Миссионерская православная газета. 2005 г. № 12. Декабрь.
№ 12, декдв^ь 2005 Я и с с и о н ф к а я пудксхлдкная га зе т а МИССИОНЕРСКИЙ МАРАФОН Светлый и радостный мир православия шшш Церко 1 ш ш СОВ] ременн ыи мир В Мурманске с трехдневным визитом побывал отец Андрей Кураев Вот уже несколько недель Мурманск живет впечатлениями от встречи с вы дающимся богословом и самобытным проповедником диаконом Андреем Кураевым. На Мурманскую землю диакон Ан дрей Кураев приехал по приглаше нию архиепископа Симона. Програм ма его визита оказалась насыщенной встречами и выступлениями: семинар епархиального отдела по взаимодейс твию с ВС РФ, встреча в МГТУ, лекции в ДК Мончегорска, в Доме офицеров в Росте и в североморском ДК «Стро итель». В этих встречах участвовали и священники и миряне, и воцерков- ленные люди, и просто интересующи еся православием,представители всех возрастных групп: от школьников до пенсионеров. «...На встречу с отцом Андреем я шел не в самом приподнятом настро ении, - рассказал один из студен тов МГТУ, - думал, что будет очеред ная проповедь о пользе быть «рабом Божьим» в традиционном смысле. Но едва начался диалог с залом, как толь ко прозвучал вопрос: «Что вам инте ресно?», я понял, что пришел не зря». Отец Андрей еще более часа от вечал на вопросы. Самые разные! О православном консерватизме и современности, о мироточивых ико нах, о смысле страданий, о «фенте- зи» в литературе, о сомнениях ново начальных, о культовых фильмах и рок-музыке и многом-многом другом. Каждый вынес из этого разговора что-то свое. Записи выступлений диакона Андрея Кураева в скором времени будут доступны на DVD дисках, их можно будет приобрести в храме Спаса на водах и других храмах епархии В качестве поэтического пролога к теме напрашивается стихотворение матушки Вассы «Богослов»: Он ищет Истину в хитросплетенье мыслей, Он погружает ум в потоки слов, Он жаждет Откровения и Смысла - Найти, познать основу всех основ. Заветная не поддается дверца. Что проку знать? Всего лишь - только знать... Но Бог вершит, и он находит в сердце Все то, что ум бессилен был понять... Вывод самоочевиден: Истина пос тигается через Откровение, а не че рез работу мысли. Тем не менее, ис ходя из опыта общения с автором стихов, рискну предположить: если бы матушка Васса послушала лекции профессора богословия отца Андрея Кураева, то, наверное, создала бы поэтическое самоопровержение. Она написала бы о неисповедимости пу тей Богопознания. Многие из нас находятся в плену одного стереотипа, навеянного, как мне кажется, превратно понятым исихазмом. В общем, «молчи, скры вайся и таи...», и ни в коем случае не мудрствуй лукаво. Лишь сердеч ное созерцание ведет к единению с Богом. Такое суждение основано на догматизации исихастских воззре ний. В частности, на поверхностной и упрощенной трактовке «Триад в защиту священнобезмолвствующих» св. Григория Паламы, а именно - его размышлений о Христе: «Почему это Он не разъяснил нам аналогии фигу ры, количества, непостоянные отсто яния и схождения планет и не разре шил загадок природы, чтобы изгнать из наших душ мрак незнания? Что же он и в ученики-то призвал рыба ков, неграмотных, простых поселян, да еще и для того, «чтобы посрамить внешних мудрецов», как говорит Па вел». Отсюда нетрудно вывести умо заключение: единственный верный путь Богопознания — путь «умной молитвы» и мистической интуиции. При этом совершенно не учитывают ся исторический контекст, в котором проходила земная жизнь Спасителя, и конкретная религиозная ситуация, в которой пребывали исихасты. Я не ставлю под сомнение такой духовный феномен, как мистичес кая интуиция. Но ее трудно облечь в слова и сделать достоянием мно гих. Сегодня практика Богопознания «простых поселян» вряд ли поможет аутентично донести весть о Христе до большинства наших рациональных, прагматичных, отчужденных от Бога и от своей сущности современников. Сошлюсь на один эпизод из истории литературы и философии. В 1878 году Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев ездили в Оптину Пустынь и встреча лись там со старцами. На Достоевско го встреча произвела ошеломляющее впечатление и запечатлелась в образе старца Зосимы из «Братьев Карама зовых». На Соловьева поездка особо го впечатления не произвела и нигде не отразилась. Откуда такой разрыв в восприятии? Да просто писатель и философ смотрели на иноков разны ми глазами. Достоевский видел перед собой людей, осененных благодатью, стяжавших мир в сердце своем. А кого увидел Владимир Соловь ев? Полагаю, что простых старич ков, счастливых и безмятежных. Но такими же счастливыми и безмя тежными бывают дети и юродивые. У философа был иной путь Бого познания, отвергаемый официаль ной Церковью. И все же, несмотря на груз платонизма и гностицизма в теоретических построениях, несмот ря на конфессиональные метания и мистико-оккультный визионерский опыт, Владимир Соловьев в душе ос тавался православным человеком. Он любил Бога, мир и людей, был мило сердным и бескорыстным, вел почти аскетическую жизнь. Его переход в католичество являл собой не только дань экуменической идее, но и про- тестную реакцию. Ведь обер-проку- рор Святейшего Синода К. П. Побе доносцев называл философию Со ловьева «б...словием». И русский по ментальности своей мыслитель ока зался потерянным для Православ ной Церкви. Развитие мира и человека идет по линии усложнения и ожесточения. В современной России все меньше лю дей с отзывчивостью души Достоев ского и все больше —со складом ума Соловьева. В такой духовной ситуа ции отец Андрей Кураев делает ве ликое дело —своими книгами и вы ступлениями он спасает для Русской Церкви тот круг интеллигенции, ко торому грозит участь не-встречи с Православием. Мне было приятно видеть на лек циях отца Андрея некоторых своих коллег по Мурманскому отделению Российского философского обще ства. Одна из постоянных тем, об суждаемых на наших заседаниях в педагогическом университете, ка сается проблематики целостности и фрагментарности. Но стремление к гармонии и единству мира пока не приводит мурманских преподавате лей философии, за редким исклю чением, в Церковь. Они не могут принять резкого расхождения между уровнем должного и уровнем сущего в духовной сфере, между евангель ской этикой и бытовым поведением некоторых священников. Отец Анд рей тонко и остроумно смягчает эту оппозицию в своих лекциях и совер шенно блестяще показывает ее несу щественность в книге «Неамерикан ский миссионер». Рекомендую об ратить внимание на изложение но веллы из «Декамерона» Д. Боккаччо —очень укрепляет в вере. Для студентов-теологов МГТУ за дача укрепления в вере не стоит столь остро. Многие из них принадлежат к верующим семьям и уже давно идут по пути воцерковления. С позиций своего духовного опыта они понима ют, что главное в Церкви —Таинства. Конечно, как социальный институт, Церковь отражает пороки общества, но это пустяки по сравнению с теми благодатными дарами, которые не сет нам Православие. На занятиях по истории РПЦ мы со студентами размышляли о мис сионерской деятельности среди ло парей прп. Трифона Печенгского, о виртуозной миссионерской технике иезуитов, но романтический пафос миссионерского подвижничества те ологи по-настоящему почувствовали на встречах с отцом Андреем. Это очень важно. Ведь не ради личного спасения ребята выбрали богослов скую стезю (пока еще идея спасения не вышла для них на первый план), а ради служения во Славу Божию. И как им теперь стало ясно, такое слу жение придает жизни динамику, яр кость и драматизм. Вот жизненная стратегия, которая снимает проблему эстетической тео дицеи. На данном вопросе останов люсь более подробно, потому что в контексте Мурманской области эс тетическая теодицея провоцирует достаточно распространенные пове денческие модели. Их логика проста: добро слишком скучно, пресно, од нообразно; зло привлекательно сво ей остротой, новизной, непредска зуемостью. Отсюда следуют допус тимость и оправданность греха как инструмента эстетизации жизни. Подобные умонастроения укоре нены в ментальности творческой элиты. Вспомним поэтическую де кларацию В. Я. Брюсова:»Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья. И Господа, и дьявола хочу прославить я». Кощунственный радикализм этих строк не стоит объяснять одной лишь моральной двусмысленностью Серебряного века. Во все времена для творческих личностей представ ление о свободе было связано с вы ходом за рамки этических норм. Да же «Божественную комедию» Данте можно рассматривать как превра щенную форму эстетической теоди цеи: самой яркой и динамичной ее частью является «Ад», самой скуч ной и морализаторской — «Рай». А в жизненной трагедии Н. В. Гоголя нетрудно увидеть доказательство в пользу эстетической теодицеи «ме тодом от противного»: отрекся чело век от творчества, от всего мирского —и уморил себя голодом в Великий пост. К счастью, в нашей области, где культурная ситуация во многом оп ределяется патриотической деятель ностью Мурманского отделения Со юза писателей России, творческая интеллигенция в большинстве своем не склонна к эстетизации зла. Но я бы выделила две категории, подвер женные опасному искусу: люди экс тремальных профессий и молодежь. (Продолжение на стр. 7) Диакон Андрей Кураев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz