди. Книга открывает внутренний мир яркого, глубокого человека, преисполненного живого вдохновения и потому всегда кажу щегося немного «неотмирным». Ра дость о Боге, о Церкви, ощущение полноты, силы и глубины Правосла вия, жажда свидетельствовать о нем в секуляризованном мире соседству ют с мучительным ощущением того, что во всех странах современная православная церковь, как страус, прячет свою голову под крыло. Ему душно от «религиозности», которую многие христиане исповедуют вмес то веры во Христа-Богочеловека. Он ясно видит, что и в церкви, и в куль туре торжествуют Ферапонты До стоевского, у которых «только один враг, —человек, свободный во Хрис те, т. е. единственный подлинно свободный». Он остается богосло вом в благородном значении слова: суматохе дел не удается заглушить любящее восприятие людей, стихов, музыки, ликования золотой листвы, —в этом о. Александр находит под линное бытие, подлинное ощуще ние Бога и Церкви.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz