Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.
8 № 11 , ноябрь 2005 4 ІУ гі - i t ^У-МИ«И0Н^СК4Я ПйіБ0(ЛІБН4Я Г43(Т4 В церковных кругах не утихают споры о гомеопа тии, однако однозначного ответа нет. Что может ответить священник, у которого прихожане просят благословения на гомеопатический курс лечения? Оказывает ли гомеопатия сверхъестественное, ду ховное воздействие и, в случае утвердительного от вета, - какой оно природы? Противники гомеопатии, как правило, уверяют, что ее принципы («подобное исцеляется подобным», использование лекарственного компонента в нич тожно малых дозах, особый с п о с о б приготовления препаратов путем многократного встряхивания и перемешивания) содерж а т иррациональные эле менты, что предполагает некое метафизическое воздействие. Нередко гомеопатические п р е п а р а ты объявляют даж е «идоложертвенными», так как они «сею т‘мистическое поклонение духу л е ка р с тва» и даже «размывают сознание». Иные обвиняют гомеопатов в порочных связях с астрологией, о к культизмом, агни-йогой, и даже в манипуляции ко с мическими энергиями.,. Взгляд «неврача» на гомеопатию и историю ее распространения в России О феноменальном и поистине чудесном явлении в медицине, которое именует ся гомеопатия, известно всякому гра мотному человеку, но лишь немногим из нас ѵ.мл бы в общих чертах известны история ее возникновения и принципы действия. Весьма прискорбно, что не которые люди в корыстных целях спе кулируют на этой неосведомленности, распространяя о гомеопатии различ ные кривотолки. Слово «гомеопатия» происходит от двух і реческих слов, которые означа ют «подобный» и «болезнь», т.е. подоб ная болезнь. Врач-гомеопат предлагает пациенту ничтожно малую дозу тако го вещества, которое в больших дозах вызывает патологические явления, по добные симптоматике наблюдаемой болезни. Вот только несколько при меров. Репчатый лук как еда вызывает жжение слизистой, слезотечение и чи хание, а в виде гомеопатического пре парата (цепа) помогает при простудных заболеваниях. Иод, раздражающий ды хательные пути, в малых дозах (йодум) благотворно действует при бронхитах. Сера, при длительном воздействии на кожу приводящая к дерматиту, в гомео патическом применении (сульфур), на оборот, излечивает различные кожные заболевания. Основополагающий принцип гомео патии, «подобное лечится подобным», был подмечен еще в древности. Одна ко честь разработки гомеопатической терапии принадлежит немецкому вра чу, профессору Лейпцигского универ ситета Христиану Фридриху Самюэлю Ганемануу (1755-1833). Он испытывал на себе и своих студентах-добровольцах различные вещества: ртуть, дигиталис, стрихнин, мышьяк. Начало этим изыс каниям было положено в 1790 г., когда Самюэль Ганеманн предпринял знаме нитый эксперимент с хиной (перуан ская кора), принимая ее по 4 драхмы дважды в день. Результат исследования оказался парадоксально удивительным: перуанская кора, вызывавшая парак- сизм озноба и жар, излечила параксизм озноба и жара. Самоотверженный труд по изучению свойств лекарственных веществ про должался в течение почти 50 лет. Замечательным плодом колоссаль ной научной деятельности Самюэля Га- неманна стали составленные им шесть томов «Чистого лекарствоведения», в которых он с немецкой педантичнос тью описывает лечебные свойства око ло сотни испытанных им веществ. Этот шеститомник считается кодексом го меопатического лекарствоведения. Вторым основополагающим принци пом гомеопатии является завет древ негреческого врача Гиппократа: «Лечи больного, а не его болезнь». Таким об разом, гомеопатия — это строго инди видуальное и комплексное лечение, учитывающее одновременно все пато логические ощущения данного больно го. Для врача-гомеопата всякий паци ент —это отдельная история и особый случай: больному предлагается группа лекарственных препаратов, которая со ответствует только его букету болезней. В этом смысле гомеопатию можно упо добить шахматной игре, обладающей великим множеством возможных ком бинаций. Гомеопатические препараты выпус каются в виде крупинок, жидкости и порошка, изготовляемых из натураль ного сырья: растений, животных и ми нералов. Крупинки производятся из молочного сахара и потому обладают весьма приятным вкусом. Всякая из них несет в себе каплю лекарственного раствора, вобравшего в себя целебные свойства соответствующего природно го компонента. Эти препараты изготов ляются в специальных промышленных фармацевтических лабораториях. Одним из добрых вестников нового метода лечения был Карл Берхард Три- ниус, племянник основателя гомеоте рапии. В 1809 г. он приехал в Россию в качестве домашнего врача герцоги ни Вюртембергской. Будучи ботани ком, он получил известность как автор трактата о систематике и морфологии лекарственных растений, произрастав ших в окрестностях обеих столиц Рос сийской империи, и стал впоследствии академиком Петербургской Академии Наук. В 1824 г. он был произведен в лей- бмедики царской семьи, став в России первым врачом, провозгласившим себя открыто гомеопатом. Данное обстоя тельство, а также тот факт, что Триниус преподавал естественную историю на следнику престола, будущему Государю Александру II, сыграли в судьбе гомео патии особую роль: он ревностно про пагандировал новый терапевтический метод среди представителей царствую щего дома и вельмож. Благодаря этому члены Августейшей фамилии благо склонно отнеслись к гомеотерапии и стали ей покровительствовать. В правление Николая I, который ни когда не отправлялся в путь без гане- манновских лекарств, в Петербурге и Москве открылись первые гомеопати ческие аптеки, деятельность которых регламентировалась Высочайшим ука зом от 26 сентября 1833 г. Данный указ является важной вехой в истории рус ской гомеопатии. Первоначально отечественная го меопатия выступала как домашняя медицина. Многие состоятельные лю ди выписывали для себя из-за грани цы врачей-гомеопатов. В этот период появляются первые русские перево ды иностранных трактатов по данно му вопросу. Во второй половине XIX века интерес к терапии по принципу подобия резко возрос, и число гомео патических аптек значительно увели чилось. Во многих городах Империи: Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Перми —по явились гомеопатические общества, популяризировавшие новый метод и оказывавшие помощь страждущим. В 1892 г. на Невском проспекте северной столицы состоялось торжественное от крытие гомеопатической лечебницы и аптеки, при освящении которой св. Иоанн Кронштадтский произнес сло во, ставшее благословением для всех врачей-гомеопатов: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божествен ная премудрость не нашла более верно го средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подоб ного подобным...». Из воспоминаний Екатерины Духониной, духовной до чери святого пастыря, узнаем, что пра ведник благословлял ее лечиться го меопатией. Во многом отечественная гомеопатия обязана своей популярностью Русской Православной Церкви. Ее поддержи вали такие святые, как евтт. Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), ещмч. Серафим (Чичагов) и прп. Се рафим Вырицкий. В житии святителя . Игнатия обретаем удивительное сви детельство: «С 9-ти часов принимался за дела или выходил к литургии или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовав шихся от Владыки медикаментами (го меопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников запи сывал имена их в книгу, лета и род бо лезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывалась нужной. Ле чение шло успешно, но через три года было прекращено по причине много людного стечения больных, нарушав ших уединение святителя». Благодаря абсолютной безопасности ганеманновской терапии сельское ду ховенство широко использовало ее в лечении своей паствы. Из сообщений Алтайской духовной миссии известно, что православные миссионеры удивля ли гомеопатическим врачеванием да же языческих лам, гордящихся своим лечебным искусством. Архиепископ Иркутский Парфений (Попов) благо словлял своих клириков использовать прославленный метод, являющийся чудом Божественного человеколюбия. В жизнеописании оптинского старца Иосифа читаем: «Это было в феврале 1909 года, когда Батюшку постигла тре тья опасная болезнь, настолько серьез ная и мучительная, что выписан был из Москвы доктор. И на этот раз москов ский доктор удивлялся хорошему со стоянию Батюшкиного сердца в такие преклонные лета. Батюшка мне после сам говорил, что это от того, что он смолоду никогда не пил вина и не при нимал никаких лекарств, кроме гомео патии». Неоценимый вклад в развитие русской терапии по принципу подобия внес основатель киевской гомеопати ческой школы Демьян Попов, бывший лечащим врачом Святейшего Патриар ха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). В Свято-Троицкой Се ргиевой Лавре уже несколько лет дейс твует центр врачей-гомеопатов. Один из духоносных старцев нашего време ни архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Свято-Успенского Печер ского монастыря, благословляет сво их духовных чад лечить и врачеваться гомеопатией. Известно, что духовный сын преподобного Серафима Выриц- кого, профессор медицины С.С. Фа ворский был замечательным практи кующим врачом-гомеопатом. Такую же медицинскую специализацию имел и знаменитый регент Елоховского Бо гоявленского собора Виктор Степано вич Комаров, сподвижник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Глубокая благодарность сотен тысяч людей, спасенных гомеопатией от тяж ких недугов, увековечена в изваянии Самюэля Ганеманна, воздвигнутом на площади в городе Лейпциге. Кандидат богословских наук К Михаил ЕФИМОВ ■пнші: - .ж® Уішшяетшнт жа set Газета зарегистрирована и Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Заказ № 4923. Тираж 7.000 экз. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Редактор иерей Димитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. Христиан Фридрих Самуил Ганеманн (1755-1843)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz