Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.
---------------------------------- ;----------------- -------------------- ---------------------------- с Дінссноне^кдя п ^ ь о с л і в н і я г д з т ________________ № и , н° я ^ ь 2005 У Акт настоящего вандализма совершен этой осенью в Долине Славы: воинское кладбище с захоронениями останков воинов, найденных поисковыми отрядами в течение многих лет, в результате так называемой реконструкции стерто с лица земли. Там, где раньше были могилы, теперь расстилаются безликие газоны с асфальтовыми д о р ож к ам и Как мы отметили 60-летие Победы, или Дважды убитые Каждым месяц в течение трех лет па- ломнмкм из Мурманска и других горо дов ездили поклониться святому месту Кольской земли —Трифонов Печенг ском}' монастырю и могиле преподоб ного Трифона. Каждыіі раз во время поездки они поклонялись еще одной святыне Заполярья —Долине Славы, в которой стоит мемориальный ком плекс памяти павших в годы Великой Отечественной войны, а также воин ское кладбище, на котором предава лись земле те. кто погиб более чем полвека назад. И именно эти простые могилы с обелисками и солдатскими касками, найденными вместе с незахоронен ными останками, трогали до слез и вызывали проникновенную молитву о воинах, которые полегли на поле брани за наше Отечество. Радовало то. что эти останки, найденные в со пках. в лесу благодаря кропотливому труду и энтузиазму поисковых отря дов, наконец обрели упокоение в род ной земле. Здесь были и братские могилы, бы ли и именные. На некоторых из них были фотографии, —значит, нашлись родственники. Люди радовались — восстанавливаются звенья в прерван ной пени поколений —живые молятся за мертвых, а они, в свою очередь, —за живых... Вот только сетовали, что нет крестов на могилах: ведь большинство из погибших были православными. Очень важно и го, что в поисковых работах и при перезахоронении бой - нов участвуют подростки — растет поколение, которое никогда не будет совершать актов вандализма... Если не для нас, то для кого? Nмая этого года мы с друзьями при ехали в Долину Славы на празднич ный митинг, посвященный 60-летию Победы. Вначале пошли на воинское кладбище почтить память павших. Когда мы подошли к монументу Скорбящей Матери, то стали свиде телями того, как какой-то мужчина ножом соскабливает православный крест, наклеенный на поверхность монумента, — к сожалению, единс твенный крест на всем кладбище. Мы попытались вмешаться. —но тщетно. Этот «господин» вел себя доізольно аг рессивно. крест соскоблил и в завер шении изрек: «Этот обелиск ставили мы, п ставили сто не для вас». Потрясение 15 сентябре, совершая паломничес тво в Трифонов Печенгский монас тырь, целый автобус с паломниками, как обычно, заехал в Долину Сла вы. Подойдя к воинскому кладби щу, мы просто остолбенели: вместо могил — пустые газоны, а между ними проложен асфальт... За мону ментом Скорбящей Матери —груда обелисков и надгробий с бывших могил... Что это? Кто посмел? Что проис ходит? В душе поднялось возмуще ние, но вскоре сознание обывателя нашло утешительный ответ. — на верное. сделают, как лучше... Вскоре в «Полярноіі Правде» вы шла статья, которая все прояснила, по местному телевидению был по казан сюжет с участием председа теля областного Совета ветеранов Льва Васильевича Журина: могилы защитников Заполярья стерты с л и па земли авторами и исполнителями проекта реконструкции мемориаль ного комплекса «Долина Славы». Таким образом, воины были уби ты во второй раз. только уже не ф а шистами, а своими. Была убита са ма память о них и об их подвиге. Хотели как лучше... Как рассказал Л. В. Журин, более полутора лет шла борьба с проектом реконструкции мемориала, который изначально предусматривал сравнять с землей могилы на кладбище. На их месте планировалось разбить чуждый «английский газон». Совет ветеранов выступал за сохранение существую щих захоронений, причем это условие было запротоколировано. Тем не менее, проект приведен в исполнение с беспощадностью ас фальтового катка. Когда Лев Васи льевич увидел эту «реконструкцию», схватился за сердце. Самое печаль ное —то, что под асфальтом оказалась часть могил. На данный проект выделена сумма в 30 млн. рублей. Один только пре словутый проект обошелся в пол- миллиона. Немалая часть денег ушла на снос могил и памятников. На по садку деревьев на одном из газонов ушло по 10 тыс. рублей за штуку (это посреди леса-то!). Однако исполните лям этого показалось маловато, и они обелиски, снятые с могил, отправи ли в город Полярный для зачистки и реализации — г. с. на продажу! Горькая ирония в том, что иници а тором реконструкции мемориального комплекса выступил сам Лев Василь евич. Кладбище было в стороне от до роги и оі мемориала, и о нем мало кто знал. Ветеранам это казалось неспра ведливым. и они просили объединить кладбище с мемориалом дорожкой, которая помогла бы пересекать не большой ручей, —вот и все! Как гово рится, хотели как лучше... Поскольку вандализм в нашей стра не по закону подлежит уголовной от ветственности (ст. 244 УК РФ «Над ругательство над телами умерших и местами их захоронения»), коми тет солдатских матерей, в частности Г. А. Хорева, подала жалобу в проку ратуру, которая пока рассматривается. Дать духовную оценку происходя щего мы попросили владыку Симона, архиепископа Мурманского и Монче горского. Горячо и искренне он подде ржал всех, кто возмущен тем, что про исходит в Долине Славы: «Сейчас нужно сделать все, чтобы выйти из создавшегося положения самым достойным образом: восстано вить могилы, построить церковь или как минимум часовню. В Москве на Поклонной горе, например, постро ено два храма, чтобы паломники со священником и просто православные люди своей молитвой всегда подде рживали святость этого места. Мы призваны свято чтить память о погиб ших воинах. Достойная память и мо литва —вот все, что можем и должны мы для них теперь сделать». Почему кто-то решает за всех? Сколько можно нас делить? Церковь отделили от государства, теперь пыта ются отделить Церковь даже от покой ников. Мы —единое целое, и Победа у нас одна на всех. День Победы являет - ся и церковным праздником — Днем поминовения воинов, павших на по ле брани. Воинское кладбище — это святое место. У нас много неявлен ных святых, а по их могилам, возмож но. прошел асфальтовый каток. Все зто — результат выстраивания стены между Церковью и обществом, тем самым создаются идеальные условия для воинствующего атеизма и ванда лизма. Всем миром сойдясь Победа в Великой Отечественной войне — это победа православной России, добытая нашими дедами. На чало войны 22 июня 1941 года —день всех святых, в земле Российской про сиявших. Ее окончание 9 мая 1945 года — день покровителя русского воинства Георгия Победоносца и Свя той Пасхи. Почти в каждой семье есть погибшие в этой воііне. Поэт Константин Симонов, кста ти, находясь в Мурманске осенью 1941 года, после долгого и тяжелого отступления вместе с нашей армией написал такие строки: Деревни, деревни, деревни е погостами... К а к будто на них вея Роееия сошлась, К іік будто .<а каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром с ойдясі', наши нр адеды молятся Ла в Нога не верящих внуков своих. А теперь наши деды и прадеды свер ху смотрят и ждут, когда же мы, всем миром сойдясь, встанем и не нозволим закатать в асфальт отеческие могилы и все, что свято и дорого нашему на род}1. Ё И рина Ііа іИ В Ц Е В Л Когда верстался номер Затронутая в статье проблема после ряда публикаций в все-таки привлекла внимание широкой общественности. 16 ноября в ГДЦ «Меридиан» состоял ся круглый стол «Реконструкция или вандализм», посвященный обсуждению >той проблемы. В нем приняли участие представители власти, правоохрани тельных учреждений, общественных организаций. Мурманской и Мончегорс кой епархии, а также военные. Точка в этой истории пока не поставлена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz