Миссионерская православная газета. 2005 г. № 12. Декабрь.

№ 12, декдв^ь 2005 Я и с с и о н ф к а я пудксхлдкная га зе т а МИССИОНЕРСКИЙ МАРАФОН Светлый и радостный мир православия шшш Церко 1 ш ш СОВ] ременн ыи мир В Мурманске с трехдневным визитом побывал отец Андрей Кураев Вот уже несколько недель Мурманск живет впечатлениями от встречи с вы­ дающимся богословом и самобытным проповедником диаконом Андреем Кураевым. На Мурманскую землю диакон Ан­ дрей Кураев приехал по приглаше­ нию архиепископа Симона. Програм­ ма его визита оказалась насыщенной встречами и выступлениями: семинар епархиального отдела по взаимодейс­ твию с ВС РФ, встреча в МГТУ, лекции в ДК Мончегорска, в Доме офицеров в Росте и в североморском ДК «Стро­ итель». В этих встречах участвовали и священники и миряне, и воцерков- ленные люди, и просто интересующи­ еся православием,представители всех возрастных групп: от школьников до пенсионеров. «...На встречу с отцом Андреем я шел не в самом приподнятом настро­ ении, - рассказал один из студен­ тов МГТУ, - думал, что будет очеред­ ная проповедь о пользе быть «рабом Божьим» в традиционном смысле. Но едва начался диалог с залом, как толь­ ко прозвучал вопрос: «Что вам инте­ ресно?», я понял, что пришел не зря». Отец Андрей еще более часа от­ вечал на вопросы. Самые разные! О православном консерватизме и современности, о мироточивых ико­ нах, о смысле страданий, о «фенте- зи» в литературе, о сомнениях ново­ начальных, о культовых фильмах и рок-музыке и многом-многом другом. Каждый вынес из этого разговора что-то свое. Записи выступлений диакона Андрея Кураева в скором времени будут доступны на DVD дисках, их можно будет приобрести в храме Спаса на водах и других храмах епархии В качестве поэтического пролога к теме напрашивается стихотворение матушки Вассы «Богослов»: Он ищет Истину в хитросплетенье мыслей, Он погружает ум в потоки слов, Он жаждет Откровения и Смысла - Найти, познать основу всех основ. Заветная не поддается дверца. Что проку знать? Всего лишь - только знать... Но Бог вершит, и он находит в сердце Все то, что ум бессилен был понять... Вывод самоочевиден: Истина пос­ тигается через Откровение, а не че­ рез работу мысли. Тем не менее, ис­ ходя из опыта общения с автором стихов, рискну предположить: если бы матушка Васса послушала лекции профессора богословия отца Андрея Кураева, то, наверное, создала бы поэтическое самоопровержение. Она написала бы о неисповедимости пу­ тей Богопознания. Многие из нас находятся в плену одного стереотипа, навеянного, как мне кажется, превратно понятым исихазмом. В общем, «молчи, скры­ вайся и таи...», и ни в коем случае не мудрствуй лукаво. Лишь сердеч­ ное созерцание ведет к единению с Богом. Такое суждение основано на догматизации исихастских воззре­ ний. В частности, на поверхностной и упрощенной трактовке «Триад в защиту священнобезмолвствующих» св. Григория Паламы, а именно - его размышлений о Христе: «Почему это Он не разъяснил нам аналогии фигу­ ры, количества, непостоянные отсто­ яния и схождения планет и не разре­ шил загадок природы, чтобы изгнать из наших душ мрак незнания? Что же он и в ученики-то призвал рыба­ ков, неграмотных, простых поселян, да еще и для того, «чтобы посрамить внешних мудрецов», как говорит Па­ вел». Отсюда нетрудно вывести умо­ заключение: единственный верный путь Богопознания — путь «умной молитвы» и мистической интуиции. При этом совершенно не учитывают­ ся исторический контекст, в котором проходила земная жизнь Спасителя, и конкретная религиозная ситуация, в которой пребывали исихасты. Я не ставлю под сомнение такой духовный феномен, как мистичес­ кая интуиция. Но ее трудно облечь в слова и сделать достоянием мно­ гих. Сегодня практика Богопознания «простых поселян» вряд ли поможет аутентично донести весть о Христе до большинства наших рациональных, прагматичных, отчужденных от Бога и от своей сущности современников. Сошлюсь на один эпизод из истории литературы и философии. В 1878 году Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев ездили в Оптину Пустынь и встреча­ лись там со старцами. На Достоевско­ го встреча произвела ошеломляющее впечатление и запечатлелась в образе старца Зосимы из «Братьев Карама­ зовых». На Соловьева поездка особо­ го впечатления не произвела и нигде не отразилась. Откуда такой разрыв в восприятии? Да просто писатель и философ смотрели на иноков разны­ ми глазами. Достоевский видел перед собой людей, осененных благодатью, стяжавших мир в сердце своем. А кого увидел Владимир Соловь­ ев? Полагаю, что простых старич­ ков, счастливых и безмятежных. Но такими же счастливыми и безмя­ тежными бывают дети и юродивые. У философа был иной путь Бого­ познания, отвергаемый официаль­ ной Церковью. И все же, несмотря на груз платонизма и гностицизма в теоретических построениях, несмот­ ря на конфессиональные метания и мистико-оккультный визионерский опыт, Владимир Соловьев в душе ос­ тавался православным человеком. Он любил Бога, мир и людей, был мило­ сердным и бескорыстным, вел почти аскетическую жизнь. Его переход в католичество являл собой не только дань экуменической идее, но и про- тестную реакцию. Ведь обер-проку- рор Святейшего Синода К. П. Побе­ доносцев называл философию Со­ ловьева «б...словием». И русский по ментальности своей мыслитель ока­ зался потерянным для Православ­ ной Церкви. Развитие мира и человека идет по линии усложнения и ожесточения. В современной России все меньше лю­ дей с отзывчивостью души Достоев­ ского и все больше —со складом ума Соловьева. В такой духовной ситуа­ ции отец Андрей Кураев делает ве­ ликое дело —своими книгами и вы­ ступлениями он спасает для Русской Церкви тот круг интеллигенции, ко­ торому грозит участь не-встречи с Православием. Мне было приятно видеть на лек­ циях отца Андрея некоторых своих коллег по Мурманскому отделению Российского философского обще­ ства. Одна из постоянных тем, об­ суждаемых на наших заседаниях в педагогическом университете, ка­ сается проблематики целостности и фрагментарности. Но стремление к гармонии и единству мира пока не приводит мурманских преподавате­ лей философии, за редким исклю­ чением, в Церковь. Они не могут принять резкого расхождения между уровнем должного и уровнем сущего в духовной сфере, между евангель­ ской этикой и бытовым поведением некоторых священников. Отец Анд­ рей тонко и остроумно смягчает эту оппозицию в своих лекциях и совер­ шенно блестяще показывает ее несу­ щественность в книге «Неамерикан­ ский миссионер». Рекомендую об­ ратить внимание на изложение но­ веллы из «Декамерона» Д. Боккаччо —очень укрепляет в вере. Для студентов-теологов МГТУ за­ дача укрепления в вере не стоит столь остро. Многие из них принадлежат к верующим семьям и уже давно идут по пути воцерковления. С позиций своего духовного опыта они понима­ ют, что главное в Церкви —Таинства. Конечно, как социальный институт, Церковь отражает пороки общества, но это пустяки по сравнению с теми благодатными дарами, которые не­ сет нам Православие. На занятиях по истории РПЦ мы со студентами размышляли о мис­ сионерской деятельности среди ло­ парей прп. Трифона Печенгского, о виртуозной миссионерской технике иезуитов, но романтический пафос миссионерского подвижничества те­ ологи по-настоящему почувствовали на встречах с отцом Андреем. Это очень важно. Ведь не ради личного спасения ребята выбрали богослов­ скую стезю (пока еще идея спасения не вышла для них на первый план), а ради служения во Славу Божию. И как им теперь стало ясно, такое слу­ жение придает жизни динамику, яр­ кость и драматизм. Вот жизненная стратегия, которая снимает проблему эстетической тео­ дицеи. На данном вопросе останов­ люсь более подробно, потому что в контексте Мурманской области эс­ тетическая теодицея провоцирует достаточно распространенные пове­ денческие модели. Их логика проста: добро слишком скучно, пресно, од­ нообразно; зло привлекательно сво­ ей остротой, новизной, непредска­ зуемостью. Отсюда следуют допус­ тимость и оправданность греха как инструмента эстетизации жизни. Подобные умонастроения укоре­ нены в ментальности творческой элиты. Вспомним поэтическую де­ кларацию В. Я. Брюсова:»Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья. И Господа, и дьявола хочу прославить я». Кощунственный радикализм этих строк не стоит объяснять одной лишь моральной двусмысленностью Серебряного века. Во все времена для творческих личностей представ­ ление о свободе было связано с вы­ ходом за рамки этических норм. Да­ же «Божественную комедию» Данте можно рассматривать как превра­ щенную форму эстетической теоди­ цеи: самой яркой и динамичной ее частью является «Ад», самой скуч­ ной и морализаторской — «Рай». А в жизненной трагедии Н. В. Гоголя нетрудно увидеть доказательство в пользу эстетической теодицеи «ме­ тодом от противного»: отрекся чело­ век от творчества, от всего мирского —и уморил себя голодом в Великий пост. К счастью, в нашей области, где культурная ситуация во многом оп­ ределяется патриотической деятель­ ностью Мурманского отделения Со­ юза писателей России, творческая интеллигенция в большинстве своем не склонна к эстетизации зла. Но я бы выделила две категории, подвер­ женные опасному искусу: люди экс­ тремальных профессий и молодежь. (Продолжение на стр. 7) Диакон Андрей Кураев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz