Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.

Яш н о нш кд я ГШІКОШ&Н4Я м 3 № 11 , ноябрь 20 0 5 Приглашаем к дйскѵ ссии Можно ли верить «Коду да Винчи» Эта книга многомиллионными ти­ ражами разошлась по нашей стране и всему миру! Однако следует вер­ нуться к некоторым идеям эзоте­ рического романа-триллера Дэна Брауна. В нем, в частности, расска­ зывается, что Иисус Христос был мужем Марии Магдалины и стал основателем династии Меровингов. Роман захватывает читателя описа­ нием преступлений, тайных заго­ воров, интеллектуальными играми и загадками. Во вступлении автор пытается замести следы, уверяя чи­ тателя, будто «в книге представлены точные описания произведений ис­ кусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов». Однако отде­ льные утверждения автора вызвали беспокойства большого числа пра­ вославно верующих христиан. Что содержится в рукописях Мерт­ вого моря и Наг-Хаммади? Эти рукописи были обнаружены в 1947 году недалеко от Кумрана. В них содержатся три рода письмен­ ных памятников: 1. Все книги Свя­ щенного писания Ветхого Завета (за исключением книги Есфири), в том числе, например, была обнару­ жена древнейшая на сегодняшний день рукопись книги пророка Иса­ йи. 2. Толкования на книги Библии, псалмы и сборники песнопений. 3. Тексты, которые регламентирова­ ли жизнь общины ессеев, живших в Кумране. Все они расшифрованы и изданы с переводами на современные языки, в Европе их можно купить в любом книжном магазине. В Кумранских рукописях ни словом не упомина­ ются ни Господь наш, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел. За­ то в них мы находим исключительно интересные сведения о жизни иуде­ ев —современников Иисуса Христа. Но прямо они никакого отношения к Новому Завету не имеют: прос­ то-напросто это было написано не христианами и не для христиан. Кстати, существуют более древнее памятники собственно христианс­ кой письменности. В тот день, когда два крестья­ нина из Верхнего Египта обнару­ жили в глиняном сосуде рукописи Наг-Хаммади, значительно расши­ рились наши познания относитель­ но гностицизма, который представ- К н и г а Дэн Браун ляет собой разнородное по своему составу религиозное течение. (Гнос­ тики, в частности, утверждали, что мир сотворен злым; они отвергали книги Ветхого Завета и веру в воп­ лощение Сына Божия; они утверж­ дают, что лишь посвященным дано знать тайные истины о Боге, челове­ ке и мироздании). Никому и в голову не прихо­ дило сделать секрет из находок в Наг-Хаммади, все эти тексты были изданы и сейчас доступны широкому кругу читателей. Они также не имеют ни малейшего отношения к Еванге­ лию. Гностические «евангелия» не только не историчны, а скорее ан­ тиисторичны. Они были составлены несколько поколений после Иисуса Христа и уже поэтому нелепо было бы ждать от них непосредственного или «тайного» знания о событиях, описываемых в Евангелии. «Код да Винчи» упоминает три таких «еван­ гелия»: Евангелие от Фомы. Известно в пе­ реводе с древнегреческого на копт­ ский язык, который был выполнен примерно в 400 г. Его греческий ори­ гинал специалисты датируют 150 г. Оно претендует на некую историч­ ность, но в сущности представляет собой собрание заклинаний, изре­ чений и притч (в частности, притча о сеятеле, о горчичном зерне, невер­ ном управителе, потерянной овце и некоторые изречения из Нагорной проповеди), которые отмечены силь­ нейшим влиянием гностицизма. Евангелие от Филиппа. Этот текст также был найден в Наг-Хаммади. В нем мы находим некоторые рече­ ния и эпизоды из жизни Иисуса. Оно могло быть составлено во второй по­ ловине III в. Именно на этом еванге­ лии основывается «Код да Винчи», утверждая, что Мария Магдалина была «спутницей жизни» Иисуса. Евангелие от Марии, которое упо­ минает Дэн Браун, также относится к гностическим. Его греческий ориги­ нал датируют II веком. «Согласно всем этим изначаль­ ным Евангелиям Христос давал указания о том, как строить Цер­ ковь вовсе не Петру, а Марии Маг­ далине», —утверждает автор «Кода да Винчи». Имеются ли другие свидетельства, будто Иисус Христос был женат? Мария Магдалина упоминает­ ся несколько раз в Евангелии. Она происходила из города Магдала, расположенного на восточном по­ бережье Галилейского моря. Но да­ же в гностических евангелиях нет и намека на брачные узы, и уже тем более в них ничего не говорится об их потомках. Заметим интересную деталь. Тог­ да как «Код да Винчи» внушает чи­ тателю, что эти евангелия являются более древними, а следовательно, более достоверными, чем Новый завет, евангелие от Филиппа содер­ жит в себе фрагменты новозаветных текстов. Для филолога это является бесспорным доказательством того, что евангелие от Филиппа было со­ ставлено после Нового завета, а не наоборот. А правда, что император Констан­ тин фальсифицировал Библию? Немыслимо утверждать, будто бы «Библия, как мы теперь знаем, была составлена из различных источников язычником, римским императором Константином Великим». Импера­ тор Константин вообще не имеет никакого отношения к составле­ нию канона Писаний — он сло­ жился уже к IV веку. Гностические евангелия никогда в истории Цер­ кви не фигурировали в составе ка­ нонических книг. Они опоздали с возникновением, по крайней мере, на сто лет, чтобы быть действитель­ но евангелиями от Фомы, Филиппа или Марии Магдалины. Маркион, один из самых выдающихся гнос­ тиков II века, не упоминает их в пе­ речне канонических книг, признан­ ных всей Церковью, зато он пере­ числяет практически все книги, которые составляют современный канон Священного писания. Это может служить решающим доказа­ тельством того, что так называемых «гностических евангелий» в ту пору попросту еще не существовало! «Код да Винчи» —превосходный роман, однако читателей, жажду­ щих подлинных познаний в облас­ ти христианства и Библии, ожидает разочарование: роман компилирует самые невообразимые фантазии, которые только можно услышать в эзотерических кругах. ИерейДмитрий СИЗОНЕНКО «Древний Патерик» Нередко представления охристиан- стве, почерпнутые из популярных (и даже специальных) источников в виде общих схем и сухих фор­ мулировок, имеют к настояще­ му христианству примерно такое же отношение, как карта морс­ кого побережья — к самому мо­ рю. «Древний Патерик» - книга, которая для многих поколений христиан на протяжении полуто­ ра тысяч лет была и остается ок­ ном в тот особый мир, где слова и схемы христианства обретают плоть и кровь, становятся жизнью. Сам жанр патерика подразумева­ ет тематическое собрание кратких назидательных историй или изре­ чений отцов, подвизавшихся в пус­ тынных монастырях и отшельни­ ческих кельях. В преломлении их опыта свидетельство христианской веры звучит с особой силой. Книга равно полезна и для мирян, и для монахов, и для опытных христиан, и для тех, кто еще только делает первые шаги в вере. «Луг Духовный» блаженного Иоанна Мосха Еще одна излюбленная книга православного читателя, интерес к которой не ослабевает на протя­ жении четырнадцати веков. Она явилась плодом особого подвига автора — блаженного Иоанна Мосха, который вместе со своим другом святым Софронием, бу­ дущим патриархом Иерусалим­ ским, отправился в путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта, а также посетил Синай, Кипр, Константинополь и, на­ конец, Рим. Целью было узнать и записать из уст непосредственных очевидцев и подвижников свиде­ тельства о чудесах и духовных под­ вигах. Название сочинения сам автор объяснил так: «Что может быть приятнее зрелища, которое представляет весенний луг, укра­ шенный цветами? В этой книге ты найдешь добродетели святых му­ жей, просиявших в наше время... Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел венок и подношу его тебе, верней­ шее чадо, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я на­ звал Лугом: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благо­ ухание и пользу». , >. г . .«’ » < *'4.^ г : ы - н Л л ■ гН □ -- ьл *” •.'" ■ Ж у р н а л Журнал Путеводитель Подписка Литфонд English Отзывы ХОТИТЕ РАБОТАТЬ В Ф О М Е ? ЯГКІВДЯШС Т.мы сайта: " п -------- равославныи интернет Центр общения православных и сомневающихся Появившись в 1990-х годах, молодежный журнал «Фома» сразу стал центром об­ щения между верующими и теми, кто по­ ка ищет свою дорогу к храму. Именно та­ кое общение составляет главную особен­ ность интернет-сайта журнала «Фома» http: / / www.fomacenter. ru. На сайте «Фомы» представлен архив всех материалов журнала за последние годы, ко­ торый постоянно пополняется новыми ма­ териалами. Материалы нового номера вы­ кладываются на сайте еще до того, как вый­ дет очередная «бумажная» версия журнала. Посетители могут оценить каждую статью по пятибалльной системе, задать вопросы, обсудить ее с другими посетителями сайта. Таким образом, вы вступаете в полемику и становитесь полноправным автором жур­ нала. А если Вы захотите задать вопрос, вам поможет раздел «Задай вопрос Фоме». На них компетентно отвечают православные священники и журналисты. Такая интерак­ тивность делает «православный журнал для сомневающихся» еще более интересным и по-настоящему полезным.Помещаются ма­ териалы встреч, дискуссий, которые регу­ лярно проходят в редакции журнала. Право­ славная молодежь действительно существует и живет активной жизнью. Будем надеяться, что деятельность этого единственного в сво­ ем роде журнала будет приносить все новые и новые плоды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz