Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.
нояе|ь 2005 \ Щ Д Р І Й ^ & О М Д К Н І Я T i 3 t T i кяяеидлгк 4.12.05 Неделя 24-я по Пятидесятнице Ак 12, 16-21 Притча о безумном богаче 11.12.05 Неделя 25-я по Пятидесятнице Ак 13, 10-17 Исцеление согбен ной женщины в день Субботы 18.12.05 Неделя 26-я по Пятидесятнице Ак 17„ 12-19 Исцеление десяти прокаженных 25.12.05 Неделя 27-я по Пятидесятнице Ак 14, 16-24 Притча о званьпс на пир и избранных много добра на многая лета». Для не го и время как бы остановилось: «От дыхай, ешь, пей, веселись». В книге Премудрости Господь уже предупреждал народ Божий от по добного отношения к богатствам. «Иной делается богатым... и говорит: «Я нашел покой и теперь наслажда юсь моими благами». И не знает он, сколько пройдет времени до того, когда он оставит их другим и умрет. Твердо стой в завете твоем и пребы- Поитчл о кез&лінолі когдче Дорогие братья и сестры, прежде чем, причаститься Святых Тайн, и прежде чем принять щедроты Бо жественного милосердия, ненадолго вернемся к тому евангелию, которое мы слышали сегодня утром, к корот кой притче, которую нам передает евангелист Лука. В ней говорится о богатом помещике, решившем раз рушить старые житницы-зернохра нилища для того, чтобы соорудить себе новые, более вместительные. В них он соберет весь урожай, который обеспечит ему, как он надеется, дол гие годы сытого и беспечного сущес твования. Прежде всего, постараемся понять, зачем Господь вообще нам рассказы вает эту притчу. Об этом говорится в предыдущем эпизоде: один человек попросил Его вмешаться в их семей ную тяжбу о наследстве. Законоположение о наследстве в те времена было не менее жестко рег ламентировано, чем в наши дни. И тем не менее, два брата спорят меж ду собой о правах на наследство, ос тавшееся после смерти их отца. Один из них и кричит из толпы. «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разде лил со мною наследство!» Он уверен в собственной правоте и надеется, что раввин выскажется в его поль зу. У нас подобная просьба вызовет разве что удивление. Если этого че ловека интересует не Царствие Бо- жие, а лишь денежные вопросы, что он вообще делать рядом с Иисусом и по какому такому праву пристает со своими семейными проблемами? И все-таки в его вопросе нет ничего странного. Он поступает точно так же, как мы нередко поступаем по отношению к Богу. В молитвах мы говорим Ему о наших заботах и про сим о помощи, но при этом нас не интересует, а чего же все-таки ждет от нас сам Господь. Незнакомый че ловек обращается к нему: «Равви», и Господь действительно имеет право вмешаться как судья в разбиратель стве подобной тяжбы. В чем же состояла проблема. С воп росом к Иисусу обращается, скорее всего, младший брат. Закон предпи сывает разделить наследство на части в соотношении один к трем в пользу старшего сына. Но по сложившемуся обычаю считалось, что братья долж ны сохранять наследство неразде ленным и работать вместе, чтобы тем самым преумножать общее достояние семьи. Скорее всего, старший брат потребовал причитающуюся ему до лю, ссылаясь на предписание Закона, а младший ратует за обычаи предков. Столь деликатную проблему могло решить только вмешательство всеми почитаемого законоучителя. Однако Господь отказывается вме шиваться в это дело, ибо Он при шел в мир не для того, чтобы рас пределять доли наследства. Он при шел, чтобы возвестить миру о том, что приблизилось Царствие Божие. Он пришел и не для того, чтобы обличать богатых. Ведь в одном из псалмов поется: «Если вы собирае те богатства, то не вкладывайте сер дца своего в них». Господь предо стерегает нас от любостяжания, от жажды наживы, от страсти обладать большим, чем это необходимо нам для жизни. Он желает только того, чтобы наши сердца переменились, чтобы мы были свободны от пороч ных страстей. Берегите себя от алчности! Мате риальные блага дают лишь ложное чувство уверенности: вы начинаете мечтать о долгой и беспечной жиз ни, но придет смерть и все пойдет прахом. Почему вы забыли истин ного Творца и Подателя всякого блага? Итак, притча начинается с того, что в некие времена жил-был один богатый человек. Но в той или иной мере каждый из нас бывает таким шнгш ваи в нем и состарься в деле твоем» (Сир 11, 17-20). Иисус говорит о том же самом: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для се бя, а не в Бога богатеет». Итак, братья и сестры, в глазах Ии суса богатства этой жизни восприни маются как благо, как благословение Божие, и в этом отношении каждый из нас весьма богат. Но когда эти бо гатства мы собираем и храним для одних себя, они становятся препятс твием на нашем пути к Богу. Они мо гут отлучить нас от Бога, создателя и подателя всякого блага, они могут отлучить нас от наших ближних и от самих себя. Иисус проводит грань между «со бирать для самого себя» и «богатеть в Бога». Самообогащаться — это присваивать себе дары Божии, да ры, которые мы получили не для то го, чтобы замкнуться в самих себе, а чтобы делиться ими. Всякое бла го, материальное или духовное, нам преподается как дар, чтобы войти в общение с Богом и другими. Как от Луки, гл. XII, стт. 16-21 16Иисус рассказал им притчу-У одного богача очень хорошо уродили поля. 17 «Что мне делать? - думал он. - Мне некуда убрать урожай». 18 И тогда он сказал: «Вот что я сделаю: снесу-ка амбары и выстрою большие, свезу туда все зерно и все остальное добро мое 19 и скажу с е б е :, Теперь у тебя много добра, хватитна долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и наслаждайся жизнью!"» 20 Но Бог ему сказал: «Глупый человек! Сегодня ж е ночью придут по твоюдушу. Кому достанется все то, что ты скопил?» 21 И так случится со всяким, кто копит богатства для себя, а не богатеетдля Бога. (с) Российское Библейское общество, 2003, с изменениями «богачом». Действительно, мы бо гаты уже тем, что живем, жизнь са ма по себе несметное сокровище. Жизнь — это поистине божествен ный дар. В притче говорится, что и земля этого небедного человека принесла обильный урожай, его житницы пе реполнены. В Ветхом Завете, когда у человека «наполнены житницы», это знак Божьего благословения. Эта благодать обещана тем, кто соблюда ет заповеди. Первая мысль, которая приходит на ум: «Это все мое, мое!». «Плоды земли» становятся «моим урожаем». Это изобилие он хочет сохранить для себя одного: разрушает старые житницы, которые Господь напол нил Своими дарами, и строит более вместительные. «Вот тебе, душа моя, это ни парадоксально, дары Божии могут нас отлучить от Бога! Как и бедность, богатство (изобилие) тоже может стать испытанием для нашей веры. Богатство и бедность откры вают, в какую стороны склоняется наше сердце: останемся ли мы верны Богу или воспользуемся Его дарами и забудем о Нем? Неразумный богач мечтает о бла женном покое посреди роскоши и изобилия. Но он забыл, что покой, которого жаждет сама душа, проис ходит не от земного благополучия и праздности! Желание Бога, жажда Бога, которые Творец вложил в наши сердца живет вечно: «Ты сотворил нас для себя и неспокойно сердце наше, пока не упокоится в тебе, Гос поди»! Аминь. ■ Г Иерей Дмитирий СИЗОНЕНКО ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Богатый юноша Один юноша был очень богатым. Часто он слушал, чему учит Господь. И все ему очень нравилось. Однажды он подошел к Спасителю и попросил Его: —Можно я буду Твоим учеником? —Можно, —ответил Господь. — Что же мне нужно сделать? - спросил юноша. —Ты знаешь, что повелел людям Бог? Не обманывать, не брать чужого, никого не обижать, слушаться отца и мать. —С детства я так и живу, —ответил юноша. - Слушаюсь родителей, ни кого не обманываю и не обижаю. Господь обрадовался. Юноша ока зался таким хорошим. —Тебе осталось сделать совсем не много, — сказал Христос. — Пойди, отдай нищим все, что у тебя есть. Дом, деньги, одежду. Отпусти слуг. А потом возвращайся ко Мне. Тогда Я сделаю тебя Своим учеником и будем всегда вместе. Юноша вспомнил свой дом, свою комнату, свои любимые книжки. Ему стало жаль отдавать их нищим. И он отошел от Христа печальный. Это оказалось очень трудно стать Его уче ником! @ Пересказ М. А. Кучерской, 2001 Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее па небесах ... ибо там будет и сердце ваше (Лк 12,34) Быть богатым в глазах Божиих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz