Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.

8 № 11 , ноябрь 2005 4 ІУ гі - i t ^У-МИ«И0Н^СК4Я ПйіБ0(ЛІБН4Я Г43(Т4 В церковных кругах не утихают споры о гомеопа­ тии, однако однозначного ответа нет. Что может ответить священник, у которого прихожане просят благословения на гомеопатический курс лечения? Оказывает ли гомеопатия сверхъестественное, ду­ ховное воздействие и, в случае утвердительного от­ вета, - какой оно природы? Противники гомеопатии, как правило, уверяют, что ее принципы («подобное исцеляется подобным», использование лекарственного компонента в нич­ тожно малых дозах, особый с п о с о б приготовления препаратов путем многократного встряхивания и перемешивания) содерж а т иррациональные эле­ менты, что предполагает некое метафизическое воздействие. Нередко гомеопатические п р е п а р а ­ ты объявляют даж е «идоложертвенными», так как они «сею т‘мистическое поклонение духу л е ка р с ­ тва» и даже «размывают сознание». Иные обвиняют гомеопатов в порочных связях с астрологией, о к­ культизмом, агни-йогой, и даже в манипуляции ко с ­ мическими энергиями.,. Взгляд «неврача» на гомеопатию и историю ее распространения в России О феноменальном и поистине чудесном явлении в медицине, которое именует­ ся гомеопатия, известно всякому гра­ мотному человеку, но лишь немногим из нас ѵ.мл бы в общих чертах известны история ее возникновения и принципы действия. Весьма прискорбно, что не­ которые люди в корыстных целях спе­ кулируют на этой неосведомленности, распространяя о гомеопатии различ­ ные кривотолки. Слово «гомеопатия» происходит от двух і реческих слов, которые означа­ ют «подобный» и «болезнь», т.е. подоб­ ная болезнь. Врач-гомеопат предлагает пациенту ничтожно малую дозу тако­ го вещества, которое в больших дозах вызывает патологические явления, по­ добные симптоматике наблюдаемой болезни. Вот только несколько при­ меров. Репчатый лук как еда вызывает жжение слизистой, слезотечение и чи­ хание, а в виде гомеопатического пре­ парата (цепа) помогает при простудных заболеваниях. Иод, раздражающий ды­ хательные пути, в малых дозах (йодум) благотворно действует при бронхитах. Сера, при длительном воздействии на кожу приводящая к дерматиту, в гомео­ патическом применении (сульфур), на­ оборот, излечивает различные кожные заболевания. Основополагающий принцип гомео­ патии, «подобное лечится подобным», был подмечен еще в древности. Одна­ ко честь разработки гомеопатической терапии принадлежит немецкому вра­ чу, профессору Лейпцигского универ­ ситета Христиану Фридриху Самюэлю Ганемануу (1755-1833). Он испытывал на себе и своих студентах-добровольцах различные вещества: ртуть, дигиталис, стрихнин, мышьяк. Начало этим изыс­ каниям было положено в 1790 г., когда Самюэль Ганеманн предпринял знаме­ нитый эксперимент с хиной (перуан­ ская кора), принимая ее по 4 драхмы дважды в день. Результат исследования оказался парадоксально удивительным: перуанская кора, вызывавшая парак- сизм озноба и жар, излечила параксизм озноба и жара. Самоотверженный труд по изучению свойств лекарственных веществ про­ должался в течение почти 50 лет. Замечательным плодом колоссаль­ ной научной деятельности Самюэля Га- неманна стали составленные им шесть томов «Чистого лекарствоведения», в которых он с немецкой педантичнос­ тью описывает лечебные свойства око­ ло сотни испытанных им веществ. Этот шеститомник считается кодексом го­ меопатического лекарствоведения. Вторым основополагающим принци­ пом гомеопатии является завет древ­ негреческого врача Гиппократа: «Лечи больного, а не его болезнь». Таким об­ разом, гомеопатия — это строго инди­ видуальное и комплексное лечение, учитывающее одновременно все пато­ логические ощущения данного больно­ го. Для врача-гомеопата всякий паци­ ент —это отдельная история и особый случай: больному предлагается группа лекарственных препаратов, которая со­ ответствует только его букету болезней. В этом смысле гомеопатию можно упо­ добить шахматной игре, обладающей великим множеством возможных ком­ бинаций. Гомеопатические препараты выпус­ каются в виде крупинок, жидкости и порошка, изготовляемых из натураль­ ного сырья: растений, животных и ми­ нералов. Крупинки производятся из молочного сахара и потому обладают весьма приятным вкусом. Всякая из них несет в себе каплю лекарственного раствора, вобравшего в себя целебные свойства соответствующего природно­ го компонента. Эти препараты изготов­ ляются в специальных промышленных фармацевтических лабораториях. Одним из добрых вестников нового метода лечения был Карл Берхард Три- ниус, племянник основателя гомеоте­ рапии. В 1809 г. он приехал в Россию в качестве домашнего врача герцоги­ ни Вюртембергской. Будучи ботани­ ком, он получил известность как автор трактата о систематике и морфологии лекарственных растений, произрастав­ ших в окрестностях обеих столиц Рос­ сийской империи, и стал впоследствии академиком Петербургской Академии Наук. В 1824 г. он был произведен в лей- бмедики царской семьи, став в России первым врачом, провозгласившим себя открыто гомеопатом. Данное обстоя­ тельство, а также тот факт, что Триниус преподавал естественную историю на­ следнику престола, будущему Государю Александру II, сыграли в судьбе гомео­ патии особую роль: он ревностно про­ пагандировал новый терапевтический метод среди представителей царствую­ щего дома и вельмож. Благодаря этому члены Августейшей фамилии благо­ склонно отнеслись к гомеотерапии и стали ей покровительствовать. В правление Николая I, который ни­ когда не отправлялся в путь без гане- манновских лекарств, в Петербурге и Москве открылись первые гомеопати­ ческие аптеки, деятельность которых регламентировалась Высочайшим ука­ зом от 26 сентября 1833 г. Данный указ является важной вехой в истории рус­ ской гомеопатии. Первоначально отечественная го­ меопатия выступала как домашняя медицина. Многие состоятельные лю­ ди выписывали для себя из-за грани­ цы врачей-гомеопатов. В этот период появляются первые русские перево­ ды иностранных трактатов по данно­ му вопросу. Во второй половине XIX века интерес к терапии по принципу подобия резко возрос, и число гомео­ патических аптек значительно увели­ чилось. Во многих городах Империи: Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Перми —по­ явились гомеопатические общества, популяризировавшие новый метод и оказывавшие помощь страждущим. В 1892 г. на Невском проспекте северной столицы состоялось торжественное от­ крытие гомеопатической лечебницы и аптеки, при освящении которой св. Иоанн Кронштадтский произнес сло­ во, ставшее благословением для всех врачей-гомеопатов: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божествен­ ная премудрость не нашла более верно­ го средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подоб­ ного подобным...». Из воспоминаний Екатерины Духониной, духовной до­ чери святого пастыря, узнаем, что пра­ ведник благословлял ее лечиться го­ меопатией. Во многом отечественная гомеопатия обязана своей популярностью Русской Православной Церкви. Ее поддержи­ вали такие святые, как евтт. Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), ещмч. Серафим (Чичагов) и прп. Се­ рафим Вырицкий. В житии святителя . Игнатия обретаем удивительное сви­ детельство: «С 9-ти часов принимался за дела или выходил к литургии или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовав­ шихся от Владыки медикаментами (го­ меопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников запи­ сывал имена их в книгу, лета и род бо­ лезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывалась нужной. Ле­ чение шло успешно, но через три года было прекращено по причине много­ людного стечения больных, нарушав­ ших уединение святителя». Благодаря абсолютной безопасности ганеманновской терапии сельское ду­ ховенство широко использовало ее в лечении своей паствы. Из сообщений Алтайской духовной миссии известно, что православные миссионеры удивля­ ли гомеопатическим врачеванием да­ же языческих лам, гордящихся своим лечебным искусством. Архиепископ Иркутский Парфений (Попов) благо­ словлял своих клириков использовать прославленный метод, являющийся чудом Божественного человеколюбия. В жизнеописании оптинского старца Иосифа читаем: «Это было в феврале 1909 года, когда Батюшку постигла тре­ тья опасная болезнь, настолько серьез­ ная и мучительная, что выписан был из Москвы доктор. И на этот раз москов­ ский доктор удивлялся хорошему со­ стоянию Батюшкиного сердца в такие преклонные лета. Батюшка мне после сам говорил, что это от того, что он смолоду никогда не пил вина и не при­ нимал никаких лекарств, кроме гомео­ патии». Неоценимый вклад в развитие русской терапии по принципу подобия внес основатель киевской гомеопати­ ческой школы Демьян Попов, бывший лечащим врачом Святейшего Патриар­ ха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). В Свято-Троицкой Се­ ргиевой Лавре уже несколько лет дейс­ твует центр врачей-гомеопатов. Один из духоносных старцев нашего време­ ни архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Свято-Успенского Печер­ ского монастыря, благословляет сво­ их духовных чад лечить и врачеваться гомеопатией. Известно, что духовный сын преподобного Серафима Выриц- кого, профессор медицины С.С. Фа­ ворский был замечательным практи­ кующим врачом-гомеопатом. Такую же медицинскую специализацию имел и знаменитый регент Елоховского Бо­ гоявленского собора Виктор Степано­ вич Комаров, сподвижник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Глубокая благодарность сотен тысяч людей, спасенных гомеопатией от тяж­ ких недугов, увековечена в изваянии Самюэля Ганеманна, воздвигнутом на площади в городе Лейпциге. Кандидат богословских наук К Михаил ЕФИМОВ ■пнші: - .ж® Уішшяетшнт жа set Газета зарегистрирована и Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Заказ № 4923. Тираж 7.000 экз. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Редактор иерей Димитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. Христиан Фридрих Самуил Ганеманн (1755-1843)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz