Миссионерская православная газета. 2005 г. № 12. Декабрь.

Ж іщ н о н £( іск 4 я п ^ к о с л д в н д я г а з е т а и п ■ № 12, декдк^ь 2005 Светлый и радостный мир православия SS®! АНОНСЫ (Начало на стр. 4) Для первых (это моряки, рыбаки) нормой становится морской «экс- трим» —жизнь на пределе сил, чело­ веческих возможностей. А на берегу их встречает полный штиль, чреватый скукой и унынием. Именно уныние служит поводом к романтизации гре­ ха и в среде молодежи. Юношеское стремление к запретному, тяготение к бунту против традиций и условнос­ тей, жажда полноты самореализации выливаются в тот стиль поведения, который в истории поэзии особенно рельефно воплощал С. А. Есенин. «Но похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». Отец Андрей Кураев предлагает спа­ сительный выход из искушения эсте­ тической теодицеей. В том добром и ярком мире Православия, который раскрывается на его лекциях и в его книгах, нет места унынию. А стра­ тегия миссионерского служения оз­ начает возможность «ярче гореть» во имя Высшей цели, не размениваясь по мелочам. При этом отец Андрей далек от крайностей, от абсолютизации в ре­ лигиозном сознании какого-то одно­ го начала —рационального или мис­ тического. Его безупречные логика и методология сочетаются с личным опытом Богообщения, с ощущением присутствия Бога в мире. В моем вос­ приятии самым волнующим эпизо­ дом встреч с отцом Андреем был рас­ сказ о «залоге будущих благ» (понятие принадлежит прп. Макарию Еги­ петскому). Это удивительный фено­ мен, когда вступивший на духовный путь человек в своем опыте ощущает Совместная молитва перед началом лекции диакона Андрея Кураева в МГТУ «Царство Божие внутри нас». Потом такое состояние уходит. Но вера —это умение быть верным самым светлым минутам человеческого бытия. С юмо­ ром и лиризмом отец Андрей расска­ зал о своем переживании «залога бу­ дущих благ», и тогда, наверное, многие вспомнили главное чудо своей жизни и заново ощутили невыразимую бла­ годать. И оказалось, что погружение в контекст Православия —это еще и увлекательное путешествие в глубины собственной души. Разрушая автома­ тизм и инерцию восприятия, отец Ан­ дрей помогает «стереть случайные чер­ ты» с лица нашей Церкви и открыть истинный светлый и радостный мир Православия. И тогда столь несущест­ венными начинают казаться суровость старушек, сосредоточенных на обря- доверии, и нарушение некоторыми ба­ тюшками заповедей Моисеевых... Мои субъективные заметки не пре­ тендуют на полноту анализа выступ­ лений отца Андрея в нашей области. Его лекции затрагивали очень широ­ кий спектр проблем не только рели­ гиозного, но и исторического, соци­ ально-политического, культурного характера. Я остановилась лишь на тех моментах, которые представляют­ ся мне особенно актуальными с пози­ ций моего духовного и социального опыта. Хочется надеяться, что встре­ ча с выдающимся богословом оживит интеллектуальную ситуацию в нашей области. ШИ Татьяна РЯБИНИНА ОТВЕТ НА ПИСЬМО Прочитал письмо Григория (№ 10, октябрь), «недавно зашедшего в Церковь поставить свечку перед экзаменом». В нем Григорий сильно обижается на «злых» людей, которые помешали ему научиться добру, любви и справедливости Люди эти, конечно, без сомнения, поступили с ним несправедливо, не­ правильно «шипя»и выдергивая ков­ рик из-под ног. Как крещеный в Пра­ вославной Вере, я не смог остаться в стороне. Это письмо не только обра­ щение к Григорию, но и ко всем, кто не желает и не считает нужным изу­ чать традиции Церкви и следовать им, уходит из Церкви с огорчением, не понимая причин этого. Из письма в газету следует, что Гри­ горий зашел в храм во время Богослу­ жения. Церковь учит заходить в Храм со страхом, и на просительной екте- нии (с греч. яз. — продолжительное моление) во время Божественной Ли­ тургии священнослужитель молится: «... О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь...» Слышите, за кого молятся?! Но, видимо, страха не бы­ ло, была цель поставить свечку неза­ висимо от того, что происходило в это время в Церкви, а читалось, вероятно, в это время Слово Божие. Во время чтений, которые обращены к каждому из нас, человек .православный «пре­ вращается» в «слух», он слушает муд­ рость и научается ею. Не ходят в это время по Храму, не разговаривают, не ставят свечи! В момент, когда, затаив дыхание, «жаждущие» слушают Слово Божие, его хлопают по плечу и просят передать свечу, толкают, протискива­ ясь к подсвечнику, спрашивают, куда поставить свечу. Григорий и все кто хотят быть пра­ вославными христианами, изучайте Православие (правильно славьте Бога), читайте, как себя вести, когда можно ставить свечи, где нужно стоять и т. д. Верный в малом и во многом верен. Приложите труд к изучению ради свое­ го же блага. Интересуйтесь историей Православия не по слухам, телевизи­ онным программам и бабушкиным су­ евериям, а, например, по Четьям-Ми- неям, задавайте вопросы священнослу­ жителям, тогда поймете, что не имеем мы право требовать, судить, обвинять, ждать особого к себе отношения, пот­ ребительски относиться к Храму Бо- жиему. Поймете, что правы Ваши уни­ верситетские знакомые в том, что надо смотреть не на других, а на себя. Мужчина, который злобно «шипел» на Вас, недавно перенес инсульт и, может быть, поэтому так себя вел. Лю­ ди, которые давно ходят в Храм, зна­ ют обрядовую сторону Богослужения и очень ревнуют, переживают за пра­ вильность, тишину и порядок, поэто­ му они не всегда удерживаются от то­ го, чтобы не сделать замечание, поп­ равить, подсказать тем, кто не хочет знать традиций Церкви. Они, эти лю­ ди, искушаются. Искушение приходит через Вас. Люди слабы, Вы их прости­ те, но и сами не давайте повода злу. Иисусом Христом, Сыном Божи­ им, создана Церковь Православная для каждого человека, для того, чтобы любой землянин мог очистить свою душу покаянием и с помощью Божи- ею спасти ее и наследовать Царствие Небесное. Враг же человеческий не дремлет, он хочет нашей гибели и всеми способами преграждает путь человека в лечебницу —Церковь Пра­ вославную. Так давайте будем воевать с ним (но только, конечно, не с людь­ ми) в лоне Церкви Православнрй. Любите Бога, людей и Святую Пра­ вославную Церковь, какие бы иску­ шения ни посещали Вас. Она научит добру, любви и Божией справедливос­ ти (не человеческой, разница есть), можете не сомневаться, Григорий: «Ищите же Царствия Божия и прав­ ды его, и сия вся приложится вам!» Андрей ш Журнал Наука и бизнес на Мурмане: Православие и воспитание. Мурманс к , 2005 Вышел в свет очередной номер науч­ но-практического журнала «Наука и бизнес на Мурмане». Этот 11-й том в серии «Духовная практика» посвя­ щен теме «Православие и воспита­ ние». В нем собраны статьи ведущих мурманских ученых, философов и педагогов, обобщающие опыт их работы по патриотическому и ду­ ховно-нравственному воспитанию детей и молодежи: размышления о русской национальной идее, о пра­ вославии и патриотизме, о развитии лучших качеств личности. Здесь же помещены размышления о духов­ ной поэзии Николая Клюева и науч­ ные исследования по истории пра­ вославия на Кольской земле. ПротоиерейАлександШиенам ДНЕВНИКИ Книга . г: . ■. Прот. Александр Шмеман. «Дневники. 1973 - 1983». М., «Русский путь», 2005 г. На 700 страницах дневников выда­ ющегося православного богослова перед глазами читателя проходят Ю лет жизни, которые потрясают сво­ ей широтой: духовные размышле­ ния, политика, литература, искусст­ во, природа, люди. Книга открывает внутренний мир яркого, глубокого человека, преисполненного живого вдохновения и потому всегда кажу­ щегося немного «неотмирным». Ра­ дость о Боге, о Церкви, ощущение полноты, силы и глубины Правосла­ вия, жажда свидетельствовать о нем в секуляризованном мире соседству­ ют с мучительным ощущением того, что во всех странах современная православная церковь, как страус, прячет свою голову под крыло. Ему душно от «религиозности», которую многие христиане исповедуют вмес­ то веры во Христа-Богочеловека. Он ясно видит, что и в церкви, и в куль­ туре торжествуют Ферапонты До­ стоевского, у которых «только один враг, —человек, свободный во Хрис­ те, т. е. единственный подлинно свободный». Он остается богосло­ вом в благородном значении слова: суматохе дел не удается заглушить любящее восприятие людей, стихов, музыки, ликования золотой листвы, —в этом о. Александр находит под­ линное бытие, подлинное ощуще­ ние Бога и Церкви.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz