Миссионерская православная газета. 2005 г. № 12. Декабрь.
№ 12. деклксь 2005 Книгл |0Д(ТВД И н ( 5 с л Новый Завет начинается родосло вием Иисуса Христа, сына Дави дова. сына Авраамова. Эта «книга происхождения», «библия рождес тва» представляет генеалогическое древо, которое венчается именем Иисуса; Он станет Мессией, то есть Христом. Вторая часть Евангелия, которое читается в воскресение, непосредственно предшествующее Рождеству, опять возвращается к словам о происхождении, вхожде нии в бытие: «Иисус Христово род- жество сипе бе». Открывая новую книгу, апостол- евангелист намеренно намекает на слова Книги Бытия: «Сия книга бы тия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама...» (5, 1). Это указанием наводит на мысль, что Иисус —это Новый Адам. Бытие продолжает: «В оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его», повто ряя начало Библии: «Сотворим че ловека по образу нашему и по подо бию» (1, 26). Новая книга истории человечест ва открывается генеалогией. Поко ления потомков Адама вереницей следуют одно за другим; они прихо дят и отходят, на смену им приходят новые. Тридцать восемь раз повторя ется слово (одй, и. наконец, заключи тельным аккордом звучит имя Иису са: | 0 ДН(Л. Не случайно Библия наполнена ге неалогиями: родословное древо на Востоке является необходимым ат рибутом человека и поныне. В Иеру салиме у меня есть друг, ставший для меня приемным сыном. Родители его ребенком бросили на улицах Ие русалима, добрые люди подобрали и передали его на воспитание в дерев ню SOS под Вифлеемом. Столичные власти категорически отказались вы дать ему свидетельство о рождении, потому что он не мог сказать, кто были его предки. Поэтому до 12-лет- него возраста он существовал на не легальном положении, и в школу он стал ходить, как ходят на черный ры нок. В конце концов мы составили ему родословную до прадеда. Теперь представьте себе младенца Иисуса, который в 12 лет отправляется в Ие русалим на праздник «Бар Мицва», существуя на нелегальном положе- 1.01.06 Неделя пред Рождеством Мф 1, 1-25 Родословие и Рождество Иисуса Христа 8.01.06 Неделя по Рождестве Мф 2, 13-23 Бегство Святого Семейства в Египет 15.01.06 Неделя пред Богоявлением Мк 1,1-8 Проповедь Иоанна Крестителя 22.01.06 Неделя по Богоявлении Мф 4, 12-17 Начало служения Иисуса Христа 29.01.06 Неделя 32-я по Пятидесятнице Ак 18, 35-43 Исцеление слепого нии! Какой все-таки удивительный этот человек Иосиф, этот «цадик», этот праведник, давший ребенку Марии право на законное существо вание, ибо генеалогия, которую рас сказывает апостол Матфей, —это ге неалогия Иосифа, а не Марии. В глазах верующего человека «по родить» к жизни означает передать свой образ и подобие, которые по це почке поколений восходят к Адаму и являются образом и подобием Божи- им. Поэтому евангелист Лука и при водит генеалогию, которая восходит к Адаму, а через него к самому Богу (Лк 3, 23-38). Она недаром рассказы вается после эпизода крещения, она эхом вторит тому небесному голосу, который свидетельствует об Иисусе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, на котором почило Божие благо воление, радость Небесного Отца» (ср. Ис 42, 1). Возлюбленный Сын — это не просто мальчик со звезды, спустившийся на землю, Он вписан ешгш в череду поколений, в число потом ков царя Давида. Своим присутс твием Он придает этой поколенной росписи совершенно особое значе ние. Число поколений уходит в бес конечность и не прерывается вот уже миллионы лет, а может, и еще боль ше. Но в этом Сыне Возлюбленном, который родился в лоне еврейского народа и вошел в мир как потомок царя Давида, христианская вера ви дит окончательный смысл всей исто рии. Иисус становится эпицентром истории всего человечества. Он —в сердце всего сотворенного мира. В Нем все. что было в прошлом, об ретает новый смысл; в Нем все, что наступит после, или, скажем лучше, все, что произойдет в преддверии Его Возвращения, Его Паруссии, внезапно обретает особый смысл. В Нем все начинается сначала и обре тает полноту. Это тайна нашей веры, которую мы празднуем в рождест венскую ночь. Бог стал человеком, вошел в чело веческую историю, и в этот момент земная наша история становится историей Божественной. Это вхож- Х і и і т д дение Бога в сотворенный мир, в историю людей и народов сопровож дается чудесами и знамениями, ко торые полны парадоксов: дева родит, бесплодная зачнет. Разве не удиви тельно, что каждая из четырех жен щин, упомянутых в родословии Ии суса, отмечена чем-то совершенно особым. Фамарь знаменита тем, что совершила кровосмешение; Раав — блудница, Руфь —иностранка, Вир- савия повинна в супружеской изме не. Разве это не возмутительно? Но Бог нелицеприятен. Он не отвергает ни падшую женщину, ни грешника, ни чужеземца, ни самого слабого. Иисус — Мессия, сын Давидов, но Он же и сын грешников. Таков наш Бог, великий и великодушный! Пос реди долины смертной Он открыва ет неиссякаемые источники жизни, в пустыне текут потоки воды живой! Что тут еще скажешь? Когда Бог входит в историю людей для того, чтобы она преобразилась в историю от М атфея, гл. I, стт. 1-25 спасения, Он не чинит никакого на силия, Он просит человека об учас тии. Он ждет свободного согласия вплоть до того, что без этого согла сия история спасения не свершится. И в решающие моменты этой исто рии, к счастью, находятся мужчи ны и женщины, живые звенья це пи, без которых бы она прервалась, способные сказать свое «да» Богу и его спасительному смотрению, спо собные принять участие и взять на себя ответственность, к каким бы последствиям это ни привело? Се годня это Иосиф и Мария, завтра это будет Иоанн Креститель, а затем апостолы, праведники, святые му ченики, новые и новые поколения, новое родословие людей, чьи имена заносятся в Книгу Новую, в книгу Рождества Иисуса Христа, в книгу обновленного человечества, чело вечества праведников и святых. Это наша родословная, и сегодня насту пает наш черед вписать в нее свои имена. Аминь. В Игумен Николай (ЭГЕНДЕР), обитель Успения Пресвятой Богородицы в Гефсиманском саду Ж н с с и о н ф к а я православная газета ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Рождество Христово одну большую и темную пе щеру пастухи приводили своих овец. Они пережидали здесь долгие холод ные ночи. Под ноги овцам стелили со лому, а в ясли клали сено. Ясли —это такой деревянный ящик для еды. Как-то раз поздним вечером рядом с пещерой раздались шаги. Это были Иосиф, Мария и ослик, который вез вещи. Им негде было переночевать, и они вошли в пещеру. Мария родила маленького Мальчи ка. Она спеленала Его и положила в ясли, как в кроватку. Неподалеку на большом поле сиде ли пастухи и грелись у костра. Вокруг них бродили и блеяли овцы. Спать пастухам было нельзя. Заснешь —ов цы разбегутся. И они разговаривали и пели, чтобы не уснуть. Вдруг пастухи услышали, что кто- то тихо подпевает им. Они подняли головы — может, это ночные птицы? Но это были не птицы. Тьма над их го ловами расступилась. С неба полился свет, и среди ночи стало светло, как днем. В небе летали Ангелы. Они пе ли. И вскоре пастухи разобрали слова. —Слава в вышних Богу! —пели Ан гелы. — Скорее идите, поклонитесь Младенцу! Он рядом с вами, вон в той пещере. Пастухи побежали к пещере. Они за глянули внутрь и увидели лошадь, ко рову и ослика. Животные склонились над ящиком, в который обычно клали сено. Но сейчас в ящике лежал ма ленький Мшіьчик. Рядом сидела Бо городица Мария и Иосиф Обручник. Пастухи поклонились Марии и вста ли перед яслями на колени. Они смот рели на Матьчика. А Он спал. На земле было тихо-тихо. И очень хорошо. Пастухи поцеловали ясли и радост ные побежали назад, к своим овцам. # Пересказ М. А. Кучерской, 200] ’Ч то д о Иисуса Христа, происхождение Его совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить совместно, обнаружилось, что она ожидает дитя отД уха Святого. 19Меж тем Иосиф, муж ее, был человек праведный и не хотел ее ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. 20 Когда, однако, он был в таких мыслях, — вот. Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря: «Иосиф, сын Д а видов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что зачалось внутри Нее, отД уха Святого. 21Сына родит Она. и ты наречешь Ему имя — Иисус; ибо Он спасет н ар о д Свой отгрехов их». “ Было ж е все это во исполнение предреченного от Господа через п ророка, сказавшего: 23 «Се, Лева зачнет во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил», — что в пере воде означает: «С н ам и Бог». 24Иосиф, пробудившись отсна, сделал, ка к велел ему ангел Господень, и принял жену с в о ю :25и не познал ее, и вот она р о д ил а Сына, и он н аре к Ему имя — Иисус. @ Перевод С. С. Аверинцева чтений на январь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz